Этот странный мир: рецензия на фильм «Синий бархат»

Мрачное исследование американской культуры в фильме Дэвида Линча (спойлеры).

Этот странный мир: рецензия на фильм «Синий бархат»

Роквелловская Америка

Рецензию на культовый фильм Дэвида Линча стоит начать с рассказа об американском художнике Нормане Роквелле. Он родился в 1894 году в Нью-Йорке. С раннего детства началась его тяга к искусству. Первый успех пришёл к Норману в возрасте шестнадцати лет: юноша получил заказ на четыре рождественские открытки. Вскоре начинается его сотрудничество с журналом The Saturday Post, которое продлится 47 лет. За это время Роквелл написал 321 обложку для этого издания.
Во времена Второй мировой войны художник, вдохновлённый борьбой против фашизма и политикой президента США Франклина Рузвельта, создаёт серию картин под названием «Американские свободы», которые нашли отражение в душе каждого американца того времени.

Удостоившись высшей гражданской награды в США, Президентской медали Свободы, он умер в возрасте 84 лет. Своим художественным наследием Роквелл создал идеалистический, утопичный образ Америки и её жителей. Они не знают трудностей и всегда готовы помочь ближнему выбраться из беды. Фильм «Синий бархат» мастерски разрушает этот миф. Тихий и дружелюбный городок Ламбертон обнажает своё гнилое нутро, настоящую сущность, что скрыта под карнавальной маской.

Сюжет

Фильм начинается с монтажной последовательности кадров умиротворённой жизни, мало связанных друг с другом. Дружелюбные пожарные проезжают вдоль тихой улицы, пожилая женщина переводит детей через дорогу. Супружеская пара наслаждается погожим днём. Однако вскоре зритель замечает, что женщина смотрит жестокий триллер по телевизору, а мужчина, ещё недавно поливающий сад, падает с сердечным приступом. В идеальной траве копошится тайная, пугающая жизнь.

Действие картины происходит в провинциальном городе Ламбертоне, где, кажется, не может произойти ничего страшного. Люди знакомы со своими соседями, кафе и мастерские стоят на своём месте десятилетиями и переходят по наследству от отца к сыну. Джеффри Бомон (Кайл Маклахлен) приезжает сюда после долгого отсутствия в связи с внезапным инсультом отца.

На обратном пути из больницы юноша находит отрезанное человеческое ухо и относит его в полицию. Детектив Джон Уильямс (Джордж Дикерсон), давно знакомый с отцом мальчика, обещает разобраться в случившемся, однако не выказывает особенного энтузиазма. Неудовлетворенный обещаниями детектива, Джеффри начинает собственное расследование. Сэнди, дочь Уильямса, рассказывает ему о том, что в деле замешана некая Дороти Валленс, исполнительница песен в придорожном клубе. Девушка решает помочь Джеффри разобраться в этой мрачной истории.

Джеффри проникает в квартиру Дороти, где узнаёт, что девушка зависима от неуравновешенного психопата Фрэнка Бута (Деннис Хоппер): он заставляет её исполнять одну и ту же композицию в клубе, постоянно приходит к ней в квартиру и избивает. Юноша решает спасти девушку во что бы то ни стало. Вскоре между ними завязываются романтические отношения.

Мнение

Первая сцена фильма предвосхищает его лейтмотив: жизнь далеко не так проста, как кажется на первый взгляд. Одноэтажная Америка на поверку оказывается изъеденным пороками местом, где люди давно забыли о совести и морали.

Мы почти ничего не знаем о судьбе Джеффри, главного героя картины. Его жизнь до начала повествования, кажется, не имеет значения. Он приехал в родной Ламбертон, чтобы восстановить справедливость. Иначе его поступки объяснить нельзя. Линч создаёт идеалистический образ героя, чтобы в последствии разрушить его.
Его зарождающаяся любовь к Сэнди — это отражение чистого, непорочного чувства. Она дополняет образ героя своей честностью и добротой. Его влечение к Дороти — это запретная страсть, отражение гнилой человеческой натуры, попытка воспользоваться беззащитностью жертвы в своих интересах. Юноша должен спасти Дороти от вселенского зла, выраженного в лице Фрэнка Бута, однако сам уподобляется ему. Двойственность этого мира находит отражение в главном герое картины. Весьма символично!
Классические сцены и сюжетные повороты, которые могут показаться слишком банальными современному зрителю, приобретают новый смысл. В обёртку классического детектива Линч положил настоящее исследование американской культуры, которое стало важнейшим элементом творческой мозаики этого режиссёра.

6161
10 комментариев

Классный фильм. Один из самых запоминающихся «злодеев».

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Мне кажется, что смотреть на старый фильм с высоты сегодняшнего времени не правильно. Есть же "Броненосец Потёмкин". Этот фильм устарел до невозможности, однако он и сейчас интересен как часть истории кинематографа.

Про Inland Empire тоже, возможно, напишу. Спасибо за идею :)

Ответить

Спасибо, надо будет пересмотреть 

1
Ответить

лол, вот как только не назовут Блу Велвет

Ответить

Сколько людей, столько и мнений :)

Ответить