Заметки на полях: «Морбиус» Даниэля Эспиносы

Пришелец из эпохи VHS-кассет и пиратских DVD, ничем не хуже видеодвойки Тарантино/Родригеса.

Заметки на полях: «Морбиус» Даниэля Эспиносы

Я искренне восхищаюсь кино-отделом Sony за то, что он в 2022-ом году продолжает выпускать на экраны «проклятые» эдж-фильмы про супергероев. Большая часть картин, включая недавнего «Морбиуса», будто бы пришли из конца девяностых или начала двухтысячных. С пиратской кассеты фирмы RAKS или с пиратского DVD из серии «15 в 1». Именно туда охотники за трофейным контентом закатали самые свежие и «хитовые» экранизации — «Сорвиголову» с Беном Аффлеком, «Фантастическую Четвёрку», «Лигу выдающихся джентльменов» и прочее.

В этом ощущении, на мой взгляд, и есть великолепие «Морбиуса». Двухтысячные из него буквально сочатся. Кажется, будто сейчас вот-вот откроется портал в детство, когда ты прибегаешь с улицы, быстро ужинаешь и садишься к пузатому телевизору, чтобы продолжить методично смотреть фильм за фильмом с пиратского диска. Ну, или пытаешься пересмотреть ворох кассет, которые наменял у друзей и знакомых на фишки с Покемонами.

Почти во всех этих фильмах — мрачная картинка (иногда с «модными» фильтрами), герои кидаются хлёсткими фразами, которые хлёсткие лишь в голове сценаристов и работают только на детях. История в таких картинах почти целиком состоит из «крутых» сцен и «мрачных моментов». Актёры играют только по системе Станиславского. Режиссёр старается сделать работу «круто» и велит оператору использовать все возможные фишки и навороты, которые тот только может вообразить.

И эта нелепая «взрослость» умиляет. Как будто пятнадцатилетний подросток заправляется «Клинским» из горла, курит «Тройку» и одновременно матерится. Главное — показать, что ты вырос максимально ясным способом. В этом весь «Морбиус».

На мой взгляд, супергероика и жанровые попкорн-фильмы в целом, сейчас стали слишком скованными, слишком безопасными, без лишнего безумия. Им не хватает свободы, самовыражения и бунта. Куда делись «поварские» боевики со Стивеном Сигалом? Куда делись «кунг-фу-триллеры», вроде «Кровавой луны»? Сейчас максимум свободы, которую большие студии могут себе позволить — это сцена с твёрком и Megan Thee Stalion в «Женщине-Халк». Хотя нет, она тоже сделана в рамках чёткого ТЗ и задокументированного сотрудничества.

«Морбиус» — не такой. Он свободен, как Джейсон Стэйтем без нижнего белья в «Адреналине». И это прекрасно.

Картина Даниэля Эспиносы — не хороший и не современный фильм, хоть и снят «прямо сейчас». Именно в этой приверженности к старому миру (старой супергероике) и кроется его великолепие. Как в поздних работах Кевина Смита до «эры Netflix», только постановщик «Морбиуса», скорее всего, не планировал создавать подобный эффект.

P.S: Смотрел фильм и ждал, что заиграют Evanescence. Не заиграли. Штош.

1515
2 комментария

Ух от души, аж захотелось посмотреть.

1

Солидарен.Действительно у этого фильма вайб нулевых А-ля человек-невидимка, первый паук и другие похожие фильмы Сони.

У первого Венома тоже это есть.
Если смотреть на эти фильмы под этим углом, то у детей нулевых они могут вызвать весьма приятный отклик (как было у меня).