Почему нам нравятся фильмы про монстров

Когда жутко, но невозможно оторвать взгляд.

В закладки

2017 год был богат на фильмы про чудовищ. Картины вроде «Конг», «Оно», «Чужой: Завет» показывают, что человеческая тяга к странным и жутким существам сейчас ничуть не слабее, чем на заре кинематографа.

Но почему? Что привлекает нас в чудищах? Журналист Gamesradar Кевин Харли (Kevin Harley) в своём материале попытался найти ответ на этот вопрос.

Начало

Как считает Харли, чудовища тем страшнее и привлекательнее, чем больше они напоминают людей. Как сказал режиссёр Дэвид Кроненберг, если монстр непохож на человека, то он «воспринимается как стихийное бедствие» и перестаёт пугать. На всём протяжении человеческой истории самыми страшными чудовищами являлись те, что разделяли какие-то черты с людьми.

Люди были очарованы монстрами с того момента, когда впервые смогли представить их. Это видно по древним мифологиям, в которых часто фигурировали существа, похожие на людей и реально существующих животных.

«Охотники на троллей»

Сначала были гибриды человека и животных, гиганты и люди, обладающие нечеловеческой силой; потом дьявол в христианстве, принимавший форму человека с рогами, копытами и хвостом; монстры в детских сказках, чаще всего напоминавшие людей.

В викторианскую эру увлечение чудовищами усилилось — люди стали ходить на «фрик-шоу»: не только чтобы испытать отвращение и облегчение от того, что у них нет таких отклонений, но ещё и потому, что изуродованные тела привлекали их, приковывали к себе взгляд.

Кино

Когда появился кинематограф, он быстро подхватил тренд. Уже в 1896 году Жорж Мелье использовал передовые эффекты, чтобы показать зрителям неизведанных человекоподобных существ в «Le Manoir Du Diable» («Дом дьявола»).

В 1910 году на экраны кинотеатров пришёл монстр Франкенштейна, спустя десять лет — доктор Джекилл и мистер Хайд. В начале тридцатых потрясающие спецэффекты и романтическая линия помогли передать эмоции Кинг-Конга.

«Кинг-Конг»

Чудовище во «Франкенштейне» 1931 года вызывало жалость благодаря гриму Джека Пирса и отличной игре Бориса Карлова, что подготовило почву для трагических героев «Человека-волка» и «Создания из Чёрной лагуны».

В пятидесятые монстры стали метафорами: для маккартизма, угрозы ядерной войны и подросткового бунта. «Проклятие Франкенштейна» 1957 года закрепило образ монстра Франкенштейна как жертвы. История о Дракуле в 1958 году получила налёт эротизма.

Новая школа

Спустя десять лет вышла «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, кардинально отличающаяся от остальных фильмов про монстров своей темой и развитием. В семидесятые «Судороги» за авторством Дэвида Кроненберга продолжили традицию разрушения канонов, заставив зрителей сопереживать монстрам.

В 1979 году увидел свет «Чужой» Ридли Скотта, чудовище в котором пусть и непохоже на человека, но демонстрирует странный интерес к главной героине фильма.

«Чужой»

Восьмидесятые стали временем зарождения хоррор-франшиз. Зрителям понравилось смотреть несколько фильмов об одном и том же персонаже: кукле Чаки или Фредди Крюгере. Вскоре кино про монстров начало поднимать важные темы: к примеру, «Муха» Кроненберга соединила человеческое и нечеловеческое, переосмыслив «Красавицу и Чудовище». Клайв Баркер использовал монстров в «Восставшем из ада» как метафору трудностей в жизни гомосексуала.

В следующие годы вдруг вернулась зрительская любовь к «винтажным» монстрам, и последовало огромное количество ремейков и новых взглядов на истории о Франкенштейне, оборотнях, вампирах, гигантах и даже греческих богах.

«Штамм»

Особенно хорошо видно человечность в монстрах Гильермо дель Торо: к его Фавну, Хэллбою или гуманоиду из «Формы воды» трудно не проникнуться симпатией. Современные сериалы вроде «Ходячих мертвецов» вообще делают настоящими монстрами людей: Губернатор, Ниган, временами даже Рик ведут себя настолько ужасно, что зомби перестают выглядеть такими уж злобными.

Как считает редактор сайта wehearthorror.com Андреас Караламбус (Andreas Charalambous), в ближайшем будущем чудовища станут страшнее и притягательнее, чем когда-либо.

Сейчас мы наблюдаем «сериализацию» кинофраншиз, которая открывает возможности для развития персонажей и сюжета. Так что монстры будущего будут продуманнее, детализованнее и ужаснее всех, что были до них.

Андреас Караламбус
редактор сайта wehearthorror.com

История монстров в кино показывает, что с момента их появления на плёнке люди пытались наделить чудовищ человеческими качествами. Сначала просто похожей внешностью и эмоциями, а затем — всё более сложными судьбами и проблемами, которые вызывают симпатию и понимание зрителей. Иными словами, мы боимся монстров, но не можем оторваться от них потому, что во многих смыслах они — это мы.

Давайте обсудим, какие монстры больше всего нравятся вам: делитесь любимыми чудовищами в комментариях.

#кино

{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 35, "likes": 27, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 14162, "is_wide": false }
{ "id": 14162, "author_id": 6322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14162\/get","add":"\/comments\/14162\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14162"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

35 комментариев 35 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
22

какие монстры больше всего нравятся вам

Ответить
2

Месье знает толк)

Ответить
1

Приветствую более опытного товарища.

Ответить
0

Ошибка!!

Ответить
9

Мне кажется, что вся эта сентенция про человекообразных монстров на пленке немного рассыпается, если отвлечься от пленки и добавить в салат настольные и видео- игры.

Лично для меня человекообразные монстры в кино всегда выдавали ограниченность фантазии и выразительных средств кинематографа. Обычные мужики в костюмах... Не интересно и не страшно. Смелые решения вроде Чужого в кино встречались очень редко. Красные глаза, большие зубы - всё, это предел фантазии. И это очень скучно.

Ответить
–1

Тогда уж Бледный человек из "Лабиринта Фавна", если говорить про смелые решения. Куда там ксеноморфу.

Ответить
3

А что там такого смелого? Глаз в руку запихали? И получили нежизнеспособную дурилку, которая ни глазами ни руками нормально пользоваться не в состоянии? А зачем?

По легенде, перед работой над фильмом, Гигера очень просили обязательно сделать монстру страшные глаза. На следующий день тот выкатил им монстра вообще без глаз. "Так страшнее", - сказал он.

Так вот, "бледный человек", на мой взгляд, все еще тусуется на уровне креативности "страшные глаза", в то время как Гигер шагнул дальше.

Ответить
2

Бледный - монстр на мифологических мотивах. Зачем он должен быть "жизнеспособным"? Как физику в Старворзах искать.

Ответить
5

Александр Курицын в его фильмах самое страшное создание из тех, которое я когда либо лицезрел.

Ответить
0

Абсолютли так.

Ответить
0

Спасибо, проорал минут 10

Ответить
4

Нечто не упомянули

Ответить
2

ну да мне тоже кажеться что повесть 1938 года Who Goes There? на русском “Кто там?”, “Кто ты?”, “Нечто” призванной в 1971 году как лучшим фантастическим произведением короткой формы, опубликованные до 1940 года.

а экранизацию 1982 года от Джона Карпентера, я считаю вообще лучшим фильмом не только в жанре фантастика и ужасы.

Ответить
4
Ответить
2

Если вдруг кого заинтересовало, у Станислава Лема есть роман Солярис. Кроме прочего изучающий и этот вопрос.

Ответить
1

Там больше про поиск самого себя и страхи взглянуть в глаза своему прошлому. Хотя тоже хороший пример. "Солярис" прекрасен.

Ответить
0

Смерть лучший монстр. Остальные лишь проводники до него.

Ответить
3

Миллионы читателей Терри Пратчетта с вами поспорят. У него, не смотря на "должность" его персонажа, Смерть - один из самых положительных и приятных героев.

Ответить
–1

Читал, не согласен. Смерть там трагичен и неприятен, он может лишь перекладывать горе с одних на других.

Ответить
0

Значит, мало читали. Он такой, каким вы его описали, появляется лишь в полутора книгах из сорока. В остальных же, он находит слова утешения для умерших, умудряется исправить неисправимых преступников, и даже спасает жизни - буквально, совершенно наперекор и вопреки своей работе, вызывая проблемы для себя же.

Ответить
0

Эти проблемы лишь вовне, и не касаются его домика и прислужников. И дочь пройдет ...

Ответить
0

Монстр и не-идеал - немного сильно разные вещи.

Ответить

Комментарий удален

0

Самый страшный монстр - это Тайлер Дерден.

Ответить
–1

в фильме “Ад Каннибалов” герой профессор Гарольд Монро произносит мораль после найденных пленок группы, которые издевались над племенем.

“Интересно ну и кто же после этого настоящие каннибалы”

Ответить
3

Да идея то не новая, еще "Повелитель мух" был про это.

Ответить
3

Помню, у меня эта лицемерная хиппи-мораль из финала "Каннибалов" вызвала большее отторжение, чем жестокие сцены. Нет, блин, некоторые из группы повели себя как уроды и мудаки, но они не каннибалы и не совершают ритуальных убийств. Потому что плотник за 2000 лет до этого научил их так не делать, а тех - нет. А идея самоуничижения перед первобытной культурой - компенсаторная часть "бремени белого человека".

Ответить
0

Никто не снял еще фильма про человека, который скормил всю свою команду инопланетным пожирателям лиц, руководствуясь популярной идеей, что "настоящие монстры - это люди"?

Ответить
0

В "Живом" было что-то подобное, когда негр-инвалид приютил у себя на ноге монстрика Кельвина. А сам при этом говорил, что такие монстрики могли уничтожить жизнь на Марсе

Ответить
0

Нет. "Единственное, что меня беспокоило — это эфир. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек в эфирном запое."

Ответить
0

Мне нравится не про монстров, а про нелюдей или сверх людей, обычных людей я и так вижу каждый день, а мне хочется чего то лучше и сильнее, поэтому я хочу игру/фильм про сверх человека, со своей философией и безумного до сражений, но со своими принципами и своей честью, у которого тёмная сила(тёмная не есть злая) невероятно сильна и крута

Ответить
0

Spawn

Ответить
0

смотрел, но как то подзабыл спасибо

Ответить
0

Лем.

Ответить
0

Спасибо. Опечатался.

Ответить

Комментарий удален

0

Почему Фавна записали в монстры???

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления