Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Мы настолько свыклись с тем, что взять музыку с собой не является сложной задачей, что начали забывать с чего всё это началось. Цифровые форматы, практически безлимитный интернет, стриминговые сервисы с музыкой сделали все плееры морально устаревшими, независимо от того, какой носитель они используют. Как бы мы не отрицали, но плееры ушли с полок крупных магазинов (есть исключения в виде спортивных плееров от Sony), заняв место в небольших нишах "для своих". Настоящая статья не преследует цель рассказать что-то принципиально новое, скорее повод вспомнить с чего начался мир портативного аудио автора и обсудить любимые плееры.

По вопросу оценки качества звука я не отношусь к аудиофилам, поскольку не гоняюсь за ultimate менеджментом компонентов. Я скорее сторонник принципа разумной достаточности. Т.е. я не отрицаю, что лучше есть всегда, но есть черта, достигнув которой я прекращаю дальнейшее совершенствование. Бывает, что при сравнении слышно, что один плеер уступает другому, например, в детализации, но тем не менее звук мне все равно нравится и там, и там. Система оценивания очень простая: если плеер/наушники играют сами по себе плохо, что даже без сравнения понятно, что низы бухтят, верхи хрипят как мопс с астмой - значит это устройство дерьмо; если плеер/наушники играют так, что нет ощущения, что чего-то не хватает - это хорошая вещь; а вот если при сравнении двух плееров/наушников слышна разница в чем-то, тогда могу говорить, что одно лучше чем второе, потому что (и перечисляю конкретные моменты).

Сейчас мой основной плеер - это Fiio X3 Mk. II. Да, я, знаю, что есть ярые приверженцы и ненавистники, так называемой, Chi-Fi. И да, я в курсе, что "флаки" с торрентов не являются истиной или мерилом в мире звука. Меня этот плеер устраивает по всем параметрам, как с точки зрения качества звука, так и физического исполнения. О нем существует много материала как в печатном виде, так и в формате видео, поэтому подробнее останавливаться на нем не будем. А началась моя история портативного аудио вот с этого малыша:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Знакомитесь, Transcend T-sonic 610. Его размеры: 70 x 34.5 x 15.5 мм, а вес составляет всего 28 г. Он может поместиться в любой карман и никогда не будет отягощать его. Дизайн простой и лаконичный, цвет корпуса белый или серый, кольцо вокруг кнопки было разного цвета. Начинка, вроде бы, была одинаковой, разница только в объеме памяти: максимум - 2 ГБ, но более распространенными были на 1 ГБ (у меня был как раз такой), и самый маленький - 512 Мб. О звуке ничего примечательного сказать не могу, поскольку давно это было. Меня больше всего запомнился его экран. Основной цвет - ярко бирюзовый (или морской волны), второй цвет - ярко желтый. При свете дня он не очень впечатлял, но в полу-мраке или полной темноте - это было нечто в хорошем смысле слова.

Итак, объем памяти 1 Гб, но доступно конечно же меньше. Что же можно закинуть и слушать? Вариантов не так много: либо закинуть один большой альбом (в крайнем случае 2 маленьких) или сделать сборную солянку на весь объем. Можно, конечно, пожать музыку в качестве, чтобы поместилось больше (как это мы делали с музыкой на телефоны), но я этого не делал. Сначала я переслушал то, что меня интересовало в музыкальной коллекции отца, а потом была короткая эра локальной сети. Думаю, что многие вспомнят эти времена, когда ты расшариваешь что-то, а потом смотришь у кого что есть на раздаче. Там я нашел папку со всякой всячиной, которая получила прописку в моей фонотеке. Чего там только не было, и чего я только не добавил туда за добрые десять лет. Только в этом плеере отлично уживались Slipknot, Кипелов, Nightwish, Кино, System of a down, Наутилусы, Rammstein, БИ-2, Crazy Frog и бог знает, что еще.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

В это же время у меня сложилось стойкое ощущение того, что плеер, как отдельное специализированное устройство для музыки удобнее и предпочтительнее телефона. Сравнивание между этим плеером и любимым Siemens CX75 было не в пользу последнего. Даже с картой памяти максимального (для этого телефона) объема, уступал плееру в два раза. После каждого трека был неприятный и громкий щелчок, который, наверное, должен уведомить о переключении песни. Встроенный музыкальный плеер не имел элементарных вещей, к которым я привык: отображение уровня громкости, возможность посмотреть список треков, их общего количества, выбрать какую-то отдельную песню из этого списка. Время автономной работы также увеличивало пропасть между телефоном и плеером. Со временем плеер морально устарел в вопросе объема носителя, и настал день для логичного развития в лице Transcend MP840.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Серебрянка немного вздулась, но это не критично
Серебрянка немного вздулась, но это не критично

Этот плеер спокойно дожил до наших дней и вполне себе еще работает. Он был в двух цветах: черный и мега-крутой красный. В чем же его крутизна? На ярком дневном свету он становится алый, как спелая вишня. При умеренном свете - как спелая, темная черешня. Материалы корпуса более чем благородные: толстая стеклянная панель в объятиях алюминиевой скорлупы. Емкость носителя варьировалась от от 8 до 16 Гб. Этот плеер, в отличие от предшественника я очень редко видел у кого-то в транспорте. Звук у него самый обычный, более обычный сложно найти. В нем нет каких-то ярких черт, но это неплохо. Слушая этот плеер нет ощущения, что тебе чего-то не дали, или наоборот что-то лезет через край. Несравненной фишкой является управление. При первом взгляде у людей (в годы актуальности плеера) возникала иллюзия того, что он сенсорный. На самом деле все кнопки расположены по боковым граням устройства.

Как ни странно, но это очень удобный вариант раскладки. Странно, что к ней редко прибегают производители плееров. Ключевой элемент - навигационное колесо, которое очень сильно напоминает JogDiale от Sony. Различия в том, что оно не крутится на 360 градусов, а имеет фиксированный ход в обе стороны + нажатие. Всего три положения, но почти все управление органично завязано на этом колесе. Посмотрите на главное меню, которые мы листаем вверх и вниз. Ничего не напоминает?

Еще и как, но в другой перспективе - интерфейс от Fiio. Наверное, этот момент также добавил балл в копилку плеера от Fiio.

Пользуясь плеером от Transcend, довольно долго я задавался вопросом, а почему нельзя сделать слот для карты памяти? В том же Siemens CX75 уже была такая опция, а это было условно говоря давно. Почему самое очевидно решение не реализуется? Деньги? Не уверен, поскольку сомневаюсь, что были люди, которые покупали три или четыре одинаковых плеера, чтобы нарастить емкость. А с пятой стороны 8 Гб это не так и мало, поскольку хватало для небольшой дискографии (например, Rammstein или Nightwish). А потом места начала как-то не хватать. Знакомо чувство, когда хочется закинуть что-то новое на пробу, а старое и любимое удалять рука не поднимается (а вдруг резко захочется именно это послушать)? И я начал поиски чего-то другого, чтобы был скачок в качестве воспроизведения и объема накопителя. Эта дорожка привела к самому печальному опыту - iPod Classic.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Дело было так, когда-то давно я видел передачу про плееры от Apple. Тогда меня это устройство крайне впечатлило, но дальше охов и вздохов дело не пошло - как говорится, не то время было. К слову, на You Tube нашел только оригинальную версию этой передачи на английском. Переведенная версия доступна на трекере. Очень рекомендую посмотреть, это не длинный фильм, но очень познавательный. Можно провести кучу аналогий с тем, что мы видим сегодня.

Итак, плееры, которые были доступны в магазинах не сильно отличались от моего текущего (или сильно отличались, чем отталкивали). Тут вспомнил про iPod, стало интересно, а делают ли Apple свои плееры. Когда я увидел, что есть модель в продаже с жестким диском на 160 Гб, глаза загорелись. Чтобы не повторить негативный опыт с гибридной электронной книгой Pocketbook IQ701, посмотрел обзоры, статьи и прочие мнения людей о плеере. Вроде бы все классно, продолжатель своего рода с хорошими характеристиками. И первый впечатления были только положительными, начиная от коробки, заканчивая первым включением. Сравните сами, какая коробка выглядит презентабельней, даже если замылить шильдики:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Первое включение можно сравнить с шагом в сторону нового, неизвестного, манящего. Нажимаешь включение, и в тишине комнаты слышишь как раскручивается жесткий диск, а в руке есть слабая вибрация. Не хватает только женского механического голоса с такими репликами: "Disk drive...online, OS...online, all systems...normal". А потом началась борьба, бессмысленная и беспощадная. Как закачать музыку? Учитывая мой предыдущий опыт, то через проводник. Подключил - определил устройство и сделал дело. Ага, щаз. Здесь это так не работает, без iTunes ты никуда не пойдешь. Ок, давай посмотрим, что тут у нас. Сама по себе идея iTunes классная, но вот некоторые моменты исполнения вызывают вопросы. Для пробы решил закинуть свой старый-добрый сборник, и понял как я был не прав. Его раскидало по исполнителям и половина имела проблемы подписями исполнителя, поэтому была закинута в неизвестные. Котелок начал закипать, но ладно, буду слушать сборник на Nokia 5800 (у которого есть шедевральный плеер PowerMP3). Позже я узнал, что можно делать сборники вручную, но мой опыт со сбором саундтрека к Bioshock 2 в один сборник не стал большим достижением. Ладно, изменим подход - будем закачать дискографии. Проблемы с корректной сортировкой всей музыки остались, потому как альбомы собирались в разное время с разных источников. Потратив определенное количество времени и сил, я привел это в удовлетворительный вид. Но оставался вопрос: почему в iTunes я могу отсортировать альбомы по году выпуска, а плеер их выставляет только в алфавитном порядке. Ну, ладно, хрен с тобой золотая рыбка. Синхронизировал и ожидал услышать новое слово в качестве воспроизведения (как модно сейчас говорить: "Вау эффект"). А радости не было, потому что качество не изменилось ни на йоту, по сравнению с предыдущим плеером. Это был удар ниже пояса: мало того, что этот плеер стоит кучу денег (около 400$, в долларовом эквиваленте, что делает его самым дорогим плеером в коллекции), так еще и меня заставляли пользоваться оным в неестественный (для меня) способ. Ладно, может наушники так себе, и песни надо поискать в лучшем качестве. К слову о наушниках, до iPod у меня в руках были те наушники, которые шли в комплекте с плеером. Позже эту бюджетную компашку разбавили чуть мнее бюджетные спортивные накидные наушники от Panasonic, Phillips:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Этим наушникам уже довольно много лет, поэтому поролоновые амбушуры не дожили до наших дней. Зато всего одна пара наушников сломалась, а остальные все еще работают как часы.

Не добившись желаемого результат, решил, что дорогому плееру нужны дорогие наушники. Так мои руки добрались до моих любимых Marshall Mode/Marshall Major.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Дело пошло веселее, поскольку эти наушники делают акцент на средних частотах, что добавляет того самого мяса в гитарное соло, рок-н-ролльный драйв. Потом гуру интернета сказали, что качество звука нужно искать в hi-res, путь к которым лежит через flac файлы. Но тут меня ждал облом - itunes не принимает "флаки". Только собственный формат Alac, иначе никак. Ладно, к счастью большая часть того, что меня интересовала была в этом формате, остальное пришлось прогнать через неплохой конвертер. И да, случился рост качества, но ощущение, что тебя нагрели все равно не отпускало. Монетку в копилку обоснованных сомнений добавил вот этот олдовый красавец:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Подробнее о нем мы поговорим чуть позже, скажу лишь, что я не ожидал чего-то особенного. Я нарезал болванку с альбомом, купил батарейки и начал слушать. Моя первая и вторая реакция была такими же как на этой картинке:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Казалось бы, какое может быть сравнение, плеер за 400$ и cd-плеер, который в своей линейке был далеко не топовым. Вопреки логике и здравому смыслу, но этот престарелый Walkman по звуку уделывал (на мой вкус) iPod. Один и тот же альбом, одни и те же наушники, а результат разный. Ну, ладно, так бывает. Но гвоздь в крышку гроба забил срок службы. Сейчас заканчивается июль 2020 года и жесткий диск благополучно сдох, проработав без двух-трех месяцев 7 лет. Первые ласточки начались тогда, когда где-то за 5 месяцев до кончины появились проблемы с копированием файлов. Тогда я не придал значения сообщениям об ошибках копирования. Часть песен, которые не скопировались вылетали с ошибками, а часть молча не копировалась. Точкой невозврата стал день, когда плеер играл с полочной акустикой и появились заикания. Я не сразу понял, что случилось. С выключенным звуком стало слышно, что плеер издает легкое механическое повизгивание. Попытки включить другой трек привел к полному зависанию плеера, а взамен визгу появились сухие щелчки. Покопавшись в интернете, узнал, что проблема архетипичная, и может быть решена. Казалось бы, а почему я решился чинить плеер, который я так критикую. Всё просто, я стараюсь чинить вещь, если вижу способ. Посмотрел, подумал, вроде бы ремонт не сложный (в навыках ремонта я поднаторел, поэтому был готов попробовать) - заменить hdd на переходник с CF и сделать восстановление через itunes. Нашел китайский переходник под CompactFlash, который следовало заменить. Большие сложности были с вскрытием плеера. Конструкция защелок (как у рыбацких крючков) мне говорила о том, что фирма не предусматривала ремонт этого продукта. Для сравнения, есть такой кпк Sony Clie PEG-T415C, который 20 лет назад обзавелся цельнометаллическим корпусом. Его начинку достать в десять раз проще:

Откручиваем четыре винта: два по бокам и два на торце
Откручиваем четыре винта: два по бокам и два на торце
Осталось снять jog и начинка "выедет" по направляющим из нижнего торца. Останется цельная скорлупа.
Осталось снять jog и начинка "выедет" по направляющим из нижнего торца. Останется цельная скорлупа.

Но помучившись, я все-таки вскрыл эту блестящую скорлупу. К слову, hdd изготовила фирма Toshiba. Заменил одно на другое и приготовил компьютер для завершающей стадии ремонта. Поначалу все шло по плану, но потом восстановление выпадало с ошибкой (описание которой нельзя прочесть), а потом и вовсе перестал определяться. Пару часов еще попытался сделать что-то, но итог один - RIP.

А теперь поговорим о радостном - небольших ретро-музыкальных жемчужинах. Начнем с CD-плееров, поскольку их немного уже затронули. В моих руках было три плеера от трех разных фирм, но осталось два:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Panasonic SL-S200
Panasonic SL-S200

С виду они очень похожие, даже однотипны. По звуку они также близкие, хотя есть нюансы. Внутри они также похожи:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Вернусь к тому, как в мою коллекцию затесались устаревшие плееры. Да, как-то случайно получилось. Где-то три года назад я заинтересовался историей ретро-гаджетов, кое-какие стал искать. Из-за этого, следуя первому правилу барахольщика, рыскал по всяким злачным местам, а вдруг там что-то годное есть. Так и забрел в магазин, а-ля комиссионный, где продается всякое-разное. Среди хлама нашелся этот Walkman. Стоил он не очень дорого, а косметика не очень пострадала от времени. Рассматривая плеер перед покупкой в голове заиграли Крылья Наутилусов и решение родилось само собой.

Пару слов о модели и бренде Walkman. Раз уж затронул плеер из х/ф Брат, то изначально Sony хотела оставить бренд Walkman за своими кассетными плеерами. Это было не таким странным решением, поскольку успешность бренда сделала его именем нарицательным - многие называли любой кассетный плеер Walkman. Чтобы CD плееры не были безликими, придумали суббренд - Diskman. Его не долго поддерживали и с официальным объявлением о прекращении производства кассетных плееров, Sony отдала гордое название плеерам нового поколения. Мой плеер (D-E340) не относится к высокому ценовому сегменту, поскольку нет коннектора для пульта д/у.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Разъем от Sony Clie для визуального представления
Разъем от Sony Clie для визуального представления
Контактов могло быть два или три, в зависимости от модельного ряда и года производства. На фото штекер от пульта для psp в качестве примера.
Контактов могло быть два или три, в зависимости от модельного ряда и года производства. На фото штекер от пульта для psp в качестве примера.

Подозреваю, что в этом корпусе была и более навороченная модель, поскольку место для названной опции имеется. Лично я встречал модель в таком же корпусе, но с радио. Такое закругление и зауженные торцы под летающую тарелку было наиболее популярным решением дизайнеров разных фирм. К тому же, это уже довольно поздний, поскольку уже есть поддержка перезаписываемых CD, а дисплей стал довольно информативным.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Важный аспект, который нельзя обойти в случае рассмотрения старых (действительно старых) плееров - элементы питания. Покупая CD или кассетный плеер можно не думать о том, что АКБ в нем давно сдох, нужно искать замену. Батарейки это с одной стороны неплохой вариант питания, а с другой нужно учитывать некоторые факторы. В чем преимущества: 1) их можно купить в любом городе, практически в любой стране; 2) ты можешь взять их столько, сколько тебе нужно. Второе наиболее приятно, когда ты можешь взять два комплекта батареек и спокойно уехать в долгую поездку. Минусы также очевидны: 1) хорошие батарейки стоят в два раза дороже простых. Это не критично, просто я как-то отвык от покупки расходников;
2) батарейки субъективно сильнее "мерзнут", поэтому в очень холодные зимы плеер лучше держать за пазухой. Можно купить аккумуляторы, что станет неплохим вариантом с перспективой на будущую окупаемость. Самое дорогое - это зарядник, в то время как сами аккумуляторы относительно недорогие. Мой комплект от одной фирмы (в супермаркетах, подобные бандлы бывают часто - тогда цена будет равняться стоимости самого зарядника):

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

800 мА/ч - это самые маломощные элементы формата АА (но мы ведь знаем, что православно говорить "пальчиковые" :), поэтому одна пара стоит как две пары хороших батареек. Для сравнения я предлагаю вот такие Alkaline батарейки:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

По моему опыту их можно назвать "хорошими". В свою очередь более простые батарейки показывают вдвое худший результат. Чем дешевле - тем хуже, поэтому брать их стоит только в крайнем случае. Вот такие стоят не сильно меньше Alkaline батареек, но результат на треть хуже:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Насколько же хватает батареек? В случае с плеером от Sony - это 4-5 полных дисков от аккумулятора, и более 14 дисков от хороших батареек. Достойный результат, который сложно превзойти. Плеер от Panasonic демонстрирует в разы худшие показатели: 1 диск от аккумуляторов и около 6 от батареек. Тест проводился с выключенной функцией анти-шока на громкости чуть ниже среднего. Из-за такой слабой автономности слушаю этот плеер преимущественно от сети, благодаря блоку питания:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Уделю внимание тому, по чем правят за видавшие виды плееры (и на что нужно обращать внимание) и диски. CD плееры довольно нестабильные в ценовой политике на барахолках и сайтах бесплатных объявлений. Цена может варьироваться от копеечной до уходящей на орбиту. К слову, Panasonic я купил за 1$ как нерабочий. Подобных предложений можно найти массу, поскольку многим лень идти покупать батарейки, болванку и проверять. А можно встретить аналогичный плеер по цене в 100$. Поэтому присматривайтесь к ассортименту, выбирайте тот, который вам нравится больше. От себя рекомендую брать с функцией блокировки кнопок. В кармане или рюкзаке они очень легко нажимаются. Понятное дело, что реально топовые модели вряд ли кто-то выставит по копеечной цене. Ах, да, не все пульты д/у совместимы со всеми моделями, это тоже надо знать, если вы присматриваетесь к таковым. Производители постоянно что-то химичили, поэтому перед покупкой такого аксессуара стоит порыскать на предмет таблицы совместимости. Смотреть надо в первую очередь на косметику, потому как её подправить довольно проблематично. Найти дешевого донора с хорошим корпусом не самый реалистичный сценарий. Второе, что нужно проверить - наличие/отсутствие коррозии (или каких-то посторонних веществ, например жвачки) на контактах батареек, коннектора блока питания и наушников, а также состояние шпинделя. В остальном же, такие плееры редко бывают визуально незаметно "заюзанными", поэтому износ лазера не частый враг. Если есть возможность взять диск для проверки - возьмите, лишним не будет. Раз уж заговорили о дисках, то болванки как-то подорожали со старых времен. В среднем один диск стоит как одна батарейка, поэтому есть смысл покупать болванки оптом, тогда выгода ощутимее. Если же вам нарезать болванки не очень нравится, то добро пожаловать на рынок б/у дисков. Старая отечественная пиратка и оригиналы из ближнего зарубежья не съедят много ваших денежных знаков. Собирать старые дискографии на удивление дешево. Особенно рекомендую брать много у одного человека, который выставил на продажу всю свою коллекцию. В наше время безлимитного интернета цены на CD довольно лояльные (кроме новых официальных релизов), если сравнивать с ценами на винил. Это то, что я купил по приемлемой цене, не сильно потратившись на доставку:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Особняком стоят вот такие любопытные диски:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Они сделаны по образу и подобию японских mini-LP. Понятное дело, что лицензией тут и не пахнет, но люди сделали это с душой. Записаны рипы с винила, по слуху аппаратурой не самого высокого класса. Накатки соответствуют яблокам на пластинках. Конверты сделаны качественно, полиграфия хорошо исполнена. А учитывая, что стоят они сравнительно недорого, то придираться нет желания.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Теперь можно подойти к самому главному - звуку. Плеер от Sony звучит одинаково хорошо со всеми наушниками, которые я пробовал, кроме затычек от Blackberry:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Они звучат плоско и паршиво. Заметно выделились наушники от Sony:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

На всех остальных устройствах они звучат одинаково - максимально мягкий как вата бас и умеренность в остальных аспектах. Но в паре с этим плеером наушники просто преображаются, бас становится упругим (от былой ваты не остается и следа), а обилие деталей и акцент на средних частотах нагло воруют мое сердце.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Закончим с функционалом и мелкими фишками и сделаем шаг в сторону аналоговых технологий. Почти все CD плееры имеют функцию extra-bass. В случае Sony она имеет две степени, где вторая придется по вкусу только самым радикальным ценителям низких частот. В Panasonic это отдельный ползунок, соответственно одно положение. Мне больше по вкусу пришелся именно этот вариант прироста низких частот: он делает акцент, но не перестает в бухканье и гул. Некоторые плееры имеют дополнительные опции, например, воспроизведение в случайном порядке, повторение трека. Другие же имеют паузу, что не так часто встречается, в то время как Sony при выключении запоминает трек и место, где остановили (главное не вытягивать батарейки).

Эта статья была бы не полной без кассетных плееров, тем более, что я засветил один на промо-фотке. Всего у меня два плеера этого типа:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Начнем со старшего от фирмы Sanyo. К слову, даже по внешнему виду понятно, кто старший, а кто младший.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

В 80-ых доминировал дизайн со строгими углами и линиями, в то время как в 90-ые эргономичность и плавность форм стали предпочтительнее. Цветовая схема также изменилась: вместо ярких, сочных цветов с хромированными вставками, повсеместно стал использоваться черный с минимумом дополнительных элементов. Мне больше симпатизирует олдовый дизайн, так сказать, "любить глазами". Если верить тем фоткам с рекламных буклетов, которые я нашел, то Sanyo MGP-11 штурмовал рынок плееров в 1986 году:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Может возникнуть закономерный вопрос: "А зачем нужен кассетный плеер, если есть CD?" Это правильный вопрос, который не имеет логического ответа. Дело в том, что кассеты - это стихия моего отца. Он любитель магнитол, кассетных дек, а я как-то втянулся вслед за ним. Сначала думал, что посмотрю, послушаю и поставлю на полку... По итогу получилось совсем иначе: купил кассетную деку Marantz SD1010, а полка кассет разрослась до вполне солидной музыкальной библиотеки:

Нормально сфоткать свой экземпляр не получилось, из-за плохого освещения. Вынимать из стойки и тащить в другое место нет никакого желания.
Нормально сфоткать свой экземпляр не получилось, из-за плохого освещения. Вынимать из стойки и тащить в другое место нет никакого желания.
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Стал я искать плеер, потому что странно не использовать такое количество кассет. Тем более, что получается очень символично - весь мир последовательно двигался от аналога к цифре, а я - наоборот. Однако стоит понимать, что купить кассетный плеер в нормальном состоянии и не за большие деньги - задачка на терпение. По моему опыту, цена на кассетники в среднем в два раза выше, чем на CD плееры. Даже самая заурядная, покоцанная модель может стоить каких-то неприличных денег, что возмущает в высшей степени. Для оптимальной покупки нужно быть терпеливым, как на рыбалке и регулярно посещать барахолки (реальные или виртуальные). Чтобы купить два этих плеера, я искал где-то год, но покупки получились немного спонтанные. Если обобщить всё, что я видел за этот год, то: каждый второй имеет серьезные косметические повреждения; каждый третий имеет растянутые пасики или просто молчит; каждый четвертый с повреждениями подкассетника или без крышки батарейного отсека.

Те плееры, которые я показываю являются результатом быстрой покупки у случайных людей, которые выставили вещь по копеечной цене. К тому же, покупая кассетный плеер нужно уметь делать минимальную профилактику подобной техники. Необходимо иметь запасные пасики разных диаметров. Желательно иметь другие запасные части: прижимные ролики, шестерни, электролиты. К чему я это виду? Понятно дело, что к внутренностям:

Латунный шкив и маховик - довольно редкое решение.
Латунный шкив и маховик - довольно редкое решение.

Начинка запредельно стандартная, но это с высоты наших дней. Для года своего выхода - это был оптимальный сэтап. Моторчик архетипический, его использовали в огромной количестве аналогичных плееров:

Если его не экранировать, то он дает сильный гул, который можно услышать почти в любом поддельном китайском кассетном плеере:

Что мы здесь имеем? Лентопротяжный механизм (дальше - ЛПМ) имеет два пасика - основной (со шкива мотора до маховика тонвала) и короткий (с тонвала на приводную шестерню). Когда я стал проверять плеер в первый раз, то он сильно выл. Настройка скорости не помогала - проблема в пасике. Самый просто метод проверки состояния пасика это пальцем крутить маховик - если шкив мотора вращается без проскальзывания, значит натяжение оптимальное. В моем случае плеер долго лежал без дела, поэтому пасик сильно деформировался и растянулся, из-за чего частота вращения постоянно "плавала". Замена не представляет сложности, однако стоит учитывать, что для плееров (в большинстве случаев) нужно, чтобы пасик был немного расслаблен. Это сильно отличает подбор, по сравнению с магнитолами, где жесткость пасиков приветствуется.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Больше делать особо нечего. Можно почистить пыль времён и заменить старую смазку на новую. Для пластиковой механики я рекомендую использовать силиконовую, в основе которой нет растворителей из нефтепродуктов.

На плате есть подтверждение даты выпуска: 22.05.1986
На плате есть подтверждение даты выпуска: 22.05.1986

На плате нет каких-то изысков, электролиты в полном порядке (на заводе зачем-то залили их клеем на плате, это не подтеки).

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Пару слов о наведении блеска. Если пластик выглядит немного мутным (особенно это касается прозрачных частей), то можно попробовать его немного отполировать. Для этого я использую дешевую зубную пасту, которая обещает отбеливание. В них используются абразивные частицы, которые нам и нужны. Немного смачиваем полируемую поверхность водой, но чтобы не залить начинку. Наносим небольшое количество пасты и с помощью старой зубной щетки (или мягкой ткани/комка ваты - зависит от степени загрязненности поверхности) начинаем наводить блеск. Если пена стала заметно грязнеть - аккуратно смываем мокрой тряпкой. Повторяем процедуру до получения оптимального эффекта. Крупные царапины никуда не уйдут, но вид станет немного опрятнее.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Теперь поговорим о том, как это звучит. Поскольку это не топовая или какая-то культовая модель, то я не ожидал многого. По итогу, я приятно удивлен, вроде бы простая начинка, но что-то в этом всём есть. Классический рок, блюз, джаз отыгрывает великолепно. Всё на своих местах, как будто плеер создан для этих жанров. В случае металла все уже не так однозначно. Maanowar - отлично, Metalllica и Sabaton - нормально, но могло быть лучше, Nightwish - нет ощущения масштаба вокала, он как будто немного скомкан в одну точку, Linkin Park - плохо, плеер как будто захлебывается и не успевает за музыкой. Лучше всего плеер спелся с наушниками Koss Porta Pro и Yamaha EPH-R52. Время автономной работы от аккумуляторов - 2 часа, от хороших батареек - чуть больше 6 часов.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Понятное дело, что качество музыки, записанной на кассету уступает винилу и CD. Безусловно, есть что-то особенное именно в кассетах. Конечный результат сильно зависит от того, какой исходник, в каком состоянии кассета, какого она типа, на чем писали. Многовато факторов, не так ли? Добавим к этому то, что из-за близкого звучания (имеется в виду в наушниках) все косячки, допущенные во время записи будут долбить вам по голове. На магнитоле, которая стоит в паре метров от вас вы этих недочетов или ошибок вообще не заметите. Ладно, начнем с самих кассет.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Они бывают разные, очень-очень разные. Во-первых, есть четыре типа. Кто-то считает, что все мусор, кроме 4 типа (metal), в крайнем случае 2 тип (crome). Кто-то же наоборот, утверждает, что трушный звук только на кассетах 1 типа (normal), а всё остальное - ересь от лукавого. Чисто технически правда где-то посередине. Постараюсь очень упрощенно объяснить в чем соль. Из-за низкой скорости ленты в 4,76 см/с (по сравнению с катушечными магнитофонами 38,1 см/с), лента быстро "напитывается". Что это означает: низкие и средние частоты ложатся на обычную пленку вполне комфортно, а вот высокие немного ужимаются. Чтобы пленка не так быстро напитывалась при той же скорости, было придумано делать специальные напыления из различных металлов. Поэтому если вы возьмете одну деку и запишете один и тот же исходник (где много высоких частот) на кассету первого и второго типа, то разница будет слышна. Высокие частоты будут просто чище, точнее, а вот остальное останется прежним. Из этого следует, что более дорогая лента делает звук более чистым, приближая его к качеству CD. Если вам этого не требуется, вы хотите добиться того самого звука - нет смысла тратить деньги на дорогие кассеты. К слову о цене, я был немного удивлен, что кассеты могут стоить дорого. Конечно, всякий мусор, ширпотреб можно купить за руб мешок, но мы же не это ищем. Такой неликвид можно покупать разве что ради целых коробок и корпусных деталей. Нормальные кассеты стоят дорого, по сравнению с дисками. Цена сильно зависит от фирмы производителя и редкости в регионе. Например, Sony, Basf являются самым доступными, среди качественных. А вот Denon, TDK стоят на порядок дороже, хотя их у людей осталось достаточно. Лицензионные кассеты вообще дикие по ценам, хуже только покупать бобины для катушечников. Поэтому, если есть возможность принять в дар чью-то запыленную коллекцию кассет или найти свои залежи - начните с них.

Если верить найденной информации, то это кассеты из компонентов Basf, сделанные во Франции.
Если верить найденной информации, то это кассеты из компонентов Basf, сделанные во Франции.

Конечное качество сильно зависит от состояния пленки, её хранения, как и на чем записывали (не пережгли ли). Если вы, как и я покупаете с рук, то это лотерея. Эти вещи валялись где попадя (чердаки на даче, кладовки, балконы, гараж), а зачастую человек не скажет, где именно. Чтобы сделать фон для сравнения - нашел вот такой пак из трех новеньких 60-минуток. Что я могу сказать, новые кассеты писать в разы приятнее. Из трех, у одной была немного размагничена одна дорожка на одной стороне (это решаемо, если есть хорошая дека). В остальном же, минимум мороки и максимум качества. К тому же никто не отменял кайф от распаковки новья, которое ждало тебя добрый два десятка лет.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Поэтому сформировав свою основную коллекцию, я бы рекомендовал неспешно искать новые кассеты для своих любимых альбомов. Так сказать, есть рядовые, а есть генералы.

Ранее на фото, вы видели, что вставки очень похожи на оригинальные. На самом деле это самопал, сделать который довольно легко. Вот пример исходников. На сайте Discogs можно посмотреть как выглядела обложка для кассет и скачать подходящие фотки. Нам осталось в фотошопе подогнать их по размерам и компактно разместить на листе А4. Это просто: мы перетаскиваем нужную нам картинку на лист. Зажимая ЛКМ регулируем размер фото в сантиметрах. С размером сложно угадать. Есть коробки, где ширина больше или меньше, а размер торца больше стандартного. Также обращайте внимание на формат обложки, чтобы сгиб был в нужно месте. Можете распечатать черно-белый пробник на обычной бумаге, чтобы подогнать конечный размер. Обратите внимание, у каждого принтера есть поля, где он не может печатать, поэтому не тулите картинки близко к краям. После того, как мы определили размер и расположение фото — подтверждаем размещение (галочка на верхней панели). По поводу самих кассет наверное хватит, можно поговорить о том, на чем их стоит писать.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Как я уже говорил, моей основной декой является Marantz SD1010, но иногда я пишу на деке отца - Denon DRW-850. В основном к этой помощи приходится прибегать, когда нужно подмагнитить пострадавшую от времени дорожку. Понятно дело, что плеер настраивается под деку (скорость и азимут магнитной головки). Писать кассеты для плеера на магнитолах довольно компромиссное решение. Даже модель высокого класса, как Sharp GF-800 заметно уступают в качестве средним декам. Магнитолы зачастую не дают возможности настроить громкость записи, использовать систему шумоподавления, подмагничивания. Опять таки по поводу применения систем Dolby есть радикально противоборствующие точки зрения. Я все таки использую эту систему, поскольку кассета является шумным носителем, даже в хорошем состоянии. Есть кассеты, которые очень шумят даже со всеми мерами, тогда стоит записать на них раритетные виниловые рипы, где уже есть шум массы. Хруст винила сольется с шипением кассеты, что добавляет атмосферности записи.

Если вы загорелись таким широким арсеналом "кастомизации" звука под себя, то стоит попробовать этот пленочный мир лично. Подбирая кассету под альбом, разные исходники, деку для записи, можно получить результат для души. Если же вас пугает вся это волокита, то вряд ли это ваша стихия.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Вернемся ко второму плееру. Это модель JC-121 является средней, есть еще младшая без эквалайзера и старшая с реверсом. Не смотря на свой "обмылочный" дизайн, плеер действительно удобно лежит в руке. Его легко можно положить в карман, управлять на ощупь. Большой палец сам ложится на кнопку play, а основанием ладони легко и удобно нажать stop. А вот бесит никчёмное смотровое окно. Если кассета не прозрачная, то вообще непонятно сколько уже прошло. Посмотреть можно только когда сторона вот-вот закончится. Заглянем во внутрь:

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах
Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

В наиболее общих чертах, мало что изменилось по сравнению с 1986 годом. Главное отличие в ЛПМ: в нем всего один пасик, все остальное на механической основе. Шестерни сделаны очень четко из довольно плотного пластика. ЛПМ может служить очень долго, поэтому такой плеер отличный вариант для покупки. Единственный недостаток: скорость перемотки заметно ниже, чем в случае Sanyo. Что там по звуку? С выключенными эквалайзерами, улучшайзерами звук стремится к нейтральному, я бы сказал мониторному. В жанровом плане он не имеет никаких склонностей, отыграет всё одинаково хорошо.

Немного (а может и много) болтовни о портативных плеерах

Лучше всего плеер спелся с наушниками от Fiio и Monk Plus от Venture Electronics. Из заметных минусов - довольно слабый усилитель и не лучшая автономность. Громкость приходится выкручивать на четверть выше, чем у Sanyo. Из-за этого появляется небольшой шум. От аккумуляторов - плеер отыграет ровно две 90-минутные кассеты, от хороших батареек около 8 часов.

По итогу, мне понравились кассетники. В плане звука они интересные, но больше всего мне нравится сам процесс прослушивания музыки. Особенно мне запомнился тактильный контакт, когда рука чувствует легкую вибрацию от механизма. Кассеты в своем роде отдельная эстетика, хотя и стоит признать, что они кусают кошелек.

На этом можно поставить точку в этой музыкальной истории. Как много, оказывается можно рассказывать о музыке в кармане. Плееры в любом своем эволюционном виде представляют интерес во многих аспектах. Думал сделать лаконичную заметку, а получилось что-то большее. Делитесь своими воспоминаниями и впечатления в комментариях.

Спасибо за внимание и удачи!

170170
94 комментария

эх так и не было у меня дискового плеера, перепрыгнул с кассетного сразу на твердотельный, жаль в тыкву олед экран превратился

17
Ответить

тоже был такой, удобство управления рычажком - мое почтение.

2
Ответить

Эх та самая «зажигалка» от Sony, предмет мечты и непозволительная роскошь в начале нулевых)
Очень хотел такую фиолетового цвета, но когда я смог себе такую позволить их уже перестали производить.

Ответить

Лучший лонг за месяцы.
От души.

10
Ответить

Спасибо, приятно! Значит два месяца ушли не в пустоту. 

5
Ответить

Замена не представляет сложности, однако стоит учитывать, что для плееров (в большинстве случаев) нужно, чтобы пасик был немного расслабленПри совсем печальных ситуациях с перетягом (а также использовании ниток и прочего) он может пропилить шкив. Но там по детонации будет заметно, что все уже хорошо.
Самый веселый "плеер" что ремонтировал - Сатурн 401С. Он еще на аккумуляторах Д026 был, насколько помню.

9
Ответить

Классная девайсина, что-то такое делала Toshiba. Динамики от Весны? В любом случае штука редкая!

3
Ответить