О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

Наши впечатления от раннего доступа.

Несмотря на успех Civilization, за последние 15-20 лет у серии так и не появилось достойных конкурентов. Да, вышло много других 4Х-стратегий — взять ту же Endless Legend, — но ни одна из них не рассказывает о развитии цивилизации и человечества.

Будучи единственной и уникальной, за десятилетия Civilization начала стагнировать — последние три выпуска в серии (V, Beyond Earth и VI) не особо-то и отличаются друг от друга. В самом деле, зачем что-то менять, если оно и так прекрасно работает? Но чего-то нового и необычного в жанре всё же хочется.

И вот, в 2020 году у «Цивилизации» выходит сразу два потенциальных преемника — Humankind и Old World. Первую разрабатывает Amplitude Studios, авторы серии Endless, а вторую — небольшая инди-студия Mohawk Games (Offworld Trading Company), которую возглавил геймдизайнер Civilization 3 и 4 Сорен Джонсон.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

В отличие от конкурентов, Old World — игра не такая масштабная. Она охватывает лишь эпоху античности, а задача игрока — победить не культурой или наукой, а построить величайшую династию древнего мира. Мы провели в бете игры последние две недели и теперь делимся впечатлениями.

Сильные мира сего

Old World просто невозможно рассматривать вне контекста Civilization. С виду игра выглядит как последние несколько частей серии от Firaxis: те же шестигранные тайлы, юниты-гиганты и пошаговый геймплей, построенный вокруг развития городов. Возможно, так кажется в том числе потому, что за художественное оформление ответственен арт-директор Civilization V Дориан Ньюкомб. Если бы игру выпустили в рамках серии, то игроки «не в теме», кажется, не заметили бы подвоха.

Каждый ход в игре — это один год
Каждый ход в игре — это один год

Но существенные отличия в геймплее всё же есть, и закоренелых фанатов Civilization (на которых, видимо, и рассчитана игра) они могут застать врасплох. Old World — это игра не просто про античность, но и про древнейшие династии.

Всего в игре семь цивилизаций — Вавилон, Карфаген, Ассирия, Греция, Персия, Рим и Египет, — и у каждой из них есть по несколько царских семей с уникальными характеристиками. От их имени можно основывать города и создавать юниты. Вы же, как правитель, действуете независимо от царских семей и строите с ними отношения, параллельно развивая собственную династию.

Каждая держава начинает партию со своими технологиями
Каждая держава начинает партию со своими технологиями

В зависимости от того, нравитесь вы им или нет, вы получаете разные бонусы или штрафы. Например, если ваш правитель в хороших отношениях с одной из семей, произведённые в её городе юниты будут сильнее — а если он их сильно разозлит, начнутся восстания.

То есть, формально говоря, в Old World вам как правителю ничего не принадлежит — вы лишь распоряжаетесь владениями семей.

Помимо управления империей игроку нужно развивать свою семью — заключать династические браки, воспитывать детей, поддерживать с ними хорошие отношения и так далее. Всё потому, что правитель имеет свойство... стареть и умирать, и для трона рано или поздно понадобится наследник. За всю партию у вас может смениться бесчисленное количество власть имущих.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

Казалось бы, именно этого не хватало Civilization последние годы — проработанной дипломатии. А так как Old World — это всё же пошаговая стратегия, развитие династий в ней отличается от той же Crusader Kings.

Каждый ход в Old World случаются некие «события». Нечто подобное можно было увидеть в Civilization Beyond Earth: на игровой карте что-то происходит, и игроку дают сделать выбор, что приводит к тому или иному исходу. Вот только если в Beyond Earth их было не так уж и много, то в Old World их свыше тысячи.

Возможность делать выборы появляется с первых же ходов. Например, в затерянных руинах можно найти людей, которые предлагают свою помощь, и тут игра даёт выбрать: или переселить их в город (и количество жителей станет больше), или превратить их в юнит рабочих.

Воспитание детей тоже происходит в рамках механики событий. Когда наследник подрастает, игра предлагает выбрать его специализацию — например, Тактик, Судья, Оратор и так далее. Обучение прокачивает его характеристики, которые дают бонусы державе игрока.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

Хорошие отношения нужно поддерживать в том числе и с представителями других стран — правителями и их наследниками.

Однажды, в одной из моих партий за Грецию, во время пира наследник Египта позволил себе оскорбить своего отца. Я мог либо поддержать его (и тем самым развил бы с ним хорошие отношения, но упал бы в глазах правителя), либо же осудить. В такие моменты особенно важно смотреть на перспективу: если египетский царь в преклонном возрасте, есть ли смысл поддерживать с ним дружбу, если уже вот-вот на престол взойдёт наследник?

Причём, в зависимости от того, что выберет игрок, за правителем закрепится то или иное звание — условно, Александр Милосердный или Жестокий. Такие «никнеймы» открывают доступ к новым, более интересным вариантам выбора — прямо как в ролевых играх.

Иначе говоря, в Old World вы поддерживаете отношения не с целыми державами, а с конкретными личностями. Правитель враждующей державы может внезапно умереть — от болезни, несчастного случая или же заказного убийства, — и вам придётся вновь выстраивать связи с новым монархом. От внезапной кончины не застрахован в том числе и ваш герой — тогда власть перейдёт к наследнику.

Однажды у меня с разницей в несколько ходов умерли главный наследник — он повесился в комнате, — и сам правитель, который отравился тропической рыбой. В итоге на престол взошёл десятилетний юноша, который так и не успел пройти курсы дипломатии и ораторства.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

Разделяй и властвуй

Несмотря на то, что тактическая геймплейная основа в Old World всё та же — строительство городов и юнитов, — в Mohawk полностью переработали систему ресурсов.

