В попытках повторить Коджи Кумэту. «Клуб идущих домой»

Милая пародия на аниме про школьные клубы для фанатов жанра или нечто большее?

Студия-автор: Nomad
Оригинальное название: Kitakubu Katsudou Kiroku
Год выхода: 2013

Введение/мои ожидания

Постоянные читатели прекрасно знают, что я обожаю ияшикеи, но это не единственный жанр, к которому я отношусь настолько тепло. Мне также очень нравятся абсурдные комедии, наполненные умелыми пародиями, отсылками и проломами четвёртой стены с обращениями к зрителю. Именно такой абсурд я и ждал от «Клуба идущих домой». Что же я получил на самом деле? Попробуем разобраться!

Писульки клуба

Начинается аниме с поступления девушки по имени Нацуки в старшую школу. Там ей, разумеется, предложили выбрать школьный клуб, ведь в Японии без этого никуда. Из такого количества зол Нацуки предпочла не выбирать вовсе и в шутку сказала, что запишется в клуб «Идущих домой». Но кто же знал, что такой клуб правда существует…

К счастью или сожалению, приняли её туда моментально, и теперь Нацуки предстоит не только подружиться со всеми его членами, но и понять, чем в нём вообще занимаются. Нет, вы не подумайте, это не какая-то загадка или непонятка, просто девушки клуба «Идущих домой» занимаются чем попало, а их лидер ежедневно придумывает новые активности. Именно об этих активностях и рассказывает данный тайтл.

Серии «Клуба идущих домой», на первый взгляд, мало чем связаны между собой, ведь представляют из себя небольшие забавные сценки, называемые «писульками». В них девушки обсуждают разнообразные темы и обычно приходят к решительным действиям, а не морали или выводам. Таким образом, обсуждение дневников из средней школы может привести к нахождению «тетради смерти», а простая игра в слова может стать полноценной дуэлью разумов. При этом тема разговора остаётся открытой, а героини просто обрывают её обсуждение на полуслове. Из-за этого диалоги могут показаться пустыми, не дающими пищу для размышлений. Но фирменная для японцев гиперболизация, огромное количество отсылок и общее безумие сводят это ощущение к минимуму. Мне также очень понравилось, как авторы играются с четвёртой стеной, постоянно давая героиням реплики про конкретные эпизоды и шутя о том, что хотелось бы добить сотню писулек к концу аниме. Это вообще не выбивается из атмосферы и выглядит крайне естественно. А добиться такого эффекта могут немногие.

Та самая «тетрадь смерти»
Та самая «тетрадь смерти»

Порог вхождения у тайтла довольно низкий, ведь всё, на что в нём отсылаются, довольно популярно. Другое дело, что здешние пасхалки выглядят как попытки стариков понять молодёжь. Мол, смотрите, что мы знаем, вы же это любите! И потом получается, что девушки используют очки из «Драгон Болла» для измерения привлекательности, а «Югио» просто примазывается к игре в слова, потому что там тоже переигрывания переигрываний. Но стоит отдать должное, некоторые отсылки смотрятся очень уместно и смешно. Однако в большинстве случаев ощущается неопытность автора, пытавшегося использовать свои познания в поп культуре для создания чего-то нового. К сожалению, это новое больше напоминает сборную солянку, нежели что-то самостоятельное. Хотя тут стоит сказать, что у меня и от «Магической битвы» такие же ощущения были, поэтому не стоит воспринимать моё мнение в штыки.

Отсылка на «Югио»
Отсылка на «Югио»

Теперь давайте поговорим о том, что «Клуб идущих домой» и работы Коджи Кумэты во многом схожи. Даже возникает ощущение, что «Клуб» вдохновлялся мангакой, но вышло слабовато. Удачной иллюстрацией того, что я имею ввиду, будут очень похожие темы для диалога в «Клубе идущих домой» и в «Прощай, унылый учитель». В первом девушки обсуждали сложность выбора, а во втором Кумэта рассуждал о выборе третьего варианта из двух. Так вот, первый диалог привёл к обычной поездке за удоном, а второй был проиллюстрирован примерами от очень разных героев и городом, в котором для выживания необходимо выбрать третье. Чувствуете разницу? Я чувствую, и «Клуб идущих домой» явно не выигрыше. Но мне хочется встать на его защиту, ведь он и не пытается быть хоть капельку сатирическим, оставаясь тайтлом, старающимся угодить всем. Ведь насколько бы умной ни была твоя иллюстрация, нужно, чтобы зрители её поняли, а Кумэта об этом никогда не задумывается, из-за чего его работы имеют колоссальный порог вхождения. В этом плане «Клуб идущих домой» даже исправляет ошибки мастера, но это исправление снижает оригинальность и глубинность.

Пример юмора «Прощай, унылый учитель»
Пример юмора «Прощай, унылый учитель»

Само по себе название тайтла практически не обыгрывается, ведь героини могли состоять в любом разговорном клубе, и ничего бы не изменилось. Посудите сами: они даже домой после занятий не идут, а сидят в своей комнатушке и обычно покидают её лишь мысленно. Но эта деталь не особо портит впечатления, ведь их клуб всё ещё остаётся довольно необычным. Героини будто бы сочетают разные внешкольные активности, будь то пьесы или спортивные тренировки. Да, они тоже вытекают из их диалогов, сохраняя тем самым общую идею тайтла, и предыстории Сакуры — главы клуба. О ней чуть попозже, а сейчас давайте обсудим юмор тайтла. Строится он тут на нелепых ситуациях и полушаблонных реакциях героинь на эти ситуации. Отличной иллюстрацией здешнего юмора можно назвать игру в слова, которую я уже упоминал выше. Проходила она между гиперактивной Сакурой и клубным символом адекватности — Нацуки. Ситуация необычная, а поведение героинь читалось. Видевшему предыдущие серии человеку, было очевидно, что Сакура придумает какую-то необычную, но однобокую стратегию, а Нацуки же сможет её разгадать и переиграть. Однако эти знания не портили впечатления от просмотра, ведь из-за игры героиням всё равно пришлось выйти за рамки своего обычного поведения, что и можно назвать «полушаблонной реакцией». В общем, здешний юмор довольно прост.

Стандартный сценарий игры в слова
Стандартный сценарий игры в слова

У тайтла есть два русских перевода, и они формируют кардинально разное представление о нём. Перевод «LeoDream & Lukeshka & justbell» оставляет всю японщину и языковые шутки на своих местах, лишь поясняя их значение, чем делает тайтл больше похожим на «В ракуго только девушки». А вот перевод «Дмитрия Седоченко» адаптирует шутки под русский язык и русские реалии, превращая японские провинции в «Южное Бутово», а диалекты в украинский и белорусский языки. Я считаю, что оба подхода имеют право на существование, к тому же Дмитрий не наполнил тайтл отсебятиной, оставив понятные шутки на своих местах.

В общем, с сюжетной точки зрения тайтл ничем не примечателен и является чистой комедией. Однако стоит сказать, что авторы пытались сделать шоу чуть более познавательным, наполняя серии интересными фактами о животных или правилами классических игр. Тем не менее, не ждите от него каких-то откровений или тонкой сатиры, он не об этом.

Представьте, что тут есть интересный факт о динозаврах
Представьте, что тут есть интересный факт о динозаврах

Какой клуб, такие и девушки

Героинь в этом аниме ровно 5, и по-началу ими довольно тяжело проникнуться, ведь они кажутся какими-то безыдейно-унылыми. Происходит так из-за того, что авторы выделяют слишком много времени для раскрытия каждой, причём делают это через остальных. Получается очень странная картина: мы пытаемся понять героиню глазами персонажей, которых не знаем и не понимаем. Лично я смог привыкнуть к ним лишь к пятой серии, и теперь думаю, что первые эпизоды будут выглядеть куда более живо при пересмотре. Поэтому постараюсь рассказать вам о героинях так, чтобы вы знали, чего от них ждать.

Сакура — лидер клуба, девушка, которой не сидится на месте и хочется попробовать всё в этой жизни, а также невероятная выдумщица. При этом сама Сакура считает себя обычной, и её можно понять, ведь остальные девушки клуба выделяются куда больше. А её предыстория, в какой-то степени, вытекает из характера, ведь она не знает чем хочет заниматься в жизни, из-за чего не смогла выбрать клуб. Так и появился «Клуб идущих домой», чья цель — попробовать всё. Я же отношусь к Сакуре довольно приятно и считаю, что именно она создаёт всю атмосферу клуба. Да и мне кажется крутым, что авторы построили целый сеттинг вокруг одного персонажа и сделали это довольно органично. Из-за этого её можно считать первой главной героиней тайтла.

Бóтан — хладнокровная мастер боевых искусств, обладающая идеальной физической подготовкой и любящая видеоигры. Да, Ботан — это одно сплошное противоречие, ведь она очень целеустремлённая, но при этом не последовательная; не любит общаться, но хочет иметь друзей и так далее. Именно это и делает её живым персонажем, которого боишься, но понимаешь, что за подруг она горой. К тому же именно она обычно разрешает все проблемы клуба. Я же считаю, что она интересный персонаж, но ей уделяют слишком уж много времени. При этом и главной героиней-то её не назвать, ведь она никак не развивается, в отличие от некоторых других персонажей. Из-за этого к концу тайтла мне просто-напросто начали наскучивать шутки с ней, что печально.

Нацуки — одна из двух первогодок клуба, не умеющая бездумно проводить время и обожающая тыкать своих подруг носом в их ошибки. В тайтле она играет роль этакой зануды, которая портит всё веселье клубу. Но, как бы парадоксально это ни звучало, именно Нацуки я готов называть второй главной героиней тайтла. Ведь именно она за 12 серий проходит путь от полного непонимания до смирения и даже собственной инициативности. К концу аниме Нацуки действительно становится полноценным членом клуба, что подтверждается её поступками в этих эпизодах, да и остальные героини тоже подмечают смену её характера. Однако в начале она раздражает, этого не избежать.

Оставшихся членов клуба достаточно описать двумя словами, чтобы понять, что они из себя представляют. Клэр — чрезвычайно богатая, а Карин — невообразимо милая. В этом вся их суть, а шутки с ними могут вас раздражать, ведь обычно слишком уж похожи. Но я быстро к ним привык и воспринимал их как талисман клуба, чего и вам советую.

Помимо них в тайтле присутствуют и другие персонажи, обычно появляющиеся на одну-две серии, и среди них встречаются довольно любопытные. Мне, например, запомнились четверо королей, которые являются зеркальным отражением «Клуба идущих домой». Чем и позволяют взглянуть на основных героинь под другим углом. Для этой же цели в тайтле существуют и все другие второстепенные герои, что немного раздвигает рамки шуток для тайтла.

«Четверо королей»
«Четверо королей»

Мне очень понравилось, как живо в тайтле показана дружба. Героини действительно разговаривают, как настоящие подруги. У них есть свои локальные шутки, они понимают друг друга, никогда не оставят в беде, соглашаются на все безумные выходки любой из них и очень любят подкалывать друг друга. Даже в моём любимом «Лагере на свежем воздухе» дружба выглядела как-то более картонно что ли, ведь там не ощущалось, что героини хорошо друг друга знают, и складывалось впечатление, что они общаются чисто из своих интересов. Девушки «Клуба идущих домой» же напротив, делают всё, чтобы помогать друг другу. При этом аниме не делает акцент на этом аспекте, а это просто происходит прямо перед глазами зрителя. Но доказательство моих, разумеется, тоже имеется. Потому что в тайтле неоднократно возникала ситуация, в которой Сакура косячила со своими играми, а девушки ей это прощали. Из таких моментов мне больше всего запомнилась писулька, отсылающая на «Пилу», в которой девушкам объективно было скучно подыгрывать Сакуре. В итоге героини увидели, как она расстроилась из-за этого, и всё же дружески её поддержали. Что и подтверждает мой тезис.

«Сыграем в игру?»
«Сыграем в игру?»

В общем, здешние героини вполне являются главной причиной просмотра, хоть и к их характерам нужно привыкать.

Вопреки ожиданиям

Когда речь заходит о нишевых повседневках, всегда невольно думаешь, что у них будет маленький бюджет и слабый визуал с дёрганой анимацией. Но «Клуб идущих домой» в этом плане удивляет, ведь выглядит он отлично. В нём уделено огромное внимание деталям, из-за чего все выдумки героинь показываются в полной мере. Да и сами персонажи выглядят необычно, а образы некоторых из них намеренно сделаны так, чтобы люди думали об их архетипичности. Что забавно, важным деталям образов главных героинь уделяется по целой писульке, и этим авторы доказывают, что девушки выглядят так специально. Так, хвостики Сакуры должны заставить зрителя думать, что она цундере, а торчащая вверх прядь Нацуки вызывает сомнения о её человечности. Да, кто-то скажет, что у этой рисовки нет стиля и она довольно обычная, но это не делает её менее качественной.

У аниме имеется милый маскот-тюлень, который используется тут повсюду: в переходах, в пояснениях, как иллюстрация врага, как герой пьесы и так далее. Такие маскоты присутствуют во многих повседневках, но именно в «Клубе идущих домой» его потенциал раскрыт на максимум. Ведь он позволяет авторам не придумывать для каждого бренда свой аналог, а просто использовать маскота. Что ещё больше стирает четвёртую стену, потому что героини сами осознают сравнительно небольшой бюджет тайтла.

Тюлень-маскот
Тюлень-маскот

С саундтреком в тайтле тоже всё в порядке. Опенинг бодрый и отлично отражает беззаботный характер Сакуры, чем ещё больше доказывает, что именно она главная героиня истории.

Опенинг

Эндингов тут целых 5, что удивительно для тайтла такого калибра. Появление каждого из них аргументированно и довольно уместно.

Один из эндингов

С саундтреком внутри серий ситуация обстоит хуже, ведь он частенько повторяется, хотя некоторые композиции отлично ложатся лишь на сцену, в которой они впервые появились. Но тут авторов можно простить, ибо это единственная моя придирка к технической части.

В общем, техническая часть не запомнится вам чем-то выдающимся, но во время просмотра будет приятным дополнением.

Итоги

Это аниме хоть и пытается всеми силами повторить «Прощай, унылый учитель», на выходе получается совсем другим. Если Кумэта делает аниме для узкой аудитории, любящей каламбуры, то «Клуб идущих домой» о милом и беззаботном времяпрепровождении в компании друзей. Это не то аниме, которое понравится всем и каждому, но оно может зацепить своей атмосферой и милыми шутками, а может отпугнуть отсутствием сюжета и смысловой нагрузки.

Похожие аниме

Жанр этого аниме довольно популярен, так что и аналогов у тайтла достаточно. Самый очевидный из них «В ракуго только девушки», за авторством всё того же Коджи Кумэты. Сходств в них настолько много, что даже не вижу смысла их озвучивать. Помимо этого аниме похоже на «Богиню-школьницу» своей концепцией необычного клуба и милым юмором. А из свежего я бы мог выделить «Непостижимую Ахарэн», которая напоминает рассматриваемый тайтл атмосферой, цветовой гаммой, юмором и использованием отсылок.

Больше статьей в моём паблике

6363
6 комментариев

Однажды выйдет чтонить такое же истеричное как оба ничиджо, но видимо не в этом десятилетии.

5
Ответить

@Блогосфера
@Виабу
Буду благодарен за репост!

4
Ответить

Клуб идущих к реке

1
Ответить

у меня такое ощущение, что я где-то уже читал данный обзор на аниме

Ответить

Эээ
Ну я его ещё себе в ВК постил
Да и всё, не знаю где мог читать
Даже интересно

Ответить