Ко мне в телеграмм с вопросами обратился Слава, собирающийся организовать стартап разработки айдлов. Беседа получилась содержательной для новичков. Привожу её.Немного о себеМеня зовут Андрей ЧупрИна. Инди-энтузиаст. Дилетант разработки айдлов. Мои кликеры:Slime Age: Parody MMORPG Clicker (Steam)Slime Valley - Idle Tycoon (iOS)Ещё я много пишу:Еженедельно в блоге “Разработка инди-айдлеров дилетантом-энтузиастом” на ДТФ.Регулярно в профильном телеграмм-канале разработки айдловМой персональный телеграмм-канал разработки и развития творчества и креативностиПривет, Андрей! Меня зовут Слава. Я с большим интересом читаю твои записи на дтф и твои сообщения в чате про айдлеры. Мы с партнёром хотим открыть небольшую геймдев студию. Кроме прочего собираемся запустить пару айдлеров. Хотел задать тебе вопросы об экономике производства айдлераПривет, Слава! Я мало на самом деле знаю, т.к. сам дилетант. Но на вопросы по мере способностей отвечу.Я общался с Леной из *Известный издатель*, она дала приблизительную оценку на разработку среднего кликера: 1-2 прогера, 1-2 художника и 0,5 геймдиза. По срокам говорит месяца 2.Нам интересны форматы Egg Inc и Cyber Dude. Ты не пробовал считать подробнее, сколько и каких специалистов надо и сколько времени займёт разработка +- такой игры?Я не верю в оценку Лены. Она дала её, исходя из своих реалий *Известного издателя*: опытная команда *Известного издателя*, выпустившая не один кликер. Реалии вашей студии будут иные. У вас нет опыта. При таком подходе вы за 2 месяца что-то сделаете. Не уровня игр из твоего референса, т.к. команда без опыта и не сработавшаяся. Потратите ещё 4 месяца на доведение до приемлемого уровня качества и выпуска в стор. В итоге выпуститесь только через 6 месяцев.Но самое интересное - после. Получите CPI заоблачный и D1, D7 мизерные, т.к. не прототипировались.Резюме: Оценку разработки айдлера по срокам командой без опыта (да и опытной тоже) считаю вредной.Исходить надо из итерационной разработки максимально короткими циклами (идеально - двухнедельными) проверки какой-то одной гипотезы и промежуточного замера показателей.Первая гипотеза - замер CTR и CPC маркетингового креатива. Её можно делать даже без игры и программирования силами одного артовика.А что должно быть в прототипе, чтобы можно было снять правдивые метрики? Знаю про ГК, про айдлеры такую инфу не встречал. Т.е. сколько надо контента?И что в этом контексте ты называешь гипотезой, которую можно замерить после 2-х недельной разработки?Как уже написал, гипотеза 1 - можно без прототипа.Далее надо снять замер D1. Контента минимум. На средний Dayly Playtime. На какой показатель ориентироваться, не готов сказать. Надо гуглить инфу, общаться. У меня этой инфы сейчас нет.Далее D7.Сколько будет итераций между замером CPC и приемлемым CPC и D7 - только время покажет.Я правильно понимаю, сначала ты бы мерил привлекательность сеттинга и геймплея вообще по CTR, и если показатель приемлемый, то занялся бы разработкой?Да.Обрати внимание на маркетинговые креативы. Очень часто они геймплей не показывают. Либо значительно его искажают.Особенно это касается 2д айдлов.Я не понимаю, зачем это делать на стадии проверки сеттинга. Важно же узнать, заходит ли ца конкретный сеттинг и геймплей. С мислидом этого не узнаешь. Мне кажется, мислиды могут сработать на этапе покупки трафика. Могу ошибаться.Если CPI > LTV, какой бы геймплей не был, обанкротишься. Роликом с минимально возможным CPC ты определяешь окно своих возможностей разработки. Если даже с мислидом не сможешь сделать приемлемый CPC по рынку, разрабатывать смысла нет.С этим согласен. Но я говорю, что если я делаю мислиды и получаю хороший срс, это вообще ничего не говорит о жизнеспособности сеттинга, который пойдёт в игру. С мислидом я фактически меряю привлекательность другой игрыС мислидами согласен. Никто не заставляет делать явный мислид. Это относительно.Есть примеры ссылок на мислиды или маркетинговые креативы, показывающие реальный геймплей?Их можно найти самостоятельно из двух источников: Facebook Ads Library (содержит рекламу, публикуемую в соцсетях / мессенджерах, принадлежащих Facebook) и бесплатных маркетинговых креативах Sensor Tower (если игра рекламируется, её карточка содержит эту рекламу; не всегда, но иногда это видео).