Альтернатива: Red Dead Redemption 2

Альтернативный взгляд на одну из лучших игр Rockstar Games

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

О чём серия статей?

Тем, кто попал на эту серию статей впервые, поясняю: в этой серии c подзаголовком "Альтернатива" я хочу поделиться своей критикой на несколько популярных проектов игростроя. Все игры из этого списка мне очень нравятся, но я не могу закрыть глаза на некоторые вещи, которые кажутся мне сломанными/странными/неуместными/нарушающими логику мира. Ссылки на иные статьи из этой серии в конце этой. Погнали. Посты будут состоять из набора тезисов, которые я буду подробно пояснять.

Введение. Экономическая паутина

Самая большая проблема Red Dead Redemption 2, лично для меня, это отсутствие связей механик, либо слабое развитие оного. Части игры не подвязаны друг к другу и будто существуют просто сами по себе, имеется множество лишних деталей, торчащих словно ещё со времён ранних билдов. Но паутиной, которая грамотно бы связала множество частей игры, могла бы стать экономическая база. Ведь деньги — существенная движущая сила. К тому же, они являются направляющей целью для героев этой истории, так что и к сюжету эта база подвязывалась бы хорошо. Но, чтобы деньги работали, недостаточно их получать, ведь получаемые, но неиспользуемые деньги — просто бумажки. Они должны находиться в постоянном движении, то есть должна существовать система.

К сожалению, такой подобной системы в игре нет, поэтому и часть механик существуют просто сами по себе.

Оторванные от игры

К экономике в целом мы ещё вернёмся, а теперь давайте посмотрим внимательнее, как отсутствие связей повлияло на определённые части игры.

1. Охота

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

Открытый мир игры большой и красивый — это бесспорно. И конечно, как и в её предшественнике, здесь можно охотится, и этой механике уделено огромное внимание.

Нужно выбирать подходящее оружие, целится в уязвимые точки тела, подбираться к жертве незаметно, учитывать даже направление ветра, чтобы запах героя не донёсся до очередного оленя и тот не скрылся в кустах. И это касается только одного вида животных, для каждого необходимо определять свою оптимальную тактику. После подбития цели и, если та погибла на месте, необходимо освежевать тушу и отнести её в ближайший город к мяснику, либо в свой лагерь.

Но встаёт вопрос, который часто будет встречаться в этом блоке: зачем?

Экономика никак не способствует стремлению к охоте: денег за убитых обычных животных дают крайне мало, да и сумма в нашем случае, на самом деле, не имеет значения. Охотится ради еды? Вскоре после начала прохождения можно спокойно закупиться всеми полезными припасами в магазине. К тому же, еда даётся в большом количестве и в сюжетных локациях, и при простом исследовании мира, так что в охоте, как в источнике пропитания, нет необходимости. В лагерь можно принести тушу, но это тоже особой пользы не принесёт. Из редких материалов с животных можно делать украшения для базы — что тоже такая себе награда, — одежду, сумки и амулеты. Последние два пункта дают прибавку к различным характеристикам, однако Red Dead Redemption 2 не настолько сложна, чтобы серьёзно на них полагаться.

В итоге получается, что вся охота в игре существует исключительно ради самого процесса, потому что ни к денежной системе, ни к основному геймплею в виде улучшений от материалов и нормальных бонусов от пищи, ни к лагерю она не подвязана, либо подвязана крайне слабо. Однако любой процесс в со временем может приесться, особенно если он никаким образом не награждается. Примеры улучшений:

— Собственноручно приготовленная еда могла бы давать существенные баффы, но и игра должна быть в целом сложнее, чтобы они были действительно ощутимые;

— Улучшение лагеря из частей животных могла бы быть интересней, также доставка туш животных и мяса именно в лагерь могла бы иметь определённую пользу, но развитие лагеря должно быть грамотнее;

— Продажа туш в населённых пунктах могла бы быть более выгодной. Например, периодически местные мясники делали бы запросы на конкретное мясо/части тел, и было бы выгодно продавать его именно им, но экономика должна этому способствовать.

И т.д. На данный момент охота действительно ощущается исключительно, как способ украсить досуг, но за сто часов прохождения из-за отсутствия отдачи от неё она сто раз успевает надоесть.

2. Иные активности с получением денег, в том числе грабежи

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

В игре есть множество дополнительных заданий и активностей, на которых вы можете подзаработать, и конечно же это касается и грабежей. Можно грабить магазины, поезда, "корованы", и т.д.

Сами по себе эти активности, может быть, и интересные, только, опять же, они существуют в отрыве от экономики.

Интересно, конечно, ограбить дилижанс, или и вовсе угнать его и продать, но встаёт уже знакомый вопрос: зачем заниматься всем этим, кроме как ради самого процесса? Неважно, сколько за это дадут денег (на самом деле, почти в любом случае не так уж и много), если они в этой игре не имеют вес.

3. Механика развития лагеря

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

Лагерь, и, по совместительству, хаб для героя, в сюжете игры, безусловно, имеет весомую роль. В нём происходят важные для истории диалоги, в нём берутся основные задания и в нём можно, в конце-концов, отдохнуть после очередной миссии. И вы можете вкладывать в развитие вашего лагеря различные ресурсы: от пропитания и материалов с разделки животных до денег. Лагерь необходимо снабжать едой, чтобы повышать уровень довольства его обитателей; можно украшать его костями, рогами и шкурами животных; можно покупать за деньги улучшения, чтобы делать жизнь в лагере максимально удобной.

И вновь вопрос: зачем?

Кроме пары улучшений за деньги — а в особенности, фастревел, — из этого списка нет ничего необходимого. Именно необходимого. Если вы не гоните по сюжету и хоть периодически посещаете лагерь, чтобы заняться местной движухой, уровень его довольства не опустится, и никаких тонкостей здесь нет. И даже если опустится, то это повлияет исключительно на пару фраз от НПС. Украшения лагеря? Только внешка, ничего более. Улучшения? Первоначально за них просят баснословные деньги, и вряд ли первоначально можно много чего прокачать, но после определённых моментов по сюжету можно купить практически всё и даже сдача останется. А по действительно полезным: только улучшение палатки героя до получения фастревела и станция для лошади. Если полистать список улучшений, то можно увидеть, что весомая их часть либо повышает довольство лагеря тем или иным образом, либо увеличивает количество расходников, дающихся каждый день. Первое не нужно от слова совсем, второе нужно постольку-поскольку. В целом, кроме патронов, всё остальное прокачивать нет смысла (не было бы, если бы в принципе деньги имели значение в этой игре), потому что различные тоники падают в огромном количестве с трупов и находятся при путешествии по миру.

Систему развития лагеря сделали? Сделали. Интересно ей заниматься, продумывать порядок улучшений, взвешивать различные варианты? Да не особо. Опять же, денежную систему и охоту можно было интереснее подвязать к лагерю, но это сделано не было, и лагерь, как и многое, существует будто сам по себе.

4. Система холода и жары

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

Совершенно бесполезная, не связанная ни с чем, механика, которая непонятно, для чего была оставлена в конечном продукте в таком виде.

В чём суть: в зависимости от локации, герой может париться в одежде, либо наоборот замерзать. И нужно подбирать подходящую одежду под климат, менять её при необходимости поездки "на дальняк" и...

Нет, не нужно. Точнее, нужно, но в таком малом количестве случаев, что в процессе прохождения можно и забыть, что такая механика в игре в принципе есть. Ведущие локации по сюжету настолько редко сменяются на отличающиеся по климату, что менять одежду нужно будет всего пару раз. К тому же, холодные "биомы" маленькие, а сюжетно занимают полторы главы. И, опять же: зачем? Понятно, если бы действительно игра заставляла периодически менять стиль в одежде и, возможно, это было бы даже хорошо, но она просто раз в десятки часов ставит тебя перед фактом, что вот здесь холодно, а вот здесь жарко — не более. Скорее всего, игра просто хочет, чтобы персонаж внешне не выбивался от окружающих его НПС, но это не настолько весомый аргумент, чтобы оставлять присутствие целого статусного эффекта в подвешенном состоянии.

Экономика

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

И вот мы, наконец, добрались до центра паутины, точнее до того, что должно было им стать. Если вкратце: то всё очень плохо. Как можно видеть по блоку выше, весомая часть проблем механик связана с крайне поверхностной проработки использования денежных средств.

Так какие конкретно проблемы? Давайте посмотрим.

Во первых, деньги некуда тратить на постоянной основе. Расходники покупать нет смысла, они в больших количествах падают при продвижении по миру. Ну да, можно платить бесконечные штрафы за правонарушения, и разработчики, как будто понимая все проблемы экономики игры, заряжают огромные счета (в том числе и за сюжетные ограбления, и это немного удар ниже пояса), что считаю очень ленивым способом решения проблем с отсутствием оборота денег.

Во вторых, деньги практически некуда вкладывать. Недвижимость покупать не дают, и самое весомое, что мы можем взять — это лошади. Берём пару раз, и забываем про это.

В третьих, деньги в принципе некуда девать, даже на бесполезные вещи. Доступ к покупке оружия в магазинах открывается постепенно, и покупать топовые пушки сразу не позволяют — это, кстати, относится и к одежде. Лагерь. Да, по началу цена за улучшения кусаются, но это недолго будет проблемой.

И это не только игромеханические проблемы, это ударяет и по истории. В игре, где всё крутится вокруг денег, эти самые деньги не имеют вес? Это выглядит действительно странно.

А сколько денег нам дают? Можно заниматься различными активностями, в том числе вышеобозначенными... А можно ничего не делать лишнего и просто подождать, когда по сюжету отсыпят килотонну долларов. А куда их все девать? Игра на этот счёт тактично отмалчивается.

Консерватизм

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

В довесок к проблемам экономики, хочется ещё выделить и подход разработчиков к созданиям миссий.

Rockstar Games делают великолепные игры, с отличными мирами, хорошими историями и интересным игровым процессом. Есть только одна проблема: они наотрез отказываются снимать короткий поводок с игроков.

Что я имею ввиду? Игра, как и многие проекты студии, в сюжетных миссиях прямая, как палка. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Никакой свободы выбора прохождений, никакой вариативности (варианты "либо ты убей того бандита, либо я" я не могу серьёзно рассматривать), а уровни и механики игры это позволяют. Ну, дайте мне самому придумать, как проникнуть в лагерь противника, сделайте несколько путей. Прокачайте немного стелс, а не делайте его исключительно частью скриптов. Позвольте ощутимее управлять членами банды, планировать грабежи, подбирать снаряжение команде. Я не говорю, что все миссии должны быть свободными, но для разнообразия хоть в малой части из них можно дать больше вариантов на прохождение. Но Rockstar не хочет, чтобы вы проходили их игры так, как захотите, вы должны следовать тщательно проложенному ими курсу. И я, на самом деле, в большинстве случаев не против, режиссура заданий на высоте. Но упущенный потенциал всё же чувствуется.

Выводы

Альтернатива: Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2 — действительно великолепная игра, с душещипательной историей и интересным миром. Однако, идеальна ли она? Нет, и в первую очередь это касается механик игры и отсутствий адекватных связей между ними. Странно, что студия, которая так щепетильно подходит к проработке мира, не уделила должного внимания системности, которая сюда так и напрашивается. К тому же, в миссиях игра слишком строга к игроку, хотя вполне себе может позволить ему больше свободы.

Как я уже писал в статье на альтернативный взгляд Disco Elysium, я не хочу вливать ложку дёгтя в бочку мёда, а желаю в рамках этой серии статей показать, что даже популярные проекты могут иметь проблемы разной степени тяжести и что студиям, даже крупным, есть ещё к чему стремиться. Ну и, конечно, эту серию статей можно рассматривать как "наболело")

Ссылки на иные статьи данной серии:

4848
81 комментарий

Не всем дано понять, что игре не обязательно быть дрочильней. RDR это игра где ты просто проживаешь историю Артура. И всё еë механики нацелены не на дроч геймплей, а на погружение в мир игры. Только после смерти гг ты понимаешь что ты бегал как лох и пытался заработать бесполезных денег, вместо того чтобы изучать интересный мир, заниматься охотой и балдеть за карточными играми. Точно так же мы сливаем свою собственную жизнь, в попытке заработать. Мы видим счастье где то в будущем. Но к сожалению в будущем только смерть.

26
Ответить

То есть ты предлагаешь в реальной жизни вместо зарабатывания денег охотиться и играть в карты? в реале как раз есть что покупать на деньги, для многих вещей они необходимы и даже на какие то мелочи их вечно не хватает.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Вот именно из-за того, что "все механики <...>", игра и является геймдизайнерским провалом.

1
Ответить

Экономика сломана, охота и лагерь не нужны, иммерсивные фишки декоративны, миссии линейны
Пиздец, вот это альтернативное мнение, вот это аналитика, охуеть и не встать! За шесть лет с момента релиза игры ни разу такого не слышал!

26
Ответить

Кстати ещё никто об этом не писал поэтому я скажу, когда вся игра косит под реализм убивать в чуть ли не в каждой миссии 50+ врагов выглядит как нелогичный пиздец, под конец игры Артур с командой перебьёт население небольшого города

2
Ответить

Согласен, статья была бы куда более "альтернативной", если бы игру хвалили.

Ответить