Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

22 декабря в онлайн-кинотеатре Netflix вышел полнометражный фильм Bright («Яркость» или «Яркий»). 100-миллионный блокбастер режиссера Дэвида Эйра с Уиллом Смитом в главной роли снят исключительно для онлайн-стриминга — он не выйдет в обычный прокат, что уже само по себе можно считать громким событием. Получилось ли у Netflix снова «перевернуть игру», а у Дэвида Эйра реабилитироваться после «Отряда самоубийц» — рассказывает читатель DTF.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

О чём фильм

Завязка фильма, если исключить орков, напоминает ранний фильм Эйра «Патруль»: «В Лос-Анджелесе, где царит межрасовое напряжение, полицейский-человек и его напарник-орк сталкиваются с могущественным артефактом и оказываются втянутыми в предсказанную пророчеством войну».

Bright позиционируется как проект на стыке жанров. С одной стороны, фэнтезийный мир образца 21-го века, в котором с людьми соседствуют орки, эльфы, феи и кентавры. С другой — история о двух непохожих напарниках, которым приходится уживаться друг с другом. Эйру такие картины обычно удаются («Тренировочный день», «Патруль»), так что подвоха ожидать было трудно.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Фентезийный сеттинг

Самым большим испытанием для меня было добавить [в Лос-Анджелес] целый слой истории, показать сосуществование этих существ с людьми на протяжении тысячелетий и заставить это всё выглядеть правдоподобно.

Дэвид Эйр, режиссёр

Испытание Дэвид не прошёл. Мир Bright — это невероятная халтура. Забудьте все те картинки, которые ваш мозг успел нарисовать после прочтения описания фильма. Весь сеттинг сделан по очень простой схеме: «Давайте запихнем это в наш мир». Начиная от нелепых граффити в начальных титрах и заканчивая общим устройством вселенной Bright. Синтез реального и фэнтезийного миров сделан без искры вдохновения.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Это отличная возможность посмотреть на общество под другим углом.

Уилл Смит, актёр

Нет. Несмотря на то, что орки, эльфы и кентавры действительно находятся в кадре и живут в своих общинах, Bright даже не пытается вытянуть какую-либо социальную подоплёку. Вся суть расовых противоречий раскрывается на седьмой минуте фильма, когда Уилл Смит объясняет дочери, что существа всех рас равны и должны иметь равные возможности. Всё. Едва ли это тянет на откровение или на взгляд на современное американское общество под новым ранее невиданным углом.

Структура общества в Bright прямолинейна и проста. Орки — это изгои, которых все остальные расы не могут простить за участие в войне на стороне Тёмного лорда две тысячи лет назад. Поэтому они ведут себя как афроамериканцы. Они одеваются, как афроамериканцы. Они говорят, как афроамериканцы. А проезд полицейской машины через оркский квартал — недвусмысленная отсылка к сериалу «Прослушка». Только вот выглядит это комично.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Как именно Орки жили последние две тысячи лет, никто не объясняет. Были рабами? Вроде бы нет. Прислуживали людям? Не похоже. Жили в изгнании? Однозначно нет. Ну и бог с ними.

Почему орков так не любят, если в мире Bright есть реальные темнокожие и латиносы, которые ведут себя точно так же как орки? Ответа нет.

Эльфы — это элита мира Bright. Они сильнее, красивее и умнее простых людей, поэтому богатые районы Лос-Анджелеса населяют именно они. Чем эльфы отличаются от людей, кроме силы и характерных ушек? Хм… Ничем.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Кентавры просто есть. Deal with it.

Магия в этом мире под запретом, но не то чтобы от этого кто-то страдает. Люди… Все на своих местах. Несмотря на наличие более развитых эльфов, людей никто не притесняет. Несмотря на существование орков, среди людей есть те же гангстеры и маргиналы. Мир никак не изменился от присутствия в нем фэнтезийных существ. Ни дизайн оружия, ни архитектура, ни культура, ничего…

Ещё в этом мире есть Волшебные палочки, коих всего три, и «яркие» (Bright), представители любой расы, обладающие магическими способностями. Как не трудно догадаться, вся фэнтезийная линия фильма крутится вокруг одной из палочек и парочки «ярких».

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

По идее, плохие ребята хотят вернуть Тёмного лорда к жизни, но зачем и почему — непонятно. Ты быстро забываешь об этой сюжетной линии. Воспринимаешь её как данное. Благо фильм сам забивает на все свои фэнтезийные наслоения и выруливает в сторону полицейской истории.

Бадди-муви

А вот здесь всё гораздо лучше. По сюжету герой Уилла Смита по имени Дэрил Уорд возвращается на службу после ранения. Из-за невнимательности Ника Джакоби, первого орка-полицейского в истории и напарника героя Смита, Уорда подстрелил орк. Мало того, что подстрелил, так ещё и ушел от преследования Джакоби, что бросает на последнего подозрения. Вдруг для него клан оказался важнее долга и тот просто отпустил сородича?

На протяжении всего фильма отношения героев развиваются по шаблонному, но от этого не менее притягательному пути — от неприязни к дружбе. Эйр бросает своих героев из огня да в полымя. Он умело играет с жанрами, бесшовно переходя от ироничного боевика к реалистичным засадам с атмосферой «все потеряно». От неплохих каламбуров до сносных монологов, раскрывающих героев.

