[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Антон Датий", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev", "id": "1346" }
Антон Датий
4 848
Gamedev

«Индустрия нуждается в людях, которые знают, как работает обычный спорт»: Виталий v1lat Волочай о состоянии киберспорта в СНГ

8 октября в одной из башен Москвы-Сити прошла «Кибербитва» — любительский турнир по Dota 2, организованный компанией «Мегафон» и RuHub, крупнейшей в СНГ студией комментирования и аналитики Dota 2.

На мероприятии редакция DTF пообщалась с Виталием v1lat Волочаем — известнейшим русскоязычным комментатором Dota 2, одним из руководителей RuHub и видной фигурой в международном киберспорте.

Волочай рассказал о нынешнем состоянии киберспорта, трудностях организации любительских турниров, различиях между российским и западным подходом к работе с киберспортсменами и дал прогнозы на будущее индустрии.

Поделиться

В избранное

В избранном

За последние несколько лет киберспорт, в том числе в СНГ, изменился до неузнаваемости и сильно вырос. Можете выделить основные вехи, которые, по-вашему, больше всего повлияли на индустрию и привели ее в нынешний вид?

Мне кажется, выделить что-то определенное довольно сложно. Тут роль играет целый спектр факторов. Во-первых, вырос уровень общего технологического развития. Если еще пять-семь лет назад приобретение мощного игрового компьютера было проблемой, то сейчас мы, в принципе, уже привыкли к тому, что почти у каждого дома есть машина, которая может стримить и тянуть современные игры. Это обеспечивает приток новых игроков.

Ну и ребята, которым тогда было по 12-13 лет, сейчас как раз достигают возраста, в котором происходит старт киберспортивной карьеры, они постепенно выходят на сцену. Технологический прорыв наложился на появление важнейших дисциплин — Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive в начале 2010-ых еще не было. Плюс популяризация стриминговых сервисов. Думаю, более важен именно технологический рывок, он по большому счету и повлек за собой развитие киберспорта.

Каково нынешнее состояние RuHub как площадки после заключения партнерства с ESForce? Какие плоды сотрудничество уже принесло?

Сотрудничество в первую очередь принесло нам возможности. До этого мы функционировали автономно на протяжении полугода, даже больше. Было очень сложно — не хватало финансов для расширения киевской студии. Мы работали на съемной трехкомнатной квартире, закупить аппаратуру не могли. Когда договорились с ESForce, они помогли финансово, помогли отремонтировать студию.

Думаю, в середине ноября или к концу этого месяца, если повезет, мы уже достроим и откроем новую студию в Киеве

К концу года, максимум, в январе откроем студию в Москве. Уровень качества трансляций выйдет на совершенной уровень. Без контракта этого бы всего не случилось — по крайней мере, не так быстро.

В чем заключаются сложности организации подобных полулюбительских турниров, к которым можно отнести «Кибербитву»?

Сложно организовать регистрацию. Сделать так, чтобы турнир стал заметен. Если есть возможность и желание провести такое мероприятие, важно, чтобы ты мог донести это до команд. Чтобы они регистрировались, чтобы весь этот процесс не положил серверы и прочую инфраструктуру. Провести отборочный тур, когда у тебя 500 команд-участников — технологически достаточно трудно. Собрать капитанов, познакомить, составить сетки, наладить трансляции.

Если есть люди, имеющие опыт проведения состязаний, если есть подходящая площадка и техническое оснащение, то уже половина дела сделана. После этого главное — найти спонсора, желающего работать в таком формате.

«Привет, давай проведем киберспортивный турнир, позовем Na’Vi и Virtus.Pro» — таких историй миллиард, это уже никому не интересно

А вот сделать чемпионат для любительских команд, запретить участвовать в нем профессионалам, провести его на такой замечательно площадке, с гостями, со зрителями, так еще и с таким классным призовым фондом — это что-то новое. Это круто. Уверен, что после этого турнира таких чемпионатов станет больше.

К «Кибербитве» привлекли не только профессиональных игроков, но и популярных игровых блогеров. Их аудитория, хотя и тоже относится к играм, но все же отличается от аудитории хардкорных киберспортивных фанатов.

