Почему нам нравятся фильмы про монстров

Когда жутко, но невозможно оторвать взгляд.

2017 год был богат на фильмы про чудовищ. Картины вроде «Конг», «Оно», «Чужой: Завет» показывают, что человеческая тяга к странным и жутким существам сейчас ничуть не слабее, чем на заре кинематографа.

Но почему? Что привлекает нас в чудищах? Журналист Gamesradar Кевин Харли (Kevin Harley) в своём материале попытался найти ответ на этот вопрос.

Почему нам нравятся фильмы про монстров

Начало

Как считает Харли, чудовища тем страшнее и привлекательнее, чем больше они напоминают людей. Как сказал режиссёр Дэвид Кроненберг, если монстр непохож на человека, то он «воспринимается как стихийное бедствие» и перестаёт пугать. На всём протяжении человеческой истории самыми страшными чудовищами являлись те, что разделяли какие-то черты с людьми.

Люди были очарованы монстрами с того момента, когда впервые смогли представить их. Это видно по древним мифологиям, в которых часто фигурировали существа, похожие на людей и реально существующих животных.

«Охотники на троллей»
«Охотники на троллей»

Сначала были гибриды человека и животных, гиганты и люди, обладающие нечеловеческой силой; потом дьявол в христианстве, принимавший форму человека с рогами, копытами и хвостом; монстры в детских сказках, чаще всего напоминавшие людей.

В викторианскую эру увлечение чудовищами усилилось — люди стали ходить на «фрик-шоу»: не только чтобы испытать отвращение и облегчение от того, что у них нет таких отклонений, но ещё и потому, что изуродованные тела привлекали их, приковывали к себе взгляд.

Кино

Когда появился кинематограф, он быстро подхватил тренд. Уже в 1896 году Жорж Мелье использовал передовые эффекты, чтобы показать зрителям неизведанных человекоподобных существ в «Le Manoir Du Diable» («Дом дьявола»).

В 1910 году на экраны кинотеатров пришёл монстр Франкенштейна, спустя десять лет — доктор Джекилл и мистер Хайд. В начале тридцатых потрясающие спецэффекты и романтическая линия помогли передать эмоции Кинг-Конга.

«Кинг-Конг»
«Кинг-Конг»

Чудовище во «Франкенштейне» 1931 года вызывало жалость благодаря гриму Джека Пирса и отличной игре Бориса Карлова, что подготовило почву для трагических героев «Человека-волка» и «Создания из Чёрной лагуны».

В пятидесятые монстры стали метафорами: для маккартизма, угрозы ядерной войны и подросткового бунта. «Проклятие Франкенштейна» 1957 года закрепило образ монстра Франкенштейна как жертвы. История о Дракуле в 1958 году получила налёт эротизма.

Новая школа

Спустя десять лет вышла «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, кардинально отличающаяся от остальных фильмов про монстров своей темой и развитием. В семидесятые «Судороги» за авторством Дэвида Кроненберга продолжили традицию разрушения канонов, заставив зрителей сопереживать монстрам.

В 1979 году увидел свет «Чужой» Ридли Скотта, чудовище в котором пусть и непохоже на человека, но демонстрирует странный интерес к главной героине фильма.

«Чужой»
«Чужой»

Восьмидесятые стали временем зарождения хоррор-франшиз. Зрителям понравилось смотреть несколько фильмов об одном и том же персонаже: кукле Чаки или Фредди Крюгере. Вскоре кино про монстров начало поднимать важные темы: к примеру, «Муха» Кроненберга соединила человеческое и нечеловеческое, переосмыслив «Красавицу и Чудовище». Клайв Баркер использовал монстров в «Восставшем из ада» как метафору трудностей в жизни гомосексуала.

В следующие годы вдруг вернулась зрительская любовь к «винтажным» монстрам, и последовало огромное количество ремейков и новых взглядов на истории о Франкенштейне, оборотнях, вампирах, гигантах и даже греческих богах.

«Штамм»
«Штамм»

Особенно хорошо видно человечность в монстрах Гильермо дель Торо: к его Фавну, Хэллбою или гуманоиду из «Формы воды» трудно не проникнуться симпатией. Современные сериалы вроде «Ходячих мертвецов» вообще делают настоящими монстрами людей: Губернатор, Ниган, временами даже Рик ведут себя настолько ужасно, что зомби перестают выглядеть такими уж злобными.

Как считает редактор сайта wehearthorror.com Андреас Караламбус (Andreas Charalambous), в ближайшем будущем чудовища станут страшнее и притягательнее, чем когда-либо.

Сейчас мы наблюдаем «сериализацию» кинофраншиз, которая открывает возможности для развития персонажей и сюжета. Так что монстры будущего будут продуманнее, детализованнее и ужаснее всех, что были до них.

Андреас Караламбус, редактор сайта wehearthorror.com

История монстров в кино показывает, что с момента их появления на плёнке люди пытались наделить чудовищ человеческими качествами. Сначала просто похожей внешностью и эмоциями, а затем — всё более сложными судьбами и проблемами, которые вызывают симпатию и понимание зрителей. Иными словами, мы боимся монстров, но не можем оторваться от них потому, что во многих смыслах они — это мы.

Давайте обсудим, какие монстры больше всего нравятся вам: делитесь любимыми чудовищами в комментариях.

8.1K8.1K открытий
35 комментариев

какие монстры больше всего нравятся вам

Ответить

Месье знает толк)

Ответить

Приветствую более опытного товарища.

Ответить

Ошибка!!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Тогда уж Бледный человек из "Лабиринта Фавна", если говорить про смелые решения. Куда там ксеноморфу.

Ответить

Александр Курицын в его фильмах самое страшное создание из тех, которое я когда либо лицезрел.

Ответить