«Бегущий по лезвию 2049»: ответы на вопросы

Пора разобраться, что к чему.

То, что ответов не видно, не значит, что их не было задумано
То, что ответов не видно, не значит, что их не было задумано

Количество людей, теряющихся в догадках о происходящем в фильме, просто зашкаливает. Кто-то считает недосказанность откровенным просчётом ленивых сценаристов, кто-то — соблюдением фирменного стиля Ридли Скотта, ну а кто-то не теряется в догадках и упивается своим видением картины.

Бессовестно отнеся себя к последним, я взял ответственность написать статью, в который собрано немного лора вселенной «Бегущего» и моё видение этого мира. Никакого глубокого анализа в статье нет, просто я понял, что многие ответы разбросаны по фильмам, и кому-то может пригодиться собранная в одном месте информация.

Статья не жалеет несогласных, будьте осторожны!
Статья не жалеет несогласных, будьте осторожны!

Моё мнение — не истина в последней инстанции, но это не значит, что я не буду говорить уверенно. Вы приглашены к дискуссии, и я буду рад внятным опровержениями или интересным вопросам.

Недосказанности в фильмах много, но это не значит, что нет напрямую сказанных вещей. Все свои выводы сопровождаю свидетельствами полученными из двух фильмов-канонов, а так же короткометражек. Ну и немного здравого смысла. Никаких фанатских вики, интервью с мнениями создателей и прочего. За основной источник вопросов и очаг дискуссии я взял текст «Вопросы, которые оставил после себя «Бегущий по лезвию 2049» и комментарии к ней.

«Бегущий по лезвию 2049»: ответы на вопросы

Так кто же такие репликанты?

Выращенные «в пробирке» генно-модифицированные существа. Они полностью человекоподобны, за исключением тех генных модификаций, которые делают их удобными рабами человеческих потребностей — уровень физического развития, интеллекта, продолжительности жизни и прочих параметров.

В оригинальной книге речь шла об андроидах, однако Ридли Скотт решил ещё сильнее стереть различия с человеком и использовал свежую для научной фантастики того времени тему биороботов
В оригинальной книге речь шла об андроидах, однако Ридли Скотт решил ещё сильнее стереть различия с человеком и использовал свежую для научной фантастики того времени тему биороботов

Во второй части факт выращивания репликантов подается на блюдечке, в первой это не так очевидно. На органическую природу в оригинале указывает то, что все показанные в фильме люди, работающие на Тайрелла — изготовитель глаз и Себастьян — «генетические дизайнеры». Также существование изготовителя глаз указывает на то, что собираются репликанты из отдельно созданных биологических частей.

«[Я отвечаю] только за глаза. Только за генетический дизайн»
«[Я отвечаю] только за глаза. Только за генетический дизайн»

Во второй части мы также узнаём, что каждая отдельная «деталь» репликанта помечалась серийным номером. Так герои сиквела распознают репликанта в человеческих, на первый взгляд, останках.

Откуда столько противоречий в сроке жизни репликантов и их разнообразие?

Было создано несколько поколений репликантов. В фильмах фигурируют четыре последних, начиная с «Нексус 6» и заканчивая «Нексус 9». Рассмотрим их подробнее.

«Нексус 6»

В оригинальном фильме Рик Декард охотится именно за моделями шестого поколения. Их характерной чертой является слабые эмоциональное развитие и эмпатия, которые, впрочем, всё же способны расти. Но при этом они наделены силой и ловкостью превосходящими человеческие, что разработчики посчитали весьма опасным сочетанием. Чтобы избежать риска, шестому поколению прошили ограниченный срок жизни — четыре года. Наивные и решительные в поисках ответов представители этого поколения являются одной из основных движущих сил фильма.

Наигранность эмоций и наивность плана по убеждению Себастьяна — один из примеров плохого узкого диапазона эмоций у шестого поколения. Им крупно повезло, что тот не разбирается в людях, и не был настороже
Наигранность эмоций и наивность плана по убеждению Себастьяна — один из примеров плохого узкого диапазона эмоций у шестого поколения. Им крупно повезло, что тот не разбирается в людях, и не был настороже

«Нексус 7» (?)

Сиквел добавил фанатам свидетельств того, что было и седьмое, экспериментальное поколение, напрямую о котором в фильмах не упоминалось. К нему должна принадлежать Рейчел и источник неиссякающих радикальных сомнений — Рик Декард.

В одной из первых сцен оригинального фильма говорится, что Рейчел не просто репликант, она — эксперимент. Её эмоциональный дизайн позволяет ей выдержать тест Войта-Кампфа на протяжении сотни вопросов, против стандартных двадцати-тридцати. Во втором фильме мы узнаём и о том, что она способна к деторождению, но секрет её создания исчез вместе с гибелью Тайрелла. Таким образом, приписать её к шестому поколению нельзя, а восьмое поколение появится позже событий первого фильма.

Что касается самого Декарда, свидетельства «за» и «против» можно рассмотреть в отдельной статье, там достаточно материала. Здесь лишь скажу о том, что в самих фильмах зрителя намеренно оставляют в сомнениях. Изобразить целостного персонажа, не ломая противоречиями сюжет, при этом заставить видеть в нём каждого своё — отличная задумка с превосходной реализацией. В этом плане Рик Декард — истинный «бегущий по лезвию». Образ, дьявольски уверенно бегущий по тонкой границе между человеком и репликантом вот уже два фильма.

Реклама на заднем плане произносит «Индивидуально настраиваемый, генетически спроектированный гуманоид Репликант». И появляется в забавный момент
Реклама на заднем плане произносит «Индивидуально настраиваемый, генетически спроектированный гуманоид Репликант». И появляется в забавный момент

«Нексус 8»

О нём было подробно сказано в одном из короткометражных фильмов, созданных по просьбе Дени Вильнёва к выходу продолжения — Blackout 2022. В сиквеле эта модель представлена как опасное наследие прошлого, за которым и охотится главный герой.

«Серия Nexus 8 была намеренно спроектирована с естественным сроком жизни»
«Серия Nexus 8 была намеренно спроектирована с естественным сроком жизни»

Продлённый срок жизни репликантов вызвал ненависть у человечества. Люди самоорганизовались и, пользуясь единым регистром репликантов, чтобы находить себе жертв, начали повсеместную «охоту на ведьм», кровавые чистки. В результате появилось подпольное Движение Освобождения Репликантов, которое пустило корни во множество структур власти и сумело провести колоссальную диверсию — тот самый «Блэкаут».

Многочисленные ЭМИ ядерных взрывов погрузили мир во тьму, в то время как синхронная атака на дата-центры уничтожила почти всю электронную память человечества. Кстати, именно поэтому, по задумке Вильнёва (en), мы не видим огромного прогресса в технологиях между фильмами.

После этого происшествия правительства мира запретили производство репликантов в любом виде. Представители восьмого поколения растворились среди людей. Как показывает нам сиквел, они живут полную человеческую жизнь, но при этом стареют, как и люди.

«Нексус 9»

Также прозванный фанатами «Уоллес 1» за их радикальные отличия от линейки Нексус. Самое главное отличие — полная кастомизация на вкус и цвет клиента, причём как физических параметров, так и параметров личности. Основные изменения — неспособность ко лжи и послушание — позволили техномагнату Ниандеру Уоллесу убедить власти в отмене запрета.

Первое появление девятых — короткометражка 2036: Nexus Dawn. В самом сиквеле их основные представители — это Кей и Лав. По отличиям в их характерах можно судить о степени свободы в настройке этого поколения.

Забавный факт — этого кадра не было в фильме, только в трейлере. Режиссерская версия, мы ждём твоих откровений!
Забавный факт — этого кадра не было в фильме, только в трейлере. Режиссерская версия, мы ждём твоих откровений!

Теперь перейдем к более спорным вещам.

«Кей не умер, ну вы что!»

Его гибель однозначна по меркам фильма. Фильм трагичен, к чему мы, конечно же, не привыкли, и наши сердца разбиты.

Аргументация следующая, в порядке возрастания убедительности.

Во-первых, обильное кровотечение. Пересматривая фильм, обратите внимание на эту сцену. Если вы не увидите в этой залитой кровью одежде смертельной раны, возможно стоит раздавить пару ваших голографических друзей.

Во-вторых, Лав не зря показана превосходным и точным убийцей. Если вы верите фильмам, где первоклассный хирург способен провести сложнейшую операцию, то поверьте и здесь: первоклассный убийца способен совершить ужасающе точное отложенное убийство. Причина, по которой она просто не перерезала горло, — симпатия к Кею и сентиментальное отношение к репликантам вообще.

В-третьих, Кею больше некуда податься для «ремонта» — он пошел в разрез планам и Сопротивления, и Уоллеса. У последнего союзника, Декарда, нет ничего кроме дочери и собаки в Лас-Вегасе. У дочери нет ничего кроме голограмм. У собаки нет ничего кроме любви к виски и Декарду. Кавалерия не придёт с рассветом. Рассвет настал, и снег покрывает багряное поле битвы. Конец.

Кстати о «ремонте». Что это значило вообще?

Это называется шовинизм. Куклы ремонтируют себя, а не лечат, это же грёбаные биороботы.

И никакой быстрой регенерации в сцене залечивания ран перед зеркалом: скорее — аналог хирургического клея 2049 года
И никакой быстрой регенерации в сцене залечивания ран перед зеркалом: скорее — аналог хирургического клея 2049 года

В чём состоял план Декарда, и что с его «детьми»?

План заключался в том, чтобы защитить Рейчел и её секрет во времена охоты на «Нексус 8». Нужно было также позаботиться о том, чтобы навести на ложный след любого, кто попытается провести расследование.

Декард намеренно запутал записи о девочке «убив» её, затем «скопипастил» генетический код в новую/другую запись, и просто перебил пол ребёнка. Мальчика не было, была лишь поддельная запись.

«Ты хороший детектив, но не биолог, Кей. Нельзя клонировать кого-либо не изменив ДНК, но изменив пол. Но я всё равно тебя люблю»
«Ты хороший детектив, но не биолог, Кей. Нельзя клонировать кого-либо не изменив ДНК, но изменив пол. Но я всё равно тебя люблю»

И это вся статья? У меня осталось ещё много вопросов!

У меня тоже! При длительном размышлении начинают распадаться элементы сюжета, которые раньше казались очевидными. Давайте вместе попробуем найти ответы в комментариях.

Главное, помните: гипотезы — это круто, но они не должны опровергаться внутренней логикой фильма. Она и так достаточно размыта, чтобы оставить пространство для манёвра.

5050
53 комментария

Главный мой вопрос к "Бегущему" это Рик Декард в первом фильме. Ведет он себя и задает такие вопросы, которые не должны стоят у профессионального охотника за репликантами. Да, он другой, как нам уже сказали в фильмах, но это все равно выглядит странно, когда он задает вопрос "Сколько живут Nexus-6". Либо он охотился за предыдущими моделями, либо у него проблемы с памятью. Ах да, это не вопрос к франшизе, но я один увидел в первой части историю изнасилования, а не любви?

4

Потому что нексус 6 -новая модель. А иначе нафига Декарду вообще ехать в компанию "тайрел" тестировать этот самый нексус 6.

1

Мой личный вопрос, который я оставил для себя:
А кто собственно сказал что было рождение репликанта? Ведь реальными свидетелями были несколько репликантов. А единственное доказательство - фотография с ребенком (тут вспоминаем основную цель фотографий в повествовании 1 части)
Ну и к этой же теории добавляю алогичность лошадки. Все эти аналогичные деревянные фигурки у Декарда, и по ней определяют его местонахождение. А он ни разу не видел ребенка и не имел возможности найти его. (согласно повествованию) И при этом уже был в Вегасе на момент создания лошадки.

2

В фильме этому целая сцена посвящена, когда кости изучают.

2

Тут не нужно доказательств. Достаточно послушать, что говорит первый репликант перед своей смертью за которым приходит Кей в самом начале фильма. Можно было бы спихнуть это на спекуляции которые должны были бы спровоцировать репликантов на бунт создав некоего "мессию", но верится в это с трудом.
И да, с фото как-то куцо вышло, в игре и первом фильме на этом строилось расследование, а здесь заменили изучением останков.
Фигурка коняшки была у Рейчел с самого начала, до рождения ребенка, очевидно получена от Деккарда при расставании или задолго до этого момента, а дату вырезать мог кто угодно и когда угодно.

1

У меня похожая гипотеза возникла.
А кто нам сказал, что Ана - дочь Декарда? Если внимательно проследить цепочку повествования, то этого не сказано нигде и никем, кроме уже ставшего "ненадёжным рассказчиком" Кея. Ана говорит, что чем-то заболела и попала в изоляцию, а наша пропавшая девочка из записи "погибла от болезни". Но ведь не стыкуется вообще! Они вполне могут не иметь никакого отношения друг к другу! Так же Ана видит воспоминание с лошадкой и плачет, но отчего? Мы-то конечно подумали, что она своё воспоминание увидела, но... С чего бы это? Она просто распознала, что чей-то травматичный детский опыт был вживлён Кею, и стал основой его личности.
Буду рад опровержению, иначе вообще сюжет получается целиком состоит из лжи, самообмана и сопутствующих им заблуждений. Это круто конечно, как художественный образ, но куда уж столько горечи на один фильм.

К чему отсылка в сцене с пчелиными ульями?

1