Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Поговорим о мониторах, а если точнее - то о быстрых игровых мониторах, немного разберёмся в важных параметрах этого неотъемлемого инструмента настоящего киберспортсмена. Сравним популярные модели с частотой обновления 75, 144, 240 и даже 280 Гц.

С материалом можно ознакомиться в формате видео.

Если же смотреть видео желания нет - в продолжении выжимка в текстовом формате.

К нам в руки ненадолго попал монитор ASUS TUF Gaming VG279QM, примечателен он матрицей из нового поколения быстрых IPS с частотой обновления до 280 Гц.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Компанию ему в сравнении составят 240 Гц ТН монитор LG 27GK750F, тоже 27” и FullHD, монитор с популярной 144 Гц матрицей от AUO Acer Nitro VG270UPb и проверенный временем долгожитель с развёрткой 75Гц, но тоже на IPS матрице LG 34UM68-P.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Естественно, когда разговор заходит о мониторах с высокой частотой обновления, то подразумевается игровое использование в подавляющем числе случаев. Моментально всплывают увещевания о возросшем в разы скиле домашнего киберспортсмена при переходе с медленной матрицы на быструю.

Если попытаться осознать математически в чём причина такого роста мастерства, то кроме более быстрого вывода актуальной информации на экран в голову ничего не приходит.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Объяснение логичное: положение движущегося объекта может успеть измениться за время обновления картинки на мониторе, большее значение числа обновлений в секунду позволяет видеть картинку ближе к актуальной. Наверняка это может помочь при ожидании через оптический прицел пробегающего врага в узкой щёлочке на расстоянии или при резком появлении супостата из-за угла.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Такие рассуждения разбиваются о научные факты: среднее время реакции человека на световые раздражители, а картинка на мониторе к таким относится больше 100 мс, у тренированного геймера её можно считать меньше, но даже если взять значение в три раза ниже среднего - 30 мс, игры с частотой развертки не должны оказывать влияние именно на качественную разницу во времени реакции на происходящее в мониторе. Возможно, просто уровень нашего мастерства в играх не дорос до понимания обратного.

Но ведь каждый первый пользователь геймерского монитора расскажет о плавности и божественной чёткости всего происходящего, и о полном отсутствии желания пересаживаться за монитор с частотой обновления ниже 100 Гц, а про 60 Гц лучше и не напоминать.

Именно так, разница в ощущениях заметнее всего при смене 144 Гц и больше на 75 Гц и меньше или наоборот. Высокая частота обновления экрана приносит более высокий комфорт при работе за компьютером, и отсутствие этой прибавки к комфорту может вызвать раздражительную реакцию, а она снизит концентрацию и драматически отзовётся в результатах соревновательного матча в игре. Это объяснение разницы “скилов” гораздо больше похоже на правду. Конечно, если не учитывать совсем не подходящие для активных игр панели с ужасными смазами картинки, остатками изображения предыдущего кадра.

Вот про эти самые смазы в движении и поговорим в первую очередь, в комфорт использования они вносят самый большой вклад.

материалы сайта hal.archives-ouvertes.fr
материалы сайта hal.archives-ouvertes.fr

Производители мониторов для обозначения скорости отклика матрицы чаще всего используют GtG (grey to grey) - время переключения отдельного пикселя от серого к серому, достоверность этого значения стоит принимать скептически - нередко используются разные методики подсчёта и параметры того самого “серого”. В любом случае в предназначенных игрокам мониторах GtG давно уже около 1 мс или даже меньше. Параметр этот имеет смысл, но длину смазов движущегося объекта на мониторе с помощью него не определить.

Материалы сайта www.ucf.edu
Материалы сайта www.ucf.edu

Гораздо понятнее в этом плане MPRT (motion picture response time) - время существования остаточного изображения, но такую информацию в открытом доступе найти проблематично, к тому же существуют те же проблемы с разной методикой измерения.

Материалы сайта www.ucf.edu
Материалы сайта www.ucf.edu

Длина смаза напрямую зависит от частоты обновления панели монитора и уровня ФПС в игре, чем быстрее поступит команда на обновление пикселя - тем раньше он обновится.

Для снижения смаза в современных мониторах используется стробирование подсветки монитора - после каждого обновления подсветка отключается. Видимые смазы почти полностью исчезают, но появляется мерцание и драматически снижается яркость изображения. Яркость до нужного уровня чаще всего можно поднять в настройках монитора, а вот мерцание некоторым людям доставляет дискомфорт. Если же вы не чувствительны к такому мерцанию - считайте, что вам повезло: монитору понадобилась бы частота обновления около 1000 Гц для достижения похожих результатов без стробирования.

Интересная демонстрация эффекта смаза при слежении за движущимся объектом на экране доступна на сайте testufo.com

Материалы сайта www.testufo.com
Материалы сайта www.testufo.com

Если следить за движущимся инопланетянином, то белые линии смазываются, на медленных мониторах до состояния однородного фона, быстрые ЭЛТ или быстрые ЖК с включенным стробированием покажут совсем другую картину.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Или другой пример: движущееся изображение в узких линиях, как бы за “забором”. Чем выше герцовка монитора, тем лучше выглядит городское фото: от кубической каши на 60 Гц, до вполне приличной картинки на 144+ Гц, лучше всего проявляют себя быстрые ТN мониторы.

Естественно, это специально построенные условия, но они помогают воссоздать необходимый эффект и прочувствовать возможности монитора.

Точное измерение MPRT трудоёмкая процедура, требующая сложного оборудования, но есть вариант получить косвенные данные с помощью фотоаппарата.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

В специально сконструированном тесте с помощью камеры будем имитировать слежение глазами, важно двигать камеру именно со скоростью движения картинки, для контроля имеются чёрные полосы с мигающими прямоугольниками, если выставить выдержку на фотоаппарате длиной в 4 такта обновления монитора - то эти прямоугольники должны выстроиться в ровную вертикальную линию, каждый успеет появиться и потухнуть. Если всё сделать правильно - получится имитирующая эффект смаза картинка.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Провернуть руками такой фокус достаточно сложно, лучше использовать специальное оборудование. Но при должном старании можно получить хорошую картинку и с использованием скейта и стабилизатора. Выставляем задержку спуска и уверенно ведем фотоаппарат вдоль монитора со скоростью движения инопланетян. Если всё правильно - то уже через сотню попыток начнут получаться приличные кадры.

Вступление получилось долгим, приступим уже к рассмотрению результатов.

Материалы сайта www.ti.com
Материалы сайта www.ti.com

Для начала разберёмся с настройками “разгона матрицы”, Overdrive. Изменение яркости пикселя имеет разную скорость при различных начальных и целевых значениях. С этой неравномерностью связаны некоторые типы смазывания изображения. Но если кратковременно подать более высокое напряжение на пиксели - то скорость изменения яркости возрастает. Уровни Overdrive как раз и задают разную прибавку в напряжении.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Рассмотрим 6 Вариантов настройки от 0 до 100 с шагом в 20.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Увеличение напряжения заметно снижает смаз, ghosting, но значение 100 для Overdrive уже даёт слишком заметные артефакты другого типа: пиксель проскакивает нужную ему яркость и после уже снижает её до целевой. Выглядит это как свечение вокруг контура изображения. Лучше всего выглядят варианты Overdrive 60 и 80, для тестов будем использовать 60.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Сразу начнём с самых быстрых мониторов - слева 280 Гц ASUS VG279QM, overdrive 60, справа TN LG 240 ГЦ

Смаз на IPS панели минимален, видимые артефакты отсутствуют, в целом TN-матрица, конечно, выглядит более быстрой, но разница не кажется большой.

Фиксированное положение фотоаппарата.
Фиксированное положение фотоаппарата.