Как вы, с точки зрения человека из киберспорта, относитесь к постепенному объединению этих двух сообществ?

Вы правильно заметили — аудитории различны, но их объединяет любовь к играм, это очень важно. Происходит обмен — к ним на каналы приходят новые ребята из сообщества дотеров, а аудитория, которая вообще не знала про киберспорт, начинает знакомиться с индустрией. Все выигрывают. Ну и приятно работать с профессионалами своего дела — эти люди умеют работать со своей публикой.

Применяется ли на западе подобная практика по проведению турниров, в которых непрофессиональные игроки могут «пробиться» ближе к про-лиге, засветиться и познакомиться ближе с индустрией?

В том-то и проблема, что этого очень мало. Существуют онлайн-турниры, разнообразные попытки организовать открытые квалификации, но из масштабных игроков этим занимается только Valve, они перед своими мэйджорами (крупными турнирами — прим. ред.) устраивают онлайн-отбор. Регистрируется тысяча команд, проходит только одна. Выхлоп минимальный. Это не очень популярно и потому, что такие активности тяжело монетизировать, это не прибыльно.

Такие мероприятия – скорее вопрос престижа, а западный киберспорт сейчас работает прежде всего на прибыль

Чем нынешняя отечественная киберспортивная сцена отличается от западной? Есть ли аспекты, в которых нам ещё нужно «догонять». Может, где-то уже «перегнали»?

У нас вовлеченность намного больше, чем на западе. Скажем так — у нас процент людей, играющих в компьютерные игры и имеющих представления о киберспорте, гораздо выше. Если на западе играми увлекается 100% населения, но про киберспорт знают только 5%, то здесь этот процент выше в разы.

И это отлично. Потенциальных звезд киберспорта больше, выше вероятность, что они зародятся именно на территории СНГ. Это плюс. Минус — на отечественной сцене еще не до конца налажена работа со спонсорами и инвесторами. Да, есть такие компании, как USM или «Мегафон» – они готовы вкладываться в киберспорт. Но за океаном это все уже поставлено на поток, это огромный прибыльный механизм. Там баскетбольные звезды покупают клубы, крупные телеканалы покупают турниры, все на конвейере, и мне хотелось бы, чтобы в этом плане мы «догнали» запад как можно скорее.

Новые игроки-любители — это необходимая «свежая кровь» для профессиональных лиг. Что нужно, чтобы «адаптировать» тех, кто туда пробивается?

Этим людям надо учиться на ошибках тех, кто их уже допустил. Ребята, которые сегодня победят на турнире, должны понимать, что после этого они выйдут против профи и могут проиграть восемь матчей подряд, занять последние места. Надо быть готовым к тому, что в киберспорте отнюдь не сладко, надо впахивать.

Здесь же парни прошли отборочные, приехали, разместились, поели, сели за подготовленную аппаратуру и поиграли «для души». Всегда так не будет. В профессиональной среде надо моментально привыкнуть к тому, что в любой момент могут возникнуть проблемы, и нужно быть готовым ко всему. Придется играть в плохих условиях, на слабых компьютерах, не выспавшимся, после перелета, в другом городе, при плохой погоде, с языковыми барьерами.

Можете выделить основные тренды индустрии? Что её ждёт в ближайшие год-два?

Все больше организаций из спорта начинают инвестировать в киберспорт – сейчас стало модным приобретать клубы и команды, интегрируя их в общую экосистему. «ПСЖ», «Спартак», «Бавария», «Боруссия» и «Барселона» подписывают фиферов, баскетбольный клуб Philadelphia 76ers заключил контракт с командой по League of Legends, Шакил О’Нил покупает Energy Sports.

Тренд сохранится – все больше спортивных инвесторов будут приходить в киберспорт

Индустрия нуждается в людях и организациях, которые знают, как работает обычный спорт, как сделать шоу, как устроена, например, NBA. В киберспорте нужно создавать что-то такое же — правильно структурированное и продуманное. Истории на долгие годы, крупные лиги, привлекающие самую широкую аудиторию.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться