Телевизионные передачи нулевых и игровые каналы

Это глава из цикла статей «История игровой журналистики в России»

В начале 2000 года на телеканале СТС запустили «Игродром» — первое киберспортивное соревновательное шоу. На «Игродром» приглашали подростков и распределяли их по двум командам. На протяжении одного выпуска они соревновались в играх четырёх жанров — шутеры от первого лица, аркадные гонки, файтинги и спортивные симуляторы.

«Игродром» (2000 год)

Тут нельзя не вспомнить известный сюжет «Победный клик России» Андрея Лошака в еженедельных «Намеднях» Парфёнова, который появился в конце 2002 года на телеканале НТВ. Это первый раз, когда об играх рассказали в еженедельной итоговой программе федерального канала. Без снисходительных или уничижительных ноток, языком настоящего спортивного репортажа. Впервые рассказали о киберспортивной Олимпиаде World Cyber Games, о судьбах игроков, их трудностях и превозмоганиях.

«Победный клик России»

К двухтысячным культура гейминга уже утвердилась, а вот ПРОгеймеры только ждали признания. Их не считали «своими» даже внутри игрового комьюнити. Лошак же впервые показал киберспорт как соревнование не задротов, но геймерских элит. После этих 10 минут на федканале всё разом стало всерьёз и надолго. Я знаю людей, которых тот репортаж сподвиг начать карьеру в прогейминге или запустить бизнес: открыть игровой клуб, организовать команду и т.д. Да и мои «Лоции», как уже развернутая ТВ-программа о киберспорте, Андрею очень обязаны. Несколько лет спустя я питчил проект руководству через кадры его нетленки.

Михаил Лисецкий, директор фестиваля Стримфест, продюсер «Игропрома»

С 1998 по 2002 год на канале «ТВЦ» транслировали новостную передачу «Интернет Кафе». В ней рассказывали об интернете, современных технологиях и компьютерных играх. Закадровый текст в поздних выпусках читал Борис Репетур.

Примерно в начале 2002 года Репетур и Зайцев попытались вновь запустить вещание «От Винта!» на российском ТВ. На собственные деньги они сняли пилотный выпуск, который демонстрировали потенциальным спонсорам и телеканалам. Вместо дирижабля ведущие сидели внутри человеческой головы и с помощью импровизированного пульта управляли её мозгом. Идея, судя по всему, получилась спорной, найти инвесторов не удалось, и проект не продвинулся дальше пилотной серии.

Пилотный выпуск 2002 года

В 2003 году медиа-компания Rambler и владелец одноимённого интернет-портала начал круглосуточное вещание канала «Рамблер-Телесеть». Канал в основном показывал зарубежные и российские познавательные передачи, в том числе информационную программу «Новости высоких технологий». Отдельный блок её новостей был посвящен компьютерным играм.

«Новости высоких технологий» (2005 год)

Ещё Rambler транслировал американское шоу X-Play под названием «Игра с продолжением». В нулевых она считалась самой популярной передачей о видеоиграх на территории США и Канады. Очаровательные ведущие Адам Сесслер и Морган Вебб подтрунивали друг над другом и с юмором рецензировали игры. Но в России переводом X-Play занимались, судя по всему, люди, далёкие от игровой индустрии — встречались грубые ошибки. Просмотру это не сильно мешало, но «уши резало».

X-Play (2003 год)

В 2007 году интерес к киберспорту и спортивным играм одновременно проявили каналы «НТВ+ Спорт» и «7ТВ». Редакторы передачи Cybersport на дециметровом «7ТВ» освещали свежие новости киберспорта, показывали отрывки из матчей или любопытные игровые девайсы. Получилась информативная, регулярная (в эфир вышло больше 50 выпусков), но эмоционально ровная программа.

Похожую подачу имела передача Game Sport, в которой обозревали спортивные симуляторы и симуляторы менеджмента спортивных команд.

Создатели «Лоций киберспорта» на НТВ+ подошли к теме гибридно: часть передачи адресовалась тем, кто уже «в теме» (новости, репортажи), а часть объясняла азы прогейминга для широкого круга зрителей. Оба формата сшивались воедино фрагментами интервью с гостем выпуска — известным киберспортсменом или функционером прогейминга.

