Лучший худший зомбиапокалипсис

Лучший худший зомбиапокалипсис

Предыстория этих книг. Есть у меня друг который весьма любит зомби сеттинг и затаскивает меня в коопные зомби игры. И так как мне зомби-апокалипсис весьма понравился своей атмосферой, а до этих игр я не смотрела/не играла/не читала ничего про зомбей, он посоветовал мне почитать серию книг Андрея Круза.

Как я была юна, как наивна, когда только открывала эти книги. Я думала, это будут самые обычные книги, просто с зомби, а это оказались... ладно, оставим интригу. Дальше пойдет критика первой трилогии, потом критика второй трилогии. Но! Прошу заметить, они прочитаны полностью и довольно быстро, а значит (я говноед (зачеркнуто)) вся критика ничего не стоит, потому что мне понравилось их читать (по большей части). Моя главная проблема с первыми книгами была в том, что я абсолютно не была готова к ожидавшему меня. Поэтому чтобы подготовить возможных читателей Андрея Круза, я расскажу об «особенностях его стиля».

Я во время чтения
Я во время чтения

Первая трилогия: «Эпоха мертвых»

Итак, чтобы все было логично и хронологично, начнем с первой трилогии.

Играем мы за, ой, в плане, читаем мы про Сергея Крамцова. Он во всем идеален. Стрельба? Попадает в центр мишени. Тактика? За всю трилогию ни разу его план не провалился. Убеждение? Все персонажи соглашаются со всеми его аргументами. Он настолько прекрасен, что сам мир прогибается под него.

Начинается все с описания его работы в лаборатории, которая работает с подозрительным вирусом. Потом из нее вирус вырывается, и пошло поехало. Начинается зомбиапокалипсис, достаточно стандартный, но с продуманной логикой зомби. Правила мира таковы: заражены все, вне зависимости от причины смерти потом человек станет зомби; после укуса превращение происходит через 5-10 минут, может и через час, если укус далеко от основных артерий; есть зомби-собаки, зомби-крысы и зомби-свиньи; у зомби есть разные стадии мутации и чем больше он ест, тем больше мутирует; зомби развиваются и учатся пользоваться простейшими инструментами. Сразу уточню, что не все интересные вводные в итоге используются. То же умение пользоваться инструментами просто упоминается пару раз, но серьезной опасности никому и не приносит.

К сожалению, по сюжету вся первая книга, это словно запись летсплея по выживачу про зомбей. Уверена, половина забегов в Project Zomboid выглядит похожим образом. «Нам не хватает х, мы едем в город за х, там много зомби и мы чудом отбиваемся, убегаем, стреляем, уезжаем, у нас тепер есть х, но нам не хватает у».

Вторая и третья добавляют разнообразия, но не стоит ждать ни интриги, ни захватывающего сюжета.

Герои функциональные в полном смысле этого слова: эта снайпер, этот водила, эта боец средней дистанции. Вот этот злодей, чтобы герой мог его убить и порассуждать о «плохих людях", вот этот хороший вояка, который выдает "квесты» и т.д. Никто из героев не вызывает ни малейшего интереса, характеры сводятся к нескольким характеристикам. Поэтому на них исключительно плевать как тебе, так и главному герою. За всю первую трилогию главный герой один раз порадовался своей девушке. Это было коротким предложением. Зато то, как герой радовался оружию или машинам... Сразу видно как у него приоритеты расставлены. Поэтому пора сказать и про это:

оружие.

При осмотре шкафа, заваленного всевозможным пластиком для оружия, у меня сердце от радости подпрыгнуло: попалась пистолетная рукоятка на ижевские дробовики MP-133 и MP-153. Причём совмещённая со складным прикладом, который не блокирует УСМ.

Все двери в «Егере» разом открылись, оттуда выскочили пятеро в чёрных прыжковых костюмах, в чёрных же разгрузках и с автоматами АК-74М, притом явно новенькими, без царапинки. У каждого по коллиматору «Нить-А» на боковом креплении, с резиновыми гофрированными наглазниками, что уже роскошь. И гранатные карманы в разгрузках не пустуют, там или РГН, или РГО у них. У двоих даже подствольники. И у одного в руках ПКМ. У всех пистолеты в открытых кобурах на животе, судя по рукояткам — СР-1, мощные, многозарядные.

Моя первая реакция
Моя первая реакция

Когда я только начинала читать, постоянные названия оружия и военной техники меня напрягали и злили. Я не понимала, почему это так оставили в книге. А под конец моя воля была сломлена и я просто сразу гуглила незнакомое название и смотрела на картинки оружия. Так что это своего рода просветительская книга.

Себе, кстати, я взял «укорот» с планкой, на которую посадил коллиматорный прицел «Кобра». Как альтернатива карабину очень неплохо, особенно для заварух на небольшой дистанции. С СКС не везде повернёшься, если какое помещение зачищать, то ружью и «укороту» он проигрывает начисто. В чехлах была двустволка-вертикалка двенадцатого калибра, ижевская МР-233, и нарезная двустволка МР-221, правда, с клеймом «Ремингтон-Спартан». Была она под нетипичный для России патрон 30–06 «Спрингфилд», которого было всего две коробочки, и стоял на ней дорогой прицел «Льюпольд».

А, ну понятно…

Думаю видно, чему автор уделяет много внимания, и какой у него язык. Описаний оружия и техники в книге много, очень много. Это не единичные примеры, это буквально в каждой главе.

Кроме этого, непогрешимый главный герой является проводником взглядов и мыслей автора. У которого восприятие мира настолько отличается от моего, что иногда тяжело читать было. Герой иногда подолгу начнет рассуждать, какие люди заслуживают жить, какие нет.

Но есть и плюсы.

Наверно в его книгах описано самое правдоподобное описание «после-зомби-апокалипса», с большим вниманием к деталям и логике развития мертвого мира. Я конечно в жанре неофит, но мне его вариант развития событий первые дни эпидемии в больших и малых городах, показался реалистичным. Был момент, который очень запомнился: люди запираются в своих квартирах с едой, ждут пока военные помогут, а через день-два оказываются заперты в окружении зомби, без возможности даже добежать до машины. И потом группы выживших вывозят таких людей из зараженных городов.

Поселения и выжившие тоже выглядят разумно. Кто с кем будет организовываться, какие группы выживут, где обоснуются. Все это описано подробно, как и оружие. Мне исключительно понравилось об этом читать.

Точно так же, как и боевые столкновения. С зомби особенно интересно, потому что здесь люди стараются использовать различные тактики, а не просто идут в лобовую атаку. Это тот случай, когда описания оружия наоборот играют на руку. Сразу видно: автор понимает и знает эту тему, это не школьница описывающая драку на мечах.

После этих книг, я поняла, что же такое guilty pleasure. Потому что, прочитала я трилогию от начала и до конца… Плевалась и ругалась, но читала же. Видимо это как раз тот случай, когда само произведение больше суммы его составляющих.

Вторая трилогия: «Я! Еду! Домой!»

Она мне показалась значительно более цельной. Автор стал банально лучше писать, разобрался в том, что такое персонажи. Даже, хотя в такое тяжело поверить, но главный герой этой книги не всемогущ и непогрешим, а скорее похож на человека. Он впадал в панику(!), его ранили(!) и даже не все его планы оказывались удачны(!). Определенно шаг вперед. И это не единственное улучшение.

Сама завязка звучит интригующе. Герой застрял в Америке во время зомби-апокалипсиса и пытается вернуться к семье в Москву. Сразу хочется узнать, как же ему удастся это сделать.

Язык стал чуть поживее, да и в сюжете динамики стало больше. Описания оружия же наоборот стало чуууууть-чууть поменьше, но естественно, естественно, оно полностью не пропало.

Дальше пошли карабины. Первым оказался вытянутый чемодан из серого пластика с выдавленной в овале надписью «Майкротек Системз». Щелкнул простенькими замками, открыл и замер – в поролоновом гнезде, тускло отсвечивая черным пластиком, лежал хорошо всем знакомый австрийский карабин «штайр», который AUG, в гражданской самозарядной версии, только еще и в комплектации с утяжеленным длинным стволом, сошками и двухуровневой направляющей под прицелы.