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Уилл Смит харизматичен и крут, а большего от него и не требуется. Джоел Эдгертон загримирован так, что его не узнать. При этом между Уордом и Джакоби нет-нет, а проглядывается отличная химия, без которой невозможен фильм о напарниках. Герои перешучиваются, ругаются, подозревают, но в итоге выручают друг друга из любой передряги.

В целом, полицейская часть фильма удалась. Она развлекает, ведёт за собой и заставляет сопереживать героям.

Сценарий

Я надеюсь, что [Bright] станет моими «Звёздными войнами».

Макс Лэндис, Сценарист

Увы, Макс, не станет. Лэндис, шоураннер «Холистического агентства Дирка Джентли» и сценарист фильма «Мой парень — киллер», успел показать себя как с хорошей, так и с не самой лучшей стороны. Увы, Bright, скорее, второе.

Герои то и дело норовят высказать всё прямым текстом. Не пряча и не тая своих чувств и демонов, Уорд и Джакоби периодически общаются как игрушечные фигурки в руках ребёнка. И всё это соседствует с действительно неплохо прописанными диалогами и шутками.

В Bright есть несколько сюжетных поворотов, от которых хочется схватиться за голову, громко-громко воскликнув «Зачем?».

Блеклая «Яркость» — читатель DTF о фильме Bright от Netflix

Где-то в середине фильма оказывается, что Джакоби действительно помог уйти орку после ранения Уорда. Только это был не бандитский орк, а случайный пацанёнок, который оказался в подворотне. Понимая, что реального стрелка он упустил, а в невиновность пацанёнка никто не поверит, Джакоби помог подростку сбежать.

И вот середина фильма. Герои попали в плен к банде орков. Смерть неминуема. Главарь орков приказывает своему сыну убить полицейских, чтобы пройти обряд посвящения, но тот… оказывается как раз тем мальцом, которого Джакоби ранее отпустил. Он отказывается стрелять и… Папа орк говорит сыну «иди отсюда» и сам стреляет в одного из главных героев. Что изменилось из-за этого твиста? Ничего. Зачем он был введен? Непонятно.

Трудно сказать, в какой момент всё пошло не так. Судя по ранним интервью Лэндиса, вселенная изначально была шире, из фильма пропали некоторые ранее анонсированные моменты, а жанр от триллера сместился в сторону боевика. Как бы то ни было, сценарий Bright кажется сырым.

Итог

Bright — это неплохое кино. Это не монстр, которого перекраивали прямо в процессе съёмок, как «Отряд самоубийц», но и не отличный фильм. После просмотра остается приятное послевкусие развлекательного и необязательного приключения, которое, правда, оказывается очень блеклым на фоне действительно мощных блокбастеров.

Работа Эйра похожа на американские горки. Сцены, которые не работают, в равной пропорции перемешаны с моментами, которые выстреливают на все сто. Странные и заведомо неправильные решения соседствуют с интересными находками. Дешёвое фэнтези приделано к увлекательному кино про полицейских.

Самое интересное то, что спустя сутки после просмотра я поймал себя на мысли, что не отказался бы от продолжения. Разумеется, при условии, что в нём синтез полицейского боевика и современного фэнтези будет чем-то большим, чем кустарная склейка жанров с метафорами, которые и не метафоры вовсе, а пересказ существующих противоречий с заменой темнокожих на орков, а богатых белых — на эльфов.

4646
36 комментариев

Егор, я твой текст немного вычитал и подчистил. Мы тогда свой обзор писать не будем и выведем твой, потому что нас он полностью устраивает. Я вчера тоже посмотрел и согласен с основными тезисами.

Если какие-то правки тебе покажутся лишними, обращайся. Исправим. Редактирование закрываю для тебя — такие у нас правила для вывода в соцсети, чтобы автор не мог обзор заменить на фотку своего пениса.

22

Вадим, без проблем. Даже круто, что в соц.сети попадет. Один вопрос: куда мне теперь постить фотку моего пениса?

78

Редактирование закрываю для тебя — такие у нас правила для вывода в соцсети, чтобы автор не мог обзор заменить на фотку своего пениса.

Прецеденты?

А если вы в своё время угорели по игровой трилогии Shadowrun, то вообще смотреть больно. Пытаться интегрировать фэнтези-концепт в условное настоящее время видится заведомо провальным. Слишком большой масштаб перекраивания необходим. В Shadowrun интеграция куда органичней как раз благодаря киберпанку, где есть большой временной буфер для перелома условной реальности.

13

Не согласен, тут вполне нормально кинули новые расы к людям, типо все расы были всегда и сразу и, имхо - это реально прикольно. В Shadowrun как помним, появился вирус metahuman, который уже и превращал обычных людей в другие расы. Можно сказать пробуждал их (ну это я всегда так считал)

"...в Лос-Анжелисе, где царит межрасовое напряжение..."
"...добавить [в Лос-Анжелес] целый слой истории..."
"...богатые районы Лос-Анджелеса..."

6

Не очень понимаю, почему ждали, что фильм будет хороший. Из-за голой идеи заменить нигеров на орков? С каких пор Эйр считается хорошим режиссером? Снял пару крепких полицейских драм, которые, честно говоря, очень трудно вспомнить. Снял "Ярость", где тащили танки и Питт, но никак не сюжет. Запорол "Отряд самоубийц", что казалось невозможным.
Так себе режиссер, которому бы фильмы со Стэтхемом снимать.
Совершенно не удивлен провалом "Яркости". К тому же Уилл Смит потерял нюх и давно снимается в ерунде.

12