Галопом по ностальгии: Spore

Игра от создателей симулятора продажи DLC и убийств путем удаления окон и дверей у комнат. Игра, в которой тут недожали, там забили, а здесь вообще махнули рукой... Но при этом игра, что интересно играть. До определенного момента.

Вступление

Сейчас студия Maxis известна как создатель симулятора покупки DLC… точнее, игры Sims, четвертая часть которой хоть и стала условно-бесплатной, да вот дополнения на общую сумму в тридцать тысяч никто не отменял, ибо они привносят слишком много геймплейных изменений и фишек, чтобы их игнорировать.

Если же посмотреть в их портфолио, то можно заметить, что окромя симуляторов жизни они практически ничего не делали. Однако в данном случае нас интересует 2008 год, когда они начили отходить от франшизы SimCity и больше уделять внимания именно Sims. А именно сентябрь того года, когда свет увидела игра Spore, задача в которой было развить свою космическую империю, начиная от клетки, зародившейся где-то на задворках галактики.

Вместо сюжета

Обычно я в первую очередь кратко рассматриваю сюжет, дабы дать контекст зрителям и читателям, однако в этот раз этого сделать не выйдет, ибо у игры его просто нет. Путешествие к центру галактики или противостояние местной “Империи Зла” - гроксам - это даже не серьезно. Зато стоит поближе рассмотреть этапы становления нашего вида, параллельно изучая механики, ибо в зависимости от стадии эволюции у нас меняется жанр проекта.

Клетка

Все начинается в тот момент, когда на планету падает огромный метеорит, что запускает эволюционные механизмы. Мы начинаем простейшей клеткой. От старта на выбор есть два типа питания: хищничество или травоядность. Третий можно открыть либо установкой обоих ртов, либо нахождением соответствующего в процессе прохождения.

Галопом по ностальгии: Spore

Каждая часть нашего тела очень сильно влияет на персонажа, будь то скорость, маневренность или средства защиты. Новые элементы добываются либо убийством клеток с оными, но только в случае, если одного с ней размера, либо обнаружением осколков метеорита. Дабы поставить новый модификатор, необходимы очки ДНК, добываемые при пожирании выбранной пищи. Далее необходимо найти пару для размножения, нажав соответствующую кнопку, ну а после нас вновь перенесет в редактор, где мы и займемся изменениями. Кстати, если без рта или средств передвижения выжить нельзя, то без глаз - вполне. Правда, резко сократится зона видимости. На выбор можно получить по три вида “гляделок”, ртов, конечностей для передвижения и средств обороны.

По мере поедания растительной пищи или “мяса”, персонаж растет, значительно увеличиваясь в размерах. На экране единовременно обычно присутствуют существа нашего размера, с которыми мы можем сражаться на равных, мелочь, что буквально на один зуб, и большие, что при желании можно максимум оглушить. А где-то на заднем плане плавают гиганты, с коими мы встретимся, когда подрастем и они после этого не будут такими огромными. Смерть в игре не является перманентной и не откидывает к точке сохранения, нам просто выдают нового подопечного под управление.

Галопом по ностальгии: Spore

Когда же развитие упрется в потолок, появится возможность совершить новый виток эволюции, что позволит выйти на сушу. Между этапами покажут статистику смертей, изменений, найденных частей и какой тип питания являлся приоритетным. Ее также можно посмотреть, нажав на кнопку в правом нижнем углу экрана рядом с прогрессбаром. Кстати, именно то, кем была наша клетка, повлияет на игру в более поздних этапах в виде получаемых бонусов.

Существо

Выход на сушу ознаменовывается появлением полноценных конечностей и сменой жанра. И если прошлый был похож больше на релаксационный кликер, то здесь мы имеем полноценный экшен.

