Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом

Взвешиваем плюсы и минусы новой игры от авторов GreedFall.

В Steelrising мы играем за девушку-автоматона, которая помогает французским революционерам разбить механическую армию кровожадного короля.

Поначалу мы участвуем в Великой революции постольку-поскольку, в первую очередь нас волнует не смена режима, а приказ хозяйки-королевы: остановить бесчинства её мужа, узнать судьбу её сына и добраться до изобретателя роботов — пускай он исправит, что наделал. Но со временем героиня всё глубже и серьёзнее вовлекается в политический передел Франции и принимает решения, которые повлияют на судьбу нации.

Геймплейно Steelrising — это казуальный соулс-лайк. Ей присущи все традиционные черты жанра, кроме сложности и подлости. Порой она пытается подкинуть испытаний или устроить западню, но всегда как-то по-доброму, осторожно: в игре нет ни одной мгновенной убивающей ловушки. Такое неслыханно для Dark Souls или Sekiro.

Тезисно объясняю, почему это порой хорошо, но чаще всего — не очень.

Почему Steelrising — неплохая игра

Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом

Я заранее признаюсь, что соулс-лайк мне понравился. Все его плюсы и минусы стали очевидны часов через десять, тогда же закончились сюрпризы: во второй половине Steelrising уже не подкидывала ни новых механик, ни новых ситуаций.

Но я прошёл игру до конца, потому что втянулся. Не как ответственный за текст автор, а как геймер: с удовольствием возвращался в Steelrising день за днём. Начинал проходить по работе, а доигрывал уже для себя.

Почему?

  • Магия GreedFall снова сработала — переплетение сеттинга с его фантазёрским воплощением окупает приедающийся геймплей. Spiders уже делала бедовую, но с шармом, ролевую. В GreedFall пышные дворянские диалоги, конкистадорское фэнтези и фетиш на стильные наряды перебивали примитивную боевую систему и безыдейные локации. Теперь у студии получился такой же соулс-лайк: в альтернативно историческом Париже в разгар Великой французской революции, только вместо королевских солдат бунт пытается подавить армия причудливых автоматонов. Все собеседники — сплошь исторические фигуры: пылкий Максимильен де Робеспьер, его антипод — прагматичный маркиз де Ла Файет (тогда его фамилия ещё писалась раздельно) и прочие видные идеалисты и политики эпохи. Поэтому диалоги снова высокопарные, то и дело по-толстовски переходящие с русского (в субтитрах) на французский. И одета наша героиня, как и герои в GreedFall, с иголочки.
  • Отдельно стоит выделить дизайн автоматонов. И рядовых, встречающихся тут и там на локациях, и боссов — так называемых колоссов. Каждый из них не просто спроектирован красиво, но и пытается внешним видом и боевыми способностями воплотить метафору. Например, колосс-епископ размахивает цепной библией-крюком, чтобы буквально затащить вас в религию. Колосс-палач же настолько хладнокровен, что вместо тела у него брусок льда. К сожалению, метафоры не помогают автоматонам представлять из себя хоть какую-то угрозу, зато их медлительность и глупость дают шанс лучше разглядеть механизмы и расшифровать образность.
Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом
  • Это соулс-лайк с понятной подачей сюжета. Кого-то такое наоборот расстроит: я знаю, что игры FromSoftware ценят за их загадки и неочевидные истории, спрятанные так глубоко, что после первого прохождения можно не понять — а что же ты прошёл. Но мне традиционное повествование всегда будет ближе. Когда героине прямым текстом задают мотивацию, у неё есть личность и сценарная цель, а лор проговаривают вслух — я вовлекаюсь лучше и сопереживаю больше.
  • Это «Bloodborne на ПК» для тех, кому настоящий Bloodborne показался слишком сложным. Хоть я и не любитель соулс-лайков, я считаю, что сложность красит этот жанр. Все его каноничные атрибуты, вроде «костров» для сохранений, пополняемых фляжек «эстуса» (хотя именно в Bloodborne их не было) и непременно восстающих врагов, не срабатывают в полной мере, если игровой процесс простой и безболезненный. Поэтому я потрачу ещё пункт, чтобы поругать Steelrising за простоту, а здесь отмечу, что стилистически Париж конца XVIII века от Spiders и намёк на викторианский Лондон (а знающие люди мне подсказали, что на Прагу) от FromSoftware недалеко ушли друг от друга. Тот же микс из исторической архитектуры и безрадостных, залитых кровью, затянутых дымом, заваленных трупами улиц. Если Bloodborne привлекал вас эстетикой, но отпугнул сложностью, то Steelrising — хороший вариант пройтись по похожим локациям и не пошатнуть нервную систему.
Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом
  • Уровни логично и интересно спроектированы. Вместо того, чтобы размещать «костры» всё глубже и глубже на локации (здесь их, кстати, зовут Весталками — это ремонтные станции для автоматонов), разработчики прибегают к приёму из Demon's Souls или Академии в Elden Ring — ставят всего один «костёр» и по ходу продвижения позволяют вам открывать к нему всё новые и новые «срезы».
  • Игра стоит 1099 рублей в Steam. Если AAA по старой привычке я оценю в 1999 рублей, то Steelrising стоит даже не как AA, а как «полторы A». И за такую цену нам предлагают чуть больше 20 часов прохождения, несовершенную, но безусловно симпатичную графику и старательно воплощённый необычный сеттинг. Пускай это будет моим очень субъективным плюсом, но я считаю, что цена должна влиять на отношение. Если вы со мной согласны, то каждый пункт следующего раздела, где я буду Steelrising ругать, в уме заканчивайте: «Зато она стоит всего тысячу». Если не согласны, то... Ну... Не заканчивайте.

За что Steelrising можно разругать в пух и прах

Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом

Я бы хотел защитить игру, сказать, что пускай минусов много и звучат они нехорошо, они не так уж критично сказываются на игровом опыте, но это было бы наполовину правдой.

Потому что я бы говорил только о своём игровом опыте — его проблемы почти не подпортили.

Если же отбросить личные ощущения куда подальше, то картина вырисовывается печальная: ругать Steelrising получается убедительнее, чем хвалить.

  • Игра слишком простая, а для соулс-лайка это неприемлемо. Умирать и переживать из-за сложности придётся первый час-два, пока вы не привыкните к затянутым таймингам автоматонов. Как только вы раскусите, что вражеские машины до стыдного медленные и могут раскачиваться на атаку по 20-30 секунд, а в инвентаре накопится избыток алхимических пуль и лечебных флаконов (тут мы поправляем здоровье маслом — мы же тоже робот) — сложность испарится. Думаю, для вас должно быть показательно, что я, трус и бездарь по части соулс-лайков, игравший только в Elden Ring, да и там вовсю призывающий призраков, в Steelrising каждого босса одолел с первой попытки. Кроме первого — его со второй, на нём я ещё привыкал к управлению. Поэтому уже с середины игры или даже пораньше бои становятся рутиной — ты ведь знаешь, что победишь. И с одной стороны, это утомляет, как и всякое однообразие, а с другой, по-особенному расслабляет, подсаживает на «наконец-то я тащу в соулс-лайке!».
  • Игру можно сделать ещё проще. Выбора сложности в обычном понимании тут нет, но есть «режим помощи» — с ним можно и без того несложную игру упростить донельзя. Например, наделить себя полной сопротивляемостью к урону, то есть стать бессмертным. Это не совсем минус, но я впервые вижу, чтобы игра, завязанная на сражениях, добровольно отказывалась от любого вызова. Даже в Hades «божественный режим» не давал таких поблажек. По-моему, бессмертие уничтожает саму суть игрового дизайна соулс-лайка.
  • Техническое состояние Steelrising на PS5 оставляет желать лучшего. Игра постоянно вылетает, подтормаживает, чудит: например, размещает души после смерти под водой (водоёмы мгновенно убивают героиню) или забывает поставить сюжетного персонажа на карту. Это не сильно вредит прогрессу: благодаря частым автосохранениям и низкой сложности даже внезапный «краш» не отнимет больше минуты-двух времени. Но всё равно раздражает!
  • Игра не побуждает экспериментировать. Это тоже вытекает из малой сложности. Steelrising можно от и до пройти со стартовым оружием, прокачивая его по ходу дела. Не ради вызова, а просто потому что нет нужды вооружаться чем-то другим. В том же Elden Ring я мог десять раз умереть на боссе, сунувшись к нему с огненной катаной, и на одиннадцатый взяться за кровопускающий кинжал — нужно же что-то изменить, чтобы прервать унизительный цикл. В Steelrising этого желания не возникает, ведь здесь не бывает разгромных, убивающих нервы, поражений. А ещё, и я это даже выделю, в игре нет перераспределения характеристик — то есть избрав в начале стезю лёгкого бойца, на «тяжа» уже не перекачаешься. Подходящее ему оружие, выпадающее из сундуков, сгодится разве что на перепродажу.
  • Сюжет нормальный, но ему отчаянно недостаёт антагониста. Формально такой в истории есть, и не один: нам противостоит пока ещё король Франции Людовик XVI и нашёптывающий ему вредные советы граф Калиостро. Но появляются они только во флэшбеках и личных связей с героиней у них кот наплакал. К тому же все их злодейства совершены ещё до начала событий игры, поэтому за те 20-25 часов, что займёт история, большего, чем «Людовик с Калиостро давят свободу и угнетают французский народ», мы так и не услышим. Искренней ненависти, личной неприязни к злодеям игра во мне не воспитала. Разумеется, мне претила их тирания и жестокость, но образам не хватило выпуклости, а сюжету — каких-то событий, больше сталкивающих идеи и характеры. Не будет спойлером сказать, что ни с одним из антагонистов мы так и не схлестнёмся в геймплейной схватке.
Steelrising — это «Bloodborne на ПК», но для казуалов. Эстетичный и беззлобный соулс-лайк с понятным сюжетом
  • Уровни логично и интересно спроектированы только для основного сюжетного прохождения. На самом деле Steelrising — это не совсем соулс-лайк. Она выглядит, как соулс-лайк, и в ней полно механик из соулс-лайков, но в конечном счёте игра ближе к метроидваниям в духе Control или перезапуска God of War. По ходу сюжета вы приобретаете способности, которые помогут преодолевать и уничтожать разбросанные по уровням преграды. Так вы откроете новые «срезы», доберётесь до целей второстепенных миссий или секретных зон с припасами. И всё это без карты. В достаточно однообразном окружении: потрёпанные бунтом улочки Парижа не сильно отличаются в кварталах возле Лувра, Люксембургского ансамбля или острова Сите. Не из-за лени разработчиков — там и в реальности все дома и дворцы на один фасад. Поэтому возвращаться на локации после сюжетного прохождения и вспоминать, в каком именно закоулке можно было выломать стену или за каким именно окном ждут сумку с медикаментами — занятие нудное.
  • Если сделать игру сложнее — станет только хуже. По крайней мере, пока что. Такой парадоксальный минус в конце. Я весь текст закрутил вокруг мысли, что Steelrising страдает без сложности, а тут такое... Если прямо сейчас игру усложнить, даже с помощью банального перерасчёта характеристик — допустим, враги станут бить больнее, — критика, из разряда «с шероховатостями, но терпимо», перейдёт в «ой, да идите вы в матерном направлении». Потому что уже упомянутые вылеты или баги, сжирающие прогресс, а ещё шальная камера, которая может запутаться в кустах и лишить вас обзора, или выстрелы и гранаты, не попадающие во врага в шаге от героини, регистрация ближних атак, которая по настроению может ничего не регистрировать, — всё это начнёт бесить. Благодаря низкой цене ошибок, я хоть и подмечал проблемы, но не придавал им большого значения. Когда игра вылетает на боссе, которого победить можно за полторы минуты, — это простительно. Когда такое случается во время десятиминутного боя, в который ты вступаешь уже в -дцатый раз, — захочется швырнуть геймпад в телевизор и обозвать студию ♥♥♥♥♥♥♥♥ в отзывах Steam.