Фото мониторов с короткой выдержкой без проводки должны дополнить результаты:

На IPS-матрице можно рассмотреть 3 дополнительные копии изображения “преследующие” инопланетянина, причём на светлом фоне они менее заметны. ТN-матрица демонстрирует одну видимую копию и совсем малоразличимые следы второй. Видимость остаточного изображения на светлом фоне лучше.

Включим стробирование подсветки, проведём съёмку с теми же параметрами.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Совсем другое дело, можно сказать показательная картинка, значит в предыдущем сравнении смаз не из-за проблем с техникой съёмки, а именно из-за особенностей работы ЖК мониторов без стробирования, так называемый sample and hold blur.

Изображение очень чёткое, на IPS матрице ASUS VG279QM заметны небольшие артефакты, скорее всего связанные с применяемыми настройками Overdrive 80, но если отвлечься от них, то скорости матрицы в таком режиме у этих двух мониторов сравнимы.

Опять же заметна лучшая работа IPS на светлом фоне и ТN на тёмном.

Фиксированное положение фотоаппарата.
Фиксированное положение фотоаппарата.

Кадры с короткой выдержкой без проводки убеждают, что ТН немного, но быстрее.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Теперь интересное сравнение одного монитора на разной частоте обновления 144, 240 и 280 Гц, настройки Overdrive одинаковые - 60.

Во внимание стоит обращать не общую чёткость картинки - она зависит от условий съёмки и длины выдержки, а на размеры видимого остаточного изображения, смаза.

Без сюрпризов, 280 Гц выглядит лучшим вариантом, 144 и 240 на удивление похожи. Видимо настройки матрицы оптимизированы именно под максимальную частоту развёртки.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Сравним два IPS монитора с быстрыми матрицами разного поколения, слева монитор Acer c матрицей AU Optronics, которая использовалась в большинстве игровых IPS мониторов 144 и 165 Гц в недалёком прошлом. Справа - ASUS VG279QM, выставлена частота обновления 144 Гц. Да уж, прогресс не стоит на месте, очевидное преимущество новинки.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Стробирование подсветки доступно только на 120 Гц у монитора ACER, ASUS 279QM тестировался на 144 ГЦ.

Интересно, что у новинки от ASUS в режиме 144 Гц наблюдаются артефакты Overdrive, а на 280 и 240 Гц они выражены гораздо слабее. Прошлое поколение IPS в целом справляется хорошо, но далеко не идеально, остаточные изображения хорошо заметны.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Сведем результаты трёх мониторов без стробирования подсветки.

Новая IPS матрица смотрится достойно и выбор ТN уже не выглядит безальтернативным в качестве основы для быстрого монитора.

Фиксированное положение фотоаппарата.
Фиксированное положение фотоаппарата.

Фиксированные кадры подтверждают приличное отставание ИПС 144Гц прошлого поколения, а я ведь считал его достаточно быстрым, до этого сравнения.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Включение стробирования ещё больше сближает по скорости новый IPS и TN.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Интересно, что кадры с проводкой и с фиксированным положением камеры, но короткой выдержкой, почти не отличаются - это ли не подтверждение очевидных преимуществ технологии, про минусы в этот раз не говорим.

Почему же в сравнениях нигде нет старичка IPS 75 Гц, причина сейчас будет перед вашими глазами, приготовьтесь к жести.

Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки
Проводка фотоаппарата со скоростью движения картинки

Естественно, слишком длинная выдержка тоже вносит свои искажения, но по характеру смаза видны все проблемы.

Фиксированное положение фотоаппарата.
Фиксированное положение фотоаппарата.

Фиксированный кадр показывает очень чёткий остаточный след, да ещё и с приличным отдалением от инопланетянина.

Выводы

Если выбирать монитор для увлечённого киберспортсмена, то быстрый TN выглядит лидером, но новые IPS уже наступают на пятки.