Теперь еда не дает нам ДНК для развития, а лишь восстанавливает ХП и сытость. Дабы прокачиваться, необходимо подчинять другие виды. Способов имеется два: уничтожение и дружба. Первый путь - для хищников, второй - для травоядных. Всеядным же придется балансировать между этими двумя, если хотят получить бонусы именно своей ветки развития. Но какое бы направление не было выбрано, условие едино для всех: побежденным считается гнездо, в котором было провзаимодействовано с указанным числом существ. За победу над “вожаками” выдают новые части тела. Их же еще можно обнаружить, разгребая валяющиеся кости.

Галопом по ностальгии: Spore

По мере роста нашей твари растет и ее интеллект, что выражается в периодической смене места жительства нашей стаи на более пригодное, в увеличении ХП, а также возможность брать в группу от одного до трех помощников.

На этом этапе всегда происходит два события: метеоритный дождь и прилет инопланетян, что собирают образцы разной живности. Если хотите пройти без смертей - не стоит попадаться под огненные каменюги и луч НЛО. А еще серьезную опасность представляют отшельники: живучие тварюки с большим количеством хитпоинтов и уроном. Ну и купаться не рекомендуются, ибо местные мегаладоны уж очень голодные.

Племя

Следующий уровень представляет из себя простенькую стратегию в реальном времени. И начиная с него нельзя менять сам организм, а лишь навешивать разную одежку с бонусами. То есть хотите трехрукого восьминога - озаботьтесь об этом перед переходом от Существа к Племени.

Механики и условия вновь меняются. Теперь нам надо выживать, собирая еду и решая конфликты с соседями. И вновь имеем два пути: уничтожение и союзничество. Всеядные вновь пролетают. В качестве оппонентов мы имеем виды, что смогли развиться до этого уровня. За каждую победу будут открывать новые строения для поселения, где можно получить новые оружие и инструменты.

Галопом по ностальгии: Spore

Под непосредственным контролем мы имеем от шести до двенадцати существ в зависимости от этапа прохождения. Однако один из них - это вождь, что обладает парой своих навыков, один из которых направлен на поддержание поселения, второе - для боя. В случае его смерти, новый появляется через какое-то время в главном здании. Кстати, хищникам я бы посоветовал навесить на себя как можно больше разнообразного “естественного” оружия. Иногда пара лишних очков урона не бывает лишними в бою.

Для пополнения армии и строительства нужна пища, о которой я упоминал чуть ранее. Добывается она охотой, собирательством, рыбной ловлей и воровством. Кстати, не забывайте, что у вас ее тоже могут упереть, а также в хранилище любят наведываться всякие паразиты. Ну и еще все-таки своих жителей надо периодически кормить, чтоб не померли с голодухи.

Также можно улучшить бойцов с помощью экипировки, что выдают в награду за победу над соседями. Это полезная прибавка, ибо теперь внешний вид кроме раскраски не меняется.

Галопом по ностальгии: Spore

Еще стоит упомянуть про отшельников. На этом этапе они несколько подрастают и обзаводятся тысячей ХП. Для тех, кто употребляет мясо - это лакомая добыча, приносящая в копилку столько еды, что хватит практически на прохождение “Племени”, но и риски тут очень высокие, ибо бьет больно. В идеале стоит ловить подранков, как это удалось у меня во время записи футажей, когда тварь сунулась к соседям и огребла на две трети здоровья.

Еще можно заниматься животноводством, дабы иметь постоянный приток провизии, но, во-первых, мне, как в основном играющему за хищников проще использовать ловушку вождя рядом с гнездом, во-вторых, все этапы вплоть до “Космоса” спокойно проходятся примерно за час каждая, так что времени и смысла на долгие рассусоливания просто нет. Ну и в-третьих, я просто не помню, как это делать. Смысл от этого есть только на сложном уровне игры.

Цивилизация

Победа над последним поселением доказывает, что только наш вид имеет право править этой планеткой, так что начинается самая любимая забава людей - грызня с соседями, коих расползлось и настроило городов немало по всей территории.

Галопом по ностальгии: Spore

Основная задача - установить мировой контроль. И в кой-то веке теперь всеядные тоже имеют свое направление: они могут всех… купить. Хищники же не изменяют себе и устраивают геноцид, а травоядные ударились в религию.

На этом этапе мы имеем уже более сложную РТС, где на полях сражения решает не личная сила каждого бойца, а техника: танки, корабли, самолеты. Но прежде, чем непосредственно перейдем к описанию боевых действий, стоит подробнее рассказать про структуру города. Он представляет из себя круг, обнесенный стенами с ратушей по центру. На его площади есть несколько слотов, соединенных линиями, куда помещается одно из трех зданий: дом, завод, развлекательный центр. Завод приносит местную валюту при его подключении к дому или ратуше, но при этом снижает уровень счастья. Чтобы его поднять, и нужен развлекательный центр. Задача игрока - поддержание баланса, ибо при отрицательном счастье поселение будет периодически приносить меньше денег в два раза, а при положительном - наоборот. И чем выше того или иного значения, тем чаще будут происходить соответствующие события. Также для пассивной обороны имеются слоты под стационарные турели.

Галопом по ностальгии: Spore

Захват вражеского города, как уже понятно из вышеупомянутого происходит тремя вариантами: планомерным уничтожением имеющихся структур от хищников, деморализацией с помощью пропаганды от травоядных и установлением торговых связей и последующей покупкой от всеядных. Но что бы ни было выбрано, при победе над оппонентом игра предоставляет выбор: оставить оригинальную направленность или сменить на ту, что использует игрок. Это, конечно, дает некий простор для тактики, но опять же, продолжительность этапа не располагает к сложным маневрам. Каждые два взятых под контроль города дают бонусный активный перк, что за n-ную сумму валюты помогает в дальнейших подчинениях. Опять же, все эти пляски нужны в сложном режиме, где придется жить под постоянной осадой, ибо противники начинают действовать более агрессивно.

Но ради чего, помимо власти над миром, это все происходит? Все дело в… пряности (привет Дюне). Еще с “Существа” можно было видеть странные красные гейзеры, что подбрасывали вверх, если в них сунуться. Но здесь они являются дополнительным источником прибыли, что начинает приносить тысячу у.е. в минуту, понемногу снижая доход по мере выработки шахты. Захватить их может только наземный и водный транспорт. Воздушный же лишен такой функции.

Галопом по ностальгии: Spore

На данном уровне мы получаем не один, а целых три редактора. Во-первых, мы вольны заниматься украшательством наших подопечных, но элементы одежды теперь не несут никаких бонусов. Во-вторых, прежде, чем поставить здание в первый раз, мы должны придать ему внешний вид, какой вольны. Хоть просто белый кубик - без разницы. Ну и третий - это создание техники. У каждой машины есть три показателя: скорость, защита и вооружение, кои мы изменяем добавлением различных деталей с указанными бонусами на имеющиеся ресурсы, отведенные под это все дело. Если нет сил, желания или умения возиться с этим всем - можно просто выбрать из готовых сборок, что предоставлены как самими Maxis, так и сообществом игры. Хотя так можно сделать и с любым другим редактором на всех этапах.

Еще город может подвергнуться атаке более развитого, по сравнению с прошлыми, отшельника, что теперь имеет три тысячи ХП и может плеваться огнем. Незащищенное поселение может сильно пострадать, если такая тварюшка туда сунется. Хотя, если я ничего не путаю, это все можно отсечь еще на этапе “Существа”, убив или подчинив прародителей. Точно не помню.

Галопом по ностальгии: Spore

Космос

Космос… Бескрайнее пространство для путешествий, исследований, возможностей. И… самый слабый и разваливающийся на части этап игры, хотя, по идее, все приготовления прошлых эволюционных витков к этому и шли. При этом, тут мы имеем довольно много разнообразных механик, как уже виденных, так и новых. Но давайте по порядку.