В то время НТВ+ Спорт возглавляла Анна Владимировна Дмитриева — «бабушка» российской спортивной журналистики, абсолютный авторитет. И вот я защищаю перед ней свой проект: сюжет Лошака, феномен корейского киберспорта, StarCraft, Quake... Чувствую — глаз у неё потух, никакого интереса. Еще бы — классику крепко за 60, где она, а где видеоигры? Я осекся, думаю, зря я вообще все это затеял. Но тут Анна Владимировна вздохнула и как-то очень снисходительно подытожила: «Ладно, делай». И подписала резолюцию.

Это означало полный допуск к ресурсам: можно было выписывать на съемки операторов, бронировать вечно дефицитные часы Betacam-монтажек, использовать любую картинку из архива Телецентра. Я собрал команду из таких же сумасшедших и мы, конечно, погрузились в программу с головой. А позже узнал: Дмитриева на том питче отчего-то подумала, что я готовлю разовую программу, эдакую документалку о киберспорте, а не большой цикл. Но когда узнала, как мы разогнались, жать на стоп-кран было уже поздно: выпуски были анонсированы на несколько месяцев вперед. И мы ударно выпускали «Лоции» до конца года.

Михаил Лисецкий, директор фестиваля Стримфест, продюсер «Игропрома»

Все три передачи выходили не больше одного телесезона и затем исчезли из эфира. Где-то причиной стали низкие рейтинги, где-то — ушёл спонсор.

«Лоции киберспорта» (2007 год)

Я приходил на НТВ+ работать на «Теннисном канале», мечтал слетать на Уимблдон и US Open — мир повидать. В реальности же 4 года просидел простым редактором, затворником восьмой студии Останкино. И вот случились авторские «Лоции», а с ними — телефонный звонок из Samsung: собирайтесь, мы вывозим вашу съёмочную группу в Сиэтл, на World Cyber Games. Ну мы тут, конечно, от счастья из штанов повыпрыгивали. Слетали, отсняли благоговейный репортаж, смонтировали с огромным количеством CG (неделю ночевал в отделе графики, с её руководителем с той поры дружим семьями), выдали в эфир. А на утро — вызывают на ковер.

Мне вменили «джинсу»: дескать Samsung тебе заплатил — и называют сумму, от которой волосы встали дыбом (я столько не заработал за все годы редакторствования). Доказательство: вон смотри, сколько у тебя в программе прямого брендинга. А смех в том, что мы-то как раз от показа бренда Samsung уклонялись как могли. Это было той еще задачкой: WCG спонсировался корейцами от и до, логотип компании через каждые полметра и на форме команд — в 12 местах. Заблюрить всё это значит замазать расфокусом всю программу.

Я понял, что сам подставился. Дал повод закрыть ненужную каналу программу. Спорить бесполезно, да и незачем. Как раз пришло предложение от только что стартовавшего Gameland TV — делать программу о киберспорте для нового медиа. Я перешел туда, и «Лоции», уже под названием «Киберфайлы», еще год выходили под крылом Агарунова.

Михаил Лисецкий, директор фестиваля Стримфест, продюсер «Игропрома»

Начиная с 2004 года игровым направлением заинтересовались и музыкальные каналы. На Муз-ТВ запустили передачу Zoom. Каждый её выпуск состоял из новостей мира технологий и игрового блока. С 2009 года канал слегка откорректировал концепцию Zoom, и на место ведущего Василия Куйбара пришёл актер Антон Колесников (звезда «Ералаша» и детского кино) под псевдонимом «Федя Мегадрайв».

Передача выглядела более молодёжно и длилась теперь несколько дольше. Незадолго до закрытия в ней вспоминали нестареющую классику ретро-игр и громкие хиты последних лет. Zoom продержалась до осени 2010 года и была убрана с эфира. Возможно, это было связано с низкими рейтингами и обновлением сетки вещания, так в тот период с канала исчезли около десяти старых передач.

Zoom (2005)

Похожая участь постигла передачу F.A.Q, которая на протяжении четырёх лет пыталась одновременно обозревать новинки индустрии и давать советы по прохождению игр. На словах общая идея выглядела интересно, но по факту не работала.

С трудом верится, что в 2008 году, в век развитого интернета, на телепередачу кто-то мог прислать вопрос в духе: «как пройти первый уровень?» или «где найти ключ от комнаты в особняке?». И при этом ждать ответа пару недель. Возможно, вопросы придумывали сами ведущие передачи, но прямых доказательств этому нет.

F.A.Q (2006)

На конкурентном канале «MTV Россия» с 2007 по 2010 год транслировали еженедельную передачу «Виртуалити». Она состояла из новостей, обзоров, топов и авторских мнений. Последнему придавали особое значение, ведь на «Виртуалити» регулярно приглашали профессиональных игроков, разработчиков, журналистов и видеоблогеров. Завсегдатаи «Виртуалити» — видеоблогер Илья Мэддисон и выпускающий редактор журнала «Навигатор игрового мира» Константин Подстрешный.

«Виртуалити» (2009 год)

В рамках «Виртуалити» состоялось триумфальное возвращение Бонуса и Гамовера. Зайцев и Репетур вели рубрику «Былое и DOOMы», каждый выпуск которой был посвящен отдельно взятому году из игровой индустрии. За 20 выпусков ведущие успели рассмотреть по одной знаковой игре с 1985 по 2004 год. После этого рубрика исчезла из передачи.

«Былое и DOOMы» (2007 год)

Впрочем, позже исчезла и сама «Виртуалити». Её перезапустили под названием «Нереальные игры», но в новом виде она не продержалась и года. В ней зачитывали устаревшие новости, а вместо популярных игр весомую часть каждого выпуска отводили рекламе игр от Mail.ru, MMORPG (как азиатским, так и российским) и браузерным фермам из социальной сети «ВКонтакте».

«Нереальные игры» (2012 год)

В «MTV России» не собирались бросать тему игр и во второй половине нулевых запустили сразу несколько проектов. Передача «Страшно интересно» рассматривала тёмную сторону видеоигр. В формате хит-парада ведущий Евгений Рыбов рассказывал о самых жутких концовках, монстрах, зловещих артефактах и игровых мирах.

Формат потенциально интересный, но подача снова подкачала. Все знаковые игры перебрали уже к 20 выпуску, а закадровый голос ведущего раздражал некоторых зрителей. Евгений Рыбов либо без остановки нагнетал пафос, либо зачитывал весь текст монотонным голосом и с явным апломбом. Передачу закрыли через год после запуска.

«Страшно интересно» (2009 год)

Странной, но более удачной получилась «Икона видеоигр» с Борисом Репетуром, Антоном Зайцевым и Александром Глаголевым. Странной, потому что Гамовер и Бонус были скованы сценарием и форматом передачи — они появлялись в кадре всего на пару минут. Большую часть хронометража занимала демонстрация геймплея, а также мнение различных игровых экспертов — от журналистов до игровых разработчиков. С 68 выпуска Бонус и Гамовер ушли, после чего передачу в одиночку вёл Александр Глаголев. «Икона видеоигр» выходила ровно два года — с января 2008 по январь 2010 года.

Отдельно можно придраться к неверному позиционированию передачи. В самом начале авторы планировали, что «Икона видеоигр» будет посвящена столпам игровой индустрии и важным релизам. Один выпуск — одна культовая игра. Сперва так оно и было: ведущие рассказывали о Civilization, «Противостоянии», Half-Life 2, King’s Bounty, The Sims и других знаковых проектах. Но спустя полгода появились рекламные выпуски, посвященные различным проектам Mail.ru и специфическим российским играм. Название передачи с трудом ассоциировалось с играми «Полный привод 2 Hummer», «Пара Па: Город танцев» или «Территория Тьмы».

«Икона Видеоигр» (2008)

Позднее концепцию пересмотрели в передаче «Виртуальные сокровища человечества». Её транслировали не больше трёх месяцев, за которые вышло всего 10 эпизодов, но в них успели рассказать обо всех значимых играх XX века. Передачу закадрово вёл Антон Зайцев, а в качестве приглашённых экспертов появлялись российские поп-звезды и шоумены.

