Late Shift. Чаша, деньги, два китайца

Late Shift. Чаша, деньги, два китайца

Ровно год назад, 24 ноября 2016 года, на отечественных киноэкранах состоялся выход «первого интерактивного кино – совершенно уникального жанра, в котором зрители могут прямо влиять на события в фильме». Эксперимент, что называется, «не зашел»: рядовой зритель не привык, чтобы во время просмотра вместо методичного поедания попкорна нужно было судорожно тыкать кнопки в смартфоне, а геймеры лишь усмехались на форумах: «Никогда такого не было, и вот опять». Крылась ли главная причина провала в неграмотно выстроенной пиар-кампании? Как бы там ни было, Late Shift («Ночная игра» в российской локализации) практически не оставила следа в памяти ни первых, ни вторых.

Разработчики Late Shift, швейцарская компания CtrlMovie совместно с уэльскими издателями Wales Interactive, не падали духом и пошли на закономерный шаг: в апреле 2017-го состоялся релиз для Steam, PlayStation 4 и Xbox One. Теперь широкие массы, искушенные интерактивными новеллами от Quantic Dream и сериалами от Telltale Games, могли вкусить законнорожденный плод любви кинематографа и игродельства. Что ж, фурора опять-таки не произошло – и вот почему.

Когда коллега говорит вам, что сегодня «будет тихая и спокойная ночка», – готовьтесь к худшему
Когда коллега говорит вам, что сегодня «будет тихая и спокойная ночка», – готовьтесь к худшему

Сначала о сюжете. Мэттью Джонсон, бедствующий студент-математик, живет в Лондоне и подрабатывает ночным сторожем на автостоянке для «железных цыпочек» – шикарных автомобилей экстра-класса. Одну из типичных смен, которую Мэтт коротает за чтением учебника по алгоритмам теории игр («Дилемма заключенного» всплывет обязательно), прерывает сначала появление сногсшибательной (кому как) красотки, а затем – вторжение на стоянку злоумышленника и угон одного из подопечных герою «мазерати». Дальше сюжет успешно эксплуатирует всевозможные штампы криминальных фильмов (хотя кому это мешает у того же Гая Ричи?): погони и взломы, убийства и подставы, китайская мафия и бесценный антиквариат – и, конечно же, предсказуемая романтическая линия...

От решения, которое нужно принимать очень быстро (в течение 5 секунд не нажмете кнопку – покажут режиссерскую версию), зависит, насколько (спойлер: иногда кардинально) по-разному будут проигрываться одни и те же ситуации, каким образом персонажи доберутся до цели и какие сюжетные главы – всего их 14 – вам откроются. Концовок в фильме 7, «счастливая» при этом только одна; количество принятых решений, согласно обещаниям разработчиков, может достигать 180. После финальных титров (а они тут огромные, над проектом трудилась прорва народу) вам услужливо покажут ваши результаты, призывая в следующий раз сделать что-то немножечко иначе. А может, вообще все! Как далеко можно зайти в качестве демиурга этого фильма?

Вот эта невзрачная мисочка – причина бессчетного количества убийств, предательств и даже войн
Вот эта невзрачная мисочка – причина бессчетного количества убийств, предательств и даже войн

Жанровое определение «интерактивное кино» – понятие весьма растяжимое. В Her Story прохождение напоминает собирание пазла, где итоговая картинка всегда одна и та же, а выбор заключается в том, какой кусочек мозаики вы достаете из коробки. Упомянутые выше короли интерактивности (об успехах которых, пожалуй, не знать можно, лишь вовсе не имея знакомства с компьютерными играми) знамениты своими играми с широкой сюжетной вариативностью и жесткими моральными дилеммами. Тут же расположились и Life is Strange, недавно обретшая продолжение, и представитель не столь частого интерактивного хоррора на выживание Until Dawn.

Late Shift в этом ряду выделяется как действительно интерактивное кино в полном смысле этого слова (как в части интерактивного, так и кино). Это настоящий, традиционный фильм: с грамотно выстроенными планами, продуманной операторской работой и профессиональным монтажом, не безупречной, но достойной игрой актеров, на совесть сделанной цветокоррекцией и шикарной озвучкой. И при этом именно пользовательский выбор – казалось бы, пустяковый или значимый, как то: промолчать или возразить, вломиться в ресторан мистера Ву или прийти в полицию с повинной – определяет не просто стиль общения и стратегию поведения героя, но и то, какой фильм в итоге получится.

Готовы ли вы перейти грань ради спасения собственной шкуры?
Готовы ли вы перейти грань ради спасения собственной шкуры?

