Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Каждый год начинаю с новых полезных привычек. Моя персональная привычка для ДТФ это #еженедельная_ретроспектива на разных деятелей кино. Начну, пожалуй, с человека, к которому пришла за "Шампунем" по наводке Сида Филда, но предельно разочаровалась в увиденном, зато нашла в арсенале кое-что поинтереснее.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Хэл Эшби начинал как монтажер, дебютировав в сатире "Русские идут!" Нормана Джуисона. А годом позже в этом же дуэте Эшби получил свой первый и единственный Оскар, за монтаж фильма "Душной южной ночью". К слову, эта криминальная драма меня очень впечатлила! Харизматичные персонажи, интригующая история, прекрасная актерская игра, однако сейчас не об этом, данный пост я хочу посвятить именно режиссерской работе Эшби.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Дебютировав в 1970 году с фильмом "Землевладелец" режиссер не давал себе особого отдыха, выпуская по ленте почти каждый год вплоть до 1986. Двумя годами позже Хэл умер от рака поджелудочной железы. В 70-х режиссер не пользовался особой популярностью, его номинировали на Оскар лишь единожды, а одобрение критиков получить практически не удавалось. Однако он не сдавался и пик его творчества пришелся на последние годы жизни.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

В своих работах он анализировал американское общество и выражал чувства через весьма сатиричные, но вместе с тем меланхоличные образы. Я отобрала три фильма из начала, середины и конца 70-х, написала на них краткий синопсис и личный разбор.

Сильной любви с режиссером не случилось, я планировала посмотреть еще несколько его кинолент, но они меня не впечатлили. Поэтому я решила остановиться на достигнутом и поделиться с Вами своими чувствами от увиденного.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Молодой парень Гарольд проводит будни весьма изощренным образом. С пугающей регулярностью он инсценирует для матери самоубийства, прибегая все к более изощренным методам.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Этот юноша, весьма депрессивного вида, не отличается особой тягой к жизни: в перерывах между бутафорским суицидом он завсегдатай на похоронах незнакомых людей, там он и встречает эксцентричную старушку Мод. Бабуля с невероятной харизмой и зажигательной энергетикой покоряет сердце и разум молодого человека. Гарольд смотрит на нее с неописуемой нежностью, теплотой и лаской, наконец-то этот парень начинает выглядеть как настоящий живой человек, фарфоровая белизна сходит с лица, покрывая щеки свежим румянцем, мертвенно бледные губы наполняются кровью – это любовь.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Есть ли в этой истории что-то набоковское? Сперва я начала абзац с данного утверждения, а спустя минуту раздумий переформулировала в вопрос. Где начинается эта тонкая грань между эйджизмом и нравственностью? Или эти понятия вообще не могут стоять на одной плоскости? Для меня персонаж Гарольда раскрылся в финале фильма, где он снова инсценирует свою гибель, но на этот раз без посторонних глаз. Сюжет из жизни парня, когда он впервые удосужился искреннего внимания со стороны матери, это известие о гибели сына, которое оказалось ошибочным, однако будучи ребенком Гарольд решил, что отныне это единственный способ привлечь к себе внимание вечно занятой званными ужинами родительницы.

Режиссер со всей серьезностью намеревался включить в фильм сцену секса Гарольда и Мод, однако продюсерам эта идея не понравилась
Режиссер со всей серьезностью намеревался включить в фильм сцену секса Гарольда и Мод, однако продюсерам эта идея не понравилась

Размышляя о Мод можно подумать, что лихая старушка действительно позарилась на молодого красавчика, однако все абсолютно не так. Марджори это самое что нинаесть яркое олицетворение жизни в этой ленте, а Гарольд - ее прямая противоположность. И нет никаких сомнений в том, что они притянулись неслучайно. Парню, одержимому смертью, но не желающему взаправду уйти из жизни очень нужна сила, побуждающая идти дальше, а Мод, бывшей пленницей концлагеря, потерявшей своего любимого мужа и встречающей восьмой десяток очень нужна сила, чтобы уйти. И нет ничего предосудительного в колоссальной разнице в возрасте, если эти люди крайне нуждались друг в друге. Душевный фильм с прекрасным черным юмором без агрессивной повестки и провокационных сцен. А глаза Бада Корта, играющего Гарольда, горят очень искренне, кажется, будто он действительно без ума от Мод.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара
Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Джордж парикмахер в одном из салонов Беверли-Хиллз, он купается во внимании своих клиенток —состоятельных женщин средних лет, однако выглядит самым растерянным человеком на свете. Его лицо полно невнимательности даже в момент особенной концентрации, как персонаж он не вызывает никакой симпатии и не раскрывает своей сути. Есть один сюжет, вдоль которого разворачиваются все события фильма: Джордж очень хочет открыть свой собственный салон красоты, нанять туда парикмахеров и руководить бизнесом. Но таланта этого молодого мужчины не хватает даже на то, чтобы руководить собственной жизнью и следить не то что за шестью сотрудниками, а за одной доверенной ему персоной. Короче говоря, Джордж просто очумелый хиппи, помешанный на сексе, в чем сам боится себе признаться и находит оправдания в том, что он делает всех этих женщин счастливыми. Пусть даже ценой счастья своей постоянной подружки Джилл.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Мне абсолютно непонятен этот эгоцентризм, за которым на самом деле скрывается неуверенность и отсутствие амбиций. Даже когда в жизни Джорджа появляются все шансы добиться заветной цели, он спускает все коту под хвост, а точнее под хвост дамочке, которая является любовницей его потенциального инвестора. Его цель это не преуспеть в собственном деле и добиться небывалых высот, а все время находиться в закулисье с замужней женщиной, когда ее муж вот-вот объявит антракт.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Джордж заложник своего сумбурного взгляда на жизнь, он все время куда-то торопится и не может определиться, за кем гнаться. Распыляя свое внимание то налево и направо, то вверх и вниз — он не выстраивает в голове цепочку причинно-следственных связей и не понимает, как ему поступить во благо себе. Для меня это крайне слабохарактерный персонаж, вокруг которого строится сюжет фильма. Я бы не стала смотреть эту ленту снова или кому-то советовать.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара
Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Шанс мужчина средних лет, всю свою жизнь он проработал садовником в доме старого господина. Однако старикам свойственно умирать, и домовладелец Шанса присоединился к миру покойных. Наш герой, как выяснилось, никогда в своей жизни не выходил за пределы дома, не имел посторонних знакомств, личного лечащего врача и даже документов. Юристы выгоняют его прочь, и Шансу ничего не остаётся, кроме как собрать свои скромные пожитки и отправиться навстречу неизвестности.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Кроме всего прочего у него имеются определенные проблемы в развитии, он не умеет читать и писать, не понимает риторических вопросов, не различает понятия, но судьба одарила этого мужчину рядом удачных стечений обстоятельств. Попав под колёса автомобиля одной состоятельной дамы он оказывается в доме ее супруга, заводит с ним теплую дружбу и производит на окружающих впечатление глубоко эрудированного и опытного бизнесмена. Все его реплики касаются лишь темы садоводства, однако окружающие воспринимают это за своего рода философию, и рассматривают сказанное в качестве метафор. Так наш герой из обычного садовника Шанса превращается в мистера Шаньси Садовник.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Это глубоко гиперболизированный история о том, что людям свойственно доверять своему чутью гораздо больше, чем прямой речи постороннего человека. Никто не верит искренним и правдивым словам Шанса, ведь он и правда всю свою жизнь трудился в саду, окучивая и орошая, зато все до единого поверили своему предчувствию, которое говорит им, будто у Шансьи 4 высших образования, говорит он на восьми языках, и даже лично знаком с писателем Крыловым... Шанс не пытается никого обманывать или недоговаривать правду, просто окружающие люди считают себя гораздо умнее, чем есть на самом деле. В каждой бессмыслице принимаются искать смысл, каждую простоту пытаются усложнить, и даже в мыслях отказываются допускать, что рядом с ними стоит обычный садовник с умственными проблемами.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Ещё очень занимательной кажется перспектива Шанса на успешную политическую карьеру, окружение президента находит его отличным кандидатом, конечно, ведь очень удобно, когда человек говорит витиевато и приходится толковать его речь по-своему, и это «своё» отказывается самой подходящей дешифровкой.

Несомненно вся лента строится на колоссальном преувеличении, но на мой взгляд благодаря этому приёму становится более ясна система ценностей нашего общества. Несмотря на то, что фильм снят в США конца 70-х его актуальность ничуть не подвергается сомнению. Резюмируя увиденное могу сказать, что фильм мне очень понравился, он такой легкий и добрый, что все повестки уходят на второй план. Фильм кончается фразой «жизнь - это состояние души» и это действительно так, у каждого из нас есть индивидуальное представление о том, что такое жизнь, и я сейчас не об общеустоявшемся понятии, а о совокупности ценностей, которые наполняют каждого человека. На душе Шанса покой и умиротворение, потому что его ничего не трогает и не интересует, и в этом нет ничего плохого, просто ему несказанно повезло, ведь рядом оказались люди, которым не хватает этих важных качеств, он бескорыстно и не нарочно делится с окружающими своим теплом и уютом, а взамен получает возможность удовлетворить свои базовые потребности, ведь сам о себе он позаботиться не сможет.

Оскароносный монтажер - режиссер без Оскара

Приятного просмотра!

2222
7 комментариев
250 ₽

Здравствуйте, уважаемая Валерия. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за освещение такого важного аспекта жизни любого уважающего себя человека, как кино. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой миллиарды людей имеют возможность знакомиться с новыми для себя картинами и режиссёрами. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 250 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.

3

отличный материал

"Гарольд и Мод" давно в списке на будущее, немного отпугивал возможный уход в фарсовый юмор, но по тексту вижу, что вроде бы там относительно нейтрально

прототипом образа гг из "Шампуня" послужили два реальных парикмахера, одним из которых является Джон Питерс, который прямо уж очень своеобразная личность. пробился он в кинобизнес, будучи личным парикмахером Барбары Стрейзанд, а вот в конце 80х-начале 90х подмял под себя тогдашних Warner Bros. Кевин Смит в своих стендаперских вечерах подробно касался Питерса и работы с ним

https://www.youtube.com/watch?v=Wo2KB1dEDdk

Being There тоже хочу глянуть когда-нибудь

3

Спасибо!)
Не знала об этом факте о «Шампуне», гораздо интереснее, чем сам фильм)

1

Отличный материал, во время чтения прямо проникаешься любовью к кино

1