«Виртуальные сокровища человечества» (2009)

Игровыми передачами для канала MTV Россия занималась команда портала Games-TV, запущенная в 2007 году продюсерским центром Creatent. После ухода с MTV сайт Games-TV ещё долго выпускал тематические передачи по подписке и продержался до 2015 года, пока его не захватили киберсквоттеры.

Во многом контент Games-TV повторял концепцию телеканалов «Первый Игровой» или Gameland TV, но были и исключения. В передаче «Подпольная правда» Александр Глаголев высмеивал тогдашнюю игровую журналистику и российский геймдев. Сегодня он занимается продвижением русских комиксов. Также на Games-TV было популярно дискуссионное шоу STAR’цы с представителями игровой индустрии и журналистами.

Глаголев анализирует игровые журналы (2008)

Любопытным, но провальным проектом Games-TV было юмористическое шоу «Аватары» с Борисом Репетуром и Антоном Зайцевым. Creatent договорилось с ведущими «От винта» на запуск «духовного наследника культовой передачи». Сами ведущие в кадре не появлялись, только озвучивали. Вместо них были их трёхмерные карикатурные копии. Создатели шоу продвигали передачу как «уникальный контент, которому нет аналогов», но «Аватары» продержалась всего два выпуска.

«Аватары» (2010 год)

В 2007 году было запущено сразу три телеканала об играх — Gameland TV от одноимённой медиакомпании Дмитрия Агарунова, Gamanoid и «Первый игровой» (изначально назывался Gameplay TV). На волне успеха запущен киберспортивный телеканал CyberGame TV.

С момента своего запуска все четыре проекта столкнулись с чередой общих проблем. Во-первых, кабельное игровое телевидение было рассчитано на аудиторию геймеров-подростков. Проблема в том, что они телевизор либо не смотрят, либо у них нет денег на подключение платного ТВ. Для этого нужно было подключаться к спутниковому вещанию или искать интернет-провайдера, в телевизионный пакет которого входит нужный канал. В таких условиях тяжёло говорить о высоких рейтингах и окупаемости. К тому же найти рекламодателей было очень сложно.

В сентябре-октябре 2009 года, по оценке TNS, месячная аудитория Gameland TV — 0,5% зрителей, у популярного «ТВ1000» (для сравнения) — 15%. «Потенциальная аудитория — все зрители, владеющие компьютерами или приставками», говорит Дмитрий Колесов из TNS. В этой же нише канал «Первый игровой».

Для хороших передач нужны хорошие деньги. Чтобы были хорошие деньги, нужно продавать много хорошей рекламы, а чтобы продавать много рекламы, нужно много зрителей. И вот парадокс — зрителей будет много, когда будет много хороших программ. Получается такой замкнутый круг, где всё упирается в деньги. А когда их нет — нет и каналов.

Александр Артёмов, главный редактор игрового отдела центра «Креатент» (2010 год)

Во-вторых, финансовый кризис снизил и без того скромный бюджет всех независимых телеканалов, а сильная конкуренция привела к частичному дублированию контента. И там и там были обзоры игр, передачи об аниме и японской культуре, новостные блоки, ретро-рубрики и стримы.

Последние выглядели особенно нелепо в формате телеканала, потому что составляли примерно половину от эфирного вещания большинства подобных проектов. Массового зрителя больше заинтересуют передачи с первоклассным монтажом, интересными рубриками и интервью, а не нарезка геймплея, которую раз в несколько минут комментирует игрок (тогда ещё не было такого понятия как «стример»).

Рубрика «БАНЗАЙ!» на Gameland TV

Нафрапсенное видео (захваченный с помощью специальной программы геймплей игры — DTF) с закадровым комментарием. За год до этого — просто нафрапсенное видео с наложенным на него эффектом «старого фильма». То есть, вот это показывали по телевизору: 26 минут кто-то молча играет в, скажем, Max Payne. С перерывом на рекламу. Такие материалы надо выкинуть из головы, забыть навсегда — это мёртвый, не эфирный контент; это изначально порочный путь, который ведёт не в сторону телевидения, а в сторону любительщины с RuTube. И по этой дороге идут многие — и все рано или поздно загнутся.

Если взять и командно построить все видеоматериалы про игры в шеренгу, то вам покажется, будто они такие разные: тут диктор хуже, тут ведущая симпатичная, тут фрапс вечно в убогом низком разрешении и так далее. Но стоит сделать пару шагов назад — и это мнимое разнообразие превращается в единую массу серых людей, которые наперебой галдят об одном и том же — ну и кому это надо?

Пётр Сальников, бывший шеф-редактор телеканала «Первый игровой»

Бюджетный хромакей, начинающие ведущие и общий любительский уровень — словом, больше напоминало видеоблог. Оригинальные идеи, которые бы подняли планку качества телепередач на новый уровень, появились слишком поздно. Всем хотелось сделать что-то в духе «Видеомании» Логвинова, но многим не хватало либо опыта, либо бюджета. Хороший монтаж, декорации и поездки за рубеж стоили больших денег.

Ретро-стрим Unreal на «Первом игровом»

Приход новой команды профессионалов, резкий отказ от помоечной схемы работы и, как следствие, заметное улучшение контента одновременно и вывели «Первый Игровой» на новую ступень развития, и утянули в омут понятных сложностей. Элементарная логика: сколько стоит производство говна с закадровым голосом? Ноль рублей. Сколько стоит производство полноценной человеческой программы с выездными съёмками, нормальными декорациями, костюмами, гримом и прочим креативом? Каждый выпуск — дорого, очень дорого.

Очевидно, что вся эта лабуда должна была уходить на YouTube. Самое поганое из всей этой ситуации — в «Первом игровом» работали люди, которые об этом знали, но почему-то продолжали тратить деньги. Мой коллега Витя Зуев очень хорошо сформулировал всю ситуацию вокруг игровых каналов — ты заставляешь человека выбирать между телеканалом и видеоигрой. То есть, тебе надо выключить Xbox и переключить на «Первый игровой». Ну или ты сидишь в компании друзей и внезапно уходишь со словами: «Ой, ребята, я пойду, скоро начнётся стрим «Доты» на «Первом Игровом». Ну что это такое и кому это действительно нужно?

Пётр Сальников, бывший шеф-редактор телеканала «Первый игровой»

Важно отметить, что среди всех телеканалов только Gameland TV внёс наиболее существенный вклад в развитие этого направления журналистики. На правах синдикации он показывал американские передачи игрового канала G4 TV. Некоторые развлекательные шоу стали предтечей будущих популярных YouTube-каналов. Например, в шоу «Невод» обозревали смешные ролики c YouTube задолго до появления «+100500» Максима Голополосова. Конечно, к играм это не имело никакого отношения.

Рубрика «Невод» на Gameland TV

На Gameland TV несколько лет выходила «Без Винта!» с Бонусом и Гамовером. Руководству канала удалось вернуть старый формат «От Винта!» без ограничений, с увеличенным хронометражем и классической обоймой шуток.

Gameland и «Первый игровой» продержались до 2010 года, не раз меняли контент (провальные попытки создать канал для «настоящих мужчин» или любителей рэпа) и тихо закрылись. В том же году на «Канобу» вышел обширный материал, посвящённый кончине игрового ТВ.

«Без Винта!» (2008 год)

Когда уже стартовала работа над каналом Gameland, меня поймал один из двух управляющих директоров (Давид Шостак или Паша Романовский — точно не помню) компании и попросил (как эксперта по индустрии) составить небольшую презентацию об игровых телеканалах во всем мире. Дескать, чтобы можно было показать каким-то партнёрам, что это классный тренд, и важно стать его частью.

Я начал копать информацию и с удивлением обнаружил, что таких каналов либо вообще нет в природе, либо они были закрыты буквально перед запуском Gameland TV. Даже у G4 были какие-то проблемы. Всё остальное живое — либо какие-то отдельные передачи на ТВ, либо полумифические киберспортивные каналы из Южной Кореи, по которым с утра до вечера транслировался StarCraft. Я уже тогда понял, что происходит какая-то ерунда: не может так быть, что в России внезапно будет создано то, аналогов чему нет в условной Великобритании или Германии.

Константин Говорун, главный редактор «Страны Игр»

Я бесконечно благодарен за опыт, который мне принесла эта работа, но в какой-то момент всё закончилось. Я еду домой, звонок на мобильник, поднимаю трубку и слышу: «Канал закрывается, забирай шмотки и спасибо». А через месяц мне звонят снова: «Слушай, мы нашли деньги, возвращаемся, давай продолжать!». Естественно я отказался, так как уже работал на «Канобу».