Скажем, смотревшие фильм в кинотеатрах жаловались, что у кого-то главный герой глупо погибал почти в самом начале; кто-то так и не добирался до разгадки, где же на самом деле спрятан драгоценный фарфор династии Мин, и уходил обиженным; а кому-то крупно везло и даже, говорят, открывалась постельная сцена. Сценарий для такого «франкенштейна» нужно было писать с умом: основные вставки и эпизоды должны были гармонировать друг с другом при любом варианте прохождения. За нелегкое дело взялся не кто иной, как Майкл Роберт Джонсон – сценарист ричиевского «Шерлока Холмса», что особенно чувствуется в узнаваемой разухабисто-британской стилистике. В роли режиссера и сосценариста предстал, пожалуй, никому не известный швейцарец Тобиас Вебер.

Вообще, сама идея создания интерактивного фильма для кинотеатров – начинание хорошее и заслуживающее всяческого одобрения. Впервые подобный опыт был произведен в 1967 году, когда при показе чехословацкого фильма «Киноавтомат: Человек и его дом» („Kinoautomat: Člověk a jeho dům“) зрители выбирали, каким будет продолжение, с помощью кнопок, вмонтированных в подлокотники кресел. Дотошные знатоки «Википедии» припомнят еще и хоррор-муви 1961 года «Мистер Сардоникус», но там, по свидетельствам сопричастных, наличие альтернативного финала – лишь маркетинговая уловка, не имеющая под собой реального основания.

Ночь, огни мегаполиса, азиатский квартал – и двое случайных встречных, теперь связанных крепкими узами. Почти как в киберпанке!
Ночь, огни мегаполиса, азиатский квартал – и двое случайных встречных, теперь связанных крепкими узами. Почти как в киберпанке!

Главная проблема Late Shift очевидна: «слишком много интерактивности для кино, слишком много кино для интерактивности». Когда перед глазами разворачивается захватывающая, красивая, довольно сочная (хоть местами и банальная) криминальная история, вы по привычке начинаете смотреть ее, полностью расслабляясь и погружаясь в происходящее. И тут вдруг нужно срочно хватать мышку да еще и думать, как правильно поступить – ох, ну вот, я все пропустил!.. А для досконально изучивших жанр геймеров последствия принимаемых решений просто не бросаются в глаза при единственном заходе. Да если еще и не придерживаться какой-то генеральной линии поведения, монтаж выйдет рваным и вполне может сложиться ощущение недоигры-недофильма.

Однако вся магия Late Shift заключается в реиграбельности. Только проходя игру во второй, третий, четвертый... энный раз, начинаешь не на шутку втягиваться, входить во вкус настолько, что хочется продолжать еще и еще. Что, если я в самом начале просто сбегу? Хм-м, ничего особенного не произойдет. А вот здесь брошу-ка я вполне невинную реплику... Вот это да: сюжет полностью поменялся – кто бы мог подумать?.. В детстве мы смотрели одни и те же мультики и фильмы с видеокассет сотни раз, и это никогда не надоедало: ведь таким образом мы чувствовали, будто контролируем происходящие события. Теперь эта мечта сбылась в полной мере: вы можете «монтировать» свой фильм сколько угодно раз, пока не насытитесь.

«Ты и есть твои решения. Они определяют тебя», – говорит вам с экрана Мэттью. Тобиас Вебер в одном из интервью признавался, что именно желание показать людям ответственность за свою жизнь и каждодневные действия послужило мотивом для создания проекта. Что ж, ему это с лихвой удалось – нужно только не полениться и проверить, к чему приводит даже самое маленькое решение.

Оригинал опубликован на GameRulez.

33 показа
4.7K4.7K открытий
21 комментарий

Она сейчас на консолях по скидке идет. Локализация на русский есть, кто знает?

Ответить

Субтитрами - озвучка только оригинальная

Ответить

игра просто отличная, я и не знал что она выходила в кинозалах

Ответить

Не берусь утверждать, но впечатление такое, будто первоначальный расчет CtrlMovie был именно на кинотеатры (типа вот они переворот аж произведут). А потом уже выпуск игровой версии...

Вы сколько раз проходили игру, кстати? Сколько концовок удалось открыть?

Ответить

Никогда такого не было, и вот опятьПривет из 90-х, когда появление Компакт Диска взорвалось Фулл Моушен Видео играми.
Эксперимент, что называется, «не зашел»Ответ весьма прост: время FMV-игр давно прошло и жанр интересен преимущественно ценителям.

Ответить

Так что тем кому зашла Поздняя Смена могут открыть для себя мир FMV-квестов 90-х, если до этого не знали.

Ответить

А че каждый раз все смотреть полностью нада?
нет волшебной кнопки прокрутить до след решения?

Ответить