Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Почему они до сих пор популярны.

В 70-е годы первые игровые автоматы положили начало целой индустрии, но сегодня кажется, будто они уходят в прошлое. Это и неудивительно: почти во всём мире аркады давно ассоциируются с ностальгией по восьмидесятым и девяностым, а в России поиграть в них можно разве что в детских развлекательных центрах, тематических кафе или музеях.

Но только не в Японии. Там культура игровых автоматов живёт и продолжает развиваться до сих пор. Разбираемся, почему аркады в Японии ещё популярны, как они изменились с годами и какие игры для них разрабатываются.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Что изменилось, а что осталось прежним

Аркады в Японии существуют и по сей день, но эпоха домашних консолей всё же сильно повлияла на их популярность. Количество залов с автоматами драматически сократилось: если в середине 80-х годов их было 44 тысячи, то сегодня зарегистрировано только 4856. Вместе с этим снизился и темп выпуска новых игр: в 90-е новые автоматы появлялись чуть ли не каждый месяц, а сейчас можно увидеть всего по нескольку релизов в год.

Новые игры, как и раньше, создают несколько компаний: Sega, Taito, Namco, Konami и Capcom. Они же и владеют всеми крупными аркадами и развлекательными центрами в Японии. Хоть внешний вид самих залов остался прежним, набор автоматов изменился. Появились игры, использующие тачскрин, VR и другие новые технологии. Ретро-автоматы, конечно, никуда не делись: на них всегда есть спрос среди завсегдатаев.

Контингент посетителей тоже поменялся: их средний возраст теперь составляет 40-50 лет. Всё потому что постоянные посетители повзрослели: раньше они забегали сюда на пару игр после учёбы, сегодня — во время перерыва на работе. Конечно, дети и подростки всё ещё играют в автоматы, да и поход в аркаду всей семьёй в выходной день — тоже не редкость. Однако основные посетители сегодня — люди за 40.

Такое «взросление» аудитории отражает не потерю интереса к автоматам среди молодежи, а скорее общую демографическую ситуацию: средний возраст жителя Японии сегодня — 47 лет. Владельцы аркад всё меньше ориентируются на нужды молодых: гораздо выгоднее привлечь в развлекательные центры людей постарше.

Например, треть посетителей Sega Dream Factory составляют пожилые за 60. Владельцы залов этому только рады, организовали для них целую систему бонусов и набор специальных услуг: в холодную погоду старикам предложат укрыться пледом.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Причина такой популярности среди пожилых проста: для них это хороший способ социализации. Если сначала бабушек и дедушек приводили в аркаду родственники, то теперь они приходят сами: играя в автоматы проще всего завести новых друзей своего возраста с похожими интересами. Во многих аркадах для таких посетителей даже организуют отдельные залы. Тут собраны в основном симуляторы азартных игр — любимое развлечение пожилых японцев. Помимо особого набора автоматов, здесь всё организовано по-другому: звук в играх настроен потише, нет толп и очередей, — атмосфера располагает к отдыху.

Аркадные автоматы сегодня

Выбор автоматов в современных японских аркадах богатый: здесь есть не только все классические игры, но и новые релизы. Свой тип автоматов есть и для каждой категории посетителей: для семейного отдыха спортивные симуляторы и другие командные игры с лёгким управлением, для подростков — игры посложнее и с соревновательным элементом, для завсегдатаев за 40 — классические автоматы из детства, а для пожилых — симуляторы ставок и азартных игр. В целом, все автоматы можно разделить на несколько категорий. Пройдёмся по каждой из них.

Музыкальные или ритм-игры

Игры, в которых нужно под музыку нажимать на кнопки, попадая в ритм, очень популярны среди японцев и в разных вариациях встречаются почти на всех консолях. Но в аркадах играть в них особенно весело: тут можно поиграть на эмуляторе музыкального инструмента или самому танцевать в ритм.

Обычно такие автоматы имитируют игру на инструменте или танцы. На экране автомата под музыку возникают символы, а задача игрока вовремя нажать соответствующую клавишу. У многих автоматов уникальные панели управления, которые не всегда можно приобрести для дома. Кроме того, звук и изображение у них всегда высокого качества. Этим и обусловлена неугасающая популярность автоматов с ритм-играми.

Симулятор игры на барабанах DrumMania

Почти все самые известные классические серии ритм-игр принадлежат Konami: Beatmania, Dance Dance Revolution, GuitarFreaks, DrumMania и другие. Можно сказать, что и сегодня Konami — лидер в производстве музыкальных игр: компания до сих пор продолжает выпускать новые автоматы. Например, в феврале 2016 года вышла танцевальная игра Dance Dance Revolution A, а в феврале 2017-го — Nostalgia, симулирующая игру на пианино.