В общем, это такая структура, которая может за один день схлопнуться и вообще не вызывает доверия. И это касается всего околоигрового ТВ того времени. Сначала у таких проектов много денег на старте, мощная поддержка какого-то холдинга или фонда, и люди, которые с умными щами ходят на «летучки», а в итоге всё закрывается за один вечер.

Пётр Сальников, бывший шеф-редактор телеканала «Первый игровой»

Казалось, что игровое телевидение умерло в 2010 году и вряд ли когда-нибудь возродится, но в 2015 году запустился кабельный канал Game Show. До этого проект существовал только как организатор и комментатор киберспортивных турниров. Game Show транслировал круглосуточно, но подход к контенту почти не изменился с 2010 года — это 12 часов стримов, новости, обзоры гаджетов и передачи, которые имеют косвенное отношение к игровой теме. Масла в огонь здорово подлили многочисленные долги перед сотрудниками канала и киберспортсменами.

Пример стрима на Game Show TV

В феврале 2018 года телеканал прошёл реструктуризацию, переименовался в «Е TV» и сейчас состоит в холдинге E Terra Media. Программа передач E TV в основном состоит из игровых обзоров, летсплеев, киберспортивных турниров и обзоров гаджетов. Часть контента E TV выкладывают на официальный YouTube-канал.

В целом, «E TV» скорее исключение из общего правила. С 2009 года игровые передачи начали исчезать даже с кабельных каналов. В интервью журналу PC Gamer за октябрь 2008 года Бонус и Гамовер высказались по поводу того, почему на центральных телеканалах сложно или почти невозможно запустить передачу о видеоиграх.

Во-первых, продюсеры — люди довольно пожилые. Об играх ничего не знают, поэтому в их представлении компьютерные игры — это не то, что нужно широкой аудитории. Во-вторых, наши программы просто не могут появиться на «первой кнопке».

«В играх слишком много насилия!». Придёт женщина, очки, юбка ниже колена, когда-то, работая бухгалтером, раскладывала в Windows пасьянс. Она видит картинку: героя проткнули ножом. «Знаете, вот этого не надо... Давайте рассказывать об играх без насилия… Вы чему детей учите?». Но даже после этой женщины придёт третья. «Почему у вас всё американское? — спросит тётенька. — Давайте побольше российских игр! Хотя бы половина игр должна быть отечественного производства! Уж вы постарайтесь!»

И в тот момент, когда мы изготовим продукт, соответствующий всем требованиям федерального канала, появится такая передача, с которой нам бы не хотелось иметь ничего общего.

Борис Репетур и Антон Зайцев, интервью журналу PC Gamer (2008 год)

Самое удивительное, что в регионах России игровые передачи запускали даже после 2009 года. Например, на региональных версиях телеканала ТНТ около полугода транслировали «Игру на вынос» — передачу с блогером Ильей Мэддисоном в роли ведущего. Мэддисон в своей манере критиковал как популярные, так и посредственные игры.

Все выпуски «Игры на вынос»

C 2009 по 2010 год на музыкальном канале O2TB выходила передача Update, в которой был небольшой информационный блок о видеоиграх.

На уфимском телеканале UTV с 2010 года выходила еженедельная передача «GameБлок». Ведущий Евгений Кунаев зачитывал важные новости индустрии, а остальную часть хронометража занимал обзор свежих хитов. Сам Кунаев не скромничал и в одном из выпусков назвал свой проект «лучшей передачей об играх в России». Весной 2016 года «GameБлок» исчез из сетки вещания канала UTV. Незадолго до этого общая продолжительность передачи сократилась до десяти минут.

«GameБлок» (2016 год)

Между 2010 и 2017 годами на игры обратил внимание молодёжный телеканал 2x2. Будущие создатели передачи «Реутов ТВ» (Сергей Мезенцев и Владимир Маркони) чуть больше полугода (конец 2009 — середина 2010 года) вели юмористическое шоу «Двойной удар». В каждом выпуске они обозревали одну или несколько игр, перевоплощались в вымышленных персонажей, много шутили и устраивали уличные пранки. Передача выходила при коммерческой поддержке российского отделения Microsoft, поэтому в «Двойном ударе» рассказывали только об эксклюзивах и хитовых играх Xbox 360.