Галопом по ностальгии: Spore

Начинается все с постройки своего космолета. На выбор даются куски от уже имеющейся техники с добавлением новых, однако теперь они не имеют показателей урона, скорости и живучести. За это отвечают модули, устанавливаемые на корабль по мере игры. И новые части еще надо открыть, выполнив определенные условия, то бишь достижения. Однако некоторые уникальные вещи, типа бомбы, устраивающей экстермиатус, у хищников возможно получить только в зависимости от того, как развивалось существо на протяжении всей игры. Если оно моталось из стороны в сторону, меняя тип питания и поведение, выйдет ни рыба, ни мясо, ибо максимальные модификации будут просто недоступны, так что этот момент необходимо продумывать аж со старта.

Далее нас ждет обучалка, что спокойно можно пропустить, особенно если играете не в первый раз, но для новичков - необходимый момент, раскрывающий основы геймплея.

Галопом по ностальгии: Spore

В целом - основная задача осталась прежней: доказать, что наш вид - самый приспосабливающийся в галактике. Ну, и заниматься экспансией. На этом этапе уже не особо важно, кем было наше существо, ибо тот же хищник может прекрасно торговать или вступать в союзы с другими. Расширять территории своей империи можно разными способами. Начнем с уже упомянутых соседей и заключения дружбы. Конечно, это не даст лично нам новых планет, однако их можно использовать как буфер, отсекая агрессивно настроенные расы. Сделать это можно, имея положительную репутацию с выбранным видом. Для ее поднятия необходимо будет выполнять квесты типа “найди-принеси-убей”. Мальчик на побегушках, короче. И да, речь пока идет только о “ванильной версии”. К дополнению мы вернемся чуть позже.

Далее, есть вариант наладить торговлю между системами. Это будет приносить нам валюту для апгрейда, а еще позволит выкупить звездную систему целиком, с которой и велся обмен. И к тому же это можно провернуть по более выгодной стоимости, чем если это попытаться сделать от начала.

Третий вариант - не морочиться со словоблудием и прочей ерундой, а просто войти в атмосферу населенной планеты и выжечь города к чертям, объявив их территорию своей. Благо наш космолет обладает приличным запасом прочности и может нести разнообразное вооружение на борту. Только учитывайте, что защитники тоже не дремлют, да и в этом случае перелеты по вражеским секторам могут быть болезненными, так что не забывайте носить с собой аптечки и батарейки, ибо в этом случае просто негде будет лечиться и пополнять топливо.

Ну и последний - это построить свою колонию на любой незанятой планете. Ну и система должна быть свободной. И вот тут мы остановимся поподробней. Дело все в том, что галактика в основной своей массе - это нагромождение планет с очень агрессивной средой. Если не заморачиваться, то на такой планете можно поставить лишь одно поселение, в котором практически не будет слотов под строения и оборону, и склад на пять пряностей с мизерным приростом оных.

Галопом по ностальгии: Spore

Можно, конечно, поискать благоприятную планету, однако их довольно мало и в большей своей части заселено. Да и на первое время желательно иметь такие под боком. Так что пора рассмотреть механику терраформирования. Дело все в том, что у каждого такого “шарика” есть свой индекс, от нуля до трех. Его можно как повышать, так и понижать. Последнее, кстати, можно использовать как оружие, дабы выбивать города противников с планеты, однако, сами понимаете, потом она будет малопригодной для жизни уже вашей расе. Хотя и повышение тоже может так работать, но только в случае с гроксами, но об этом - позже.

А пока мы вернемся к изменению климата. Здесь нам придется балансировать с двумя парами крайностей: холодно/жарко и густая/пустая атмосфера. Визуально датчик этой механики выглядит как три кольца, одно в другом, и в идеале надо привести условный маркер в их самый центр, используя различные инструменты изменения погоды. Однако мало поднять индекс, скажем, до Т1, ведь он тут же скатится обратно. Еще надо закрепить экосистему. Для этого в инвентаре придется таскать разную живность и растения, собранные на другой планете. Для каждого уровня нам понадобится один кустарник, одно дерево, два травоядных и один хищник. На поверхность достаточно доставить по единственному образцу, которые тут же станут ее частью, фиксируя нашу работу. Учтите, дабы с нуля получить Т3, надо занять сразу пятнадцать слотов разнообразной флорой и фауной, что на старте будет проблематично. Ну а дальше все просто - ставим колонию рядом с источником пряности, возводим там дома, заводы, развлекательные центры и получаем стабильный источник данного ресурса. На планете с идеальными условиями можно разместить до трех городов с хорошим приростом нужного всем порошка и складом в пятнадцать ячеек, который можно увеличить до тридцати. Больше поселений получить можно только в случае захвата уже готовых планет. И еще могут нападать пираты, так что озаботьтесь обороной заранее.

