Какую зловещую долину ощущаю я от музыки

КриворукийДеятель затронул интересную тему, которую до него (как мне кажется) ещё никто не поднимал - зловещую долину в музыке. А я люблю покопаться в крипоте, поэтому у меня есть что рассказать и показать. По-хорошему нужно было приберечь эту статью до Хэллоуина, но меня уже не остановить. Рекомендация читать и слушать исключительно ночью в наушниках без света.

Да кто такая эта ваша зловещая долина?

Какую зловещую долину ощущаю я от музыки

Для тех, кто ещё не знает...

Зловещая долина (uncanny valley) - главная проблема робототехников, мультипликаторов, создателей кукол и нейросетей.

Наш мозг умеет распознавать человеческие лица и считывать мимику, чтобы понимать, каким людям доверять и сопереживать, а от каких людей лучше держаться подальше.

Нам не всегда требуется использовать это умение. Мы можем спокойно смотреть аниме и диснеевские мультики, потому что там персонажи нарисованы абстрактно, гротескно, стилизованно, без лишней детализации. Короче говоря, персонажей из мультиков нельзя назвать реалистичными.

Однако что произойдёт, если мы увидим существо, которое с виду напоминает человека, кажется реалистичным, но отличается от привычного вида здорового человека?

Какую зловещую долину ощущаю я от музыки

Правильно, наш мозг начнёт распознавать существо как если бы распознавал человека, но мозг быстро поймёт, что это не человек. Мозг подаст тревогу, что это больной человек (а вдруг зараза передаётся), труп (а значит в наличие тоже гниль и патогены) или опасное существо, которое притворяется человеком.

Собсна, в этом и заключается зловещая долина - гипотеза гласит, что чем реалистичнее игрушка или персонаж, тем больше люди будут симпатизировать, но в какой-то момент может возникнуть перебор с реалистичностью и вместо симпатии будет страх и отвращение.

Какую зловещую долину ощущаю я от музыки

Кстати, эффекту зловещей долины подвержены не только люди, но и другие социальные животные.

Эффект зловещей долины проявляется у людей по-разному. Кто-то боится одного, чего не боится другой. Например, в подростком возрасте я спокойно переваривал анимации cyriak, в то время как знакомый дико очковал и просил выключить.

Да, тут не человек, а барашек, но тот факт, что этот барашек умеет неестественно изгибаться и отращивать конечности, не даёт покоя.

На эффект зловещей долины влияет привыкание. Например, сейчас зомби пугают меньше, чем несколько десятков лет назад, потому что зомби давно стали частью массовой культуры, и мы к ним привыкли. Однако неприятные ощущения могут вызвать неожиданные образы, с которыми ещё не встречались. Например, антропоморфные животные-роботы с человеческими глазами.

Также на эффект зловещей долины влияет погружение. Если вы верите в паранормальщину и документальные съёмки про привидений и чупакабр, то вы явно будете больше других людей стрессовать. Утопия Шоу неоднократно затрагивал эту тему и к каким печальным последствиям это приводит.

Ну и на десерт интересный видос FlynnFlyTaggart про воссоздание лиц у изувеченных трупов, чтобы идентифицировать личность погибшего человека.

Теперь про музыку

Но как проявляет себя зловещая долина в музыке? КриворукийДеятель в своём посте говорил, что для него стрёмной оказалась спокойная музыка из 1408 и Метрополиса.

В дополнение к этому расскажу, что такой приём любят применять в Analog Horror и Found Footage (так называются жанры ужасов, которые недавно стали популярными в YouTube). Авторы берут старую музыку прошлого века, накидывают побольше эхов, VHS-эффектов и вставляют в визуальный трэш.

Послушайте Goodbye To Spring.

И во что её превратили в трейлере ремейка Five Nights at Freddy's. Начинается с 11:55.

Рекомендую ознакомиться с таким явлением на YouTube как FNAF VHS, вдруг для себя что-то новое откроете, ну или хотя бы узнаете что такое CRIMINAL.

Любимая пасхалка фанов Соника. По Сонику любят клепать крипоту, бесконечное количество клонов Sonic.EXE тому доказательство.

Настоящая крипота начинается в Petscop. Если что, изначально это ARG в виде летсплея по игре (которой никогда не существовало), однако потом всё же сделали Giftscop, в который вроде можно сыграть и даже набрать код Konami, чтобы разблокировать секретное подземелье.

Мало того, что музыка из этой ARG лично для меня немного чужеродно звучит, так она ощущается ещё криповее от того факта, на какие реальные события намекает эта ARG.

Здесь я просто процитирую обзор из 4stor.

