Тяжелые годы Helloween или карма «Хамелеона»

Рассказ о том, как главная пауэр-метал группа планеты испортила себе карму двумя спорными альбомами, но нашла силы и возможности начать всё заново.

Тяжелые годы Helloween или карма «Хамелеона»

Для любой группы желание немного «поиграть со стилем» чревато возможностью заиграться. Примеров полно. В прямом смысле слова попсовый скорповский Eye II Eye, почти глэмовый Cold Lake от Celtic Frost, мегадетовский Risk, «диско-роковый» Hot Space от Queen. А про такой каноничный пример, как Load и ReLoad от Металлики можно и не говорить. Хотя для автора этих строк эти два альбома главной «всеметаллической» группы планеты вовсе не являются чем-то из ряда вон выходящим. Тенденции к песням, вроде Devil's Dance и Memory Remains прослушивались уже в 1991 году, на не менее «продажном и попсовом» для «тру-металлеров» альбоме.

Но есть и ещё один, не менее яркий пример подобных случаев. Речь о Chameleon от Helloween. Шок от услышанного у поклонников, полюбивших группу за сырой спид-метал на Walls of Jericho и филигранный пауэр на Keeper'ах был такой огромной силы, которой хватило бы на разрушение стен Иерихона без привлечения духовой секции.

Хотя у Helloween, как и у Metallica, тоже всё началось гораздо раньше. Тенденцию к упрощению стоит искать на предыдущем альбоме – Pink Bubbles Go Ape.

Сумасшедшие пузыри

После записи двух частей Keeper of the Seven Keys в группе начались разброд и шатания. Из группы ушёл её создатель и идейный вдохновитель – Кай Хансен. Ушёл, недовольный бесконечными гастролями и творческими спорами с другим отцом-основателем – Михаэлем Вейкатом. По мнению вокалиста Михаэля Киске, Кай «проецировал проблемы, которые были в его собственной жизни, на то, что происходило вокруг». В смысле – в группе.

После ухода Хансена по мнению Киске, у группы пропали осязаемые цели. И песня с Pink Bubbles… под названием Heavy Metal Hamsters («Хэви-металлические хомячки») по словам Киске просто идеальная квинтэссенция тогдашнего бытия группы. Масла в огонь добавило столкновение творческих эго – на сей раз уже самого Киске и Вейката, который с уходом Хансена окончательно вышел на первые роли в коллективе.

Михаэль Киске - 1993 год
Михаэль Киске - 1993 год

В принципе, имея в рядах группы фронтмена, который всегда признавал то, что он «далеко не металлист» и который теперь получил больше свободы в написании песен, можно было ожидать, что новые альбомы станут «легче». Про свои музыкальные пристрастия Кай говорил так…

Моими главными группами в те годы (в его 15-летие – прим. авт.) были Judas Priest, Iron Maiden, Metallica, а позже Queensryche, Black Sabbath с Дио, они были самыми важными для меня. Мне понравилась первая пара записей Accept. Когда я еще учился в школе, я слушал Restless and Wild и Breaker (на самом деле это третий и четвёртый альбомы – прим. авт.). Но в то же время я начинал с Элвиса, ещё я всегда любил The Beatles. И вообще, когда дело доходило до музыки, у меня никогда не было какого-то одного любимого направления. Сегодня я мог слушать Metallica, а на следующий день новый альбом U2 или Кейт Буш, даже Саймона и Гарфанкеля мог включить. Музыка не должна быть громкой, чтобы достучаться до моей души.

Михаэль Киске

Продюсером нового альбома стал Крис Цангаридис, чья кандидатура была навязана группе новым менеджментом. Последствия такого решения – Крис был известен своими диктаторскими методами – группа вскоре ощутит на себе в полной мере. Но пока всё было гладко и группа ожидала, пока Крис освободится от работы с Judas Priest, с которыми он записывал суперальбом Painkiller.

Первоначально предполагалось, что группа начнет запись в октябре 1989 года, но на самом деле они не приступали к работе до июня 1990 года – ждали Криса. Наконец, работа над Pink Bubbles Go Ape началась. Группа приехала в Данию, на PUK-Studios в город Гьерлев.