Раз мы уже говорили про эти самые специи, то стоит их раскрыть чуть побольше. Во-первых, их сбор идет автоматически и в наш трюм попадает сразу же, как только выходим на орбиту любой из наших колоний, с учетом, что там есть что-то на складах. Во-вторых, существует шесть видов пряностей, отличающихся по редкости и, соответственно, стоимости: красная, желтая, синяя, зеленая, розовая и фиолетовая, - от частой к редкой соответственно. Кстати, нам всегда для старта дают самую дешевую. О-о-очень редко можно заполучить вторую, желтую. На формирование той или иной специи влияет цвет светила и орбиты… но эта информация, по большей части ни к чему, ибо на глобальной карте достаточно подлететь к системе, как высветится список доступных планет и специи на них.

Кстати, забыл упомянуть, что во время своих исследований можно наткнуться на планеты с Племенами и Цивилизациями на оных. Их можно использовать как колонии, предварительно истребив всю разумную жизнь, а можно подстегнуть их в развитии, использовав соответствующие бустеры, типа “монолита” или “кругов на полях”. Кстати, даже и без этого спустя какое-то время эти существа могут дожить до этапа “Космос”.

Помимо всего прочего можно обнаружить разного рода коллекционные артефакты, что можно продать за приличные деньги, а также разнообразные инструменты, в основном красители для воды, земли и атмосферы. Еще один нюанс: попытка поднять такой объект с поверхности уже занятой другим видом приводит к небольшим репутационным потерям, что стоит учитывать.

Галопом по ностальгии: Spore

И вот, пора подходить к главному врагу, о котором уже вскользь упоминал ранее: к великим и ужасным гроксам. Они - бич всей галактики. Они… нечто сидящее где-то около центра галактики и типа охраняющие ее секреты. И с которыми можно заключить союз, ага. Короче, совершенно непродуманный элемент игры. Вроде как мы их должны победить, но это ничего по сути нам не даст. Можно добраться до центра галактики, но окромя нескольких одноразовых итемов, моментально поднимающих терраиндекс планеты до тройки, ничего не получим.

Дополнения

И прежде, чем я начну ныть по поводу минусов и косяков игры, стоит вспомнить два дополнения. Первое - “Жуткие и милые”. Оно добавляет в игру целую кучу разных частей для наших тварюшек и… все. Гребаная кометика за отдельный ценник, что должна была быть изначально в проекте.

Второе - “Космические приключения”, о коих я упоминал вскользь. Оно привносит в игру к изначальным миссиям еще ряд новых, которые надо проходить своим капитаном корабля. Да и он самый теперь прокачивается, получая новые перки как атакующего типа, так и защитного. Спасло ли это последний этап? Ну… нет. Дело в том, что изначально у нас есть шестнадцать заданий от разработчиков, а еще редактор, позволяющий создавать свои. Они понадеялись, что игроки ринуться клепать новые квесты, но на момент записи футажей и сценария в конце 2022 года в Споропедии их дай бог наскребался десяток, если брать лицензию без модов.

Галопом по ностальгии: Spore

Выводы

Как вы уже понимаете, игра просто рассыпается на куски. У нее нет какого-либо внятного финала или эндгейма. Да, нам дали в распоряжение целую галактику, да вот в чем беда: даже если вы решитесь всю ее занять, вам потребуется несколько десятков лет реального времени на это дело. Гроксы - это не пришей кобыле хвост. Обитают далеко, не имеют какого-либо внятного ЛОРа или мотивации. Такое чувство, что весь этап делали “на отвали”. Придумали интересный концепт, а что там будет в конце - да хрен бы с ним, пускай игроки что хотят, то и делают. А делать там что-то долго - просто нечего, одна рутина.