Вы когда нибудь слышали об этом канале, канале E4? Нет? Так вот, это странный канал, который существовал с 1999 года. Часто по нему шли различные шоу и мультфильмы. Но самым странным из всех шоу было: "Happy Place" Этот ролик - трейлер самого шоу. Само шоу было предназначено для детей и взрослых. А точнее для людей, которые ненавидят себя. Для уродливых, страшных, мерзких людей. Само шоу, должно было снять стресс с людей. Или наоборот, подтолкнуть их к суициду. В самом шоу была куча эпизодов с насилием, кровью, сценами пыток, сожжения, каннибализма и т.д. Даже в трейлере присутствуют куча сцен насилия. Само место "Happy Place" - это городок, в котором живут монстры. Эти монстры на протяжении различных серий, всячески издеваются над друг другом, играют в игры, просто без цели ходят туда - сюда или жуют друг друга. Были даже серии, в которых на протяжении 35 минут, просто стояли монстры и смотрели в камеру или на определенные объекты, либо просто танцевали и ходили кругами.

Игра, которая почти полностью состоит из тревожной музыки - это Spooky's Jumpscare Mansion, можете смело слушать весь плейлист. Но есть у неё один трек, который звучит спокойнее и мелодичнее остальных - это Strange Wiggles. Начинается с 3:28, но лучше посмотреть всё видео.

Earthbound - милая RPG про приключения детишек... Кроме последнего босса Гийгаса. Самая жесть начинается с 12:00.

Интересный факт: разработчик Тоби Фокс очень любит Earthbound и явно вдохновлялся им, когда создавал свою игру Undertale.

Кстати, насчёт Undertale. Помимо перелопачивания обычной музыки дополнительный эффект возникает благодаря знанию сюжета игры.

В Undertale ребёнок попадает в подземелье с монстрами, и одним из врагов является птыц Сноудрейк. Во время прохождения можно узнать, что у Сноудрейка была мать, которая погибла.

Если идти по пути пацифиста (т.е. не убивать монстров), появится возможность попасть в секретную лабораторию Альфис, где выясняется, что над монстрами подземелья проводили эксперименты с их Решимостью. И из-за этих опытов монстры стали превращаться в Амальгамов - в тающую массу, которая слипается друг с другом. И в этой лаборатории можно наткнуться на мать Сноудрейка.

Если играли в Doki Doki Literature Club, то точно испытаете флэшбэки от прослушивания этой композиции. Just Monika!

Ещё композиции, которые стрёмно звучат.

Музыка деменции - экспериментальный проект, чтобы через музыку прочувствовать на себе угасание сознания в стареющем теле. Если в начале музыка звучит нормально, то со временем музыка будет искажаться, пропадать обрывки, всё больше превращаться в какофонию, будет появляться гул ветра, пока в конце не наступит тишина.

Если мой знакомый приходил в ужас от анимаций cyriak, то я в подростковом возрасте шугался от этой композиции. От неё так и веет вайбами апокалипсиса. Кстати, действительно ли так кричат киты?

Ещё одна годная композиция из Siren: Blood Course, где женщина чуть ли не надрывает голос.

Обязательно поиграйте в Cry of Fear, она бесплатная. И в Doki Doki поиграйте, она тоже бесплатная.

Завершаю статью Сайлент Хиллом, что я подглядел в комментариях. И вы тоже пишите комментарий какая музыка пугает вас.

Не знаю можно ли это обозвать лонгом, тут текста не так много и скорее служит дополнением к видео и музыке.

3939
19 комментариев

...
чорт.

Я снова увидел эту кукълу из I Feel Fantastic.
Блядб :((
Ну, значит сегодня не спим, окей...

По сабжу - реально любопытно, автору спасибо за интересный материал.
UPD: Послушал треки, и могу с уверенностью сказать, что этот сабж вернул меня в лоно былого (сильного) интереса к крипоте. ТС, спасибо тебе!
UPD2: Таласин жжот, принимаю по 3 таблетки в день, круто вставляет, всё норм, разве что случаются приступы Teluge раз в месяц, но это reversible.

5
Ответить

Некоторые треки звучат неприятно, как пенопласт по стеклу, но это определенно не страх. Хотя у меня есть привычка включить какой-нибудь Lustmord и забыть про него, а потом задуматься, а что за херня стонет и где.
Причем тут "зловещая долина" тоже не совсем понятно, но я и ее с трудом замечаю.

3
Ответить

Один из самых известных тематических примеров - это саундтрек к Нечто Карпентера. Эннио Морриконе написал тревожный эмбиент, основа которого - сердцебиение, но фишка в том, что сердце бьется в неверном ритме, из-за чего становится не по себе. так он хотел подчеркнуть невозможность окончательного сходства подобия (инопланетной мрази-мимика) с оригиналом (несчастным полярником)

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

@КриворукийДеятель, приглашаю ознакомиться со статьёй.

2
Ответить