КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

Никак.

Это, пожалуй, самый честный ответ.

99,9% дизайнеров первая работа далась потом и кровью. Но в этой статье я попробую облегчить вам жизнь, разобрав типичные барьеры и ошибки.

Итак, меня зовут Костя, и я отвечаю за дизайн в Агиме. Свою первую работу дизайнером я нашел совершенно случайно больше 20 лет назад. Кому-то из знакомых надо было делать рекламные объявления в газету «Из рук в руки», а я был под боком, у меня было время, и я немного знал фотошоп.

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

И это первый совет:

Сделайте так, чтобы вам повезло

HR-анекдот:

Два менеджера по персоналу, опытный и стажёр, сидят в офисе и обсуждают дела. Молодой достает огромную пачку резюме, штук 300.- Мы должны просмотреть их все, чтобы подобрать кандидатов на эту вакансию. Опытный хладнокровно берет у него пачку, делит ее пополам, одну часть — на стол, вторую — в шредер. У молодого глаза по пятаку. - А как же претенденты? !Опытный невозмутимо:- А зачем нам неудачники?

Удача — прикольная штука. Она редко приходит к тем, кто ничего не делает и просто ждет. Чтобы повезло, нужно шевелиться и создавать ситуации, в которых звезды сойдутся нужным образом.

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

Поэтому делайте так, чтобы о вас могли вспомнить, чтобы вам могла попасть на глаза хорошая вакансия, чтобы вам было что показать и рассказать, чтобы у людей было о вас хорошее воспоминание и т. д.

  • Учитесь. Изучайте инструменты, методологии, паттерны.
  • Практикуйтесь. К тому моменту, когда появятся первые шансы, надо быть готовым показать свои способности. А это лучше сделать потренировавшись.
  • Общайтесь. Я понимаю, что в дизайнеры идут в первую очередь интроверты-затворники, но нетворкинг реально работает. Ходите на конференции, знакомьтесь на профессиональных форумах, задавайте вопросы (лучше умные), расширяйте сеть своих контактов.
  • Вписывайтесь во всякие движухи и помогайте другим.

Не профукайте свой шанс

Важная вещь, которую не все осознают: любая возможность — это не шанс всей жизни, а всего лишь ставка. Вы можете сделать ставку или не сделать. Можете выиграть, можете и проиграть. Но если вы хорошо поработали над тем, чтобы вам везло, то у вас будет выбор.

И еще небольшой спойлер: по опыту, чтобы нанять одного дизайнера по объявлению, надо получить 100–200 откликов. Это значит, что вам надо создать много удачных ситуаций, чтобы добиться цели и обогнать конкурентов.

Взвесьте возможность, которая у вас появилась, и примите решение. Может, вам и не надо идти работать за копейки к непонятному ИП, делать новую гемблинг-соцсеть. А может, и надо (но лично я бы не стал). Но вам точно надо быть готовым сделать ставку: иметь нужные навыки, быть готовым приложить усилия и всё такое.

Ищите свои сильные стороны

В Агиму приходит в среднем 2–3 запроса на стажировку или вакансию джуниор-дизайнера в день. Большинство — однотипные выпускники одной из школ, с 1–2 учебными кейсами в портфолио, похожими друг на друга. Я в принципе уже даже по превью умею отличать 2 самые популярные школы. Но из этого потока бывают исключения.

Например, Костя поразил тем, что у него была всего одна работа, но зато с шильдиком «Featured In UI/UX» от Behance. Он рассказывал, что потратил

о-о-очень много времени, чтобы довести работу до такого состояния, что она получила награду. И на стажировке он показал себя усидчивым и въедливым.

А Лена прислала хорошее сопроводительное письмо, где рассказала, как ее инженерный опыт помогает ей решать UX-задачи. И приложила классно описанный кейс. Лена — молодец, она нашла свои сильные стороны и трансформировала их в нужном направлении.

Обоих мы взяли, хотя и не планировали никаких стажировок. И не пожалели.

Выделяйтесь

В дополнение к предыдущему пункту просто приведу пару примеров, как я в свое время искал работу.

2013 год. Я закончил стажировку в веб-студии, у меня должна была родиться дочь, и мне надо было найти работу за деньги. На поднимающейся волне инфографик я запилил свою. Веселую и необычную (для того времени). И выложил в одной экстремистской соцсети. И мой одногруппник Тамаз сразу поделился постом. Этот пост сразу увидел бывший коллега Тамаза Женя, который через 6 минут позвонил мне, мы договорились о собесе. И в итоге я проработал в агентстве почти 5 лет.

Эту картинку было сложно разглядывать, из-за своеобразного интерфейса соцсети, но она сработала
Эту картинку было сложно разглядывать, из-за своеобразного интерфейса соцсети, но она сработала

Чувствуете? Я создал возможности появления шансов и не профукал их.

2017 год. Я устал от коммуникационного дизайна и решил перейти в продуктовый. В FB (экстремистская организация) только появился функционал панорам. Я придумал, как это использовать. Получил 45 шеров этой вакансии, и в результате мне написал сам великий Илья Михайлов (и кстати, еще несколько не менее великих ребят). И я попал в легендарный дизайн-центр Сбертеха.

Пост можно было крутить, и рассматривать там всякие картинки на фоне. Это привлекло внимание.
Пост можно было крутить, и рассматривать там всякие картинки на фоне. Это привлекло внимание.

Я сделал то, что мне было интересно: разобрался с новой фичей FB, использовал свои сильные стороны, придумав необычную механику, и мне это отбилось, даже несмотря на не очень крутой продуктовый опыт я попал в крутую команду.

⚠ Наполните портфолио

Это, наверное, самый важный совет. Я его даже пометил эмодзи.

Всем, наверное, понятно, что без портфолио на должность дизайнера устроиться нереально. Но даже окончание многочисленных курсов не решает ваши проблемы. Выше писал, что я часто могу определить, какую школу закончил кандидат. И все, наверное, помнят мантру маркетологов: «выделяйся или умри».

Так вот.

  • Сделайте, чтобы в вашем портфолио было больше трех работ. Ну просто потому, что у большинства ваших конкурентов их две.
  • Пусть это будут коммерческие, а не учебные работы.

Воу-воу, хватит ругаться на меня. Сейчас расскажу, как, не устроившись на работу, получить коммерческие кейсы.

Инвестируйте в стажировку

Пока вы неопытны, вы не можете принести ценности работодателю. И у нас не так много компаний, готовых инвестировать в оплачиваемую стажировку (но если такая попадется — рекомендую в этот шанс вцепиться зубами).

Ищите бесплатные стажировки в серьезных компаниях и проситесь к ним поработать.

Важный параметр — наличие ментора, у которого вы сможете набираться опыта. Это будет ваша сделка: вам будут платить не деньгами, а советами и кейсами. И часто классных стажеров берут в штат. Мы, например, в Агиме так очень любим делать.

Ну и очень желательно сразу договориться, что вы сможете положить в портфолио то, что сделаете.

К слову, среди агентств и фрилансеров обычная практика увеличивать цену контракта на четверть, если работу запрещено показывать в портфолио.

Ищите возможности в соцсетях (включая малодоступные и заблокированные) и на сайтах по поиску работы. Вот, кстати, ТГ-канал, который собирает такие возможности. Гуглите и, может быть, повезет.

Поработайте по знакомству за еду

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

Работодателем важно понимать, что вы умеете работать в рамках реальных ограничений и понимаете бизнес-задачи.

Где-нибудь, кому-нибудь из ваших друзей/родственников наверняка нужны визитки или лендосик. Сделайте его за символическую плату. Скорее всего, вы сделаете две версии: одну – как хочет ваш заказчик, а вторую — красивую, чтобы положить в портфолио. Так бывает, не надо этого стесняться. Для работодателя важнее, что вы понимаете боли бизнеса, но можете аргументировать и свой вариант.

Только не надо негатива типа «вот этот клиент — негодяй… а я… а он…», нытиков никто не любит. «Это была первая версия, но потом я подумал, что так будет лучше, потому что раз-два-три реализовать не получилось, но зато теперь я умнее».

Благотворительность

Это и карму вам улучшит, и знакомства принесет, и практические кейсы.