Разработчики ритм-игр всегда старались придумывать оригинальные панели управления для своих автоматов, и сегодня эта тенденция сохраняется. Появляются автоматы необычной формы с сенсорными панелями, моушн-контролем и прочими новыми функциями.

Спортивные симуляторы

Симуляторы спортивных игр — одни из любимых развлечений для всей семьи. Управление на каждом автомате уникальное и обычно похоже на занятие реальным видом спорта.

Бывают и исключения: иногда спортивные симуляторы фокусируются на стратегической составляющей игры. Например, World Club Champion Football — симулятор менеджера футбольной команды. Игрок перемещает карточки спортсменов по столу, имитируя их расположение на поле, а автомат анализирует ситуацию и ведёт игру в футбол.

World Club Champion Football от Sega
World Club Champion Football от Sega

Одна из самых популярных игр в Японии среди людей старшего возраста — серия Star Horse от Sega. Это нечто среднее между симулятором лошадиных скачек и симулятором ставок.

Примечательно, что Star Horse расчитан на компанию. Несколько игроков собираются в специальном зале перед большим экраном, на котором проходят скачки. У каждого есть и персональный дисплей с панелью управления. На ней игрок сначала тренирует и обкатывает свою лошадь, после чего она может участвовать в скачках. Важный элемент игры — ставки. Если лошадь выигрывает гонку, а игрок — свою ставку, он может открыть новые апгрейды для своих лошадей. Поскольку Star Horse — лишь имитация азартной игры, реальные деньги в ней ставить нельзя.

Новая серия автоматов StarHorse3 SeasonⅤ EXCEED THE LIMIT вышла в 2016 году
Новая серия автоматов StarHorse3 SeasonⅤ EXCEED THE LIMIT вышла в 2016 году
Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Никуда не делись и ретро-автоматы от Sega вроде Sports Jam и Power Smash, вышедшая на западе под названием Virtua Tennis. У этих автоматов классическое управление: стик и несколько кнопок. Хотя эти игры давно портированы на консоли, желающих сыграть в них в аркаде всё ещё немало.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Симуляторы свиданий

Ещё один тип симуляторов, встречающихся в аркадах Японии. Хотя последнее время большая часть игр жанра дейтсим выходит на консолях, ПК и мобильных платформах, некоторые релизы добираются и до аркад.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Например, игра Love Plus от Konami вышла не только на Nintendo 3DS и iOS, но и появилась в автоматах. Игроков эта версия может привлечь возможностью обрабатывать и распечатывать фотографии девушек прямо через автомат.

Гонки

Реалистичные в управлении гоночные автоматы с динамичными короткими игровыми сессиями всегда находили свою аудиторию в Японии. Управление машиной у разных автоматов не всегда одинаковое, но обычно выглядит знакомо: руль, коробка передач, педали.

Геймплей Wangan Midnight 5 DX

Гоночные симуляторы и сегодня пользуются большой популярностью, а новые автоматы с ними появляются регулярно. Например, в 2018-м Японию ждет релиз SEGA World Drivers Championship 2018.

Гоночный автомат Mario Cart Arcade Grand Prix 2
Гоночный автомат Mario Cart Arcade Grand Prix 2

Шутеры

С шутерами всё ясно: игрок использует контроллер в форме огнестрельного оружия и целится им прямо в экран. В зависимости от тематики игры форма контроллера может быть разной. Самая распространённая, конечно, — пистолет, но встречаются и ружья, автоматы и футуристичные модели.

Вероятно из-за такого простого и реалистичного способа игры в японских аркадах продолжают стабильно появляться новые шутеры: например, в 2016-м вышла Point Blank, а в 2018 году — Shoot Away Pro (обе от Namco).

Файтинги

В золотую эпоху аркад файтинги были одним из наиболее популярных жанров для игровых автоматов. И хотя с тех пор они массово портировались на домашние консоли, не все серии полностью исчезли из залов с автоматами. Некоторые разработчики поддерживают традицию выхода на оригинальной платформе: аркадный релиз файтингов раньше всегда предшествовал его выходу на консолях.

Два основных конкурирующих файтинга, выходящих на игровых автоматах, — Street Fighter от Capcom и Tekken от Namco. Последнее время подходы этих двух компаний к продвижению своих франшиз изменились.

Namco до последнего верны традициям: каждая новая игра серии Tekken до сих пор сначала выходит на автоматах, и лишь потом портируется на консоли. Capcom до недавнего времени тоже выпускали почти каждую новую часть в аркадах: в первую очередь в дань традиции.

Посетители JAEPO 2016 играют в Tekken 7
Посетители JAEPO 2016 играют в Tekken 7

Правда с выходом Street Fighter V компания изменила свою стратегию и сразу же выпустила игру на домашних консолях, минуя аркадный релиз. И похоже, что Capcom вовсе не намерена разрабатывать версию для автоматов. В октябре 2017 года вышел неофициальный аркадный порт от Taito для их эксклюзивного соревнования. Разработчики заранее сообщили, что автоматы не попадут в развлекательные центры Японии: эта версия Street Fighter V была временно доступна только на мероприятии от Taito.

Но даже если эпоха аркадных файтингов уходит в прошлое, они навсегда оставили свой след в истории японского гейминга. Стоит только вспомнить контроллеры, которыми предпочитают пользоваться многие любители файтингов.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Фотокабинки

На первый взгляд фотокабинки или «пурикура» не имеют никакого отношения к играм, однако последнее время они прочно обосновались в залах с игровыми автоматами. Слово «пурикура» образовано от слов «print» и «club» и отражает одну из функций автомата — мгновенную печать фотографий.

От обычной фотокабинки пурикура отличается наличием дополнительных функций. Например, можно изменить себе черты лица на фото: увеличить размер глаз, уменьшить скулы, осветлить цвет кожи или добавить макияж. А после можно сменить фон, наложить на фотографию стикеры и разные надписи.

Пурикура считается чуть ли не исключительно молодежным развлечением: сюда обычно заходят сделать фото в компании друзей и запечатлеть памятную встречу. Стоит фото в такой фотокабинке от 100 до 500 йен (примерно 50-250 рублей).

Призовые игры

Сложно представить аркаду без классических призовых игр вроде кран-машин или UFO catcher (ловец НЛО). Они, пожалуй, одни из немногих автоматов повсеместно сохранившихся во всем мире, в том числе и в России.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Принцип работы прост: с помощью пары рычагов или кнопок игрок управляет маленьким подъёмным краном. Задача — вытянуть из автомата понравившийся приз. Помимо классических мягкий игрушек, в Японии встречаются и другие призы: стикеры, брелоки и конфеты.

Популярны и автоматы с капсулами. В небольших пластиковых капсулах прячутся игрушки и фигурки известных персонажей из поп-культуры. Посетитель просто закидывает в машину мелочь и надеется на удачу: из капсулы может выпасть что-то редкое. Такие автоматы популярны среди коллекционеров фигурок: за мелочь можно выиграть очень дорогую и редкую игрушку.

В каждом автомате представлены игрушки одной серии
В каждом автомате представлены игрушки одной серии

Патинко

Пожалуй, одна из наиболее популярных азартных игр в Японии — патинко можно найти почти в любой аркаде. У этой игры нет целевой аудитории — в неё играют посетители всех возрастов: всё потому что никакого особого навыка для этого не требуется.

Патинко устроены довольно просто и напоминает пинбол: автомат представляет собой деревянную панель с различными препятствиями и устройством для запуска специальных металлических шариков. Игрок покупает обычно от сотни до тысячи шариков и засыпает их в патинко. Один шарик стоит от 0,5 до 4 йен (примерно от 50 копеек до 2 рублей).

Всё, что требуется далее, — отрегулировать скорость, с которой шарики будут вылетать на поле. В отличие от пинбола остальное уже от игрока не зависит. Если шарики попадают в нужное отверстие, то выдаётся бонус в виде новых шариков.

В целом, принцип работы патинко одинаков, но все автоматы немного разные: на некоторых есть дополнительные кнопки и отверстия для шариков. Ещё есть патинко со встроенным механизмом слотов. Такие автоматы называются «патисло» — симулятор игры в слоты. Вместо шариков игрок использует жетоны, а вместо деревянной панели — барабан. Игрок раскручивает его, чтобы картинки на нескольких частях барабана совпали.

Цель — выбить из автомата как можно больше металлических шариков или жетонов. Раньше выигрыш нельзя было менять на деньги — азартные игры в Японии были официально запрещены до недавнего времени. Шарики обменивались на разные призы: чем их больше — тем дороже приз. Выбор призов был большим: от безделушек до дорогих электроприборов. На деле же существовали способы обойти этот запрет и обменять призы на деньги: это делало патинко фактически легальной азартной игрой.

В патинко залах почти всегда очень прокурено и шумно
В патинко залах почти всегда очень прокурено и шумно

В декабре 2016 года запрет на ставки и азартные игры был снят, так что многие патинко перешли на выдачу денежного выигрыша. Сегодня эти автоматы встречаются не только в аркадах: есть даже специальные патинко-залы. Вход в них разрешён от 18 лет, и кроме патинко тут есть только несколько автоматов с едой и напитками. Так что если раньше патинко называли «симуляторами азартных игр», то сегодня они стали полноценной азартной игрой.

Своими размерами некоторые патинко-залы напоминают казино в Лас-Вегасе

Почему аркады всё ещё существуют

С каждым годом содержать аркады становится всё сложнее. Опрос одного из главных банков Японии среди людей с постоянным заработком от 20 до 60 в 2016 году показал: денег на карманные расходы у японцев с каждым годом всё меньше. Это, в частности, объясняет сокращение трат на развлечения вроде игровых автоматов. Но даже несмотря на уменьшение прибыли, залы не спешат закрываться. На то есть несколько причин.

Во-первых, для производителей игровых автоматов, аркады — не просто способ заработать. Это то, с чего начинали самые крупные игровые компании, их культурное наследие. Но и не только для них. Это — часть городского пейзажа и часть истории Японии, с которой жители не спешат расстаться окончательно.

Развлекательный центр Sega в квартале Акихабара, Токио
Развлекательный центр Sega в квартале Акихабара, Токио

Конечно, разработчики не будут работать себе в убыток только ради чувства ностальгии: прибыль продолжает поступать. Помимо стабильного дохода с классических автоматов, компании зарабатывают и благодаря новым релизам. Помимо аркадных эксклюзивов в развлекательные центры попадают и консольные релизы.

Эксклюзивы — это в первую очередь игры, использующие дорогие и громоздкие аксессуары для управления, которые неудобно держать дома. Не у всех есть дорогостоящие гаджеты вроде очков виртуальной реальности, зато за небольшую сумму в аркаде попробовать их может каждый.

Есть свои причины и для выпуска в аркадах игр с других платформ. Одновременно с консольным релизом в автоматах выходят в основном файтинги и ритм-игры. Такие жанры тут подходят лучше всего: в некоторые из них можно поиграть вдвоём, а игровые сессии обычно очень короткие. Причин поиграть, меж тем, немало: например, чтобы опробовать новинки перед покупкой на консоль. Кроме того, не у всех дома есть большой экран и аудиосистема, как в аркадах. Да и собраться поиграть с друзьями тут гораздо проще.

Выставка игровых автоматов <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Farcadeheroes.com%2F2018%2F02%2F09%2Fjaepo-2018-part-i-new-arcade-games-coming-from-japan%2F&postId=17365" rel="nofollow noopener" target="_blank">JAEPO 2018</a>, прошедшая в феврале
Выставка игровых автоматов JAEPO 2018, прошедшая в феврале

Для крупных компаний автоматы — это ещё и отличный способ лишний раз заработать на известных франшизах. Например, добавить в аркадную версию игры эксклюзивный контент, или даже сделать отдельную игру с дополнительными материалами. Можно вспомнить Konami и их злосчастный патинко-автомат по Metal Gear Solid: Snake Eater, вышедший в Японии в 2016 году.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

По мере подкармливания автомата металлическими шариками игроку показывают ремастер Snake Eater. Каждая катсцена точно воссозданна на Fox Engine — движке, использовавшемся при разработке Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. При этом катсцены нельзя посмотреть нигде, кроме как на экране патинко-автомата: фанатам серии придётся потратить деньги в аркадах ради эксклюзивного контента.

Для Konami это не первое подобное решение: в 2015-м компания выпустила патинко по Silent Hill. Этот автомат тоже вызвал много негативных отзывов. Всё потому, что многие фанаты ожидали полноценного релиза: Konami сначала выпустили тизер-трейлер игры во вселенной Silent Hill без упоминания патинко.

Пока ещё живая легенда: современные аркадные автоматы Японии

Однако, несмотря на негативную реакцию фанатов Metal Gear и Silent Hill, решение Konami отказаться от разработки крупных проектов в пользу аркадных автоматов принесла компании финансовый успех. В 2016 году общий доход Konami составил 249 миллиардов йен (около 134 миллиардов рублей) — на 31 миллиард больше, чем в предыдущий год. Насколько успешной окажется новая политика компании в долгосрочной перспективе неизвестно, но пока она кажется весьма выгодной.

Но на самом деле Konami — далеко не первые, кто использовал патинко для дополнительного заработка на своей франшизе. Так делает абсолютное большинство японских разработчиков.

Всё потому, что патинко — самый прибыльный тип игрового автомата на сегодняшний момент. Не удивительно: патинко — азартная игра, которая может вызвать зависимость. А до недавнего времени у неё ещё и не было альтернатив.

Сегодня из-за отмены запрета на азартные игры интерес к патинко немного упал, но в целом ситуация не изменилась. Почти 25% японцев регулярно проводят время играя в патинко и тратят на это около 4 триллионов йен (примерно 2 триллиона рублей) в год. И это только постоянные посетители. Даже тот, кто не интересуется азартными играми, наверняка заглянет в аркаду, если там появится автомат, стилизованный под его любимую франшизу.

Конечно, аркады продолжают существовать не только из-за патинко: благодаря новому закону гейминг и азартные игры постепенно отдаляются друг от друга. Зато сегодня многие приходят в аркады попробовать последние технологические достижения игровой индустрии, и это может дать новый автоматам толчок популярности. Например, VR привлекает посетителей возможностью увидеть старые игры в новом формате.

Вышедшая в 2017-м Mario Cart Arcade Grand Prix VR
Вышедшая в 2017-м Mario Cart Arcade Grand Prix VR

Интересны игрокам и другие технологические новшества: уникальные контроллеры, встроенные веб-камеры, новые жанры симуляторов и прочее.

Популярность аркад во всём мире продолжает утихать, но в Японии им ещё далеко до полного исчезновения. Здесь они — не просто дань прошлому, но и площадка для геймдизайнерских экспериментов. Разработчикам автоматов не приходится ставить во главу угла компактность контроллеров и экономичность оборудования: любые самые смелые решения можно воплотить в жизнь. Это выгодно и посетителям: всего за пару сотен йен они могут попробовать дорогую игру, полную технологических новшеств.

Немаловажна и культура посещения аркад: это повод провести время с друзьями и семьей или познакомиться с новыми людьми, а для многих и вовсе — единственный способ социализации. С годами аркады только прочнее укоренились в быту японцев: их посещают люди всех возрастов, независимо от социального происхождения и гендера.

Для многих поход в зал с автоматами превратился в рутину: сюда заходят чуть ли не каждый день во время перерыва на работе или учебе, просто в силу привычки. Так что на сегодняшний момент можно с уверенностью сказать — аркады в Японии пока не спешат уходить в прошлое.

225225
61 комментарий

Контингент посетителей тоже поменялся: их средний возраст теперь составляет 40-50 лет.

Мне кажется, это грустная картина.

9
Ответить

отдыхающие японцы это вообще картина та еще.
пьют как не в себя.
плавно падающий на дорогу в положении столба японец вечером в пятницу - привычная картина.
при этом в понедельник все бодрые и веселые на работе, надо сказать.
в подземке адовая толкучка в полдвенадцатого ночи.
группки девушек, треть в юката, треть в европейской бизнес-одежде, оставшиеся - кибергот-лолиты хзч. всем пофиг.
караоке из каждого утюга. прямо вот из каждого, и там все пьяные, конечно.

в общем, средний градус безумия весьма существенно превосходит довольно смелые ожидания. но это и прикольно.
забавно быть единственным европейцем и на голову выше почти всех в переполненном вагоне ночного метро :)

22
Ответить

"Симулятор пьяного папани" - мой фаворит.

8
Ответить

Wangan Midnight — охренительная серия аркадных гонок (как и манга с аниме). Играл в Японии и невероятно «втащило» под классический трансовый OST от Юдзо Косиро (композитор Streets of Rage). Очень жалко, что эта серия практически обошла консоли. На PS3, PS2 и PSP вышли игры, но OST там был скучный.

5
Ответить

А вот анимешка получилась чуть нудноватой, после ID.
Все же кольцевые гонки менее зрелищны, чем дрифт в горах.

3
Ответить

Трансовый ост от боженьки, это да, порой садился за Ванган только ради него. Очень расслабляло после сессий за рулём кабинета Initial D Arcade Stage. В оба играл в Китае во время 3 курса в Хэйхэ.

А вот анимца мне дико не понравилась, даже не потому что тюнинг и нудятина (тут как раз таки всё на уровне), а потому что персонажи вели себя просто как последние 47-хромосомные дауны не от мира сего.

1
Ответить

У меня в плейере сейчас как раз OST к разным частям Wangan Midnight. Юзо Коширо отличные треки умеет писать.

Ответить