Я пророчу для Steelrising около 70 баллов от журналистов на Metacritic — чуть меньше, чем получила GreedFall. Но может и ниже, зависит от производительности на ПК и отношения к цене. Это в России она половинчатая, в Штатах и Европе игра продаётся за $50 и €50.

Steelrising окажется именно там, куда попадают все, подобные ей, бюджетные боевики: на границе «жёлтой» и «зелёной» зоны. В спорной территории, но не той, где выбирают между любовью и ненавистью, а в диапазоне от «ну хз» до «а мне зашло».

А ещё уверен, через месяц-другой она начнёт всплывать в списках «незаслуженно пропущенных» или «непопулярных, в которые стоит сыграть». Потому что Steelrising есть чем отпугнуть популярность, но если всё-таки за неё сядешь, то можешь удивиться: не так страшен автоматон, как его малюют.

Steelrising выходит 8 сентября на ПК, PS5 и Xbox Series X.

525525
340 комментариев

Версия для PS5 и правда получила 70 баллов на Metacritic!

https://www.metacritic.com/game/playstation-5/steelrising/critic-reviews

А вот для ПК у неё неожиданные 79 баллов — но там всего 4 рецензии пока что.

https://www.metacritic.com/game/pc/steelrising

43
Ответить

Когда-нибудь Spiders должны выпустить реальную годноту, каждый раз немного не дожимают.

121
Ответить

Комментарий недоступен

42
Ответить

Верю в GreedFall 2!

35
Ответить

Пока что они оригинальные игры выпускали всегда, каждую в своем мире и со своим сеттингом. Поэтому интересно что будет с Greedfall 2, как первым их сиквелом. Смогут ли учесть ошибки оригинала и доработать и без того интересный мир, или же выпустят те же яйца, но в профиль и тем самым покажут, что выше прыгнуть уже сложно. Только время покажет. Жду выхода.

13
Ответить