Точка невозврата из трип-хопа

О французе Квентине Ле Ру aka Hugo Kant и его прорывном альбоме, с лирическими отступлениями.

Точка невозврата из трип-хопа

Все три моих любимых музыкальных жанра – трип-хоп, бритпоп и прогрессив-транс – пережили в девяностых расцвет, но мирно, почти без конвульсий, померли в нулевых. Де-юре новые альбомы продолжают появляться до сих пор, но де-факто всё лучшее было записано тогда, 25-30 лет назад. Конечно, преемственность поколений работает. Не было бы DJ Shadow и Massive Attack, не появилось бы и Hooverphonic c Goldfrapp. Не было бы Pulp и Oasis, не появилось бы Doves и Elbow. Не было бы Окенфолда с ван Дайком, не появилось бы и Армина ван Бюрена с Хаземом Бельтагуи. Отклики девяностых можно без особых усилий проследить в массе современных стилей. Но всё-таки мы предполагаем, а судьба располагает. А что бы было, сложись условия музыкального рынка иначе? Куда бы завела колея Дель Найю, Трики и прочих героев, если бы в нулевых и позже они столкнулись с куда большей конкуренцией? Остался бы бритпоп целиком гитарным стилем во времена, когда синтетический звук проник фактически во все рок-сабжанры? Ответа на эти вопросы мы никогда не узнаем.

Оттого вдвойне приятно, когда какой-то исполнитель пытается отдать свою дань уважения ушедшей эпохе, записав альбом в почившем жанре (или сделав большой уклон), а ещё лучше – повторяет такой выкрутас на протяжении всего творческого пути. Конечно, эксперименты с ретро не всегда удаются, но почти всегда выделяют релиз на фоне остальных в дискографии. История французского музыканта и продюсера Квентина Ле Ру могла бы стать достоянием широкой общественности, если бы пик его активности пришёлся на другой временной промежуток.

Güs Weg Watergang — Smirnoff, 100% Speed Lutin LP, 1997

В 1997-ом, за год до выхода культового Mezzanine, он начинал как звукоинженер и саунд-продюсер в группе Gus Weg Watergang, которая играла лаундж и современный джаз. Выпустив один альбом и несколько EP, коллектив распался в начале нулевых. Следующее десятилетие Квентин, судя по всему, не уходил из музыкальной тусовки, но как исполнитель был на перепутье. Творческое молчание прекратилось в 2011-м с выходом альбома I Don't Want to Be an Emperor. Новый проект марсельца получил название Hugo Kant (судя по всему, уже в этом словосочетании есть отсылки). Совершенно внезапно лонгплей оказался выполнен в старом-добром даунтемпо-звучании: трип-хоп напополам с мягким и немного абстрактным ню-джазом. Это абсолютно некоммерческая история, потому что к тому времени подобное уже успело стать частью андеграунда, музыка чисто для гиков. Но это и абсолютно прекрасная история, учитывая, что Ле Ру смог собрать определённую массу поклонников и даже выйти со своей музыкой на европейский уровень.

Hugo Kant — Ranjia, I Don't Want to Be an Emperor LP, 2011

The Point of No Return – второй альбом француза, на котором он проверял правильность выбранного пути и развивал свои отнюдь не новые в плане эклектики, но вполне свежие в плане (не)соответствия эпохе мысли. Начинается лонгплей с трека, активно использующего сэмплирование, скрэтчинг и записанные отрывки с человеческим голосом. Концептуально – ну чистый DJ Shadow, а вот музыкально мне в голову пришла аналогия с Touch and Go. Я даже подумал, что Квентин был членом той внезапно сверкнувшей и погасшей группы, но нет, там французов в составе не было.

Hugo Kant — Dr Van Helsing, The Point of No Return LP, 2014

Пусть у T&G жарила труба, а у Hugo Kant в наличии только флейта и кларнет, сути это не меняет – инструментальная экспрессия мигом захватывает тебя в звуковой водоворот из нагромождения различных дорожек, а настойчиво повторяемая фраза 'doctor Van Helsing' сразу определяет музыкальный (да и в целом) вкус автора. Дальше Квентин начинает прибегать к услугам сторонних вокалистов, коих всего за альбом набралось четверо: Катрин ДеБур, Астрид Энгберг, LostPoet и Джун Ле Ру (видимо, жена; упомянута как вокалист только на двух релизах Hugo Kant). И если LostPoet со своим быстрым речитативом стоит особняком, то женщины поют вполне в стиле Hooverphonic (их лучших времён). Мягкий, аккуратный вокал, будто рисующий под ногами облака вместо пола. Заставляет парить. Тем не менее инструментальные вещи, коих большинство, вставляют даже больше. Особенно 'Flying'. Вот уж правда, полетаем? Контрабас Стефана Лопеса – ещё одно украшение пластинки.

Hugo Kant — Flying, The Point of No Return LP, 2014

Музыка Hugo Kant – это практически чистый трип-хоп, ошарашивающий любителя жанра в моём лице просто фактом своего существования. Конечно, есть тот же Wax Tailor, долгие годы блиставший с этой музыкой во Франции (два альбома дошли до топ-10 альбомного чарта), но Hugo Kant не уступает ему в таланте. One-man-band, вполне успешно поддерживающий развитие трип-хопа в Европе, если происходящее хотя бы с какой-то из точек зрения можно назвать развитием.

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

11
8 комментариев

Блин, завидую тем, кто хорошо разбирается в жанрах и их истории. Сам люблю трип-хоп, но знания по теме довольно поверхностные) Просто случайно набредаю на треки/исполнителей. Из сабжа, кстати, не всё зашло, к сожалению. Но мне в принципе редко нравятся альбомы целиком, чаще отдельные треки.

Из относительно недавно найденного понравились Lonely Road и Amélie от Doctor Flake — не знаю, на сколько процентов это трип-хоп, но звучание мне нравится. Надо послушать альбом с первым треком целиком.

1
Ответить

Да, Doctor Flake это тоже трип-хоп, и тоже из Франции) соратник Квентина.
Давненько о нём не слышал, кстати.

2
Ответить

Трип хоп это журналисткий тег для обозначения бристолькой сцены медленного брейкбита из секвенсоров. Такого жанра не существует, можешь что угодно так называть.

Ответить