Скриптовый кошмар или стратегический хардкор - о «Talvisota. Ледяной ад»

Любите ли вы старые российские РС-игры «нулевых» годов века двадцать первого, как люблю их я? Знаю, вопрос поставлен неверно, потому что я эти игры ненавижу и ненавижу по-своему.

Скриптовый кошмар или стратегический хардкор - о «Talvisota. Ледяной ад»

На моём препараторском столе сегодня снова фантазии буйных и молодых над уже готовым и поныне нестареющим шедевром в жанре RTS-стратегий, а именно «Блицкригом» от компании Nival Interactive.

Ещё в 2003-м, на этапе бета-теста «Блицкрига» финского тестера Микко Ведру (он же mikser на ЖЖ) дичайше разозлила миссия в советской кампании по штурму «линии Маннергейма» в советско-финскую (Зимнюю) войну 1939-1940 годов. Укладывавшиеся в примитивную формулу игры по схеме «снайпер-гаубицы-долбежка артой-закатка танками» способы прохождения миссии, характерные для первого «Блицкрига», заставили энтузиастов игрового клана «Блицфронт» подойти к игре и событиям «незнаменитой войны» своим путём, куда бы он их не привёл. Он их и привёл к результату, который российская компьютерная игровая индустрия ( данный оборот произносится с ехидной долей сарказма) не поняла и не приняла, игроки же ушли в истерику, торг и принятие того что получили.

«Догони меня, чухонец - я в танке!».
«Догони меня, чухонец - я в танке!».

Игра, под названием «Talvisota. Ледяной ад», в виде демо-версии была собрана ещё в 2005-м (демку можно найти и сейчас на торрентах как артефакт), но игру будто отложили до лучших времён.

Как раз в 2005-м, на фоне штампуемых по разрешению Nival Interactive дополнений к «Блицкригу» под названием «Смертельная схватка», абсолютно ущербным оказалось поделие под названием «Первая мировая» от студии Dark Fox, начисто лишённое как сетевого режима игры, так и баланса пехотных и кавалерийских юнитов, при кривых скриптах и снова предложившее игроку закатывание траншей, но уже прототанками «первой мясорубной». «Блицкриг» споткнулся об балансовый тупик.

Новый же отложенный проект исправлял сей тупик с балансом по-своему и внешне выглядел несколько блекловато и зловеще по содержанию, ибо советско-финская война и по сей день в России повод патриотическо-левацких истерик, злобствований и сарказма либералов, но перспективы тогда внушали. Игра включала в себя две большие кампании с участием противоборствующих сторон, наступательные и оборонительные бои, диверсионные рейды. И всё привязывалось к зловещему историческому контексту той войны – первым боям на Карельском перешейке, «котлам»-«motti» для Красной Армии в Северном Приладожье и Карелии, штурму «линии Маннергейма» и Выборга. До сих пор в свободном плавании болтается сайт игры, замахивающийся на большие перспективы http://talvisota.blitzfront.com/

Ввиду отсутствия в исторических реалиях у финской армии и ополчения (известного как «щюцкор») бронетехники, артиллерии и авиации в больших количествах, упор был сделан на пехоту, умело маскирующуюся и действующую на местности, бой пехотных подразделений и противотанковую оборону. Красная Армия, имея техническое преимущество во всех видах вооружений, уравновешивалась слабой фракцией пехоты, плохо способной к наступлению, передвижению под артогнём и встречному пехотному бою. Вводились также определённые новации – подобно кавалерии в «Первой мировой» появлялись среди заснеженных полей и лесов финские и советские подразделения лыжников. При этом финны в качестве лыжников имели подобие смертников со связками тротиловых шашек для борьбы с танками. Танк в играх на движке «Блицкрига» отныне перестал господствовать на поле боя. Советская девочка-снайпер перестала быть панацеей для «ракования», посредством ползания по всем углам карты – финский противник противопоставлял массово применяемые снайперские пары (газетно-мифологических «кукушек» якобы с деревьев), но на фоне почти неубиваемых финнов компенсировались возможности и советской пехоты, ведущей разведку штурмовыми группами, имеющими пулемётчиков и автоматчиков. Ещё одной приятной «плюшкой» для советской стороны стало применение нового вида бронетехники – огнемётных танков, существенно повышающих возможности борьбы с пехотой в укрытиях и зданиях. Финны же, имея в качестве массового артсредства старые 3-дюймовые орудия, могли почти безнаказанно издеваться над советскими войсками.

Новация для «Блицкрига» - огнемётный танк...тренируется на домах в Выборге.
Новация для «Блицкрига» - огнемётный танк...тренируется на домах в Выборге.

Вводились принципиально новые объекты, строения, идентичные заснеженным финским хуторам и городам. В частности красиво были сделаны строения Выборгского замка, ставшие рекламным лицом игры. Но главным приобретением игры стали практически непробиваемые артснарядами и авиабомбами мощные долговременные огневые точки (ДОТы), использовавшиеся финской стороной при обороне на Карельском перешейке, а также береговая артиллерия.

Модель Выборгского замка, он же Viipurin Linna.
Модель Выборгского замка, он же Viipurin Linna.

Однако игрок существенно урезался в привычных «блицкриговских» «плюшках» - убирались грузовики, «размножающие» пехоту, игрок лишался пополнений по воздуху воздушным десантом. Тыловые колонны грузовиков и тягачей, инженерных и ремонтных машин отныне снабжали и обеспечивали войска со складов только «принудительно», из точек грузоотправления к грузополучателям и обратно.

Одинокий игрок, лихорадочно ищущий ответ на вопрос «как воевать?», после истерик и осуждаемо самоповреждающего поведения, неожиданно обнаруживал для себя, что в игре осталась не придушенная с оригинального «Блицкрига» лазейка в виде неубранного бага с бесконечным боекомплектом для группового оружия при перемещении такового – миномётов и станковых пулемётов. Недооценённая фракция вооружений первого «Блицкрига» стала основным огневым средством в наступлении и обороне, и даже борьбе с наземной техникой противника. И новая игра обязывала ленивого «блицкриговца» старой закалки учиться применять взаимодействие всех родов войск на поле боя.

Взаимодействуй и победишь…если скрипты позволят.
Взаимодействуй и победишь…если скрипты позволят.

Но кризис игровой индустрии в России к середине «нулевых» подкрадывался тихо и незаметно - качество продукции от творческих студий падало, злобно давило желание издателей выдать на рынок максимальное предложение, свалив недостатки игровых продуктов на разработчиков, а по итогу свалив на них же и гнев потребителя. Этой участи не избежали и в «Блицфронте». Настал ноябрь 2007 года и 1С выпустила в массы, живущие ещё по докризисным законам оффлайна и диалапного Интернета…полусырой продукт, сделанный на аутсорсе наивными добровольцами и с дичайшим количеством багов и ошибок. Ответ российской игровой прессы (снова сарказм в интонации) не заставил ждать – разгромно-ехидные рецензии почивших «Игромании» и «Страны игр» словно анчар брызжут ядом. Плюс добавились застарелые холивары клана «Блицфронт» с кланом «BlitzUnion», который ещё весной 2006 года без особых рекламных усилий запустил в свободное плавание некоммерческую модификацию «Блицкрига» GZM 5.55 с использованием оригинальных миссий и наработок «Talvisota. Ледяной ад».

В самом деле, поводов для глумления от обнаглевших конкурентов было более чем достаточно. Финская кампания раздражала не столько отсутствием игровых «плюшек» в виде виртуальных орденов и званий, сколько безголовой заскриптованностью, либо отсутствием скриптов в ряде миссий (игроки помнят и по сей день кошмар виртуальных боёв на Тайпале, или не явившийся к месту драки советский лыжный десант под Кухмо в «Оборванной лыжне»). Советская же кампания имела меньше недоработок, но тоже имела недостатки по миссиям и брифингам. Ограничившись всего одним патчем к игре разработчик ушёл в англоязычную и финскую локализацию, успешно всё сделав и оставив на произвол судьбы русскоязычную целевую аудиторию, уйдя не то в закат, не то до Туонельского лебедя (то бишь в финскую Вальхаллу)…

Прошло без малого 15 лет. Свалившаяся не то в запой, не то в паралич российская игровая компьютерная индустрия (опять сарказм), отдала игры с историческим контекстом на откуп фанатам и энтузиастам. «Морально устаревший» движок первого «Блицкрига» до сих пор ещё продолжает давать жару от всё того же клана «BlitzUnion» - даже доведены до совершенства кампании за Финляндию не только о войне 1939-1940 годов,но и «войне-продолжении» 1941-1944 годов в модификациях первого «Блицкрига» GZM 9-й и 11-й версий. Да и «В тылу врага 2» на энтузиазме стало полем для реализации истории Зимней войны.

Но не грех вспомнить о наивных и молодых, мечтавших и заработать, и оставить след, и новую философию любимой игры, но столкнувшихся с реалиями русского бизнеса, с кознями издателей, менеджментом, сроками, пожав по итогу хотелки- как свои, так и чужие.

Автор Дмитрий Артёмов. Сообщество <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fcatgeeks&postId=1652842" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CatGeek</a>
Автор Дмитрий Артёмов. Сообщество CatGeek
1818
8 комментариев

миссия в советской кампании по штурму «линии Маннергейма» в советско-финскую (Зимнюю) войну 1939-1940 годовА сейчас в такое вообще играть можно?

3

так ты не в России живёшь один хуй, хули тебе бояться

1

Ну да, типа того.

Самая жестокая часть в серии(особенно если оригинальные Блицкриги никогда не проходили),как по мне.

2

Не любитель подобных стратежек, но война очень интересная. Имея десяток танков и самолетов, финны наносили армии совков такой урон, будто на их стороне суперсолдаты бились.

1