Ранее Helloween перешёл с Noise Records на EMI (больше денег, больше возможностей и отсутствие творческого диктата главы Noise Карла Вальтербаха). После смены лейбла «тыквы» приступили к репетициям нового материала в Лондоне, на Sam West Studios. В Данию (тамошняя студия тоже принадлежала EMI) они переехали потому, что на каждой из студий EMI есть свой график и для музыкантов в порядке вещей собраться и переехать на другую базу, освободив место для своих коллег, которым тоже надо записываться.

Новый альбом уже был готов к выходу, как вдруг на EMI подал в суд Карл Вальтербах. Он был недоволен потерей группы, которая сама рвалась на другой лейбл, и вознамерился вернуть Helloween обратно.

В результате музыканты попали. И сильно. А как иначе, если по итогам разбирательств суд вынес решение в пользу Noise, а новый альбом объявил «как бы ничейным», контрафактным? Диски с новым релизом 12 апреля 1991 года в магазинах Великобритании и Японии всё же появились, но вскоре были отправлены обратно на склады.

Удар по настроению группы был нанесён ощутимый – ни гастролей (Helloween остановили туровую деятельность на год), ни, что самое главное, нового альбома. В подвешенном состоянии пришлось промотаться аж до апреля 1992 года, когда оба лейбла нашли компромисс. До этого каждый занимался тем, что ему интересно. Басист Маркус Гросскопф, к примеру, собрал группу Mr. Prouster, впоследствии превратившуюся в его сольный проект Shockmachine.

Компромисс между лейблами обернулся для группы денежными потерями. На вопрос о деньгах, которые суд заставил группу отдать Noise, Михаэль Вейкат отвечает, что да, Вальтербах имел некоторые права на Chameleon и компиляцию The Best, The Rest, The Rare, состоящую как из старых, так и неизданных песен группы, право выпустить имел. Этот разговор с Вейкатом происходил уже после очередного изменения состава и часть прибыли от альбома 1994 года Master Of The Rings тоже отправится Вальтербаху.

Чисто музыкально «Пузыри» полностью отличались от прославивших группу «Хранителей». Это больше был классический хард-н-хэви (здесь постарался не только Киске, но и новый гитарист, Роланд Грапов). Но это полбеды – материал вышел качественным, запоминающимся с лёту. Альбом же рождался в муках: продюсер Крис Цангаридис действительно давил на музыкантов при работе над материалом.

Михаэль Киске рассказывает, что такое странное название у альбома появилось потому, что мы в тот период так себя и чувствовали. Сумасшествие, нервяк… «Как группа мы просто больше не функционировали. Я не скажу, что мы писали плохие песни – совсем нет – даже на « Хамелеоне » были хорошие песни, но мы больше не были группой, какой мы были раньше, работая вместе. Если «Пузыри» мы ещё делали как группа (ну так, более-менее), то на «Хамелеоне» группы уже не было».

Странное название. Странная обложка, больше характерная для какого-нибудь арт-рокового коллектива.

Тяжелые годы Helloween или карма «Хамелеона»

На обложке, кстати, племянница фотографа и дизайнера Сторма Торгерсона, автора концепции оформления альбома и клипа на Kids of the Century.

Именно Сторм делал обложки для Black Sabbath ("Technical Ecstasy"), Audioslave (одноимённый дебютник), оформил едва ли не всю дискографию Pink Floyd и поработал со множеством других групп.

Сторм Торгерсон
Сторм Торгерсон

Очень странное акустическое интро, в котором от лица группы рассказывается, почему о них эти три года не было никаких вестей. Странно? А почему нет – по словам Грапова, группа тогда не продвигала пафосный супергеройский имидж, а просто пыталась быть забавной. «Как Spinal Tap».

На этом, правда, странности заканчиваются, и начинается музыка, в которой хоть и с трудом, но всё же узнаётся старый добрый Helloween. Пусть и сильно изменившийся, более взрослый. С первых же звуков Kids of the Century (Киске назвал эту песню «первым признаком жизни группы после двух с половиной лет») понятно, что на этом альбоме будет, что послушать.

Эта песня также стала поводом для стычек между Киске и Вейкатом. Они воевали из-за гитарного рифа в Kids of the Century – Вейкат, якобы, говорил Киске, что это не в его стиле игры, следовательно, это плохие песни. В отличие от Грапова – Роланд всеми силами хотел закрепиться в группе, врубиться в фишку её саунда и шёл на любые компромиссы, благо с Киске он нашёл общий язык.

Грапов вообще в какой-то мере спас альбом. Крис Цангаридис даже называл его «единственным парнем, который пишет метальные песни». И это притом, что ему было очень трудно на месте Кая Хансена. Как говорит сам Роланд, «я был новичком, заменившим того, кто был очень успешным в группе — у меня всегда было ощущение, что Кай был главным парнем наряду с вокалистом».

Роланд Грапов
Роланд Грапов

Вообще Роланд – далеко не «хэви-металлический» гитарист. В этом отношении они с Вейкатом, кстати, очень похожи: оба любят и ценят классический хард-рок. Своими кумирами Грапов называет Grand Funk Railroad, Scorpions, Deep Purple и Uriah Heep. Также он очень любит мелодик-рок и AOR – Foreigner, Kansas, Styx, Journey, TOTO. Среди его фаворитов также Queen и Van Halen.

Я никогда не был металлистом. Я больше слушал рок, мелодик-рок, такие группы, как Journey, Styx, Foreigner… Я начал с Rainbow и всех этих групп. Примерно так же, как Вейки, если честно. Мы с ним большие поклонники Майкла Шенкера, Scorpions и Ули Рота. У нас с ним в основном одни и те же гитарные кумиры, например, Ричи Блэкмор.

Роланд Грапов

Так что «роковость» альбома в какой-то мере заслуга Роланда. Именно Грапову принадлежат песни Someone's Crying и The Chance, а ещё на двоих Back on the Streets и Mankind он был соавтором.

The Chance

Киске тоже потрудился на славу: если не считать шутливого вступления на акустике Pink Bubbles Go Ape, то на его счету целых три песни Kids of the Century, Goin' Home и Your Turn. Ещё в четырёх – соавторство. Тогда как у теневого лидера Михаэля Вейката чистых его композиций всего одна – Number One (не считая инструментальной Les Hambourgeois Walkways, позже вышедшей бонусом на переиздании альбома). Да и ту Цангаридис настойчиво предлагал из альбома выкинуть, так как по его словам это была «не рок-композиция». До кучи эта песня не понравилась барабанщику Инго Швихтенбергу, который, по мнению Вейката, сыграл её не так, как следовало бы.

Number one (Live in Koln-92)

В «Великой тыквенной истории», первом отечественном масштабном исследовании творчества группы, приводится высказывание Михаэля Вейката: «Мы хотим, чтобы наш альбом звучал как 12 разных песен с 12 разных альбом 12 разных групп». Это к тому, что разбор ситуации с тем, взяли ли новички (Киске и Грапов) власть в группе или нет, очень затруднителен. Странно, что человек, который жаловался на то, что его никто не слушает, заявляет вдруг такое.

Если говорить о песнях, то выделять что-то на Pink Bubbles вряд ли стоит. Даже несмотря на новый саунд альбом получился на удивление цельным и полным хитов. Чего стоят хотя бы Number One и The Chance. Ну а переиздание альбома с новыми треками (особенно с шикарной Run with the Pack) и вовсе делает этот альбом одним из самых недооцениваемых во всём творчестве Helloween.

Run with the Pack - один из лучших би-сайдов Helloween

Но, как гласит популярная поговорка, желаний нужно бояться. Потому что иногда они исполняются. На следующем альбоме исполнится желание Михаэля Вейката о «12 песнях разных групп с разных альбомов»…

Это странное перекрашивание…

Михаэль Киске и Роланд Грапов называют «Хамелеон» альбомом, на котором трое музыкантов записывали свои песни для своих сольных альбомов, после чего скинули всё в общий котёл. Это было следствием творческого раздрая в группе, когда каждый хотел делать всё по своему, так и искреннего желания участников попробовать что-то новое и раздвинуть стилистические рамки. К тому же менеджмент в этот раз не стоял у них над душой.

Обложка альбома Chameleon
Обложка альбома Chameleon

К работе над «Хамелеоном» Helloween приступили весной 1993 года. Продюсером для нового альбома группа выбрала Томми Хансена – человека, наряду с Томми Ньютоном работавшим над обоими «Хранителями». Фанаты, видевшие лишь часть айсберга, от такой новости пришли в восторг. Однако они не знали, что напряжённость в работе между музыкантами никуда не делась. Процессом по-прежнему рулили Киске и Грапов, из-за чего ощущение было двояким: с одной стороны поле для творческих экспериментов, а с другой – отсутствие единого коллектива. Настроение в духе «да делаем, что хотим».

Михаэль Вейкат подтверждает, что его мнением на тот счёт мало кто интересовался в группе. Все, от музыкантов до менеджмента, были заинтересованы в крутом коммерчески успешном релизе, который бы отбил затраты на суд с Noise и вложенные в запись Pink Bubbles средства. Понимая, что нужно упрятать поглубже творческий эгоизм, Вейкат написал для «Хамелеона» 4 песни – First Time, Giants, Windmil и Revolution Now. Как и Киске с Граповым – от них было тоже по 4 композиции.

Михаэль Вейкат - 1993 год
Михаэль Вейкат - 1993 год

Напряга в группе лишь подбавило непонятное стремление Киске, Вейката и Грапова лично исполнить все музыкальные партии на своих песнях. Тон этому задал Киске, игравший в своих песнях на ритм-гитаре и акустике. Были и препирательства по пустякам – например, Инго Швихтенберг вообще отказывался записывать ударные для песни Windmill, мотивируя это тем, что…и без них песня хорошая. Киске же просто не стал записывать вокал для уже готовой песни Sole Survivor, посчитав её слишком тяжёлой. И для себя и для альбома в целом.

Вы всё правильно поняли. В 1994 году Sole Survivor откроет альбом Master of the Rings, на котором её без проблем споёт новый вокалист Энди Дерис.

Sole Survivor

А что там, кстати, с песнями?

Первый трек First Time – вполне себе «хэлловиновская» песня, которая отлично вписалась бы на Pink Bubbles Go Ape (а как по мне, так и на ряд последующих альбомов уже с Энди Дерисом).

First Time

Но дальше группа и впрямь начинает «менять окрас». Потому что песня When the Sinner скорее напоминает би-сайд Queen образца второй половины 80-х, чем Helloween.

When the Sinner

Не пахло не то чтобы пауэром, а даже банальным хард-н-хэви.

Дальше – больше. Совсем не «хэлловские» I Don't Wanna Cry No More и Crazy Cat лишь усиливают недоумение от альбома. Становится окончательно ясно, что группа забрела куда-то не туда. Вейкатовская Giants отчаянно пытается спасти положение, но все её усилия сводятся к нулю за счёт Windmill, хард-блюзовой Revolution Now (по своему очень неплохой) и откровенно слабой In the Night (проходняк, как он есть).

The Giants

Дальше положение снова немного спасает Music. На фоне предыдущих трёх композиций это шаг, даже два, вперёд. Ей помогает Step Out of Hell – песня, которую Роланд Грапов принёс с собой из своей старой группы Rampage.

Step Out of Hell

Но смысла в этом уже никакого нет. Всем ясно, что это всё, что угодно, но только не Helloween. Тому доказательством служат I Believe (тоже в целом неплохой, но довольно затянутый трек) и интересный медляк Longing, от наличия или отсутствия которого альбом бы и не выиграл и не проиграл.

Откровенно непонятная для широких фанатских масс музыка, плюс портившийся характер Киске (он стал ударяться в религию и мистику, начал интересоваться ЗОЖем) не могли не повлиять на группу. Разумеется, в худшую сторону. И в полуразобранном состоянии Helloween отправился в тур в честь нового альбома.

Helloween летящий под откос

Тур был отвратительным.

Михаэль Вейкат во многом винит своего тёзку на главном микрофоне. «Он просто стоял на сцене, как манекен, а когда я говорил ему, чтобы он больше двигался и больше «качал» публику, то он выдал мне, что я принижаю его авторитет на сцене. Я же в этом не видел ничего хорошего. Он стоял на месте для того, чтобы лучше петь, и это показало нам, что песни «Хамелеона» не были хороши для концертов. Я понимаю, альбом мог бы быть интересным, но перед фанатами то мы этого показать не смогли! Мы словно ели, давясь, рис – липкий и невкусный».

1993 год. Chameleon tour - видеобутлег (концерт в Осло)

…Вейкат называет те концерты Helloween двумя часами медленной скуки. По сравнению с временами «Walls…» и «Keeper…» это было небо и земля. «Вскоре я решил, что пора сворачивать всю эту лавочку и возвращать старый добрый Helloween; мелодичный, мощный, агрессивный метал! Надеюсь, в Master of the Rings у нас это получилось».

Вскоре группа отменила ряд концертов японской части тура. Вейкат рассказал, что Киске пожаловался на боли в горле. Но остальные ему не поверили и решили, что Киске просто запаниковал, видя, что ничего не складывается. Потому что чисто физически нельзя петь в полную силу, если ты боишься и вообще напряжён.

А ситуация в группе и впрямь становилась жуткой. Этому поспособствовали проблемы Инго Швихтенберга – барабанщика, который переставал быть собой как в профессиональном, так и в прямом смысле.

Инго Швихтенберг
Инго Швихтенберг

Судьба барабанщика

В туре в поддержку «Хамелеона» у Инго были две проблемы – он всё больше пил и всё более неадекватно себя вёл. Он внезапно мог зарыдать. Потом вдруг, обычно тихий и малообщительный, мог стать чрезмерно разговорчивым. Как-то раз в ресторане залез на стол, крича, что умеет летать.

Есть какая-то горькая ирония в том, что в этом видео Инго и впрямь "летает"

Когда Инго неожиданно начал грузить Грапова о том, как он однажды видел дьявола, то все поняли, что это не просто нервный срыв от гастрольной жизни. И после консультации аж у трёх психиатров Швихтенбергу вынесли вердикт – наследственная шизофрения. Своё состояние он всё сильнее усугублял кокаином и алкоголем, а попутно начал ещё и курить гашиш.

То, что от него нужно избавляться, иначе это вконец добьёт группу, понимали все. Но не принимали. Но вскоре его проблемы начали проецироваться и на концертную работу – как-то раз он залез на свою барабанную стойку, после чего упал и повалил всю свою ударную «кухню» на себя. Концерт остановили, а Инго отвезли в клинику.

Миссию известить Инго о том, что он больше не играет в Helloween, возложили на Михаэля Киске. Услышав это, Инго заплакал. Но делать было нечего – работать дальше с ним было невозможно. Через некоторое время, в марте 1995 года, Инго бросится под поезд. Ему было всего 29 лет.

Посвящение - соло на барабанах

Уход с EMI

На проблемы личного характера – отсутствие взаимопонимания в группе, смерть друга и коллеги – наложились проблемы материальные. В офисе EMI уже начинали подсчитывать убытки от экспериментов Helloween – новый альбом, на который возлагались надежды, и в который было вложено немало денег, не отбил затрат. Тогда как коммерческого успеха ждали очень сильно – это подтверждает Михаэль Вейкат, говоря, что продажи Pink Bubbles были дерьмовыми. Плюс – долги перед Noise…

Итогом стало то, что EMI распрощались с группой. Вдобавок ко всему Helloween ещё и лишились контракта с японской компанией JVC/Victor. Их, в отличие от коллег с EMI, смена стиля группы в корне не устраивала.

Группе, загнавшей себя в патовую ситуацию, стало понятно – необходима чистка рядов с последующим возвращением к истокам.

Все происходящее с группой заставило Михаэля Киске серьезно задуматься над будущим. Уходить он не хотел, он даже начал сочинять новые песни (в таком же стиле, как и на «Хамелеоне»), которые планировал для нового альбома, но мысль в голове всё равно держал. А вскоре поделился ею с Граповым, который донёс её до всех остальных. В результате через пару недель Киске уволили.

Грапова, неожиданно переметнувшегося в противоположный лагерь, можно понять. Он был откровенно подавлен тем, что группа опустилась на дно, и даже собирался искать «настоящую» работу с 9 до 5. Поэтому видя, что Киске полностью ушёл в себя, и не видит ничего, кроме упорного желания экспериментировать, решил пойти ва-банк.

Это было в конце декабря 1993 года. Уволил Киске лично Род Смоллвуд, босс Sanctuary Records и «папа» Iron Maiden. Дело в том, что Helloween с EMI переходили на Castle, «дочку» Sanctuary. Так что вполне логично, что Смоллвуд мог лично поучаствовать в дальнейшей судьбе не чужой ему группы.

Род Смоллвуд
Род Смоллвуд

Рассказывая о причинах ухода Киске, Вейкат подтверждает, что Михаэль серьёзно изменился. Такому коллективу, как «рок-группа» он уже не подходил. И дело не только в музыке. Да, он хотел упорно писать то, что уже не хотел играть никто в группе. Плюс свою роль сыграло его увлечение религией и эзотерикой – Роланд Грапов говорит, что порою он откровенно «душнил», пускаясь в утомительные рассуждения о жизни с попыткой промывать мозги всем и каждому. «У него больше не было чувства рок-н-ролла, и это можно было почувствовать на концертах. Он хотел только играть поп-музыку, быть просто артистом, а мы бы стали его группой поддержки».

Вот так неожиданно всё и закончилось. Старый Helloween был готов вернуться.

Итоги «перекраски»

А если в целом?

В целом это не совсем запись Helloween. Альбом мог быть куда успешнее, если бы группа скомпилировала из «Пузырей» и «Хамелеона» один релиз (правда, в этом случае бы пострадали «Пузыри», которые слушаются вполне себе целостно). Просто группа в своём желании поэкспериментировать зашла уж очень далеко.

Роланд Грапов, рассуждая о «Хамелеоне», говорит, что в последнее время он встречает людей, которые говорят ему, как им теперь нравится этот альбом.

Это не типичный Helloween, это не типичный чистый метал, но это хорошая качественная музыка – это нечто другое. Мне, как фанату, тоже всегда нравилось то, что делали мои кумиры. Группа Grand Funk Railroad – это группа, с которой я вырос, и одна из моих любимых групп. Было время в их истории, когда, возможно, они уже не звучали так тяжело, и у них был такой хриплый блюзовый саунд. Они делали каждый альбом по-своему, и у них были такие хиты, как «Locomotion», и я так гордился этим. Я говорил: «Боже мой, моя любимая группа — номер один в Америке!» Я так гордился этим как обычный фанат, но, конечно, сейчас я бы их ненавидел или что-то в этом роде.

Роланд Грапов

«Некоторые альбомы фиксируют настроение группы в тот момент, когда они были записаны», – говорит басист Маркус Гросскопф. «Хамелеон» и «Пузырей» я не считаю ошибками в нашем творчестве. Мы не могли тогда сделать ничего другого, потому что хотели сделать всё именно так, сделать что-то подобное, и ничего другого нам было не нужно. Я думаю, что это должно было произойти, чтобы после прийти к моменту обновления, очередного изменения себя. Я думаю , что Chameleon — классный альбом, но под логотипом Helloween он смотрится и звучит немного странно. Наконец, по мнению Маркуса, «это экстремальный пример того, что вы на самом деле можете сделать... и опять же, очень здорово иметь что-то настолько разнообразное в бэк-каталоге после многих лет творческой деятельности».

Ну а что касается возвращения старых добрых тыкв, то изменения, катализатором которых послужила запись «Хамелеона» (да и «Пузырей» в какой-то степени тоже) настали быстро. Уже 1 января 1994 года новым фронтменом Helloween стал вокалист Pink Cream 69 Энди Дерис, у которого к тому времени начался творческий разлад с коллегами. Всё сошлось и у него.

Новый состав с Энди Дерисом (посередине)
Новый состав с Энди Дерисом (посередине)

Но это уже совсем другая «тыквенная» история.

Ещё один мой текст про Helloween тут.

6767
14 комментариев

Про sole survivor не знал, интересно. Хорошая статья, спасибо. Слушал Helloween, и практически ничего кроме них, в свои 13-17. Фанател дико. Но, к сожалению, началом конца для меня стал Rabbit. Что-то сломалось; осознал, что это уже заезжанная пластинка и герои молодости превращаются в старых дедов на сцене. А это, на минуточку, без малого 20 лет назад было... Тем не менее, дико радовался, когда случился pumpkin united - заказал себе дисковый year book United Alive, но так и не распечатал до сих пор %)

3
Ответить

У меня такая же ситуация с "Кроликом" была. Он ознаменовал собой поворот к "штамповке". Но как по мне, то в 2015 году My God Given Right получился на удивление разнообразным и живым.

Ответить

Спасибо за статью. Любимая группа с давних лет ) Хорошо что они не развалились тогда и записали ещё кучу годнейших дисков

2
Ответить

Особенно Better Than Raw!!!! Считаю его если не одним из лучших в тяжмете вообще, то в метале 90-х он точно в топ-5 войдет у меня.

1
Ответить

Да,Хамелеон это очень странный альбом. Но longing я в свое время до дыр заслушал. Было что-то в ней такое..

1
Ответить

Да там много чего хорошего. Но а) как то в сумме, альбомно, это реально плохо воспринимается, действительно как по чуть-чуть из сольников разных участников и б) как в случае с "Седьмой звездой" Блэк Саббат это лучше было выпустить как то иначе))

1
Ответить