Почему нам нравятся фильмы про монстров

Когда жутко, но невозможно оторвать взгляд.

В закладки

2017 год был богат на фильмы про чудовищ. Картины вроде «Конг», «Оно», «Чужой: Завет» показывают, что человеческая тяга к странным и жутким существам сейчас ничуть не слабее, чем на заре кинематографа.

Но почему? Что привлекает нас в чудищах? Журналист Gamesradar Кевин Харли (Kevin Harley) в своём материале попытался найти ответ на этот вопрос.

Начало

Как считает Харли, чудовища тем страшнее и привлекательнее, чем больше они напоминают людей. Как сказал режиссёр Дэвид Кроненберг, если монстр непохож на человека, то он «воспринимается как стихийное бедствие» и перестаёт пугать. На всём протяжении человеческой истории самыми страшными чудовищами являлись те, что разделяли какие-то черты с людьми.

Люди были очарованы монстрами с того момента, когда впервые смогли представить их. Это видно по древним мифологиям, в которых часто фигурировали существа, похожие на людей и реально существующих животных.

«Охотники на троллей»

Сначала были гибриды человека и животных, гиганты и люди, обладающие нечеловеческой силой; потом дьявол в христианстве, принимавший форму человека с рогами, копытами и хвостом; монстры в детских сказках, чаще всего напоминавшие людей.

В викторианскую эру увлечение чудовищами усилилось — люди стали ходить на «фрик-шоу»: не только чтобы испытать отвращение и облегчение от того, что у них нет таких отклонений, но ещё и потому, что изуродованные тела привлекали их, приковывали к себе взгляд.

Кино

Когда появился кинематограф, он быстро подхватил тренд. Уже в 1896 году Жорж Мелье использовал передовые эффекты, чтобы показать зрителям неизведанных человекоподобных существ в «Le Manoir Du Diable» («Дом дьявола»).

В 1910 году на экраны кинотеатров пришёл монстр Франкенштейна, спустя десять лет — доктор Джекилл и мистер Хайд. В начале тридцатых потрясающие спецэффекты и романтическая линия помогли передать эмоции Кинг-Конга.

«Кинг-Конг»

Чудовище во «Франкенштейне» 1931 года вызывало жалость благодаря гриму Джека Пирса и отличной игре Бориса Карлова, что подготовило почву для трагических героев «Человека-волка» и «Создания из Чёрной лагуны».

В пятидесятые монстры стали метафорами: для маккартизма, угрозы ядерной войны и подросткового бунта. «Проклятие Франкенштейна» 1957 года закрепило образ монстра Франкенштейна как жертвы. История о Дракуле в 1958 году получила налёт эротизма.

Новая школа

Спустя десять лет вышла «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро, кардинально отличающаяся от остальных фильмов про монстров своей темой и развитием. В семидесятые «Судороги» за авторством Дэвида Кроненберга продолжили традицию разрушения канонов, заставив зрителей сопереживать монстрам.

В 1979 году увидел свет «Чужой» Ридли Скотта, чудовище в котором пусть и непохоже на человека, но демонстрирует странный интерес к главной героине фильма.

«Чужой»

Восьмидесятые стали временем зарождения хоррор-франшиз. Зрителям понравилось смотреть несколько фильмов об одном и том же персонаже: кукле Чаки или Фредди Крюгере. Вскоре кино про монстров начало поднимать важные темы: к примеру, «Муха» Кроненберга соединила человеческое и нечеловеческое, переосмыслив «Красавицу и Чудовище». Клайв Баркер использовал монстров в «Восставшем из ада» как метафору трудностей в жизни гомосексуала.

В следующие годы вдруг вернулась зрительская любовь к «винтажным» монстрам, и последовало огромное количество ремейков и новых взглядов на истории о Франкенштейне, оборотнях, вампирах, гигантах и даже греческих богах.

«Штамм»

Особенно хорошо видно человечность в монстрах Гильермо дель Торо: к его Фавну, Хэллбою или гуманоиду из «Формы воды» трудно не проникнуться симпатией. Современные сериалы вроде «Ходячих мертвецов» вообще делают настоящими монстрами людей: Губернатор, Ниган, временами даже Рик ведут себя настолько ужасно, что зомби перестают выглядеть такими уж злобными.

Как считает редактор сайта wehearthorror.com Андреас Караламбус (Andreas Charalambous), в ближайшем будущем чудовища станут страшнее и притягательнее, чем когда-либо.

Сейчас мы наблюдаем «сериализацию» кинофраншиз, которая открывает возможности для развития персонажей и сюжета. Так что монстры будущего будут продуманнее, детализованнее и ужаснее всех, что были до них.

Андреас Караламбус
редактор сайта wehearthorror.com

История монстров в кино показывает, что с момента их появления на плёнке люди пытались наделить чудовищ человеческими качествами. Сначала просто похожей внешностью и эмоциями, а затем — всё более сложными судьбами и проблемами, которые вызывают симпатию и понимание зрителей. Иными словами, мы боимся монстров, но не можем оторваться от них потому, что во многих смыслах они — это мы.

Давайте обсудим, какие монстры больше всего нравятся вам: делитесь любимыми чудовищами в комментариях.

{ "author_name": "Дмитрий Мучкин", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 35, "likes": 27, "favorites": 20, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 14162, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Dec 2017 17:07:42 +0300", "is_special": false }
0
35 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
22

какие монстры больше всего нравятся вам

Ответить
2

Месье знает толк)

Ответить
1

Приветствую более опытного товарища.

