Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!

Вероятно, самая сложная ачивка в моей жизни. 200 часов кайфа и страданий.

Повод для гордости?
Повод для гордости?

Я в своей жизни проходил много как старых, так и новых изометрических РПГ: Baldur's gate 1-2, Fallout 1-2, Neverwinter Nights 1-2, Tyranny, Divinity OS 1-2, Wasteland 2-3, серию Shadowrun… И это только то, что мне приходит на ум и что я не забыл за многие годы, проведённые в играх…
Единственная максимальная сложность, хоть как-то приближенная к нечестной сложности в обеих играх Pathfinder — это Legacy of Bhaal в BG, повышающая здоровье врагов до безумных величин. Но там есть вариантики, да и это создатели ремастеров в очередной раз накосячили.
Я сумел пройти Pathfinder: Wrath of the righteous на нечестной сложности.

Так я себя теперь чувствую.
Так я себя теперь чувствую.

И кем это было сделано?

Примерно вот таким персонажем.
Примерно вот таким персонажем.

Смотря (не) многочисленные видео по этой теме я пришёл к выводу, что есть два способа как-то осилить игру на нечестной:
1) Убивать врагов так быстро, что они ничего не успевают сделать;
2) Танковать врагов так долго, что ни ты ничего не можешь сделать, ни враги (полчаса промахов по друг другу) .
Я выбрал второй вариант. Логичный вопрос будет "почему?", ведь первый звучит гораздо лучше.
Всё дело в том, что при первом варианте неизбежно использование наёмников (дефолтные сопартийцы идут нафиг короче), которые будут аннигилировать врагов вместе с главным героем. А я почему-то… этого просто не захотел. Возможно, потому что с наёмниками совсем другие ощущения от игры? Но на нечестной о таких вещах мне задумываться не стоило.

Класс-то какой?

Монах. Классика для сложных прохождений Pathfinder, обладающая, вероятно, самым большим потенциалом для того, чтобы стать неуязвимой машиной. В принципе так и оказалось, но далеко НЕ СРАЗУ.

Статы с баффами под конец игры, возможно, не особо внушительные, особенно в плане атаки, но для прохождения хватило.
Статы с баффами под конец игры, возможно, не особо внушительные, особенно в плане атаки, но для прохождения хватило.

Как можно заметить по скриншоту, всё ушло в защиту. В бою потенциал немного возрастает.

Предел ли это? Вряд ли, но даже такое число в игре уже не понадобится.
Предел ли это? Вряд ли, но даже такое число в игре уже не понадобится.

Но даже под конец игры возможны всякие казусы. Наверняка большинство знающих игроков в курсе, что ролл 20 на кубике атаки у врага равен попаданию. Пусть у тебя там хоть 300 защиты, одна атака исподтишка на 500 урона или критическая со стрелы и ты труп. Как решать подобные проблемы танку?
Решение ко мне пришло далеко не сразу. Где-то в конце 2 главы я приметил у Камелии прекрасно подходящий заговор, который накладывается на союзников и с тех пор она была моим самым незаменимым напарником (несмотря на все свои... «личностные» недостатки).

Двойной ролл на кубике врага при атаке. Можете представить моё лицо, когда даже с этим некоторые умудряются поймать две двадцатки подряд на кубике.
Двойной ролл на кубике врага при атаке. Можете представить моё лицо, когда даже с этим некоторые умудряются поймать две двадцатки подряд на кубике.

Неуязвимая машина, которая может пасть только под натиском особо мощных заклинаний, которыми к слову последний босс и обладает. Если бы не возможность пропустить вторую фазу, я бы никогда его не победил и пришлось бы дропать. Это действительно самый сильный противник в игре.

Вот, например, его показатель защиты. Как по такому попасть?
Вот, например, его показатель защиты. Как по такому попасть?

И как бить подобных врагов?

Опять же решение пришло далеко не сразу. Долгое время единственным, у кого хватало атаки попадать по врагам, был лучник Ланн. Но его хватило до 4 акта — там он стал абсолютно бессильным.
Знатоки сразу решат, что нужно использовать атаки, которые не требуют никаких подобных проверок. И, конечно же, они будут правы. На выручку приходит вот такая способность:

Это как будто создано для нечестной сложности.
Это как будто создано для нечестной сложности.

Представьте себе 10 атак за раунд, каждой из которых вы промахиваетесь. Бонус силы составляет +16.
16x10=160 урона за раунд.
Не особо внушительно, не так ли? Согласен. Тут мне приходит на помощь второй незаменимый напарник — Сиила. Паладины идеально подходят для поднятия разрушительной силы.

+попадания по слабачкам и урон по силачам.
+попадания по слабачкам и урон по силачам.

Вместо 16 урона уже будет 36 (+20 от уровня). 360 урона за один раунд уже звучит не так плохо, да? А если ещё и чудом ролльнёшь 20 на кубике… Соболезную бедным демонам.
Учитывая, что у боссов в конце игры где-то 2000 хп, а последний в первой фазе ещё и восстанавливает здоровье раза 3… В общем, с первого раза я его не прошёл.

А сложности-то были?

Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!

До 3 акта ничего, кроме них, не было. Никакой жёсткой имбы не было! Почти каждая встреча с врагами — это Ад и Израиль. 2 акт — самое сложное испытание в игре. Я бы отметил как минимум 3 встречи с врагами, которые выбесили меня до того, что я просто дропнул игру почти на год.

Кладбище мученика Закариуса

Вот представьте себе, когда вы наконец-то заканчиваете первый акт, обретаете какие-то крутые силы... и в первой же локации второго акта вам ясным образом дают понять, что ваши силы — кал, а любой враг-лучник покарает вас так, что мама не горюй.

Почти любая встреча с ними заканчивалась вот так. Зато быстро.
Почти любая встреча с ними заканчивалась вот так. Зато быстро.

Укреплённый лагерь

Первая встреча с лучшим напарником игры (Региллом) проходит… не в очень приятной обстановке.

Пришёл без баффов на сходку с горгульями.
Пришёл без баффов на сходку с горгульями.

Хотя тут и баффы не помогут. Возможно, многие не в курсе, но сложность меняет не только статы противников, но и их количество. В этой ситуации подобное сильно сказывается на сложности этого боя. 2 горгульи в первой волне, 6 горгулий во второй, а потом ещё штук 5 в компании с жрецами, атаки которых нельзя задоджить (костотряс и волна энергии).

На последней волне чувствуешь себя как-то так.
На последней волне чувствуешь себя как-то так.

Я очень долго траил этот бой… Безуспешно. На помощь мне пришёл неожиданный баг-абуз. Под невидимостью можно выйти из боя, пройти проверку на навык подвижности и оказаться в месте, где враги не могут тебя достать, а наш гном по скрипту не является уязвимым и через 10 минут разбирается со всеми врагами.

Слава Саренрэй, что добавила сюда отсылку на Dark Souls. Как раз в тему.
Слава Саренрэй, что добавила сюда отсылку на Dark Souls. Как раз в тему.

Это было бы самая сложная битва в игре, если бы не существовало следующей.

Улыбка прокажённого

Когда доходишь до здешнего босса, понимаешь, что ты унижен, уничтожен, никчёмен и вообще иди начинай заново игру. Ей плевать на то, кто ты, зачем пришёл и чего тебе надо. Внимание, самый сложный босс игры!

Жирная уродина, как я тебя ненавижу!
Жирная уродина, как я тебя ненавижу!

Зачем нужна защита, если она перекач, который существует, чтобы разрушить твою жизнь? Зачем нужна жизнь, если ты всего лишь песчинка в глазах этого создания, которую он может стереть силой мысли?

Мне так больно об этом вспоминать...
Мне так больно об этом вспоминать...

Никто в этой игре меня так не унижал. Никто не вызывал во мне столько гнева и ярости как это чудище. Огромная летающая тварь, которая сожрёт и выплюнет тебя. По которой нельзя попасть, а от одного её вида вся ваша партия впадает в безумие.

Символ страданий игроков на нечестной сложности.
Символ страданий игроков на нечестной сложности.

Я долго и упорно пытался найти нужное средство, чтобы покончить с ней. Я прекрасно знаю и понимаю, как фигово Совокоты внедрили в эти игры пошаговый режим боя.
И я воспользовался этим.

Спасибо за баги, Owlcat Games!

Да, я использую баги для прохождения игры на макс сложности. Проблемы?
Да, я использую баги для прохождения игры на макс сложности. Проблемы?

Я не очень в восторге от реализации пошагового режима в этих двух играх. Он багованный, серьёзно упрощает игру, рассчитан на привлечение игроков-фанатов новых Divinity и т. п. Но, к сожалению, я должен признать, что без него осилить эту сложность мне возможным не представлялось.
После нескольких часов страданий я начал экспериментировать.
Большинство игроков наверняка знают про то, что противников можно застигать врасплох. Ну вот повезло вам, походили вы раньше врага, ударили по нему и защиты у него гораздо меньше, чем в обычных ситуациях. Как правило это происходит только в начале боя. Но переход посреди сражения в пошаговый режим Совокоты тоже сочли началом боя.
То есть в абсолютно любой момент времени при ходе любого персонажа вы можете сменить режим и сражение как будто начнётся заново. И вы можете заставать любого врага врасплох, когда захотите. Есть у этого бага, конечно, свои изъяны (например, следующий ход будет кривым и враг часто ходит сразу) , но в этой ситуации он оказался незаменим.

Я победил эту летающую тварь, чтобы страдать и кайфовать дальше.

Какие-то ещё сложности были?

Да, и очень часто. Например, столкновение с драконом в 3 главе, чёрная вода в ней же, обычные демоны деракни, которые явно не подходят для второй главы и многое другое…
Есть однако ещё одна категория противников, на которых я хотел бы заострить внимание.

Чем может быть опасно такое милое создание?
Чем может быть опасно такое милое создание?

Атаки исподтишка. Любое попадание по вам этого существа на самых высоких уровнях сложности — мгновенная смерть. Да и в принципе любого существа, у которых есть эти атаки...
Урон запредельный: С лёгкостью под 200 уже в первом акте. Всегда приходилось валить этих созданий на бок и ломать им хребет В первую очередь. Ну и танковать их тоже бывает трудно, когда они выходят из стелса и застают врасплох.

Теперь-то всё?

Конечно нет! Если кто-то думает, что вся игра пробегается танком впереди, на которого аггрятся все окружающие, он глубоко заблуждается. Это не данж в мморпг. Есть определённые категории противников, которые почти сразу же бегут рвать лучников и магов.

Диаблоподобное существо (калавакус) злобно смотрит на стоящих сзади сопартийцев.
Диаблоподобное существо (калавакус) злобно смотрит на стоящих сзади сопартийцев.

К счастью, в начале игры таких не очень много, но при появлении вот таких вот калавакусов проблема сразу становится осязаемой. И что делать?

Бежать, ловчиться, идти одному, убивать таких сразу… Приходилось решать по ситуации, но нервы мне такие существа изрядно потрепали.

Почему ангел?

Настоящий мужик.
Настоящий мужик.

Один из двух сильнейших мификов (наряду с личем), который при этом даёт мне бонусы к защите и попаданиям. Ну и по мировоззрению подходит — монахи ограничены законопослушностью, а Эон... как был самым никчёмным мификом в плане геймплея, так им и остался.
А ещё очень вкусные спеллы-баффы.

Кого романсил?

Нет, не его, но думаю, кто-то поймёт, к чему я...
Нет, не его, но думаю, кто-то поймёт, к чему я...

Я романсил Зосиэля, потому что рассчитывал на то, что он поможет хоть как-то остудить моему герою попу в ходе прохождения игры.
Да, именно поэтому. Никакой иной причины у меня для этого нет.
P. S. Ладно, ещё я хотел поиздеваться над человеком, ником которого я назвал своего персонажа. Скидывать ему диалоги с Зосиэлем было очень смешно.

Что в игре пришлось пропустить?

Некоторых сложных мобов в первом акте. Опциональный одный элементаль, которого многие игроки так сильно ненавидят, тоже оказался мне непосилен. Были ещё некоторые моменты в Кенабресе, которые вызвали у меня порывы ударить по экрану кулаком. Их я тоже был вынужден скипнуть.
Но весь контент игры, начиная со 2 акта, я вылизал полностью и убил всё, что можно. Даже этот убогий данж с загадками в 5 акте, о котором всем хотелось бы забыть… Даже этот мерзкий ДЛС-рогалик с максимально однообразным контентом (когда они уже научатся…).

Зачем ты это всё написал?

Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!

Просто на меня нахлынул внезапный порыв. Я понимаю, что для многих и на нормале эта игра невероятно сложная, но это лишь на первый взгляд. Спустя несколько часов игроки даже на автоатаке без каких-либо усилий могут вырезать 99% мобов.
И это прекрасно! Игра даёт невероятный разнообразный опыт. Можете потеть сильно, можете потеть немножечко, а можно вообще не потеть и наслаждаться общением с сопартийцами или сюжетом с вариативностью. Я люблю эту игру, и во многих отношениях она для меня является эталоном жанра. Я люблю её вариативность, люблю напарников (не всех), люблю демонов, показанных в игре, люблю сюжет и некоторых персонажей… Но при этом прекрасно осознаю, что игра даже в нарративном плане далека до идеала и 5-6 главы можно было бы сделать и получше.
И я жду первую в мире РПГ по Вархаммеру от этих разрабов, потому что удивлять они явно умеют, и в плане сюжета. и в плане геймплея.
А ещё я хочу сказать… Не проходите эту игру на максимальной сложности. Не мучайте себя. Если вы думаете, что нечестная сложность хоть как-то сравнима с макс сложностью в современных ААА-играх (да и большинстве других), вы уже заблуждаетесь.
Здесь это несбалансированный непротестированный ад для тех, кто знает об игре всё. И даже такие люди будут страдать.

А есть ещё такие игры?

Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!

Если у кого-то есть ещё подобные игры на примете, где сложность настолько дизбалансна, что игру почти невозможно пройти. Где пропасть между максимальной сложностью и предыдущей настолько велика, что вы будете испытывать невероятные страдания от одной только попытки сыграть на ней…
Прошу мне о такой игре рассказать, чтобы я обходил её за несколько километров стороной. В общем, какой был самый сложный экспириенс в вашей жизни?

И напоследок:

Для знатоков (если такие найдутся)

Пожалуйста, не стыдите меня за то, что я прошёл за монаха. Да, выбрал лёгкий путь, с кем не бывает? Не смог я придумать нечто нестандартное! Ну, не хотел я за кинетика! Не люблю я их да и не понимаю, как играть… Простите!

Pathfinder: Wrath of the Righteous на максимальной сложности. У меня получилось!

P. S. Впервые решил что-то бряхнуть на DTF. Сори, если не в курсе местных порядков.

613613
258 комментариев