Любительские, но популярные у подростков флеш-мультфильмы School 13 получили официальное ответвление под названием «School 13. Игрооргии». Создатель School 13 Дмитрий Меньшиков критиковал известные игры, активно использовал в мультфильмах интернет-сленг и мемы. Конечно, это не игровая журналистика и даже не серьёзный видеоблог, но такой контент моментально нашёл почитателей среди молодёжи. Шоу неожиданно закрылось осенью 2014 года. По слухам, из-за конфликта между создателем и руководством канала.

«School 13. Игрооргии» (2012)

На смену «Игрооргиям» поставили юмористическое шоу Level Up с виртуальными ведущими слоном Бенди (будто Dendy вырос и накачал мускулы) и сварливым Пикселем. Нарочито экспрессивная манера подачи Level Up изначально была ориентирована на подростков в возрасте от 13 до 19 лет. Об этом говорит официальный паблик проекта, большинство подписчиков которого находится в этом возрастном интервале. По неизвестным причинам показ шоу завершился в 2018 году.

Level Up (2015 год)

Передача Virtual Selection с музыкального телеканала A-One взяла старт в 2010 году, и игроки сразу же её раскритиковали. По их мнению, виджеи Хоббит (Сергей Кормилицын) и Юкля (Юлия Воронцова) отталкивали манерой видения передачи. В каждом выпуске Хоббит перевоплощался в сержанта Задрота, говорил на повышенных тонах, называл зрителей «детишками» и «новобранцами».

Уже в 2015 году Virtual Selection прошла полный ребрендинг. Теперь она напоминала «Новости высоких технологий» с Rambler своим стандартным блоком новостей и короткими обзорами игровых новинок. В таком виде передача выходила до закрытия A-One в мае 2016 года. Затем музыкальный канал выкупил медиа-холдинг «Газпром» и заменил «ТНТ-Music».

Virtual Selection (2014 год)

На данный момент на российском ТВ транслируют несколько игровых передач. С 2019 года на канале 2x2 выходят юмористические обзоры игр в рамках шоу «Время прохождений», ориентированного на подростковую аудиторию. Ведущий Роман Александрович разговаривает со зрителями на современном интернет-слэнге, а в видеоряд постоянно вклиниваются популярные интернет-мемы. Манерой подачи и юмором передача напоминает ролики видеоблоггера Ильи Мэддисона.

В мае 2019 года канал запустил шоу «ДП», в котором ведущие тестируют игровые механики в реальности.

На канале «Москва 24» c большими перерывами и на непостоянной основе выходит пятиминутный новостной дайджест «Игропром». В последние два года он освещает только игровые выставки или громкие релизы. По такому же принципу и на непостоянной основе выходит киберспортивная передача «Кибератлетика» на канале «Матч ТВ».

«Игропром» удерживается в сетке вещания уникально долго, программа выходит с января 2012-го, стартовав еще на РОССИИ 2. Мы платим за это долголетие коротким форматом, и... просто платим, за сам факт эфира.

«Игропром» это коммерческая передача, и его хронометраж определяется балансом возможностей: по рыночному раскладу заказчик (обычно игровой издатель) готов потянуть закупку программы именно такой продолжительности. А также оплатить производство (каждая программа это 1-2 выездных съемки) и оставить нам какую-никакую прибыль.

Но есть и плюсы: выкупая эфир у канала, мы оставляем все права на программу себе и можем свободно размещать её и на других площадках, в том числе площадках самого издателя. Получается, что это отношения формата «видео на заказ», и в последние годы продает передачу именно её сетевое размещение, а показ на ТВ — это такая вишенка на торте для заказчика.

Михаил Лисецкий, директор фестиваля Стримфест, продюсер «Игропрома»
Игропром (2019 год)

Третья передача — «Навигатор цифрового мира» еженедельно выходит для региональных и кабельных каналов, а также для официального паблика Вконтакте. «НЦМ» состоит из перезапущенной «От винта!» (есть не в каждом выпуске, выходит примерно 20 раз в год), игровых новостей и рекламного контента. Новая «От Винта!» целиком держится на актёрском мастерстве Репетура и Зайцева, но и здесь всё неоднозначно. По словам Бориса Репетура, сценариями всех выпусков целиком занимается редакция «Навигатора игрового мира».

Если изучить мнение зрителей на YouTube, то можно заметить критику в адрес юмора и огромного количества рекламы. Наглядный пример — выпуск от 27 августа 2018 года. В нём редактор видеотдела Олеся «Ачивка» Пыжонкова и Борис Репетур на протяжении всей передачи рекламируют ноутбук. В комментариях к видео зрители ругают актёрскую игру ведущих и сравнивают новую «От Винта!» с магазином на диване. Итог: в «Навигаторе» прислушались к критике и уменьшили количество рекламы в каждом выпуске передачи.

Современная «От Винта!»

Итог неутешительный. Запуск передачи на федеральном канале сегодня практически невозможен. Продюсеры не запустят передачу, направленную на узкую аудиторию, а эфирное время стоит очень больших денег. Но главная проблема в другом — современному игроку это, похоже, и не нужно. Целевая аудитория таких передач не смотрит телевизор и всю информацию об играх получает в интернете.

«All Games — геймерская карта «Тинькофф» с повышенным кэшбеком на игры и развлечения. Расплачиваясь ею, можно получать бонусами:

  • 1.5% — за кино и концерты, если покупать через приложение банка (2%, если не через него).
  • 3% — за игры.
  • 1.5% — за электронику и технику, кафе и бары, такси и каршеринг.
  • 1% — за остальные покупки.

Один бонус равен одному рублю. А ещё на ней можно указать свой игровой никнейм и время от времени получать билеты на турниры и участвовать в розыгрышах.

7676
46 комментариев

закадровый голос ведущего раздражал некоторых зрителей. Евгений Рыбов либо без остановки нагнетал пафос, либо зачитывал весь текст монотонным голосом и с явным апломбом". - Как ни странно, эта передача раздражала меня меньше всего из всех отечественных представителей, т.к. здесь ведущий во-первых не появлялся в кадре - а в какую кринжовую клоунаду обычно превращалось наличие "живых" ведущих можно судить по приложенным видео. А во-вторых читал свои тексты нарочито "серьёзно" т.е, без петросянства, что тоже неимоверно радовало после потуг тех же Репетура с Зайцевым или Глаголева. В итоге "Страшно интересно" была единственной российской передачей об играх, которую лично мне не стыдно было смотреть с родителями, например. Потому что в молодости я и так страдал от того, что старшее поколение воспринимало видеоигры, как что-то глупое и несерьёзное, а тут ещё все программы о них вели какие-то, извиняюсь, клоуны, выглядящие и ведущие себя совершенно по-идиотски - ну и какое, скажите пожалуйста, после этого могло быть отношение к играм у моих родителей?!

11
Ответить

согласен, меня вообще диктор не смущал в "иконах"

1
Ответить

А я помню «Первый Игровой». Конечно, качество было отстой и много реранов шоу, но именно оттуда я узнал про Torchlight, Zombie Shooter и Unreal — как раз из этого «стрима по телеку». Смотрел канал через IPTV, когда вместо интернета была только локалка.

А ещё клёво было, когда там классные ролики с ютуба крутили. Именно там нашёл пару хороших машиним по WoW.

6
Ответить

Кстати. кто из Красноярска если есть, помните была программа веб-экспресс на афонтово, года с 2003 была. там каждый выпуск про какую-то игру рассказывали, довольно долго продержалась, в 2010 еще видел её.

3
Ответить

Блин, там более того и про качественный звук рубрика была ведь. Вёл её Макс Константинов, гитарист олдовых местных Infrared и Kamlath где ударник из Within Temptation и гитарист King Crimson/Mercyful Fate с ним альбом записали. После этой рубрики я видимо повернулся на качественном аудио-оборудовании)

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Мало того что помню, так они помню пикник за городом устраивали для всех, лет так 15-16 назад с розыгрышами. И мелким пиздюком я там выиграл какую-то вещичку от Intel и в выпуске показали)))

2
Ответить