Ответить
0

Ошибка!!

Ответить
9

Мне кажется, что вся эта сентенция про человекообразных монстров на пленке немного рассыпается, если отвлечься от пленки и добавить в салат настольные и видео- игры.

Лично для меня человекообразные монстры в кино всегда выдавали ограниченность фантазии и выразительных средств кинематографа. Обычные мужики в костюмах... Не интересно и не страшно. Смелые решения вроде Чужого в кино встречались очень редко. Красные глаза, большие зубы - всё, это предел фантазии. И это очень скучно.

Ответить
–1

Тогда уж Бледный человек из "Лабиринта Фавна", если говорить про смелые решения. Куда там ксеноморфу.

Ответить
3

А что там такого смелого? Глаз в руку запихали? И получили нежизнеспособную дурилку, которая ни глазами ни руками нормально пользоваться не в состоянии? А зачем?

По легенде, перед работой над фильмом, Гигера очень просили обязательно сделать монстру страшные глаза. На следующий день тот выкатил им монстра вообще без глаз. "Так страшнее", - сказал он.

Так вот, "бледный человек", на мой взгляд, все еще тусуется на уровне креативности "страшные глаза", в то время как Гигер шагнул дальше.

Ответить
2

Бледный - монстр на мифологических мотивах. Зачем он должен быть "жизнеспособным"? Как физику в Старворзах искать.

Ответить
5

Александр Курицын в его фильмах самое страшное создание из тех, которое я когда либо лицезрел.

Ответить
0

Абсолютли так.

Ответить

Чрезвычайный звук

Максим
0

Спасибо, проорал минут 10

Ответить
4

Нечто не упомянули

Ответить
2

ну да мне тоже кажеться что повесть 1938 года Who Goes There? на русском “Кто там?”, “Кто ты?”, “Нечто” призванной в 1971 году как лучшим фантастическим произведением короткой формы, опубликованные до 1940 года.

а экранизацию 1982 года от Джона Карпентера, я считаю вообще лучшим фильмом не только в жанре фантастика и ужасы.

Ответить
4
Ответить
2

Если вдруг кого заинтересовало, у Станислава Лема есть роман Солярис. Кроме прочего изучающий и этот вопрос.

Ответить
1

Там больше про поиск самого себя и страхи взглянуть в глаза своему прошлому. Хотя тоже хороший пример. "Солярис" прекрасен.

Ответить
0

Смерть лучший монстр. Остальные лишь проводники до него.

Ответить
3

Миллионы читателей Терри Пратчетта с вами поспорят. У него, не смотря на "должность" его персонажа, Смерть - один из самых положительных и приятных героев.

Ответить
–1

Читал, не согласен. Смерть там трагичен и неприятен, он может лишь перекладывать горе с одних на других.

Ответить
0

Значит, мало читали. Он такой, каким вы его описали, появляется лишь в полутора книгах из сорока. В остальных же, он находит слова утешения для умерших, умудряется исправить неисправимых преступников, и даже спасает жизни - буквально, совершенно наперекор и вопреки своей работе, вызывая проблемы для себя же.

Ответить
0

Эти проблемы лишь вовне, и не касаются его домика и прислужников. И дочь пройдет ...

Ответить
0

Монстр и не-идеал - немного сильно разные вещи.

Ответить

Комментарий удален

0

Самый страшный монстр - это Тайлер Дерден.

Ответить
–1

в фильме “Ад Каннибалов” герой профессор Гарольд Монро произносит мораль после найденных пленок группы, которые издевались над племенем.

“Интересно ну и кто же после этого настоящие каннибалы”

Ответить
3

Да идея то не новая, еще "Повелитель мух" был про это.

Ответить
3

Помню, у меня эта лицемерная хиппи-мораль из финала "Каннибалов" вызвала большее отторжение, чем жестокие сцены. Нет, блин, некоторые из группы повели себя как уроды и мудаки, но они не каннибалы и не совершают ритуальных убийств. Потому что плотник за 2000 лет до этого научил их так не делать, а тех - нет. А идея самоуничижения перед первобытной культурой - компенсаторная часть "бремени белого человека".

Ответить
0

Никто не снял еще фильма про человека, который скормил всю свою команду инопланетным пожирателям лиц, руководствуясь популярной идеей, что "настоящие монстры - это люди"?

Ответить
0

В "Живом" было что-то подобное, когда негр-инвалид приютил у себя на ноге монстрика Кельвина. А сам при этом говорил, что такие монстрики могли уничтожить жизнь на Марсе

Ответить
0

Нет. "Единственное, что меня беспокоило — это эфир. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек в эфирном запое."

Ответить
0

Мне нравится не про монстров, а про нелюдей или сверх людей, обычных людей я и так вижу каждый день, а мне хочется чего то лучше и сильнее, поэтому я хочу игру/фильм про сверх человека, со своей философией и безумного до сражений, но со своими принципами и своей честью, у которого тёмная сила(тёмная не есть злая) невероятно сильна и крута

Ответить
0

Spawn

Ответить
0

смотрел, но как то подзабыл спасибо

Ответить
0

Лем.

Ответить
0

Спасибо. Опечатался.

Ответить

Комментарий удален

0

Почему Фавна записали в монстры???

Ответить

Комментарий удален

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }