реклама
разместить

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Почему они до сих пор популярны.

В 70-е годы первые игровые автоматы положили начало целой индустрии, но сегодня кажется, будто они уходят в прошлое. Это и неудивительно: почти во всём мире аркады давно ассоциируются с ностальгией по восьмидесятым и девяностым, а в России поиграть в них можно разве что в детских развлекательных центрах, тематических кафе или музеях.

Но только не в Японии. Там культура игровых автоматов живёт и продолжает развиваться до сих пор. Разбираемся, почему аркады в Японии ещё популярны, как они изменились с годами и какие игры для них разрабатываются.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Что изменилось, а что осталось прежним

Аркады в Японии существуют и по сей день, но эпоха домашних консолей всё же сильно повлияла на их популярность. Количество залов с автоматами драматически сократилось: если в середине 80-х годов их было 44 тысячи, то сегодня зарегистрировано только 4856. Вместе с этим снизился и темп выпуска новых игр: в 90-е новые автоматы появлялись чуть ли не каждый месяц, а сейчас можно увидеть всего по нескольку релизов в год.

Новые игры, как и раньше, создают несколько компаний: Sega, Taito, Namco, Konami и Capcom. Они же и владеют всеми крупными аркадами и развлекательными центрами в Японии. Хоть внешний вид самих залов остался прежним, набор автоматов изменился. Появились игры, использующие тачскрин, VR и другие новые технологии. Ретро-автоматы, конечно, никуда не делись: на них всегда есть спрос среди завсегдатаев.

Контингент посетителей тоже поменялся: их средний возраст теперь составляет 40-50 лет. Всё потому что постоянные посетители повзрослели: раньше они забегали сюда на пару игр после учёбы, сегодня — во время перерыва на работе. Конечно, дети и подростки всё ещё играют в автоматы, да и поход в аркаду всей семьёй в выходной день — тоже не редкость. Однако основные посетители сегодня — люди за 40.

Такое «взросление» аудитории отражает не потерю интереса к автоматам среди молодежи, а скорее общую демографическую ситуацию: средний возраст жителя Японии сегодня — 47 лет. Владельцы аркад всё меньше ориентируются на нужды молодых: гораздо выгоднее привлечь в развлекательные центры людей постарше.

Например, треть посетителей Sega Dream Factory составляют пожилые за 60. Владельцы залов этому только рады, организовали для них целую систему бонусов и набор специальных услуг: в холодную погоду старикам предложат укрыться пледом.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Причина такой популярности среди пожилых проста: для них это хороший способ социализации. Если сначала бабушек и дедушек приводили в аркаду родственники, то теперь они приходят сами: играя в автоматы проще всего завести новых друзей своего возраста с похожими интересами. Во многих аркадах для таких посетителей даже организуют отдельные залы. Тут собраны в основном симуляторы азартных игр — любимое развлечение пожилых японцев. Помимо особого набора автоматов, здесь всё организовано по-другому: звук в играх настроен потише, нет толп и очередей, — атмосфера располагает к отдыху.

Аркадные автоматы сегодня

Выбор автоматов в современных японских аркадах богатый: здесь есть не только все классические игры, но и новые релизы. Свой тип автоматов есть и для каждой категории посетителей: для семейного отдыха спортивные симуляторы и другие командные игры с лёгким управлением, для подростков — игры посложнее и с соревновательным элементом, для завсегдатаев за 40 — классические автоматы из детства, а для пожилых — симуляторы ставок и азартных игр. В целом, все автоматы можно разделить на несколько категорий. Пройдёмся по каждой из них.

Музыкальные или ритм-игры

Игры, в которых нужно под музыку нажимать на кнопки, попадая в ритм, очень популярны среди японцев и в разных вариациях встречаются почти на всех консолях. Но в аркадах играть в них особенно весело: тут можно поиграть на эмуляторе музыкального инструмента или самому танцевать в ритм.

Обычно такие автоматы имитируют игру на инструменте или танцы. На экране автомата под музыку возникают символы, а задача игрока вовремя нажать соответствующую клавишу. У многих автоматов уникальные панели управления, которые не всегда можно приобрести для дома. Кроме того, звук и изображение у них всегда высокого качества. Этим и обусловлена неугасающая популярность автоматов с ритм-играми.

Симулятор игры на барабанах DrumMania

Почти все самые известные классические серии ритм-игр принадлежат Konami: Beatmania, Dance Dance Revolution, GuitarFreaks, DrumMania и другие. Можно сказать, что и сегодня Konami — лидер в производстве музыкальных игр: компания до сих пор продолжает выпускать новые автоматы. Например, в феврале 2016 года вышла танцевальная игра Dance Dance Revolution A, а в феврале 2017-го — Nostalgia, симулирующая игру на пианино.

Разработчики ритм-игр всегда старались придумывать оригинальные панели управления для своих автоматов, и сегодня эта тенденция сохраняется. Появляются автоматы необычной формы с сенсорными панелями, моушн-контролем и прочими новыми функциями.

Спортивные симуляторы

Симуляторы спортивных игр — одни из любимых развлечений для всей семьи. Управление на каждом автомате уникальное и обычно похоже на занятие реальным видом спорта.

Бывают и исключения: иногда спортивные симуляторы фокусируются на стратегической составляющей игры. Например, World Club Champion Football — симулятор менеджера футбольной команды. Игрок перемещает карточки спортсменов по столу, имитируя их расположение на поле, а автомат анализирует ситуацию и ведёт игру в футбол.

World Club Champion Football от Sega
World Club Champion Football от Sega

Одна из самых популярных игр в Японии среди людей старшего возраста — серия Star Horse от Sega. Это нечто среднее между симулятором лошадиных скачек и симулятором ставок.

Примечательно, что Star Horse расчитан на компанию. Несколько игроков собираются в специальном зале перед большим экраном, на котором проходят скачки. У каждого есть и персональный дисплей с панелью управления. На ней игрок сначала тренирует и обкатывает свою лошадь, после чего она может участвовать в скачках. Важный элемент игры — ставки. Если лошадь выигрывает гонку, а игрок — свою ставку, он может открыть новые апгрейды для своих лошадей. Поскольку Star Horse — лишь имитация азартной игры, реальные деньги в ней ставить нельзя.

Новая серия автоматов StarHorse3 SeasonⅤ EXCEED THE LIMIT вышла в 2016 году
Новая серия автоматов StarHorse3 SeasonⅤ EXCEED THE LIMIT вышла в 2016 году
Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Никуда не делись и ретро-автоматы от Sega вроде Sports Jam и Power Smash, вышедшая на западе под названием Virtua Tennis. У этих автоматов классическое управление: стик и несколько кнопок. Хотя эти игры давно портированы на консоли, желающих сыграть в них в аркаде всё ещё немало.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Симуляторы свиданий

Ещё один тип симуляторов, встречающихся в аркадах Японии. Хотя последнее время большая часть игр жанра дейтсим выходит на консолях, ПК и мобильных платформах, некоторые релизы добираются и до аркад.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Например, игра Love Plus от Konami вышла не только на Nintendo 3DS и iOS, но и появилась в автоматах. Игроков эта версия может привлечь возможностью обрабатывать и распечатывать фотографии девушек прямо через автомат.

Гонки

Реалистичные в управлении гоночные автоматы с динамичными короткими игровыми сессиями всегда находили свою аудиторию в Японии. Управление машиной у разных автоматов не всегда одинаковое, но обычно выглядит знакомо: руль, коробка передач, педали.

Геймплей Wangan Midnight 5 DX

Гоночные симуляторы и сегодня пользуются большой популярностью, а новые автоматы с ними появляются регулярно. Например, в 2018-м Японию ждет релиз SEGA World Drivers Championship 2018.

Гоночный автомат Mario Cart Arcade Grand Prix 2
Гоночный автомат Mario Cart Arcade Grand Prix 2

Шутеры

С шутерами всё ясно: игрок использует контроллер в форме огнестрельного оружия и целится им прямо в экран. В зависимости от тематики игры форма контроллера может быть разной. Самая распространённая, конечно, — пистолет, но встречаются и ружья, автоматы и футуристичные модели.

Вероятно из-за такого простого и реалистичного способа игры в японских аркадах продолжают стабильно появляться новые шутеры: например, в 2016-м вышла Point Blank, а в 2018 году — Shoot Away Pro (обе от Namco).

Файтинги

В золотую эпоху аркад файтинги были одним из наиболее популярных жанров для игровых автоматов. И хотя с тех пор они массово портировались на домашние консоли, не все серии полностью исчезли из залов с автоматами. Некоторые разработчики поддерживают традицию выхода на оригинальной платформе: аркадный релиз файтингов раньше всегда предшествовал его выходу на консолях.

Два основных конкурирующих файтинга, выходящих на игровых автоматах, — Street Fighter от Capcom и Tekken от Namco. Последнее время подходы этих двух компаний к продвижению своих франшиз изменились.

Namco до последнего верны традициям: каждая новая игра серии Tekken до сих пор сначала выходит на автоматах, и лишь потом портируется на консоли. Capcom до недавнего времени тоже выпускали почти каждую новую часть в аркадах: в первую очередь в дань традиции.

Посетители JAEPO 2016 играют в Tekken 7
Посетители JAEPO 2016 играют в Tekken 7

Правда с выходом Street Fighter V компания изменила свою стратегию и сразу же выпустила игру на домашних консолях, минуя аркадный релиз. И похоже, что Capcom вовсе не намерена разрабатывать версию для автоматов. В октябре 2017 года вышел неофициальный аркадный порт от Taito для их эксклюзивного соревнования. Разработчики заранее сообщили, что автоматы не попадут в развлекательные центры Японии: эта версия Street Fighter V была временно доступна только на мероприятии от Taito.

Но даже если эпоха аркадных файтингов уходит в прошлое, они навсегда оставили свой след в истории японского гейминга. Стоит только вспомнить контроллеры, которыми предпочитают пользоваться многие любители файтингов.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Фотокабинки

На первый взгляд фотокабинки или «пурикура» не имеют никакого отношения к играм, однако последнее время они прочно обосновались в залах с игровыми автоматами. Слово «пурикура» образовано от слов «print» и «club» и отражает одну из функций автомата — мгновенную печать фотографий.

От обычной фотокабинки пурикура отличается наличием дополнительных функций. Например, можно изменить себе черты лица на фото: увеличить размер глаз, уменьшить скулы, осветлить цвет кожи или добавить макияж. А после можно сменить фон, наложить на фотографию стикеры и разные надписи.

Пурикура считается чуть ли не исключительно молодежным развлечением: сюда обычно заходят сделать фото в компании друзей и запечатлеть памятную встречу. Стоит фото в такой фотокабинке от 100 до 500 йен (примерно 50-250 рублей).

Призовые игры

Сложно представить аркаду без классических призовых игр вроде кран-машин или UFO catcher (ловец НЛО). Они, пожалуй, одни из немногих автоматов повсеместно сохранившихся во всем мире, в том числе и в России.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Принцип работы прост: с помощью пары рычагов или кнопок игрок управляет маленьким подъёмным краном. Задача — вытянуть из автомата понравившийся приз. Помимо классических мягкий игрушек, в Японии встречаются и другие призы: стикеры, брелоки и конфеты.

Популярны и автоматы с капсулами. В небольших пластиковых капсулах прячутся игрушки и фигурки известных персонажей из поп-культуры. Посетитель просто закидывает в машину мелочь и надеется на удачу: из капсулы может выпасть что-то редкое. Такие автоматы популярны среди коллекционеров фигурок: за мелочь можно выиграть очень дорогую и редкую игрушку.

В каждом автомате представлены игрушки одной серии
В каждом автомате представлены игрушки одной серии

Патинко

Пожалуй, одна из наиболее популярных азартных игр в Японии — патинко можно найти почти в любой аркаде. У этой игры нет целевой аудитории — в неё играют посетители всех возрастов: всё потому что никакого особого навыка для этого не требуется.

Патинко устроены довольно просто и напоминает пинбол: автомат представляет собой деревянную панель с различными препятствиями и устройством для запуска специальных металлических шариков. Игрок покупает обычно от сотни до тысячи шариков и засыпает их в патинко. Один шарик стоит от 0,5 до 4 йен (примерно от 50 копеек до 2 рублей).

Всё, что требуется далее, — отрегулировать скорость, с которой шарики будут вылетать на поле. В отличие от пинбола остальное уже от игрока не зависит. Если шарики попадают в нужное отверстие, то выдаётся бонус в виде новых шариков.

В целом, принцип работы патинко одинаков, но все автоматы немного разные: на некоторых есть дополнительные кнопки и отверстия для шариков. Ещё есть патинко со встроенным механизмом слотов. Такие автоматы называются «патисло» — симулятор игры в слоты. Вместо шариков игрок использует жетоны, а вместо деревянной панели — барабан. Игрок раскручивает его, чтобы картинки на нескольких частях барабана совпали.

Цель — выбить из автомата как можно больше металлических шариков или жетонов. Раньше выигрыш нельзя было менять на деньги — азартные игры в Японии были официально запрещены до недавнего времени. Шарики обменивались на разные призы: чем их больше — тем дороже приз. Выбор призов был большим: от безделушек до дорогих электроприборов. На деле же существовали способы обойти этот запрет и обменять призы на деньги: это делало патинко фактически легальной азартной игрой.

В патинко залах почти всегда очень прокурено и шумно
В патинко залах почти всегда очень прокурено и шумно

В декабре 2016 года запрет на ставки и азартные игры был снят, так что многие патинко перешли на выдачу денежного выигрыша. Сегодня эти автоматы встречаются не только в аркадах: есть даже специальные патинко-залы. Вход в них разрешён от 18 лет, и кроме патинко тут есть только несколько автоматов с едой и напитками. Так что если раньше патинко называли «симуляторами азартных игр», то сегодня они стали полноценной азартной игрой.

Своими размерами некоторые патинко-залы напоминают казино в Лас-Вегасе

Почему аркады всё ещё существуют

С каждым годом содержать аркады становится всё сложнее. Опрос одного из главных банков Японии среди людей с постоянным заработком от 20 до 60 в 2016 году показал: денег на карманные расходы у японцев с каждым годом всё меньше. Это, в частности, объясняет сокращение трат на развлечения вроде игровых автоматов. Но даже несмотря на уменьшение прибыли, залы не спешат закрываться. На то есть несколько причин.

Во-первых, для производителей игровых автоматов, аркады — не просто способ заработать. Это то, с чего начинали самые крупные игровые компании, их культурное наследие. Но и не только для них. Это — часть городского пейзажа и часть истории Японии, с которой жители не спешат расстаться окончательно.

Развлекательный центр Sega в квартале Акихабара, Токио
Развлекательный центр Sega в квартале Акихабара, Токио

Конечно, разработчики не будут работать себе в убыток только ради чувства ностальгии: прибыль продолжает поступать. Помимо стабильного дохода с классических автоматов, компании зарабатывают и благодаря новым релизам. Помимо аркадных эксклюзивов в развлекательные центры попадают и консольные релизы.

Эксклюзивы — это в первую очередь игры, использующие дорогие и громоздкие аксессуары для управления, которые неудобно держать дома. Не у всех есть дорогостоящие гаджеты вроде очков виртуальной реальности, зато за небольшую сумму в аркаде попробовать их может каждый.

Есть свои причины и для выпуска в аркадах игр с других платформ. Одновременно с консольным релизом в автоматах выходят в основном файтинги и ритм-игры. Такие жанры тут подходят лучше всего: в некоторые из них можно поиграть вдвоём, а игровые сессии обычно очень короткие. Причин поиграть, меж тем, немало: например, чтобы опробовать новинки перед покупкой на консоль. Кроме того, не у всех дома есть большой экран и аудиосистема, как в аркадах. Да и собраться поиграть с друзьями тут гораздо проще.

Выставка игровых автоматов <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Farcadeheroes.com%2F2018%2F02%2F09%2Fjaepo-2018-part-i-new-arcade-games-coming-from-japan%2F&postId=17365" rel="nofollow noopener" target="_blank">JAEPO 2018</a>, прошедшая в феврале
Выставка игровых автоматов JAEPO 2018, прошедшая в феврале

Для крупных компаний автоматы — это ещё и отличный способ лишний раз заработать на известных франшизах. Например, добавить в аркадную версию игры эксклюзивный контент, или даже сделать отдельную игру с дополнительными материалами. Можно вспомнить Konami и их злосчастный патинко-автомат по Metal Gear Solid: Snake Eater, вышедший в Японии в 2016 году.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

По мере подкармливания автомата металлическими шариками игроку показывают ремастер Snake Eater. Каждая катсцена точно воссозданна на Fox Engine — движке, использовавшемся при разработке Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. При этом катсцены нельзя посмотреть нигде, кроме как на экране патинко-автомата: фанатам серии придётся потратить деньги в аркадах ради эксклюзивного контента.

Для Konami это не первое подобное решение: в 2015-м компания выпустила патинко по Silent Hill. Этот автомат тоже вызвал много негативных отзывов. Всё потому, что многие фанаты ожидали полноценного релиза: Konami сначала выпустили тизер-трейлер игры во вселенной Silent Hill без упоминания патинко.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Однако, несмотря на негативную реакцию фанатов Metal Gear и Silent Hill, решение Konami отказаться от разработки крупных проектов в пользу аркадных автоматов принесла компании финансовый успех. В 2016 году общий доход Konami составил 249 миллиардов йен (около 134 миллиардов рублей) — на 31 миллиард больше, чем в предыдущий год. Насколько успешной окажется новая политика компании в долгосрочной перспективе неизвестно, но пока она кажется весьма выгодной.

Но на самом деле Konami — далеко не первые, кто использовал патинко для дополнительного заработка на своей франшизе. Так делает абсолютное большинство японских разработчиков.

Всё потому, что патинко — самый прибыльный тип игрового автомата на сегодняшний момент. Не удивительно: патинко — азартная игра, которая может вызвать зависимость. А до недавнего времени у неё ещё и не было альтернатив.

Сегодня из-за отмены запрета на азартные игры интерес к патинко немного упал, но в целом ситуация не изменилась. Почти 25% японцев регулярно проводят время играя в патинко и тратят на это около 4 триллионов йен (примерно 2 триллиона рублей) в год. И это только постоянные посетители. Даже тот, кто не интересуется азартными играми, наверняка заглянет в аркаду, если там появится автомат, стилизованный под его любимую франшизу.

Конечно, аркады продолжают существовать не только из-за патинко: благодаря новому закону гейминг и азартные игры постепенно отдаляются друг от друга. Зато сегодня многие приходят в аркады попробовать последние технологические достижения игровой индустрии, и это может дать новый автоматам толчок популярности. Например, VR привлекает посетителей возможностью увидеть старые игры в новом формате.

Вышедшая в 2017-м Mario Cart Arcade Grand Prix VR
Вышедшая в 2017-м Mario Cart Arcade Grand Prix VR

Интересны игрокам и другие технологические новшества: уникальные контроллеры, встроенные веб-камеры, новые жанры симуляторов и прочее.

Популярность аркад во всём мире продолжает утихать, но в Японии им ещё далеко до полного исчезновения. Здесь они — не просто дань прошлому, но и площадка для геймдизайнерских экспериментов. Разработчикам автоматов не приходится ставить во главу угла компактность контроллеров и экономичность оборудования: любые самые смелые решения можно воплотить в жизнь. Это выгодно и посетителям: всего за пару сотен йен они могут попробовать дорогую игру, полную технологических новшеств.

Немаловажна и культура посещения аркад: это повод провести время с друзьями и семьей или познакомиться с новыми людьми, а для многих и вовсе — единственный способ социализации. С годами аркады только прочнее укоренились в быту японцев: их посещают люди всех возрастов, независимо от социального происхождения и гендера.

Для многих поход в зал с автоматами превратился в рутину: сюда заходят чуть ли не каждый день во время перерыва на работе или учебе, просто в силу привычки. Так что на сегодняшний момент можно с уверенностью сказать — аркады в Японии пока не спешат уходить в прошлое.

227227
реклама
разместить
61 комментарий

Контингент посетителей тоже поменялся: их средний возраст теперь составляет 40-50 лет.

Мне кажется, это грустная картина.

9

отдыхающие японцы это вообще картина та еще.
пьют как не в себя.
плавно падающий на дорогу в положении столба японец вечером в пятницу - привычная картина.
при этом в понедельник все бодрые и веселые на работе, надо сказать.
в подземке адовая толкучка в полдвенадцатого ночи.
группки девушек, треть в юката, треть в европейской бизнес-одежде, оставшиеся - кибергот-лолиты хзч. всем пофиг.
караоке из каждого утюга. прямо вот из каждого, и там все пьяные, конечно.

в общем, средний градус безумия весьма существенно превосходит довольно смелые ожидания. но это и прикольно.
забавно быть единственным европейцем и на голову выше почти всех в переполненном вагоне ночного метро :)

22

"Симулятор пьяного папани" - мой фаворит.

8

Wangan Midnight — охренительная серия аркадных гонок (как и манга с аниме). Играл в Японии и невероятно «втащило» под классический трансовый OST от Юдзо Косиро (композитор Streets of Rage). Очень жалко, что эта серия практически обошла консоли. На PS3, PS2 и PSP вышли игры, но OST там был скучный.

5

А вот анимешка получилась чуть нудноватой, после ID.
Все же кольцевые гонки менее зрелищны, чем дрифт в горах.

3

Трансовый ост от боженьки, это да, порой садился за Ванган только ради него. Очень расслабляло после сессий за рулём кабинета Initial D Arcade Stage. В оба играл в Китае во время 3 курса в Хэйхэ.

А вот анимца мне дико не понравилась, даже не потому что тюнинг и нудятина (тут как раз таки всё на уровне), а потому что персонажи вели себя просто как последние 47-хромосомные дауны не от мира сего.

1
Раскрывать всегда
Bethesda о поддержке Starfield в 2025 году: «У нас в планах много интересного»

Студия поделится подробностями позже.

Bethesda о поддержке Starfield в 2025 году: «У нас в планах много интересного»
120120
7777
99
22
Как же хочется поиграть, е мае. Обязательно доберусь до него в этом году. Подозреваю тут как с четвертым фолом - вокруг один хейт, а по факту игра 10\10 и тупо ГОТИ 2015.
реклама
разместить
Студия Mechanics VoiceOver начала сбор на русскую озвучку Split Fiction

Требуется 500 тысяч рублей.

Студия Mechanics VoiceOver начала сбор на русскую озвучку Split Fiction
250250
4343
1616
1010
22
22
11
Сейчас бы быть заложником одного языка.
У кого так же?
443443
3838
88
22
11
i3 2110, rtx 4060ti, ddr3 6gb, hdd 120
Появился ещё один тизер третьего сезона аниме «Ванпанчмен»

Он стартует в октябре.

9090
1111
88
11
11
11
После Наруто другие сенены уже и не хочется смотреть. Заранее понимаешь, что лучше уже ничего не будет
Split Fiction стартовала с 50 тысяч онлайна и «крайне положительных» отзывов в Steam

Успешный успех.

Split Fiction стартовала с 50 тысяч онлайна и «крайне положительных» отзывов в Steam
116116
1313
66
22
22
Ну так шикарная игра. С женой вчера часика три кайфовали. Игра более динамичная чем it takes two. Прекрасное развитие жанра
Ты проснулся с такой суммой. Твой действия?
Ты проснулся с такой суммой. Твой действия?
9595
1515
55
33
33
11
11
Зайду в кэшбек, там что-то новенькое
Легендарное сражение, вошедшее в историю
104104
5858
33
11
В Marvel Rivals добавили временный игровой режим с клонами

Теперь в матчах может происходить настоящее безумие.

3939
88
55
44
11
Продолжаем не играть в Марвел райвалс
[]