А ещё, по моему опыту, благотворительные организации — самые благодарные заказчики. Они обычно рады любой помощи. Но при этом это настоящий проект: с бизнес-задачей, согласованиями, правками и вот этим всем.

Фейковые проекты/редизайны чего-нибудь

Относительно рискованный способ инвестиций своего времени по соотношению затраты/выхлоп. Но если проект будет классный, то очень хорошие шансы быть замеченным. Если сделаете качественную работу для громкого бренда, то на волне популярности бренда можете выехать. Да и приличных иллюстраций у больших брендов обычно в достатке: вам будет тупо проще.

Сейчас, правда, некоторые дизайн-школы поставили редизайн для всяких «марвелов» и «кока-кол» на поток, так что в этом инфошуме ваша работа может затеряться. Но вы можете сделать ставку на менее заметный бренд или вообще выдумать свой.

Участвуйте в хакатонах

Бывает, команды разработчиков ищут себе дизайнера, чтобы поучаствовать в каких-нибудь челленджах и порубиться за приз или просто повеселиться. В случае победы — это шанс на кейс. Да и в целом у вас появятся знакомства, а это классно. Знаю пару ребят, которые таким образом делали рывок в карьере.

И последнее:

Сделайте нанимателю удобно

Представьте, что вам нужно разобрать 100 откликов дизайнеров. Это 100 писем. 100 портфолио. 100 решений «да/нет/не знаю».

И тут вам присылают что-то типа этого:

Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.
Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.

Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.

Но бывает, приходят письма с подробным душевным сопроводительным письмом, а в нем нет портфолио. Или «портфолио по запросу».

Ну или оно есть, но в виде ссылки. А ссылка в резюме. А резюме в «Ворде». А «Ворд» в файле. А файл во вложении…

Или ссылка есть, но это «Фигма», которая открывается несколько минут, потому что «Фигма» всегда долго открывается. А еще это в виде прототипа, в котором непонятно куда тыкать.

Или это просто россыпь файлов на Яндекс.Диске. Ну типа иди, смотри, что там тебе надо.

Или это PDF по ссылке, который весит 500 мб, а ты на удаленке на даче с мобильным интернетом.

И у тебя обед близится. И еще пяток незакрытых тасков.

И ты смотришь на прелоудер этого PDF, на эти 100 писем…

Намек понятен? Ну и прекрасно.

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ДИЗАЙНЕРУ ЛЕГКО НАЙТИ ПЕРВУЮ РАБОТУ

В следующей статье поговорим о продуктовом подходе к поиску работы дизайнером.

1717
9 комментариев

Ожидал такой пост

1
Ответить

Строчку про намек тоже надо удалить!

Ответить

Можно поподробнее про портфолио, как лучше его отправлять в сопроводительном-только ссылкой на bh или есть ещё варианты?

Ответить

Нет работающего рецепта. Я знаю тимлила который ненавидит портфолио в ПДФ. И знаю тимлида который считает что только мудаки присылают портфолио не в пдф. Так что придется рискнуть и сделать какой то выбор.
Но в среднем, если портфолио легко найти и удобно смотреть, то вы повышаете свои шансы. Тяжелый пдф, медленный хостинг, сслыка спрятанная фиг пойми где — понижает шансы.

1
Ответить

Как раз заполняю резюме на вакансию 3д художника. Портфолио вроде бы есть, может и не выделяется чем то, но не хреновое. Только это все не реальные проекты, а значит никакого веса не имеют. Вот и проблема, поле "опыт работы" нечем заполнить. Волонтерством не занимался, стажировки нет и прочей ерундой не заполнить так как я самый обычный ленивый выпускник которой в люди то раз в месяц выходит).
Такая беда.

Ответить

Ах да, фриланс. Вариант, но кажется там война ещё похлеще чем на фронте вакансий. На 3д рынке (как и везде на фрилансе) пока первый заказ возьмёшь пройдет пол года. Конкуренция - ужас. Месяц унижения на апворке не дал ничего, 50 коннектов перевел на чистый игнор. Местные отечественные биржи - 20-40 откликов на заказ.
Весело.

Ответить

Отличное чтиво! Интересно почитать, жду продолжения😎

Ответить