Мотив кошмара в немецком киноэкспрессионизме. [часть 1]

Именно это направление дало сильнйший толчок хоррорам, импульс которого ощущается до сих пор. И именно после этих фильмов родилось понимания кино как коллективного сна, иногда блаженного как блокбастеры, а иногда и ужасющего. Надеемся, что вы после нашего исследования вы сможете увидеть что-то новое в кино или даже заинтересоваться немыми фильмами, многие из которых совсем не устарели.

Мотив кошмара в немецком киноэкспрессионизме. [часть 1]

Во время Первой Мировой Войны немецкое государство в целях пропаганды заперло кинематограф внутри страны, скупив практически все кинокомпании. Но после поражения и снятия запретов немецкие фильмы хлынули в европейские кинотеатры. Созрев взаперти, немецкое кино сумело выработать уникальные методы кинопроизводства, появился немецкий киноэкспрессионизм.

Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год
Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год

Главным соблазном будет смотреть эти фильмы с формалистской точки зрения, разбирая лишь режиссерские приемы. Неправильность этого взгляда на немецкий киноэкспрессионизм отмечал Зигфрид Кракауэр . За каждым приемом стоит причина и цель его использования. Кино является продуктом коллективного творчества, снимаемое не только для отдельно взятого зрителя, а скорее для всех зрителей сразу, то есть для общества. Поэтому и основы экспериментальных фильмов киноэкспрессионизма нужно искать в немецком обществе периода между двумя Мировыми Войнами.

Фильмы отражают не столько опредленные убеждения, сколько психологические настроения, те глубокие пласты коллективной души, которые залегают гораздо глубже сознания.

З. Кракауэр. Психологическая история немецкого кино.

Следуя за ним, для исследования киноэкспрессионизма мы оттолкнемся от психологического состояния людей в Германии после Первой Мировой. В основе этого состояния лежит глубокая травма поражения. На тот момент рана была настолько свежа, что просто вылечить её не представлялось возможным.

Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год

Искусство могло лишь ретранслировать переживания, а именно, просто кричать и выносить потаенные страхи. Поэтому как и в психоанализе, который был особенно популярен в начале 20-го века, чтобы достичь глубины проблемы, мы сконцентрируемся на снах. Сон немецкого общества тех лет, конечно, оказывается кошмаром.

В своей работе мы рассмотрим, какие основные приемы и мотивы использовались в немецком киноэкспрессионимзе, и почему фильмы этого направления можно рассматривать как коллективные кошмары.

Закрытость

В исследованиях кино есть подход деления фильмов на закрытые и открытые. Иногда их обозначают фильмами-окнами и фильмами-рамками. Основа открытых фильмов всегда лежит за пределами экрана. Фильм — лишь окно, через которое мы видим часть действительности. Закрытые фильмы содержат в себе лишь те элементы, чья кинематографическая реальность внутренне необходима. Таким образом, фильмы-рамки представляют из себя замкнутые миры, сконструированные “высшим разумом” — режиссером.

Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год

Если рассматривать наблюдаемую человеком действительность, то мы всегда видим мир через окно нашего личного восприятия, но только до того момента пока мы не закрыли глаза и не погрузились в сон. Реальность сна также как и реальность фильма-рамки закрыта от внешнего мира. Она ограничена во времени и существует пока мы спим и находимся во тьме нашего сознания, в случае кино — во тьме кинотеатра. В противоположность этому открытые фильмы содержат в себе потенциал постоянно-меняющегося и вечно-живого мира.

Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год
Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год

Фильмы немецкого киноэкспрессионизма в основном снимались в студиях. Поэтому присутствует обилие декораций, представляющие из себя замкнутые пространства: коридоры, тоннели, комнаты, двери которых оказываются закрыты. Декорации содержат в себе множество изогнутых линий, сливающихся в острые угрожающие углы.

Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год
Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год / Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1927 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1927 год

Виньетирование

Виньетирование в немецком киноэкспрессионизме оказывается удушающим монтажным приемом. С помощью него мы часто попадаем внутрь рассказа или воспоминаний одного из персонажей. В итоге зритель фактически оказывается запертым внутри черепной коробки, также как мы запираемся ночью в наших снах.

Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год

Персонажи находятся в ловушке не только декораций. Действие часто происходит ночью, которая закрывает небо. Таким образом фильм оказывается замкнутым миром, непроницаемым для света.

Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год

(Сно)видения

Нарратив во многих фильмах киноэкспрессионизма строится похожим образом, и сон в нем является переломным моментом. Почти в каждом фильме мы видим, как тот или иной персонаж засыпает, после чего и разворачивается основное действие.

Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год

Крупные планы спящих нацелены не на эмпатичное сближение с героями, а скорее на нарушение безопасной дистанции. Зрителя насильно втягивают в пространство фильма, а сам фильм заполняет пространство зрительского зала. Эта граница стирается и внутри сюжетов – многие видения и иллюзии выходят в реальность.

Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Вампир: Сон Алена Грея / Карл Теодор Дрейер / 1932 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Носферату, симфония ужаса / Фридрих Вильгельм Мурнау / 1922 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год

Выход в реальность

Фильмы также совпадает со структурой снов – они многослойны и перетекают из одного в другой. Но в случае киноэкспрессионизма вся многослойная структура находится под напряжением насилия. Смотря эти фильмы, мы двигаемся не плавно, а нас скорее бросает по ломанной кривой. Так архитектура сюжета оказывается отражением архитектуры декораций.

Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год
От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год
От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год

Смерть

Вместо раскрытия внутреннего мира персонажа во снах мы видим страшные предчувствия и наваждения, сны обращаются в кошмары. Образы и видения, являющиеся персонажам, оказываются властными и подавляющими, в основе которых часто лежим смерть. Все это представляется ничем другим, как те самые непроработанные страхи общества и предчувствия грядущего кошмара фашизма, который задолго настиг их на экране.

Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Усталая смерть / Фриц Ланг / 1921 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год

Лиминальность

Сновидческие образы, нарушая свои границы как внутри фильма так и в зрительском опыте, создает тоннельное пространство “не-совсем-здесь” и “не-совсем-там”. Такое пространство называют лиминальным. Это понятие очень точное описывает Веймарскую республику, то есть республику между двумя империями.

Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год
Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год

Пережив огромный удар по национальной идентичности (точнее самоубежденности), Германия погрузилась в эскапизм празднеств и ночных гулянок. Таким образом страна закрыла двери тоннеля с двух сторон — прошлого и будущего. В фильмах немецкого киноэкспрессионизма действия тоже часто развивается в течение ярмарки или некоторого праздника, который нарушается необъяснимым ужасом.

Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год
Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет восковых фигур / Пауль Лени / 1924 год / От рассвета до полуночи / Карл Хайнц Мартин / 1920 год

Киноэкспрессионизм наполнен съемками толпы и коллажами лиц. Люди в них закрывают свой страх алкоголем, азартными играми и развратом — в Веймарской республике еще недавно были распространены эротические фильмы. Зрители также могли спрятать свое воображениях в реальность кино, но в случае немецкого киноэкспрессионизма это реальность монстров и страха. Заперевшись в тоннеле, они не могли не слышать, как в двери ломятся чудовища, рожденные в их кошмарах.

Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год

Подсознание

В лиминальном пространстве сознание людей особенно ослабевает, а подсознание начинает доминировать. Мы не знаем насколько осознанны были сценарии немецкого киноэкспрессионизма и являются ли их сюжеты такими же неосознанными проекциями страхов общества. Но одним из главных мотивов в них это создание культа вокруг властной фигуры. Эта таинственная фигура, содержит внутри себя концентрированный в злобу страх.

Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Доктор Мабузе / Фриц Ланг / 1922 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год
Метрополис / Фриц Ланг / 1927 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год

Потеря контроля

Но люди в фильмах киноэспрессионизма оказываются ведомыми не только властью другого человека, но и властью иррациональной части своего Я. Царство этой иррациональности в немецком кино в традициях психоанализа, оказывается внутри сна, а в обществе в снах–фильмах экспрессионистов.

Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год / Голем, как он пришел в мир / Пауль Вегенер и Карл Безе / 1920 год / Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год
Кабинет доктора Калигари / Роберт Вине / 1920 год / Руки Орлака / Роберт Вине / 1924 год

Если вам было интересно, то ждите вторую часть, в которой мы больше расскажем о стилистике!

Наш-телеграм канал: t.me/zerkaltce

1616
2 комментария

Вынужденный перезалив

1
Ответить

а я думаю блин где то же я уже это видел!

1
Ответить