В качестве универсального монитора появляются шикарные альтернативы многолетним фаворитам, новое поколение IPS матриц хорошо во всём, может только плотность пикселей пока не их конёк.

Спасибо Онлайнтрейд за оперативную доставку колориметра.
Спасибо Онлайнтрейд за оперативную доставку колориметра.

А что же с цветопередачей? Для следующих измерений воспользуемся колориметром.

Все IPS мониторы обладают хорошим потенциалом калибровки для работы с цветом. Из коробки лучшие параметры оказались у старичка с 75 Гц.

На удивление неплохие показатели для TN матрицы оказались у киберспортивного монитора LG. Естественно для работы с цветом применить его сложно - стандартные проблемы такого типа матриц не позволят.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Например, неравномерности цвета: на белой однотонной заливке прекрасно видно.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Но в пылу битвы на такие мелочи внимание не обращаешь совершенно. Если сидеть ровно перед монитором и правильно настроить наклон панели - то картинка что на IPS, что на TN выглядит отлично.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Но стоит отклониться от перпендикуляра - вылезают стандартные проблемы углов обзора. Это не основная точка просмотра для монитора, конечно, но кому-то это может быть очень важно.

Так ли быстры быстрые мониторы? Тесты и методика

Что касается равномерности подсветки, то тут всё зависит от экземпляра, в нашем ASUS VG279QM проблемными оказались верхние углы, у TN от LG проблемы больше.

В тесте не было быстрых VA мониторов, у них традиционно лучше равномерность подсветки, глубже чёрный, но шлейфы и смазы больше, чем у аналогичных IPS. интересно было бы посмотреть на новые VA-подобные матрицы, оставим это на будущее.

Важная особенность IPS нового поколения - возможность работы адаптивной синхронизации одновременно с технологиями стробирования подсветки, до появления новинок такое было невозможно.

Стоит напомнить, что для получения всех преимуществ быстрой матрицы уровень ФПС должен быть как можно ближе к текущей частоте обновления экрана либо выше.

Размытие в движении при 60 ФПС без стробирования подсветки будет выглядеть приблизительно одинаково и на 60, и на 144, и даже на 280 Гц мониторе.

Новое поколение быстрых IPS мониторов действительно стоит того, чтобы обратить на них внимание. Это уже не тот компромиссный выбор 144-165Гц IPS монитора, который неплох в работе с цветом и не будет сильно раздражать активного игрока слишком медленной матрицей.

Например, ASUS TUF VG279QM, не уступит быстрым TN в играх, а в остальном он не хуже других IPS, высокой плотностью пикселей похвастаться конечно не может, но есть аналогичная модель и в размере 24”. Другие производители тоже выпускают свои вариации на похожих матрицах. Если вы сильный киберспортсмен и давно хотели обновить монитор - самое время присмотреться к новинкам.

8585
69 комментариев

Я на днях монитор разбил, был 75 ГЦ. Купил теперь на 144 ГЦ это как небо и земля по ощущениям. Хотя до этого я немного скептически относился к этому, думал не такая большая разница. 

22
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

.и он не фрэймскипает после разгона?

Ответить

Разница между 13-ю и 7-ю миллисекундами ни может быть не заметна

Ответить

Уровень моего скилла абсолютно не изменился при смене монитора на модель со 144Гц. Как играл на уровне чуть выше среднего паблика, так и играю. Но ощущается все гораздо приятнее, этого не отнять. Другое дело, что фреймрейт больше 60 лично мне нужен только в динамичных шутанах. В большей части игр за глаза хватает 60, а если выводить картинку на большой экран и играть с геймпадом, то и 30 вполне норм, главное, чтоб с фреймпейсингом все было в порядке.

14
Ответить

144 гц - прямо лютый оргазм.
После такого не хочется на 60 даже смотреть.

8
Ответить

более того, если рядом поставить монитор на 120гц, то тоже разница уже бросается в глаза. Мало не бывает короч...

Ответить