Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Наверное, на протяжении почти всего обучения на графического дизайнера я сам себя оценивал всё же больше как иллюстратора, чем дизайнера. Потратив на эту работу невероятно много сил, почему-то я не решился особенно куда-то её выкладывать. Теперь же делюсь опытом, каково это вообще – делать (почти) свой комикс.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Посмотрев на выпускные проекты дипломников нашего направления мне захотелось вспомнить свой, который я защищал в прошлом году. Вспомнить и разобрать по кирпичикам.

Ближе к последнему курсу я всё-таки стал с любопытством проникаться дизайнерскими штуками вроде вёрстки, типографики, печати, но в итоге всё равно делал упор на рисование. Получается, что я стал таким художником с дизайнерским (то есть в какой-то мере прагматичным и техническим) мышлением, пусть и это мышление мне пришлось вбивать себе в раздолбайскую творческую голову.

В каком-то смысле тема моего диплома была определена ещё даже до начала самой учёбы. Как раз накануне подачи документов и вступительных экзаменов меня начало утягивать в чтение фантастики. Я её и раньше почитывал, но теперь процесс пошёл как лавина. Среди прочитанного был и рассказ "Приход ночи" из раннего творчества Азимова. Впечатления были необычные – по духу он отличался от более поздних рассказов, гуманистических и наполненных оптимизмом и лёгкой иронией.
Нет, тут события серьёзнее, настрой мрачнее а кульминация и вовсе пугающая. В общем, то что надо. Я ещё долго советовал почитать его друзьям, настолько меня он впечатлил.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

В универе же оказалось, что преподы-кураторы обеих наших групп сами любители почитать что-то с нарисованными картинками. А тут ещё и одна из дипломниц готовила на защиту комикс по "Мастеру и Маргарите". Я подумал, что вдруг и у меня такое получится сделать? Эта мысль оставалась скрытой мотивацией на протяжении всей учёбы. Почему-то открыто даже для себя
я не признавал, что железно буду рисовать комикс на диплом, прикидывая и другие варианты.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Когда перед четвёртым курсом уже пора было определяться с темой работы, то я выбрал конечно же понятно что, чему был рад и мой научный руководитель (как раз один из преподов-кураторов с первого курса). Правда, я всё равно и тут метался между рассказами для основы – первое время вообще хотел взять что-то из Лема, но потом понял что это будет очень сложно. А тут как раз тот самый рассказ Азимова – небольшой, ёмкий и красочный. Вдобавок ещё и как своеобразная кульминация всему этому процессу.

Основная идея

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

В начале доработанного романа авторы сделали заметку, что читатель может представить себе абсолютно любой мир со своими терминами и понятиями, однако они описали его и его жителей похожими на нас с вами. Я придерживался той же позиции, постаравшись визуально дополнить оригинал, а не делать из него нечто совсем иное. Моей целью в принципе было сделать самый обычный комикс. Без авангардных приёмов, без веяний постмодерна – только рисунок и максимально понятно рассказанная история. Мне хочется видеть в комиксах именно сюжет, какие-то идеи и концепции, а не прикольные заигрывания с форматом и персонажами. Во всяком случае так я вижу именно свой маршрут действий.

Одной из основных загвоздок был объём рассказа. Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего проще, чем перенести текст от начала и до конца в другой медиум в первозданном виде. Если же как следует вдуматься, то замечаешь спорные моменты, которые не получится сделать один-в-один.

Плюсом идёт количество страниц. Даже такой небольшой рассказ в виде комикса – это тонна тяжёлой работы, и не только рисования. Короче, текст надо было сокращать. А сократить без потери главной нити повествования – задача та ещё. В такие моменты чувствуешь себя хирургом, который сшивает фрагменты тканей и старается сделать так, чтобы шрамы остались наименее заметны. Становится понятна логика киноделов, берущихся за адаптацию литературы под фильмы. Бюджет, объём, сроки в конце концов в процессе давят самым подлым образом.

В целом мне пришлось сделать общее введение, информация из которого в рассказе раскрывается посредством диалогов, выкинуть пару сцен с дополнительными диалогами, пару персонажей и также связанных с ними сцен, один момент переработать совсем в другой формат и также поместить ближе к началу; какие-то диалоги сильно ужать, какие-то перекроить и поменять порядок реплик, а концовку и вовсе оборвать на полуслове.

Альтернативная обложка.
Альтернативная обложка.

По итогу я осознал, насколько же важен этап планирования, на который я частенько любил забить в задачах попроще. К сожалению, тут отсутствие внятной структуры (которая, вообще-то, сама по себе не требует много рисунка или сложного текста) только множит количество лишней работы и зря потраченного времени. Остатки которого, в конце концов, ужалят за жопу именно тогда, когда ты вносишь финальные штрихи от которых зависит конечный вид работы.

Но, не совершив ошибки, я бы не осознал их и не научился новому. Поэтому лишний раз мотаю на ус, что же я делал не так.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Раскадровка и разбивка по страницам

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Как ни крути, всё упирается в пресловутый объём первоисточника. Количество страниц в макете должно быть строго кратно четырём. Про ценник макета тоже не надо забывать – 100500 страниц делать возможности не было, это не резиновый электронный формат. Подгонять всё приходилось под строгие рамки. Если нужно добавить всего одну страницу сверх формата, то будь добр придумать ещё три новых. Или же выкинуть что-то из нынешнего макета, что не слишком хочется делать, особенно когда часть страниц ты успел отрисовать и если выбросить что-то ещё не нарисованное, рискует нарушиться логика повествования. Конечно же, в процессе мне пришлось добивать пару страниц сверх макета, или внезапно я понимал, что упустил целую страницу из черновика, хотя по логике текста без неё никак нельзя было обойтись.

Ещё не знаю, как рабочий и творческий процесс устроен у других, но мне очень сложно идти по порядку, с первой страницы к завершающей. Я могу начать рисовать их с середины или с конца, а первые сделать в последнюю очередь. Начал я как раз с 21 и 17 – они должны были получиться наполненными деталями, на них я обкатывал стиль рисунка.

Более поздние наброски.
Более поздние наброски.

Вёрстка

Да, опять же текст первоисточника. Не везде можно было обойтись короткими фразами и диалогами; в конце концов у нас тут ноучне фонтастике, и без каких-то объяснений и теорий смысла в истории нет. В определённые моменты персонажи произносят довольно сложные монологи, и эти самые моменты очень хотелось сохранить. Но, к сожалению, из-за плохого продумывания под них оказалось слишком мало места. В комиксе один большой монолог со сложным объяснением прекрасно можно раздробить по нескольким отдельным кадрам. Мне же пришлось сильно уменьшать размер кегля во многих местах и использовать два размера: для коротких фраз и уменьшенный для большого количества текста. Многое было уже нарисовано, а нерассчитанное количество текста плохо вписывалось в сцены. Это был тот этап, когда нельзя было переделать отдельные фрагменты, не порушив вообще всё. Короче, это был обсер.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Ещё косячными получились рамки со слишком толстыми границами и большое, непостоянное пространство между кадрами.

Рисунок

Этот момент тоже оказался проблемным. Рисовать отдельную картинку – это одно. А когда их много, когда они должны не перегружать страницу и выстраиваться в единую композицию (тут получилось далеко от идеала), когда хорошо бы самому не подохнуть в процессе и не вырисовывать лишние подробности и не пролететь все сроки – вот это уже другая проблема. К тому же зачем-то я решил немного поэкспериментировать с кистями и техникой – привычным образом рисовать все кадры мне оказалось сложно, я почувствовал что тут потребуется другой подход. В результате этот подход менялся чуть ли не на протяжении всей работы. Нерешённые вопросы практики и набитой руки.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Чёрно-белая графика и скринтоны спасли меня от дурки, потому что покраску такого объёма страниц я бы точно не вытянул, хотя в начале руководитель предлагал делать цветную версию. В процессе от общего напряжения, нервов, спешки, дурдома в универе и на кафедре у меня уже начались проблемы с организмом и психикой и всё могло стать ещё хуже.

На защите я услышал немного странный комментарий – что стоило обращать внимание не только на композу каждой отдельной страницы, а ещё и на их ритмический ряд во всём комиксе. То есть чтобы чередовались страницы где много чёрного и где чёрных заливок минимум, светлые. Это с одной стороны действительно странно, но с другой может сработать как концептуальная фишка для чего-то нового.

Слава богу дебильных вопросов не было.
Слава богу дебильных вопросов не было.

Ниже этапы прорисовки пары страниц:

Общий стиль

Кроме рассказа есть ещё и полноценный роман, который Азимов доработал вместе с Сильвербергом в 90-х годах. Тонкости мироустройства, науки и общества заметно расширили, как и сам сюжет, добавив в него несколько новых главных персонажей и продлив события до и после.

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Зрители повнимательнее наверняка отметят шумерские мотивы, разбросанные по разным фрагментам комикса. Это не совсем моя блажь,
во всяком случае намёки на подобное я увидел в тексте оригинального рассказа. Оттолкнувшись от названия планеты – Лагаш – я позволил разгуляться фантазии и придать миру слегка мифический, древний антураж который сочетается с индустриальным обществом, похожим на наше в 50-х и даже 80-х годах прошлого века. Хотя основная часть событий и происходит
в стенах университета, сотрудников которого я нарочно сделал более заурядными и строгими. Такой вот идейный микс, обусловленный тонкостями сюжета – явно ощущался некоторый разрыв в областях науки и индустрии. Общество как будто бы почти знакомо нам, но с проседаниями в астрономии
и вообще всём, что касается космоса.

Изменения в романе коснулись и названий: вместе с солнцами переименовали саму планету – шумерские мотивы улетучились после того, как из "Лагаша"
она превратилась в "Калгаш". Почему это сделали я не понимаю, может быть как раз чтобы убрать прямую отсылку к шумерской культуре.

В этом моменте рисунок нарочно в другой стилистике.
В этом моменте рисунок нарочно в другой стилистике.

Знаете, это такая магия первоначальной мысли. Она может быть в чём-то наивна, недоработана, сыровата, но при этом это всё равно являться интересной ступенью; шагом, который сделало сознание. Доработать такую мысль всегда проще, ведь есть фундамент. А вот создать этот фундамент почти с нуля, из разрозненных частей... Именно поэтому я опирался на рассказ, а подробностями из романа старался пользоваться в единичных случаях.

Печать

Отдельным мучением была техническая часть. Я заранее потренировался делать небольшие печатные брошюрки и это облегчило мне жизнь, но поиск типографии и вёрстка макета всё равно заняли немало времени. Понадобилось написать в десяток фирм, прежде чем я получил внезапный ответ из совсем неожиданной типографии с самым демократичным ценником. От них я дополнительно узнал, какие ошибки были в макете и мне снова пришлось его пересобирать.

В конце концов, успев отдать макет в печать в предпоследний перед защитой день за пару минут до закрытия типографии на следующий день я уже держал в руках результат своего потного и нервного труда. Впечатления офигенные.

Ну и да – если кто желает приобрести такой артефакт, то макет ждёт отправки в типографию, а потом покупателю. Кто знает, может в будущем это будет иметь коллекционную ценность. Мой экземпляр отжали в универский архив и не захотели возвращать.

АналоГовнет (есть)

Как я рисовал комикс на диплом по рассказу Азимова

Помимо практической части с нас ещё требовали заяснительную пописку. Как обычно туда налились литры воды про теорию комиксов, исторических разборов, немного анализа нашего рынка и прототипы с аналогами. Часть с прототипами была любопытной, поэтому тут я тоже приведу примеры, на что смотрел пока делал свою работу:

  • "Теория песчинки" – прекраснейший пример изданного у нас BD с великолепной графикой. Кстати, может у кого, кто из Нижнего Новгорода есть "Падающая девочка" от тех же авторов и кто готов продать комикс?
  • "Блейм" – смотрел на работу Нихэя со скринтонами и заливками.
  • "Зимний солдат" – странный комикс с отсылками на Мерзбоу и Эфекс Твина, но рисунок Марко Руди великолепен. Хотя в качестве примера мне нужны были всего четыре страницы, единственные в такой манере на весь комикс.

Получился такой небольшой аналитический рассказ. Вспоминать это всё забавно, хоть тогда и не ощущалось ничего хорошего. Но я извлёк несколько уроков из этого и теперь стараюсь применять полученные собственным опытом знания.

Ознакомиться с проектом подробнее вы можете тут, там же прикреплена версия в пдф:

В своём сообществе я делюсь тем, что рисую и над чем работаю:

Спасибо за внимание тем, кто прочитал эту статью.

798798
141 комментарий

Это же свидетель из Фрязино

236
Ответить

Хе хе :^)

48
Ответить

Небось и Пандамен где-то рядом.

2
Ответить

Мегахорош, работа колоссальная! Очень нравится твой стиль рисовки и вот эти миксы научно-фантастического с этническими мотивами - чудесно!
Было очень интересно прочитать подробности процесса создания комикса, в детстве порывался делать что-то такое на очень дилетантском уровне, но далеко в этом деле не заходил, но все равно комиксная рисовка выглядела всегда вдохновляюще. В твоём комиксе чб основных страниц выглядит круто и атмосферно, но глядя на восхитительную колористику обложки так и просится цветная версия :)

57
Ответить

Просто спасибо 🥲

2
Ответить

"этническими мотивами" это как бы не сюда,под этим подразумевается всё же иное, тут больше про культурно-религиозный аспект.

Ответить

Молодец. Неплохой стиль рисовки :0

8
Ответить