Этот странный мир: рецензия на фильм «Синий бархат»

Мрачное исследование американской культуры в фильме Дэвида Линча (спойлеры).

Этот странный мир: рецензия на фильм «Синий бархат»

Роквелловская Америка

Рецензию на культовый фильм Дэвида Линча стоит начать с рассказа об американском художнике Нормане Роквелле. Он родился в 1894 году в Нью-Йорке. С раннего детства началась его тяга к искусству. Первый успех пришёл к Норману в возрасте шестнадцати лет: юноша получил заказ на четыре рождественские открытки. Вскоре начинается его сотрудничество с журналом The Saturday Post, которое продлится 47 лет. За это время Роквелл написал 321 обложку для этого издания.
Во времена Второй мировой войны художник, вдохновлённый борьбой против фашизма и политикой президента США Франклина Рузвельта, создаёт серию картин под названием «Американские свободы», которые нашли отражение в душе каждого американца того времени.

Удостоившись высшей гражданской награды в США, Президентской медали Свободы, он умер в возрасте 84 лет. Своим художественным наследием Роквелл создал идеалистический, утопичный образ Америки и её жителей. Они не знают трудностей и всегда готовы помочь ближнему выбраться из беды. Фильм «Синий бархат» мастерски разрушает этот миф. Тихий и дружелюбный городок Ламбертон обнажает своё гнилое нутро, настоящую сущность, что скрыта под карнавальной маской.

Сюжет

Фильм начинается с монтажной последовательности кадров умиротворённой жизни, мало связанных друг с другом. Дружелюбные пожарные проезжают вдоль тихой улицы, пожилая женщина переводит детей через дорогу. Супружеская пара наслаждается погожим днём. Однако вскоре зритель замечает, что женщина смотрит жестокий триллер по телевизору, а мужчина, ещё недавно поливающий сад, падает с сердечным приступом. В идеальной траве копошится тайная, пугающая жизнь.

Действие картины происходит в провинциальном городе Ламбертоне, где, кажется, не может произойти ничего страшного. Люди знакомы со своими соседями, кафе и мастерские стоят на своём месте десятилетиями и переходят по наследству от отца к сыну. Джеффри Бомон (Кайл Маклахлен) приезжает сюда после долгого отсутствия в связи с внезапным инсультом отца.

На обратном пути из больницы юноша находит отрезанное человеческое ухо и относит его в полицию. Детектив Джон Уильямс (Джордж Дикерсон), давно знакомый с отцом мальчика, обещает разобраться в случившемся, однако не выказывает особенного энтузиазма. Неудовлетворенный обещаниями детектива, Джеффри начинает собственное расследование. Сэнди, дочь Уильямса, рассказывает ему о том, что в деле замешана некая Дороти Валленс, исполнительница песен в придорожном клубе. Девушка решает помочь Джеффри разобраться в этой мрачной истории.

Джеффри проникает в квартиру Дороти, где узнаёт, что девушка зависима от неуравновешенного психопата Фрэнка Бута (Деннис Хоппер): он заставляет её исполнять одну и ту же композицию в клубе, постоянно приходит к ней в квартиру и избивает. Юноша решает спасти девушку во что бы то ни стало. Вскоре между ними завязываются романтические отношения.

Мнение

Первая сцена фильма предвосхищает его лейтмотив: жизнь далеко не так проста, как кажется на первый взгляд. Одноэтажная Америка на поверку оказывается изъеденным пороками местом, где люди давно забыли о совести и морали.

Мы почти ничего не знаем о судьбе Джеффри, главного героя картины. Его жизнь до начала повествования, кажется, не имеет значения. Он приехал в родной Ламбертон, чтобы восстановить справедливость. Иначе его поступки объяснить нельзя. Линч создаёт идеалистический образ героя, чтобы в последствии разрушить его.
Его зарождающаяся любовь к Сэнди — это отражение чистого, непорочного чувства. Она дополняет образ героя своей честностью и добротой. Его влечение к Дороти — это запретная страсть, отражение гнилой человеческой натуры, попытка воспользоваться беззащитностью жертвы в своих интересах. Юноша должен спасти Дороти от вселенского зла, выраженного в лице Фрэнка Бута, однако сам уподобляется ему. Двойственность этого мира находит отражение в главном герое картины. Весьма символично!
Классические сцены и сюжетные повороты, которые могут показаться слишком банальными современному зрителю, приобретают новый смысл. В обёртку классического детектива Линч положил настоящее исследование американской культуры, которое стало важнейшим элементом творческой мозаики этого режиссёра.

3030 показов
5.6K5.6K открытий
10 комментариев

Классный фильм. Один из самых запоминающихся «злодеев».

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне кажется, что смотреть на старый фильм с высоты сегодняшнего времени не правильно. Есть же "Броненосец Потёмкин". Этот фильм устарел до невозможности, однако он и сейчас интересен как часть истории кинематографа.

Про Inland Empire тоже, возможно, напишу. Спасибо за идею :)

Ответить

Спасибо, надо будет пересмотреть 

Ответить

лол, вот как только не назовут Блу Велвет

Ответить

Сколько людей, столько и мнений :)

Ответить