Зажав рукоятку и горловину магазина между половинками раздвижной столешницы, быстро снял ствол. Потом аналогичную процедуру проделал с одним из «укоротов», после чего поменял стволы местами. Получил в результате М4 устаревшей компоновки, с несъемной рукояткой-прицелом, и «укорот» с планкой поверху и цевьем RAS, то есть с четырьмя рельсами. Поставил на планку коллиматорный «Эо-Тех», на цевье — вертикальную рукоятку.

Все еще тяжело читать, если в оружии разбираешься на уровне названий из шутеров.

Второстепенные персонажи тоже стали больше похожи на личности, а не функции. Напарники не похожи друг на друга и не являются просто подчиненными. А группы выживших радикально отличаются друг от друга. И местом, и стилем правления, и степенью сумасшествия. Начиная от нидерландских коммун с общим законом и заканчивая американскими религиозными фанатиками, скармливающими геев зомби во имя Иисуса Христа. Будут также и простые военные, и хиппи, и бандиты.

Боевые столкновения с зомби стали намного разнообразнее. В «Эпохе мертвых» уже к концу первой книги герои стали просто доминаторами и никакие зомби их уже не пугали. Здесь герои постоянно находятся в опасности: их слишком мало и мутанты слишком опасны.

Самым запоминающимся был момент, где во время шторма герои оказались заперты в хлипком домике в доках. Пока они пережидали там шторм, их окружила группа мутантов, нападающих скоординировано и четко. Этот момент у автора получился отлично, страх и отчаяние героев чувствовались реальными.

Вторая трилогия читается уже как нормальная развлекательная литература, пусть и очень на любителя. Она значительно легче, сохраняет плюсы первой трилогии, и уменьшает минусы. Как минимум, ровно до той части, где герой попадает в Россию. Там мгновенно пропадает все интересное и приключения превращаются в обустройство дома и наращивания связей. На фоне всех остальных событий это очень выбивает. И что меня смутило больше всего

когда он, наконец, почти добрался до своей жены и детей, о которой думал постоянно и волновался, ему резко становится плевать. Порадовался немного, а потом пошел лутать машины и воевать с бандой.

Важно сказать, автор пишет ровно так, как ему хочется. Не оглядываясь на мнение «многих», на стандарты написания книг. Чувствуется, что его прет писать про оружие, про припасы, про мир. Вот он и пишет. Такое отношение к тексту импонирует. Мне читать эти книги так или иначе понравилось, это совершенно уникальный опыт.

2828
35 комментариев

Эх, жалко мужика.
Но спасибо ему за его зомбиапок. Очень достойные книжки.

8

У меня были схожие впечатления от чтения. Это как ментально ковыряться в носу. После Круза пробовал читать многие романы в жанрах зомби и постапокалипсиса, но там косноязычный мрак и ужос. Единственное исключение - Эдуард Веркин (Макс Острогин) с серией "Инферно". Имхо, лучший постап из написанных, но только если зайдет фирменная манера повествования автора.

4

Это как ментально ковыряться в носу.Очень странно, но очень точно :D

1

"Наверно в его книгах описано самое правдоподобное описание «после-зомби-апокалипса», с большим вниманием к деталям и логике развития мертвого мира."
Да. Лучше никто не смог и вряд ли сможет. Но после эпохи мертвых, смотреть вот эти сопливый валькины деды или корейские "счастье" такая боль, что пиздец, постоянно лицо болит после них.
По первой трилогии надо фильм снимать, там готовый сценарий по сути.
Читал уже наверное лет 10 назад, до сих пор положительные воспоминания именно в плане реальности развития событий и поведения людей. Пушкодрочка это конечно та еще хрень, но таков уж автор (у него собсно свой магазин оружейный в Испании был), понять и простить.

2

Но после эпохи мертвых, смотреть вот эти сопливый валькины деды или корейские "счастье" такая боль, что пиздец, постоянно лицо болит после них.Чистая правда. В ходячих не могла отделаться от мысли, что они себя как дети ведут и даже не стараются подготовиться.
Пушкодрочка это конечно та еще хрень, но таков уж автор (у него собсно свой магазин оружейный в Испании был), понять и простить.Постепенно к этому вообще привыкаешь, а если изначально быть готовым к такому, то вообще никаких проблем.

Ну как бы да)

1

Да-да, крутой мужик

1