Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Почему платформе не поможет даже команда ВКонтакте?

Дзен – созданная Яндексом в 2015 году платформа для контент-мейкинга, количество активных авторов которого в 2022 году достигло пика в 100 тысяч в неделю.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

По сути, это аналог Google Feed и ленты от Microsoft в собственном браузере Edge. Однако признайтесь, когда в последний раз вы пользовались «фидом» от Google и «майков»? Лично я не пользовался этими сервисами ни разу.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

В моем опыте по использованию блог-платформ самыми удобными и функциональными оказались VC и DTF, позволяющие новым авторам набить руку в писательском деле.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Чем же платформа остаётся привлекательной для немногочисленного количества авторов, появляющихся на Дзене?

Ответ здесь кроется в простом. Дзен – распиаренная донельзя платформа, охват которой (по данным самого Яндекс агрегатора) 10-13 миллионов человек ежедневно. Цифра огромна, поэтому авторы находят привлекательность в таком количестве, ожидая занять ячейку в своём ремесле и найти из этого охвата пользователей по интересам.

Сама платформа Яндекса разрослась до огромных масштабов, позволяя использовать огромное количество виджетов и доп. инструментов внутри самой экосистемы. К примеру, системы Яндекс. Форма и Я. Аудитория помогают выстроить стратегию своих работ в продуктивное русло.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Однако огромный корабль Яндекса, доверху напичканный функциональностью, разбивается об айсберг реальности.

А в реальности заявленная аудитория состоит из посетителей главной страницы Яндекс, в которую хитро вплетена страница «Дзена», фанатов каких-либо личностей, заблокированных на более масштабных платформах (типа YouTube), и обыкновенных представителей среднего класса в нашей стране, которые сторонятся Телеграма и уж точно не знают о существовании VC и остальных платформ.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Из такой аудитории выливаются и остальные проблемы ресурса. Дзен – непостоянная для авторов платформа. Публиковать контент придётся постоянно, чтобы алгоритмы не потеряли вас среди огромной кучи авторов. Здесь не существует алгоритма, который позволяет с достаточно большой аудиторией занимать место в общей ленте, если контент-мейкером выпускается парочка постов в неделю.

Это и хорошо! Ведь новые авторы, публикующие интересные работы, могут рассчитывать занять место в разделе «Интересное в Дзене», сдвинув «лидеров» с их позиций. Но нельзя было делать это так радикально. В команде Дзена найти золотую середину не смогли (или не захотели), поэтому получили какую-то кашу в ленте.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

По причине этого непостоянства результата и получается непонимание со стороны творцов, что же нужно для успеха их задумки.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Аудитория даёт главный отклик. Здесь же трафик будто мёртвый. Он не даст вам никакого конструктива, вам не на что будет ориентироваться. Огромное количество пользователей лишь знакомиться со статьей, никак не оценивая результаты пользователя. Какой раз в рекомендациях встречаются видеоролики, просмотры которого переваливают за 100 тысяч, а лайки и комментарии в совокупности не достигают и тысячи.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

И проблема здесь ещё заключается в том, что пользователи просматривают статьи, видеоролики и прочие работы без регистрации на сервисе. А сервис спокойно засчитывает этот трафик за «живой».

Сами алгоритмы, кстати, рекомендуют вам чаще всего то, чего вы видеть-то и не хотели. Я пролистал кучу каналов с тематикой видеоигр и кино, но спустя день в моей ленте появились анекдоты, «забавные мемасики», инструкции по строительству дома и кухонное мастерство. А убрать из ленты можно лишь автора, но не тематику сразу.

Алгоритм Дзена совершенно не справляется с выборкой на основе понравившегося. Мне понравился материал одного из психологов, но под вывеской «вам понравился материал *такого-то автора*» я получил подкаст по совершенно другой тематике. Почему? Потому что нейросеть платформы научилась искать подборки лишь по ключевым словам. Игру слов Дзен точно никогда не поймёт.

Монетизация на Дзене – отдельное несчастье платформы. Она здесь присутствует, но, чтобы зарабатывать на выходе неплохую сумму, придётся вложить максимальные усилия для набора просмотров, переходов и подписчиков. Приходится буквально жить в Дзене.

Ладно, прекратим с алгоритмами. С контентом-то что? Вкратце – плохо.

Огромное количество мусорного контента, который и делается ради заработка на этой платформе. Плагиат, щитпост и прочее – основа этой платформы. А, ну ещё и перезаливы с YouTube, которые загружены сюда только для заглушки. Не думаю, что авторы, которых постигнет участь Дим Юрьича, захотят выбрать за основу Дзен.

Кликбейт и реклама, а чаще всего реклама кликбейта – один из столпов платформы. Ужасно здесь то, что кликнуть туда можно совсем не подумав.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Вы можете просмотреть кучу отзывов о блог-платформе, они расскажут об этом намного подробнее.

Хоть и внутреннее состояние Дзена оставляет лишь возможность ждать закрытия платформы, дизайн-то неплох, а?

Плох. Ужасен. Чудовищен.

Эта ужасная сетка ленты, что на смартфоне, что на компьютере. Здесь и реклама, и видео, и посты, и статьи…

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Ужаснейший дизайн меню с его огромными кнопками и совсем неинтуитивным интерфейсом. Главная страница вашего блога выглядит как ребус. При виде этого дизайна я задаю себе вопрос: как вы сделали приятный (но не лучший) интерфейс для Яндекс. Музыки, Кинопоиска и Яндекс. Карт, но тот же метод смог убить платформу?

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Даже новоиспечённый Букмейт может показаться странным, но на удивление удобным.

А ещё модная тенденция клипов, reels, в общем, тикток-формата. Совсем мёртвая тема с шлаковым контентом. Важно помнить, что хоть тренд вертикальных видео в нынешние годы и популярен, использовать на этой платформе его как минимум неуместно.

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал

Платформа Дзен была передана команде VK в конце 2022. Вопрос: выживет ли она в руках этой экосистемы? Или будет закрыта?

Мой ответ на эти вопросы один: Дзен пойдёт вниз с трафиком, оставаясь лишь платформой «на случай блокировки основных ресурсов». VK, по сути, даже некуда «воткнуть» этот проект в своей системе, ведь все её аналоговые инструменты уже сделаны.

Вопрос о закрытии оставляю на плечах инвесторов, создателей и читателей.

Больше от автора здесь ► @nvvzrv

Яндекс передал активы «Дзен» VK… и правильно сделал
1616
10 комментариев

Дзен в топку, его создателей в газенваген. Мало того, что алгоритмы непредсказуемые, так ещё и шлака там выше крыши, всякие рерайтеры, в темах не разбирающиеся, диванные эксперты, вата, долбославы, а основная аудитория - худшие представители поколения 70-80-х: узколобые, злые, жизнью обиженные, срущиеся ради развлечения. У статей об играх 3,5 просмотра от 1,5 калек. Исключения, конечно, есть, но чтобы лента была нормальной, надо несколько десятков помоечных каналов перебанить.

5
Ответить

жить в 70-80х было несравненно лучше чем сейчас. Обижены они могут быть только тем, что сейчас уже совсем не так

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Моя история с дзеном короткая. Опубликовал хрючевные три статьи по топ 5 игр для слабых пк, сама платформа их никому не показывала, я ливнул. В жопу модерацию алгоритмами, когда от них зависит вообще всё.

3
Ответить

Самое смешное, что мне подача материала этой статьи пиздец как напоминает подачу "авторов" на Дзене

2
Ответить

невзоров, что сказать то хотел?

1
Ответить

«подписывайтесь на телеграм канал с синей галочкой»

3
Ответить