Также и туда же слито было и дополнение. По идее, им надо было развивать игру как сервис, вводя в проект сюжетные кампании за небольшую доплату или добавили бы мультиплеер, позволяющий бы нескольким десяткам игроков единовременно захватывать галактику, создавая альянсы и воюя не только и не сколько с компьютерными болванчиками, а меж собой, но и этого нет.

Галопом по ностальгии: Spore

Да и сама постройка своей Великой Империи - это просто смех. Если вы рассчитывали что-то хотя бы отдаленно напоминающее на игры Парадоксов, то… лучше идите и играйте в игры от Парадоксов. Нет никакой хотя бы минимальной системы настроек, а дипломатия - это чисто посмеяться. Да блин, даже чтобы выкупить систему со сбитой торговлей стоимостью, надо лететь в нее самому. А если отправился вообще на другой конец галактики, то пока не вернешься - хрен тебе, а не новая территория.

Отдельно я хочу пожать мужественное горло того, кто придумал делать эти вышедшие дополнения как отдельные игры, а не как полноценные DLC, при этом они НЕ запускаются без установленной оригинальной игры. Прямо гении. Прибил бы на месте этих криворуких уродов. Ну и туда же тех, кто делал настройки в самой игре. Дело все в том, что когда я поставил “Спору”, то тут же полез менять разрешение на 1920*1080. Она мне сказала “окай” и оставила оное в формате 4:3. Я уж подумал, что и хрен бы с ним, и так играбельно, записал часть футажей и выключил до следующего раза. Каково же было мое удивление, когда при перезапуске игра была в 1080р, хотя не требовала оного при подтверждении.

Короче, если вы ждали чего-то сложного и требующего серьезных и вдумчивых просчетов стратегий и тактик, то вам явно не сюда. Чего вы хотели от создателей Sims? Нет, конечно, можно вспомнить их SimCity, но будем честны - это игра про постройку города и последующее закидывание оного стихийными бедствиями. Тем более последняя часть вообще прекрасно сама в себя играет. Этот же проект, как и предыдущие - это в первую очередь неплохое развлечение на несколько вечеров, пока не заколбает ковыряться в пустом и мертвом космосе, который можно спокойно запускать раз в несколько лет, получить удовольствие от механик, а потом на него забить на какое-то время. Нравится ли мне игра? Определенно, но с оговорками. Советовал бы я ее поиграть спустя столько лет после выхода? Однозначно. Но опять же - с оговорками.

А на этом у нас все. Подписывайтесь и ставьте лайки, ведь это способствует продвижению канала и мотивации автора делать если не больше, то хотя бы лучше. И помните, Мегабомба - путь к миру и спокойствию в галактике, ибо если нет планеты с врагом на ней, то и нет проблем вовсе. Мульта Паукис.

180180
39 комментариев

Как же это было охуенно. Дайте сиквел.

38
Ответить

Вот да, не понимаю почему до сих пор никто не взялся не то что за сиквел Spore, но за ремастер хотя бы, в нашу то эпоху ремастеров.

8
Ответить

Блин, помню зависал в ней часами. Все-таки, брала оно своё за счёт почти безграничного творчества. Каких уродов я там собирал, позавидовал бы даже редактор персонажа Обливиона.
Какие хочешь виды техник, построек, как душе угодно. Космос, канешно, показался мне душноватым как раз по причине минимального творчества. Создал один корабль, а дальше только планеты терроформируй. Не так круто и размашисто, как создать кучу видов техник или очередного страшилу)))

22
Ответить

Торговать розовой спайсухой - топ

2
Ответить

Одна из лучших игр вообще и это даже не обсуждается. Жаль только, что продолжения не будет

9
Ответить

продавать кусочки симса оказалось куда выгоднее и проще

3
Ответить