«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Почетный член клуба самых грандиозных «сливов» финала в истории телевидения. Подвинься, «Игра престолов»!

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

ДИСКЛЕЙМЕР: В ТЕКСТЕ ПОЛНО НЕИЗБЕЖНЫХ СПОЙЛЕРОВ К СЮЖЕТУ СЕРИАЛА.

Не буду расхваливать или пересказывать содержание «Кремниевой долины» (она же «Cиликоновая» в некоторых переводах). Хотя сериал этого достоин.

В режиме elevator pitch, проще всего воспользоваться описанием с Кинопоиска:

Группа гиков живет в инкубаторе и двигает мир интернета вперед. Комедийный сериал о внутренней кухне стартапов

Если проводить параллели с другими сериалами, первым делом на ум приходят «Теория Большого взрыва» и британские «Компьютерщики» (IT Crowd).

В отличие от ТБВ, «Долина» не такой гротескный сериал. В нем нет закадрового смеха и совсем уж карикатурного представления о нердах (хотя, конечно, полно стереотипов и высмеивания субкультуры).

В отличие от IT Crowd, это не процедурал из набора забавных коротких историй про айтишников, а, по сути, длинный фильм со сквозным сюжетом, растянутым на шесть сезонов.

Из параллелей масс-культурных, вам сразу же захочется сравнить главного героя с Марком Цукербергом (по крайней мере, с его экранным образом). Ричард Хендрикс – дерганый, странный социофоб и интроверт, при этом гениальный разработчик. Даже типажом внешности он напоминает главу одной признанной в России экстремистской организации.

Обратите внимание на пасхалку в виде пальцев правой руки
Обратите внимание на пасхалку в виде пальцев правой руки

Если вы еще не смотрели сериал, сейчас самое время добавить эту статью в закладки, немедленно закрыть и вернуться сюда после того, как посмотрите все шесть сезонов. Потому что это действительно хороший ситком – умный, смешной, трогательный, добрый и еще с десяток других комплиментарных прилагательных. А спойлеры никто не любит.

И тот факт, что создатели похоронили это всё одной-единственной финальной серией, не отменяет всех восторгов. Разумеется, то, что в сериале отвратительная концовка – исключительно мое оценочное суждение.

Если же вы остаетесь – начинаю жестко «бомбить» по поводу финала «Кремниевой долины».

Напомню, в финальном сезоне всего семь серий.

«Пегий Дудочник» (он же «Крысолов» и Pied Piper в оригинале) – уже крупная компания, гендиректор которой выступает перед Конгрессом и обещает миру Новый децентрализованный Интернет. «Дудочник» покупает разорившуюся Hooli и заключает контракт с AT&T, но перед подписанием контракта должен убедить инвесторов, что сеть стабильна.

Pied Piper проводит шоу «Рассфест» (аналог Burning Man) и, конечно же после кучи проблем и косяков, в последний момент все получается. AT&T подписывают контракт, через год операционная система Pied Piper будет стоять на миллионах смартфонов по всему миру.

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

И вот наступает финальный, седьмой эпизод сезона и всего шоу.

В последний момент Ричард обнаруживает критический косяк, который неизбежно приведет к краху всей системы и чуть ли не к ядерной войне, а потому «Пегий Дудочник» должен облажаться с запуском, а сама технология децентрализованного Интернета должна быть дискредитирована и забыта, чтобы никто и не думал попытаться повторить ее в будущем.

Собственно, «Дудочник» специально проваливает запуск своей «оси», компания разорена, нам показывают героев 10 лет спустя – они в интервью телевизионщикам вспоминают события прошлых лет и рассказывают, где они оказались теперь, спустя десятилетие после скандального закрытия компании.

¯\_(ツ)_/¯

И вот почему для меня это очень плохая финальная серия.

1. Внезапное изменение стиля повествования

Последняя серия «Долины» вдруг становится мокьюментари.

И такой своеобразный слом четвертой стены выглядит странно. В «Офисе» или «Парках и зонах отдыха» – это в принципе жанр, в котором сняты сериалы. В «Американской семейке» – регулярный прием на протяжении всех сезонов, когда герои, сидя перед камерой, комментируют свои действия и мысли. В «Долине» же это появляется внезапно и всего на одну серию. И это не какой-то специальный эпизод или постскриптум сериала.

Я бы понял, выйди эта серия спустя какое-то время после окончания основной истории, став неким прощальным подарком фанатам. Но если посмотреть расписание выхода серий на HBO, большая пауза была взята перед предпоследней серией: пять эпизодов шестого сезона показали в апреле-мае 2019, а шестую и седьмую серии – в октябре. Если бы только седьмую, заключительную серию показали после большого перерыва, это уже стало бы хоть каким-то объяснением происходящего – история взяла бы эмоциональную паузу после окончания «сказки» с Рассфестом, окончательным успехом «Пегого Дудочника» и все такое. И приземлила бы нас в суровую реальность уже за скобками основного повествования. Такой необязательный для всех оптимистов постскриптум, снятый для всех реалистов.

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Я бы понял прием с интервью главных героев, если бы с них сериал, наоборот, начался. Тогда это было бы понятным и весьма распространенным для кино ходом. Вот есть некая группа персонажей, которая когда-то давно сделала что-то грандиозное и крутое, у них берут интервью об этом и постепенно их прямая речь превращается из рассказа в картинку. И вот мы уже внутри самой истории.

Мало что ли таких примеров? От «Интервью с вампиром» до «Настоящего детектива», выбирай на любой вкус. Тот же КЯВВМ начинается с похожего приема. Но здесь этого нет, и оттого формат последней серии «Долины» выглядит инородным телом в структуре шоу.

Даже пластилиновая серия во втором сезоне «Сообщества» выглядит более органично – авторы Community постоянно экспериментировали с формами и жанрами, мы привыкли, что каждая новая серия совершенно не похожа не предыдущие. Но «Кремниевая Долина» в этом смысле очень ровный сериал, все эпизоды в нем однородны по форме повествования. Я даже ни одной «бутылочной серии» за все шесть сезонов вспомнить не могу. И тут вдруг – мокьюментари?

¯\_(ツ)_/¯

2. Кардинальная смена настроения

В последней серии практически нет юмора, это куда больше драма, чем комедия.

При том, что на протяжении всех шести сезонов каких-то сверхсильных эмоциональных переживаний не наблюдается. Герои ссорились, уходили, возвращались, но все конфликты разрешались буквально в рамках одной, максимум двух серий.

Не было какого-то глобального предательства, расставаний, жестоких жизненных обломов с депрессиями на полсезона и всего такого.

Упрощенно: поссорились -> отрефлексировали -> в конце серии попросили прощения и живем дальше.

Последний же эпизод превращает всех этих киношных мечтателей в обломавшихся неудачников, просто потерявших шесть лет своей жизни. Никто, абсолютно никто из основных персонажей не предстает в роли человека, который смог осуществить свою мечту, какой бы она ни была.

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Ну, возможно, за исключением Джареда – он теперь работает в доме престарелых, ведь именно помощь несамостоятельным людям видит своей миссией. Да и то спорно.

Динеш и Гилфойл основали абсолютно дефолтную IT-компанию. Ну, ок. А разве не могли они ее основать еще 16 лет назад, не тратя время на «Пегого Дудочника»? В чем их хэппи-энд? Классные кодеры стали успешными кодерами? Вот так удивительно счастливый финал.

Моника вроде как работает на правительство. Почему? Кем? Зачем? А самое главное, нравится ли ей это? В чем в итоге развитие ее персонажа, к чему она пришла за эти шесть лет? Бросила карьеру в одной корпорации ради Большой мечты, а в итоге оказалась в другой корпорации, просто на этот раз государственной?

Ричард и вовсе предстает эдаким Аланом Тьюрингом на старости лет: одиноким, потерянным, работающим на факультете имени своего злейшего врага. Хорошо хоть химической кастрации не подвергли (впрочем, откуда нам знать границы безумства Гевина Белсона).

Почему Ричард после «Дудочника», при всех своих талантах и гениальности, не придумал что-то еще? Пусть даже коммерческое и «попсовое», но чтобы хотя бы не зависеть от денег Гевина? Почему его не взяли к себе Динеш с Гилфойлом?

Нам просто показывают сломленного одинокого несчастного человека. В конце комедийного, напомню, сериала.

Даже Башка устроился куда лучше Ричарда, получив должность президента в Стэнфорде!

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Я уже молчу о сотнях сотрудников Pied Piper, которые после заявления Ричарда о закрытии остались без работы. А они так-то по сюжету пришли в «Пегого Дудочника» не просто ради денег, а за Идею. В одной из серий это четко показано: как, вдохновившись примером Ричарда, на работу вернулась часть ушедших ранее сотрудников, тех, что поверили в него. С ними-то что? Тоже просто оставим за скобками? Ну, ок.

И как же идеи Питера Грегори? Вы же с таким пафосом показывали его старые наработки, школьные тетради. И Ричарда, вдохновившегося еще больше, когда он узнал, что Питер тоже верил в Новый Интернет. Как же всё его наследие? Ну, не получилось, не фартануло, сеть может быть опасной, всё закрываем и забываем? Ну, ок.

Парадоксально, но единственным, кто спустя 10 лет выглядит человеком, у которого жизнь по-настоящему удалась – это Гевин Белсон.

Он тусует в своем особняке, пишет книги, раздает интервью, да еще и подмял под себя заклятого конкурента, на двери кабинета которого теперь красуется его имя.

В чем мораль всей этой истории?

При этом Лори Брим нам показывают сидящей в тюрьме. Ок, вы вновь оставили за скобками причину, по которой она туда попала, но в чем смысл так заканчивать сюжетную линию этого персонажа?

Да, Лори напрочь лишена эмпатии, да, она в угоду бизнес-решениям готова на любые человеческие жертвы, но, в отличие от Белсона, ни разу не поступила аморально, ни разу никого не подставила и не кинула. Она бездушный, безэмоциональный робот, всегда ищущий выгоду, но робот не подлый и не злопамятный.

И в тюрьме оказывается Лори, а не Гевин, человек, который нарушал любые формы этики, морали и, более того, закона.

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Не подумайте, я вовсе не против «плохих» или «жизненных» концовок в кино. Почти всегда так и бывает в жизни – миллиардеры остаются миллиардерами, а наивные мечтатели, желающие изменить мир – обламываются и остаются у разбитого корыта. Ок. Финалы в кино бывают разными.

Но одно дело такая концовка в «Наследниках», и совсем другое – в «Долине».

Вы же сами на протяжении шести сезонов рисовали красивую голливудскую сказку, а теперь этот депрессивный, «жизненный» финал. Что он может зародить в зрителях, кроме чувства тотального разочарования?

Концовка «Кремниевой долины» – это как если бы Ричард Гир не поехал признаваться в любви Джулии Робертc в конце «Красотки», ведь «в жизни так не бывает».

Как если бы Доминик Торетто разбился на первом же повороте, потому что «законы физики никто не отменял».

Сценаристы словно в последний момент опомнились и зачем-то решили сделать «как в жизни», хотя в самом сериале этого самого «как в жизни» не было и в помине. Это же чистая комедия положений, а не драма про реальную жизнь. Это даже словом «драмеди» сложно назвать.

Нам шесть сезонов кряду показывают, как доброта и наивная вера в правду побеждает алчность и зависть, приучают к определенным законам этого мира, а в конце внезапно и без каких-либо объяснений окунают с головой в суровую правду жизни.

Зачем? Чтобы что?

¯\_(ツ)_/¯

3. Отсутствие любых намеков на любовную историю

Ну, то есть, при желании эти самые намеки найти можно – в паре сцен нам вроде как могло показаться, что между Ричардом и Моникой что-то будет. Не зря же еще в первом сезоне она так безоговорочно в него поверила, а потом в необязательном для сюжета гэге увидела его член.

Кто-то даже мог разглядеть намек на лав-стори между Моникой и Гилфойлом после внезапного признания последнего:

Но в итоге сценаристы «Долины» обошлись вообще без единой любовной линии (думаю, все согласятся, что девушка-хакер Динеша не в счет).

И это круто. Как минимум, нестандартно для современных ситкомов, каждый из которых стремится заиметь своих «Росса и Рейчел».

Но с учетом показанного финала я бы обрадовался и тому, что в конце Моника с Ричардом оказались бы вместе.

Интервью Динеша и Гилфойла сняты так, что сперва нам показывают их по-отдельности, а затем общим кадром и оказывается, что у них общий бизнес, и даже дома они купили рядом друг с другом.

Точно также можно было бы поступить с Ричардом и Моникой. Показать их интервью, а потом Ричард невзначай светанул бы кольцом на пальце и сказал: «Оой, да, эээ…. мы с Моникой поженились семь лет назад, теперь у нас двое детей… Вот». Ну, что-нибудь в таком духе.

Даже в этом случае концовка уже была бы для меня оправданной. Да, слишком ванильной, но доброй и логичной: ты потерял миллиард и бизнес-идею всей своей жизни, но взамен обрел семейное счастье, которое не купишь ни за какие деньги. Такая вот простая и понятная голливудская сопля. Но даже этого сценаристы не сделали.

¯\_(ツ)_/¯

4. Невозвращение Бахмана

В последнем эпизоде показывают всех основных персонажей. Кроме Эрлиха Бахмана.

Ти Джей Миллер, исполнитель роли, покинул проект после четвертого сезона. Официальная причина ухода – «насыщенный график». Фактическая (по крайней мере, так об этом рассказывают создатели сериала) – разногласия с актером, который потерял интерес к проекту, а также злоупотреблял «алкоголем и прочими веществами» прямо во время съемок.

При этом сюжетную линию Бахмана специально оставили открытой, если актер все же вернется в сериал. Не вернулся.

Ок, сняли два последних сезона без Миллера. Но даже в «Офисе» смогли вернуть Майкла Скотта в последнем эпизоде, хотя Стив Карелл тоже покидал проект вроде как не по собственной воле. Но в итоге с ним договорились и смогли поместить в красивый финал истории «Офиса».

А в «Долине» не смогли. При том, что технически это было сделать намного проще, чем даже в случае с Кареллом – интервью персонажей записывались в новых локациях, неужели было так сложно подснять Миллера где это ему было бы удобно? Да даже интервью по Скайпу устроить – вполне себе технологично и в духе сериала.

Просто снимите один короткий эпизод, покажите в нем настоящее Эрлиха Бахмана – нелепое, дурацкое, неясное, но пусть он не останется персонажем, который сторчался (а, скорее всего, умер) от опиума где-то в дебрях Китая. Не самое приятное окончание сюжетной линии одного из ключевых персонажей, комедийного, напомню, сериала, не находите?

Даже без возвращения самого актера есть множество способов рассказать о судьбе его персонажа – письмом, рассказом свидетелей, закадровым голосом. Было бы желание.

Получается, не очень-то и хотели?

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

В «Южном Парке» крайне жестоко обошлись с Шефом, когда актер озвучки покинул проект, ну так на то он и «Южный Парк» – циничный и абсурдный. А «Долина» – добрая, «ламповая» сказка, в которой ты до последнего веришь в чудо. И это чудо каждый раз происходит.

Но только не для Эрлиха Бахмана.

¯\_(ツ)_/¯

5. Искусственное завершение приключений

Создатели «Кремниевой долиной» почему-то решили показать, что проблема, с которой столкнулись герои в шестом сезоне – принципиально иная, чем те, с которыми они имели дело до этого. И закончили историю не просто потому что пора, а потому что это якобы обосновано сюжетом.

Но ведь это не так.

Посудите сами: на протяжении пяти сезонов компания Pied Piper сталкивалась с, казалось бы, неразрешимыми задачами и проблемами. И чем выше они забирались по лестнице успеха, тем более сложные головоломки им предстояло решать. Но они всегда их решали.

Поиск инвесторов, конкурирующая многомиллиардная компания, судебные иски, технические ограничения, внук чилийского диктатора. И неважно, что в большинстве случаев решением становился просто Deus ex machina. Нам каждый раз показывали, что герои выбираются из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций.

Но в финале нам вдруг говорят: СТОП! Вот ЭТУ проблему Ричарду с товарищами не решить.

Почему?

Окей, программа, которую в итоге создал алгоритм Ричарда и искусственный интеллект Гилфойла – потенциальная угроза для всего человечества. Ну так перепишите код, придумайте для ИИ ограничения или что угодно еще. В чем проблема? Чем эта ситуация принципиально отличается в рамках заданных вами же правил вселенной от всех предыдущих?

Нам много раз показывали, как Ричард благодаря своему гениальному уму находил решение технической проблемы, перед которой все остальные опускали руки. Мы даже мало понимали, что происходит на экране, Хендрикс просто сыпал замороченными техническими терминами, а Гилфойл с Динешем отвечали: «Сделаем». И всё!

Окей, вы потеряете контракт с AT&T, в чем проблема найти другого инвестора или другого информационного гиганта? Нам много раз до этого показывали «Пегого Дудочника» в положении «от нас отвернулись все инвесторы», и каждый раз роялем из кустов выпрыгивал очередной взбалмошный миллиардер, который решал все финансовые проблемы. Так чем срыв этой сделки принципиально страшнее всех предыдущих?

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Но нет, продюсеры решили, что это последний сезон, а значит надо заканчивать. И именно здесь для Ричарда Хендрикса внезапно должен наступить предел волшебства и везения, которое раньше непременно его спасало.

Это похоже на смерть супергероя из комиксов, когда автор решает его убить ну... просто потому что решает. До этого герой справлялся с любой угрозой планетарного масштаба, был неуязвим для пуль, взрывов и любых козней врагов, но вот именно этот злодей его убивает. Почему? Есть ли на это какие-то объективные сценарные причины? Нет. Просто давайте убьем Супермена.

¯\_(ツ)_/¯

6. Боязнь хэппи-энда

Такое ощущение, что создатели «Долины» постеснялись (или как сказал бы Эрлих Бахман, попросту зассали) хэппи-энда.

Ок, не верите (или не хотите верить) в красивую сказку, в которой маленькая группа мечтателей смогла изменить мир – сделайте открытую концовку.

Конец пятого сезона в этом смысле подходит идеально. Для тех, кто не помнит, в последней серии пятого сезона «Пегий Дудочник» выпускает свои дудокоины, Моника приводит парней в новый огромный офис, ранее принадлежавший Hooli. Все обсуждают, сколько теперь новых людей им предстоит нанять, и как много работы у них впереди, камера красиво отъезжает на общий план, Ричард по традиции блюет, титры.

Идеальный открытый финал.

Но нет, надо показать, что супер-технология Ричарда невозможна, что любой, кто попробует подобное провернуть – обязательно уничтожит человечество и все такое.

Сейчас я надену шапочку из фольги, но у меня даже возникала мысль, что такая «пессимистичная» концовка была навязана этими самыми реально существующими корпорациями, гуглами и фейсбуками, чтобы не зарождать в зрителях идею того, что наш Интернет какой-то «неправильный» и стоит начать изобретать новый – свободный и децентрализованный.

Словно Warner Bros смотрели на всё это пять сезонов, а в конце такие: «Ну всё, всё, помечтали и хватит. Хватит раскачивать лодку. Какой еще Интернет без сбора персональных данных и рекламы?»

Все вышеописанное – конечно же, мое субъективное восприятие.

Если смотреть на зрительские оценки, например, на IMDb – у всего сериала рейтинг 8.5, а у последнего эпизода – 8.6, причем, это самый высокооценённый эпизод всего финального сезона.

Такого массового негатива как у «Декстера» (8.7 у всего сериала и 4.7 у последней серии), «Как я встретил вашу маму» (8.3 и 5.5 соответственно) или «Игры престолов» (9.2 против 4.0) последний эпизод «Долины» не вызвал.

Но в своей отрицательной оценке я не одинок. Если просмотреть отзывы на последнюю серию, там есть много как десяток, так и единиц с двойками. И этих единиц с двойками полно.

Обоснование низких оценок финала примерно такое же: депрессивно; еще хуже, чем КЯВВМ; почему нельзя было просто показать победу «маленького человека»; где Бахман...

«Кремниевая долина» – отличный сериал. Я искренне всем его советую.

Но посмотрев финальный эпизод, я расстроился. И расстроился вовсе не потому, что сериал закончился, а потому что мне надо было остановиться на шестой серии шестого сезона. И не смотреть седьмую. Как последнего сезона «Клиники», третьего Dead Space или любого «Терминатора» после второй части ее не существует.

На последних минутах финального эпизода я уже даже согласен был, чтобы это все оказалось «сном собаки». Что вот сейчас молодой Ричард проснется на лекции в MIT, все шесть сезонов окажутся всего лишь его сном и поняв, что надо действовать как-то по-другому, он воодушевленно побежит сочинять своего «Пегого Дудочника». Даже такая концовка была бы для меня лучше.

Возможно (хотя опыт ИП, КЯВВМ, ДАЛС и прочих аббревиатур подсказывает, что нет), спустя какое-то время я приму финал «Кремниевой долины», как-то переосмыслю свои ощущения от последнего эпизода.

Но пока это для меня одна из самых худших сериальных концовок, что я видел. И что самое печальное – у одного из лучших комедийных сериалов, что я смотрел.

¯\_(ツ)_/¯

«Кремниевая долина» – как про**ать всё наследие одной финальной серией

Спасибо, что прочитали.

271271
233 комментария

Ты слишком серьезно воспринимаешь комедийный сериал, где в каждой серии абсурдная ситуация разрешается абсурдным способом.
Нормальная там концовка, на раз посмотреть и забыть, как и весь сериал.

93
Ответить

комедийный сериалА концовка драма. Это так должно работать?

6
Ответить

У сериала отличная концовка. Пост не читал.

61
Ответить

У поста отличная концовка. Сериал не смотрел )

10
Ответить

У сериала хуевая концовка.Пост не читал(пока)

1
Ответить

Проблема последнего сезона в том, что Бахмана не было...На нем очень много шуток держалось

44
Ответить

Согласен, без него сериал просел, но я даже к этому как-то еще более-менее спокойно относился, ну, бывает, разошлись с актером. Чувак, что играл Питера Грегори, вон, вообще умер:(
Но то, что они вообще ни в каком виде не закрыли историю Бахмана в последней серии - меня прям жестко обломало.

17
Ответить