Я некоторое время копировал найденную таким образом рекламу себе на YouTube-канал для сохранности. Но это долго и я быстро забил. Возможно, через некоторое время продолжу.По частичным мислидам то, что я имел в виду, наглядно видно на креативе "Evil Clicker" и креативах "Party Clicker" (раз креатив, два креатив).Ты общался с издателями? Не принял решение для себя, с кем интереснее сотрудничать было бы?Я кроме *Известный издатель* пока разговаривал только с moonee, но больше про ГКОбщался с Lion Studios и Green Panda. Тут всё сугубо индивидуально.Хотелось бы увидеть больше конкретики по твоей коммуникации с Lion и Green Panda: какие условия, какие отличия, какие перспективы с каждым в твоем случае.На момент общения (зима 2020) условия были +/- одинаковые для ГК айдлов (я делал его). К сожалению, у меня сохранились только требования Voodoo для чистых ГК на 22.02.2020, поэтому привожу их:CPI < 0.25$Day 1 retention > 47%Day 7 retention > 17%Об этом я уже писал в своей прошлой статье "Как ворваться в геймдев? На примере разработки ГК айдлеров".С ГК айдлами всё +/- то же самое. Разве что CPI может быть чуть повыше за счёт более высоких Retention Rates.Сейчас ситуация у Voodoo изменилась. Они понизили CPI до < 0.2$. Но при этом понизили и retention rates (вроде). Точно не знаю.По отличиям и перспективам оба издателя схожи. Оба предлагают revenue share. Доля Lion Studios была 50% / 50%. Долю Green Panda не помню.Green Panda больше специализируется на ГК айдлах с доходом преимущественно от рекламы без IAP. Зато у Lion Studios есть айдлы с глубоким вовлечением и IAP. Их ГК айдл 2018 года "Hooked, Inc" до сих пор себя хорошо показывает и по итогам 2019 года вошёл в топ-11 айдлов с ежемесячным доходом 250 - 500k $ по данным DeconstructorOfFun . В то же время в 2019 - 2020 годах у Lion Studios не выходило значимых айдлов. В особенности трендовых 3D. А Green Panda запустила несколько 2D айдлов и с конца 2019 года перешла на 3D. Поэтому Lion Studios уступают Green Panda по трендовости айдлов на сегодня.Детали успешности тайтлов Lion Studios и Green Panda доступны на их страницах в Sensor Tower (переходи по кликабельным ссылкам).Обрати внимание, что текущие тайтлы издателей не равны издаваемым ими играм. Это проиходит из-за того, что игры, потерявшие маркетинговую привлекательность, возвращаются разработчикам на их страницы.Делал ли тебе кто-то креативы без игры? Слышал, что это не так просто. Было бы здорово получить контакт толкового артовика.У меня такого контакта нет. Креативы для замеров CPC программировал из эрзац - прототипов. Креативы без игры только планирую начать пробовать. Сам ищу артовика / думаю, как выкрутиться.А ты работал с юнити ассетами для айдлеров или с 0 пишешь?О каких ассетах речь? Ассетах кода айдлов - нет, не использую. Ассетах арта - тоже нет.Да, я про код. Почему не используешь, у тебя механика иная или ассеты кривые?Из стоящих ассетов айдлеров в Unity - только ассет "Idle Tycoon clicker" (калька Adventure Capitalist) и "Idle Clicker Kit" (бесплатный, но качественный ассет кликера). Но это неактуально в текущих реалиях рынка. Новые игры выходят с другими механиками. Подобных ассетов в Unity не нашёл.Понял. Андрей, спасибо за разговор! Мне было полезно.*смайлик ок*Fin Кратко о себе: самый жалкий из отечественных инди-разработчиковОчень рекомендую телеграмм-канал айдлеров всем интересующимся!Спасибо, что уделил время чтению заметки!Андрей ЧупрИна, Инди энтузиаст-дилетант, разрабатывающий айдлы#разработка_инди_айдлеров
Какой-то новый уровень постирониина дтф: статья из личной переписки, где советником выступает человек, который сам только узнал о теме.
Сюр.
Скорее спасение утопающих дело рук самих утопающих. Классика.
Что такое айдлы?
https://youtu.be/2u1xLmQAAis Но сейчас айдлы комплекснее, чем в ролике. Не надо столько назойливо кликать. Хотя суть та же: ящик Скинера. Быстрое удовольствие. Главное не злоупотреблять.
доля Lion Studios была 50% / 50%.Не разбираешься, так и скажи. Зачем выдумывать цифры из головы и врать человеку?
У Lion было 50 / 50 % rev share на момент тестирования у них. Знаю, о чём говорю.
Что такое D7 ?