Во-первых, разработчики убрали «производство» как универсальную единицу продукции — теперь у игрока есть множество разных видов ресурсов, которые копятся с каждым ходом. Среди них — камень, железо, древесина, необходимые для строительства здания и юнитов, а также условные «военные» и «гражданские» очки. Последние нужны для специфических действий: например, модернизировать военный юнит или принять какой-нибудь закон.

В отличие от Civilization, разные здания не дают одно и то же условное «производство». В шахтах добывается руда, а в каменоломнях — камень. Все эти ресурсы можно покупать и продавать на внутреннем рынке — так что, если вам не хватает камня для строительства храма, его стоит обменять на излишки еды.

Большинство зданий, как и чудеса света, строятся на клетках, а не внутри самого города
Большинство зданий, как и чудеса света, строятся на клетках, а не внутри самого города

Во-вторых, Mohawk добавили ещё один вид накопительного ресурса — «Приказы». Они нужны для того, чтобы совершать действия — например, передвинуться юнитом с клетки на клетку. Каждый ход у вас ограниченное количество приказов, поэтому, если у вас слишком много юнитов, вы не сможете сходить ими всеми сразу. А если же их мало, оставшиеся приказы можно использовать для повторного действия.

Приказы существенно меняют темп игры и решают кучу проблем — например, необходимость сходить каждым из десятков юнитов в эндгейме. В Old World ваши действия ограничены, и потому приходится продумывать каждый ход, особенно во время войны — просто «заспамить» противника юнитами теперь не так уж и просто. Да и ранний блицкриг не устроить.

В целом, война в Old World не так уж и важна. Нескольких заварушек вам не избежать — например, с племенами варваров, которые тут тоже обзавелись правителями и даже национальностями (нумидийцы, вандалы и так далее). Порой приходится атаковать другие государства, чтобы завладеть хорошим местом. Но победить можно и через дипломатию.

Дерево исследований в Old World совсем небольшое, поэтому для того, чтобы избежать «раша» в конкретную технологию, разработчики внесли ограничения: выбрать новое исследование дают не из всех доступных вариантов, а лишь из четырёх случайных
Дерево исследований в Old World совсем небольшое, поэтому для того, чтобы избежать «раша» в конкретную технологию, разработчики внесли ограничения: выбрать новое исследование дают не из всех доступных вариантов, а лишь из четырёх случайных

Выиграть в Old World можно тремя способами — захватить все страны, набрать больше всего очков по истечении 200 ходов, либо же завершить десять заданий по «амбициям».

Для победы по очкам в зависимости от размера карты нужно заработать всего 25-30 очков, но, в отличие от Civilization, они здесь начисляются не за всё подряд. На счётчик влияет количество поселений и чудес света. К тому же, какие-то города со временем могут стать «легендарными», если уровень культуры в них дойдёт до предела — это тоже даёт очки.

«Амбиции» же — это своеобразные квесты, которые даются на выбор случайным образом. Например, завладеть шестью городами, построить восемь стен или отменить рабство.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

На первый взгляд может показаться, что для победы достаточно просто отстроить как можно больше городов, как в ранних частях Civilization — и отчасти это так. Ничто не мешает основать хоть десяток поселений, так как существенных штрафов за это нет. Но есть одно важное «но»: города здесь можно строить не где угодно, а лишь в специально отведённых для них местах, случайно разбросанных по карте.

По этой же причине войны в Old World всё же не избежать — те же варвары чаще всего сидят как раз на клетках «городского типа».

Тем, кто играл в пятую и шестую «Цивилизацию», привыкать придётся долго — тремя-пятью городами Old World не пройдёшь.

Old World пробудет в раннем доступе ещё около года. Игра пока ещё «сырая»: например, многие юниты не анимированы, а чудеса света так вообще стоят без текстур и должной детализации. Оптимизация хромает: несмотря на то, что игра выглядит немногим лучше Civilization V, частота кадров постоянно скачет, особенно в эндгейме — так что вылеты из-за утечки памяти здесь не редкость.

Но все основные механики в Old World уже присутствуют — она играбельна от начала и до конца. С каждым апдейтом авторы добавляют новые события, обновляют саундтрек, совершенствуют баланс, а также обкатывают новые идеи.

О дивный старый мир: Old World — пошаговая стратегия про эпоху античности от геймдизайнера Civilization

Old World это свежий взгляд на уже устоявшуюся формулу, которой давно не хватало чего-то нового — и потому любопытно, какой игра получится в итоге. Кто знает — если конкуренты Civilization «выстрелят», может быть, в Firaxis и 2К наконец поймут, что им тоже пора начать экспериментировать?

157157
117 комментариев

Я бы с удовольствием попробовал, но мне религия не позволяет, так как игры нет в Steam. Да, я стимодаун, что поделать.

49
Ответить

Кстати, учитывая недавний купон в EGS, игру можно взять за 250 рублей. За такие деньги оно уж точно стоит того)

22
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Сочувствую

1
Ответить

"Будучи единственной и уникальной, за десятилетия Civilization начала стагнировать — последние три выпуска в серии (V, Beyond Earth и VI) не особо-то и отличаются друг от друга".

Здрасте приехали. Стагнировала Civilization в рамках 2-4 частей, меняясь графически, но оставаясь практически неизменной геймплейно. Можно было спокойно после второй части вкатиться в четвертую и чувствовать себя как дома.

Именно с пятой части в серии пошли прям крупные изменения (которые еще и были встречены в штыки многими по разным причинам), и сама серия стала развиваться более резво.

30
Ответить

Ещё один. Какого черта вы четвертую приплетаете? Автор сравнивает развитие с пятой по шестую (включая спин-оф), а не переход с четвертой на пятую.

2
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить