Многоликое правосудие: О The Shapeshifting Detective
Очередное странное убийство в притворно спокойном городке, где все не те, кем кажутся.
В беседах об играх жанра FMV часто используют фразу «игровое кино». Или даже «игровое кинцо», что не так уж тонко намекает на отношение говорящего к жанру — или Дэвиду Кейджу конкретно, потому как ему больше всех достается в подобных обсуждениях. Кто-то назовет эти претензии справедливыми, кто-то - нет, и я скорее среди последних. Пусть Heavy Rain и не вызвал у меня восторгов - ни впечатляющей перед релизом сценой с пистолетом, демонстрирующей визуальную проработку, ни при последующих прохождениях; Beyound: Two Souls я и вовсе не могу себя заставить пройти даже из-за Дефо, но Detroit: Become Human… Эта штука влюбила меня в себя, и на PS-демо, и на PC-релизе. Все мы — и я особенно — любим красивые катсцены, а тут целая игра из них.
Хорошо я отношусь и к творениям Supermassive Games — высот Until Dawn их новые игры не достигли, но у каждой из The Dark Pictures Anthology есть свой шарм. Даже когда понимаешь, что спустя «возвратные» 2 часа геймплея анимации могут скатиться в глубочайшие недра ада, а сюжетные повороты оставят сердце равнодушным.
И было лишь вопросом времени, когда я доберуст до «полноценных» FMV-игр, что по своей сути и есть компиляция из роликов, где уже не остается не то, что драться в подворотне с двумя стриптизершими-андроидами, но и даже ходить и кричать «Шон». Начать я решила с давно привлекающей внимание яркими скриншотами The Shapeshifting Detective.
И, прежде чем мы начнем, помните: ни слова про «Метрон».
Все началось с желания...
Предупреждение: все написанное ниже содержит спойлеры событий игры средней подробности. Некоторые события намерено не освещены — для тех, кто решит пройти сам.
В небольшой, как принято для подобных историй, тихом городе под названием Август происходит странное убийство. Жертва — местная выдающаяся виолончелистка Дорота Шоу, восходящая звезда, выигравшая престижную стипендию, мечтавшая о постройке машины времени и свершении правильных выборов. Если в городе и был кто-то, кто Дороту не любил, то точно не было тех, кто бы ее ненавидел и желал смерти, полагает полиция. Главная же странность не в возможных мотивах убийцы, а в том, что за день до преступления в полицию пришли приезжие гадатели на картах Таро во главе с Бронвин Касл и предрекли смерть Шоу.
Неудивительно, что единственных их достижением оказалось попадание в топ списка подозреваемых сразу, как только обнаружили тело. Неудивительно и то, что местная полиция исчерпала все возможные варианты также почти сразу и зашла в тупик. Подозреваемые у них есть, у них улик не хватает, а, значит, эти улики надо найти. Или укомплектованных ими сразу новых подозреваемых — и для этого нужен специалист со стороны. Отличная работа для личности по имени Сэм.
Почему же «личности», почему не «человека»? Потому что Сэм — не человек. Сэм — искусный оборотень, способный превращаться в любого взрослого, с которым он встречался когда-либо, начиная с внешности и заканчивая голосом.
Имя «Сэм», мельтешащая, будто бы постоянно меняющаяся картинка-портрет и повсеместное настоящее время в диалогах позволяют игроку самому определить, какого пола придерживается Сэм в своем «начальном» виде.
Чтобы постоянно не надоедать взятыми в плен скобок добавочными окончаниями глаголов и разными местоимениями, я условлюсь, что у меня Сэм была женского пола.
Нет, Сэм не альтруист, что бросается на помощь жалким однолицевым людишкам: в Август ее посылает таинственный представитель какой-то не менее таинственной организации с заданием расследовать убийство Шоу, поскольку предыдущее свое поручение по экзорцизму Сэм провалила — с фатальным для одного из участников результатом. По мирским законам труп есть труп, и его нужно как-то скрыть, в чем Сэм поможет шеф полиции Августа Клод Дюпон — в обмен на поимку убийцы.
Август — маленькое, но тугое переплетение человеческих судеб, поверх которого тянется радиоволна По и Манро. Отправной точкой — а заодно и местом безопасного превращения — для Сэм станет один из узелков, местная гостиница, где шеф Дюпон так щедро оплатил заранее номер. Управляющая, миловидная Вайолет Галлахер, с радостью сообщает: да, эти странные тарологи все еще здесь, очень подозрительные! И сразу добавляет еще одно имя в список: у Шоу был возлюбленный, и стоило бы его опросить, ведь Дорота лишь казалась добродетельной...
Она была драгоценным агнцем. Юным, невинным. Однако, агнцев забивают, не так ли?
Пусть шеф Дюпон и просил быть с местными мягче, можно начать давление прямо с Вайолет, и окажется, что у нее нет не только мотива, но и алиби: она не просто была одна и без свидетелей, она вообще не помнит, что произошло в это время, и это совсем уж подозрительно смотрится с ее лекарствами, прописываемыми при шизофрении.
Не лучше ситуация и с адептами мистических наук: дать показания они готовы, но подтвердить алиби друг друга могут только они сами, а таким сведениям доверия ноль. Разве что молодой человек Дороты, Оскар, кажется, действительно единственный непричастный — он никак не мог оказаться на месте преступления в срок, и у этого факта есть свидетели.
Только начатое расследование уже сквозит дырами. Дорота Шоу оказалась более разносторонней особой, чем все предполагали, и нравы ее были не столь скромны, но на мотив это все равно не тянет. Ее партнер не знал о припрятанных фигурально скелетах в шкафах, только о физических, родители любили свою единственную дочь, Заезжие убийцы-предсказатели — идея все-таки слишком сумасшедшая, а единственная разумная — полное отсутствие мотива.
И это отлично сходится с теми обрывками информации, что Сэм может выудить из Бронвин с помощниками. Оккультный типичный бред про потусторонние сущности в мультивселенной внезапно обретает материальность и более соответствует действительности. Особо для Сэм, что в определенном смысле тоже та еще потусторонняя сущность. Жаль, что полиции ни про то, ни про другое не расскажешь…
Гоняться за неизвестным, стараясь, чтобы добро победило зло. В итоге беспомощно стоять рядом, глядя, как люди умирают.[...] Каковы наши шансы на победу? Минимальные. Но если мы вообще не будем бороться... нулевые.
Идея, которую разделяет Бронвин, Рэйн и Лекси в том, что множественные вселенные существуют. Духи, к которым они обращаются, находятся на том плане, который существует на какое-то время вперед, потому они и предсказывают прошлое для себя, но будущее — для людей. И среди неупокоившихся душ и иных жителей иного измерения изредка попадаются Странники, «межпространственные сущности, превосходящие человеческий вид и способные выбирать, в которой из реальностей существовать» и после выбора буквально прыгать на миллионы лет назад, где эволюционировать в выбранного человека — свою будущую оболочку, и все это за несколько часов.
Странникам наш мир становится прекрасным местом для проведения ритуала совершеннолетия, выраженного в на первый взгляд немотивируемых сериях убийств, объединенных каким-то не самым значительным признаком — цвет волос или кожи, к примеру. Способов борьбы с ними нет, договориться — невозможно, все, что в силах группы Бронвин — обнаружить с помощью особой колоды Таро, астрологических наводок и подсказок доски Уиджа, а затем изгнать чудовище обратно, оставив в руках полиции человека, который понятия не имеет, зачем совершил череду преступлений.
Исход — невероятно несправедливый, но не самый печальный: так, в Гонконге художница, которую Рэйн пытался спасти, сорвалась с крыши небоскреба.
Я не верю в бога, но продолжаю молиться. Эффекта никакого. Но также я верю, что все возможно.
Именно поэтому Рэйн, чье настоящее имя Лоуренс Петровски, вызывает у Дюпона больше всех подозрений. Версия астролога звучит складно, а множество видеозаписей туристов, ставшими свидетелями трагедии, не подтверждают злой умысел… но он все равно об этом умолчал, вдруг скрыл и еще что-то? Для Сэм он может стать первым серьезным подозреваемым — в день преступления Рэйн якобы молился в своей комнате, но доказать этого он не может — у него даже нет липового договорного алиби, как у Бронвин и Лекси. Может быть, барышни истово верят в свою метафизическую чушь, а Рэйн просто использует удобные обстоятельства?
Тем паче, манера общения Рэйна с первой встречи едва ли не самая подозрительная именно в отношении Сэм. Хозяйка гостиницы создает неуютное ощущение психопатии, так как в ее невинных фразах много оттенков, много интонаций, которые зарождают зерна сомнения, но Рэйн говорит прямо:
Или настоящий убийца, который маскируется под детектива, стараясь подставить кого-то другого за это убийство.
И, более того, как бы странно Сэм себя не вела в диалогах с дамами-эзотериками, спрашивая очевидные для них вещи, только Рэйн может распознать в детективе чужака, нечто ненастоящее. Невероятная проницательность для человека, но вполне закономерная сверхъестественная догадливость для Странника.
Именно в этот момент появляется еще один вероятный убийца, который мастерски скрывался в тени — фотограф Зак Уэнстон. Человек поразительного самомнения, он снимал Дороту для журнала с ее интервью, и снимки вышли весьма чувственными. А затем Шоу пришла к нему за будуарными фотографиями, а, по мнению некоторых из опрашиваемых, Дорота демонстрировала интерес не только к творениям, но и к творцу, и общение у них зашло дальше сеансов фотосъемки. И — какая неожиданность, он заодно увлекался изучением серийных убийц.
[По данным ФБР] среднестатистический серийный убийца — белый мужчина в возрасте около двадцати лет. Не очень прогрессивно, не так ли?
И последним основным подозреваемым станет Вайолет. О Дороте она отзывается холодно, даже презрительно, состояла в тайных отношениях с Заком, а в день убийства приходила в студию и к дому Шоу в его поисках. Это, кстати, камень в оба огорода: фотограф уверял, что никуда не выходил. Все уже выглядит весьма неплохо, ниточки можно подвязать, но дело может оказаться глубже, если под личиной Дюпона пораспрашивать девушку, а затем «дожать» ее за Сэм.
Оказывается, Вайолет состоит на психиатрическом учете и постоянном лечении, и за свою жизнь она повидала многое: ее обманом затащили в религиозный культ, оставивший ментальные и физические шрамы, а после этого ей стало казаться, что уже не раз ее похищали инопланетяне и проводили опыты — как над сонмом других рыжих девушек, что она видела в этих галлюцинациях. Рыжих, как Дорота. Рыжих, как Эллис Манро, новая предсказанная жертва.
Возможно, шрамы от клейма тоже когда-нибудь будут в моде.
Карты выдают совершенно тот же расклад и новое имя, но теперь у полиции есть Сэм.
Радиоведущая Эллис Манро словно повторяет все слова, что уже были сказаны про Шоу: врагов у нее нет, много фанатов да обожателей, и даже стипендию для университета она ни у кого не выигрывала. Своей цель Эллис видела в создании связующего весь город радио-шоу, потому бесплатно раздавала приемники для мест, где каждый мог бы послушать эфир.
Ах, да, с Доротой у них не только рыжий цвет волос общий, но и тайная любовная связь. Да вот незадача: это действительно было тайной для всех — даже для тех людей, с которыми еще эти огневолосые барышни состояли в отношениях.
На этот раз все может быть иначе — Манро еще жива, и в силах полиции сделать так, чтобы с этим фактом ничего не случилось. Бронвин предсказывает, что любой, вставший на пути у Странника, окажется в серьезной опасности, и только Сэм решать, останется ли она сама с Эллис, приставит к ней полицейского или посоветует сбежать.
Каждому нужно маленькое спасение время от времени.
Впрочем, выживет Манро или нет, следующей целью Странника вне зависимости от цвета волос станет Сэм. Как никогда остро ощущается вопрос, кто же убийца, и Дюпон требует назвать имя для задержания подозреваемого и предъявления обвинений.
Доказательства у Сэм есть практически на всех. Разнится объем и степень подогнанности, ведь людей с абсолютным алиби — раз-два и обчелся. Строго говоря, можно даже себя обвинить.
А вот настоящий убийца определяется игрой случайным образом. В моем прохождении — к счастью! — им оказался не Рэйн и не Вайолет, а Зак.
По дороге к своему номеру Сэм встретит двух из трех основных подозреваемым, и, если все сделано правильно, то с утра ее разбудит радостная Бронвин — у них впервые все получилось.
Бесконечная отчаянная погоня впервые не закончилась вереницей трупов, впервые Странник был разоблачен и вынужден бежать. Тарологи были бы рады видеть Сэм в своем кругу, ибо даже на пройденной грани отчаяния они не собирались бросать дело, а с Сэм появилась уверенность и исчезли страхи. Не хочется лезть в эзотерику? Эллис Манро, очарованная Сэм, и Клод Дюпон, оценивший навыки в детективном деле не против, если Сэм останется в городе и даже уже нашел неплохой офис для их нового постоянного детектива. В любом случае задача Сэм выполнена.
Но что же будет, если Сэм оказался тем еще недотепой и обвинил не того? О, здесь возможны варианты. А любом случае, пробуждение будет менее приятным. В случае с Заком все достаточно просто и даже скучновато.
Сэм. Полностью свазана в моей студии. Похоже, у нас будет отличная фотосессия.
Фотограф считал всех приходивших к нему барышень невероятно испорченными, буквально называя каждую «шлюхой», и, конечно, задевал его не сам этот факт, а то, что их мнимое или действительное распутство не распространялось на него. Но убивал он их не от похоти, а так как видел на их снимках «вспышки» смерти, полагал, что должен их воплотить. Выслушав эту сбивчивую исповедь, Сэм может продемонстрировать свои способности, в результате чего Зак либо сбегает, приняв пленника за пришельца, либо от ужаса теряет сознание, и его ждет заслуженное наказание.
У Вайолет к сестрам по цвету волос те же претензии: все эти распутницы крутились вокруг ее обожаемого фотографа, застилали ему глаза своей развратной натурой, тогда как она — и только она! — то, что ему нужно. И пока он это не разглядит, Вайолет будет убивать их одну за одной, если ее не остановить.
К сожалению, и так совершенно расшатанная психика девушки не выдержит, если Сэм превратится в нее же, и Вайолет пустит себе пулю в голову. И этот вариант совсем не понравится шефу Дюпону к тому же, он ставит детектива в максимально уязвимое положение, но хоть Странник не завершит свой ритуал.
Ты настоящая?.. Я настоящая?
А вот в случае Рэйна все куда любопытнее. Межпространственные гости считают проблемой уже само обнаружение колодой Меркурий, а севшего плотно на хвост детектива рассматривают только как объект уничтожения. И да, Рэйн осознает, что одержим и отлично осведомлен, что ждет его, как сосуд для Странника, он заранее сожалеет о том, что собирается совершить, но и принимать наказание за то, что его руками творит потусторонняя тварь, не хочет. При применении способностей он совсем не шокирован, его скорее философски интересует, кто же Сэм — тот самый оборотень, что меняет личины, или еще один Странник, потому хладнокровно убивает ее на месте, а затем заканчивает свою коллекцию рыжеволосой головой Вайолет.
Я мог бы убить тебя в твоей комнате, но это было бы весьма подозрительно.
У Рэйна есть еще и третий вариант, помимо сдачи в полицию стараниями Сэм: детектив может принять облик Бронвин и отпустить его.
Геймплей.... или его отсутствие
Если игры уровня Detroit упрекают в том, что почти весь игровой процесс там сводится к сомнамбулическому перемещению от одной точки интереса к другой, овеваемому спонтанными диалогами, где нужно быстро выбрать какой-то вариант и не провалить QTE, то здесь нам стоит выкинуть сразу быстрые нажатия кнопок и перемещение, заполнив все освободившееся место разговорами. Номинально герой, конечно, не сидит на месте, посещает и разные комнаты гостиницы, и даже другие локации, но все это ничем не отличается от диалогового окна — одна нажатие кнопки на немного отличающемся фоне.
Впрочем, с кнопками и фонами разработчики кое-что все-таки придумали, и это даже неплохо выглядит. Помимо вступления, где игрока внезапно заставляют по приказу ничего не нажимать, буквально ломая его стереотип о том, что раз есть возможность повлиять на ситуацию, значит, нужно влиять, многие обсуждения с персонажами содержат особые опциональные вопросы.
Почти всегда это либо провокация, на которую допрашиваемый отреагирует не особо хорошо, но иногда риск того стоит. А вот если вы решаете осознанно не касаться щекотливой темы, то реплику можно буквально отправить в корзину, и она больше никогда не появится. Это стоит помнить как минимум по той причине, что, во-первых, некоторые фразы взаимоисключающие, но это совершенно никак не обозначено, а, во-вторых, из некоторых подобных диалогов уже нет нейтрального выхода: вышеупомянутое столкновение с Рэйном, в котором он выявляет обман, не предоставляет возможности сделать вид, что все в порядке и сменить тему. Приятно придает вес каждому щелку по одному из набора вопросов!
Плавные, напоминающие интервью отрывки роликов-диалогов разделяются дергаными, смазанными паузами, в которых всем героям прибавили нервозности и напряженности в позах и жестах — скрещенные руки и отведенные взгляды, словно в старой-доброй Vampire: The Masquerade — Bloodlines сразу заставляют усомниться в правдивости слов говорящего. Собственно, для меня в некоторой степени это и стало небольшим недостатком истории: я подозревала всех и каждого, что, конечно, правильно, но сразу мотивирует видеть в актерской игре неискренность. Что, если это не наигранная улыбка? А вот эти слезы — они настоящие?
Есть и сугубо утилитарные, но не менее ладные решения. Если персонажу, облик которого нацепил Сэм, нечего обсудить с кем-то из остальных, то его комната будет элегантно пустовать, а коли сам игрок запамятовал, что он там навыяснял, Дюпон всегда может подытожить собранную информацию в наиболее емкой форме при личном визите.
Очень понравился уровень исполнения Николаса Попла в роли Рэйна и Эйслинн Де’Ат в роли Вайолет, хоть к женской стороне каста вообще претензий нет. Уверена, если подходить к работе детектива с меньшей паранойей, игра сможет удивить сильнее — в строго хорошем значении этого сочетания.
Выполненные в стиле радиоэфира на фоне цветастых текучих абстракций перебивки разделяют повествование на главы, задавая тон грядущей части. Постоянно выясняющиеся детали, тайные сговоры, обманы по мелочам и внезапная откровенность в тех вещах, где этого совершенно не ожидаешь, натравливания героев друг на друга, целая охапка ружей, развешанных по стенам, из которых лишь под конец станет ясно, где муляж, а где настоящие, возможность, в конце концов, заводить подобие романтических отношений и блефовать и лукавить устами самого главного героя, вытягивая из людей необходимые сведения путем хитрых манипуляций — все это хорошо сделано и увлекает, не позволяя потерять интерес и оторваться от игры до самых титров.
А вот что без сомнения достойно порицания, так это локализация. К моему большому сожалению, в игре, где абсолютно ноль различных навязчивых табличек со способностями, огромных описаний вещей или персонажей, нет даже намека на стилизацию, а вариативность, хоть и в наличии, но явно не дотягивает до уровня даже средненькой aRPG, и где важно было сделать лишь ладно читаемые диалоги, их, этих ладно читаемых диалогов нет.
Иногда продираться сквозь переведенный вариант даже не нужно — на слух понятно, что он совпадает с оригиналом лишь в общем смысле. Так, например, шеф полиции Дюпон внезапно становится «начальником», хотя у Сэм по логике игры начальником, а, точнее, руководителем, является совершенно другой человек. Или, как вам выражение «средний убийца»? Это который — между первым и вторым? Конечно, по контексту понятно, что персонаж апеллирует к сведениям из полицейских данных, потому он должен быть хотя бы «среднестатистическим». Более того, иногда еще и имена личные изволят менять свой вид. Несчастный мистер Хеджес стал мистером Оградой, Вайолет во всех текстовых кнопках исключительно «Виолетта», и Эллис — то «Монро», то «Манро», и хорошо, что в сюжете каждой из них, так сказать, по одной, а то в детективе как-то боязно, знаете ли, путать подозреваемых.
И, конечно же, к Сэм обращаются исключительно в мужском роде, что за дела!(
Иногда, наблюдая за действиями детектива в очередном фильме, мы говорим «Я бы задал такой вопрос. будь я сыщиком», «Окажись я в подобной ситуации, я бы был мягче с этим человеком» или «Я бы не дал спуску этому подозреваемому на его месте». The Shapeshifting Detective позволяет это сделать — дословно, встать на место расследующего дело и вести его так, как подскажет детективное чутье. Только не забудьте:
Наслаждайтесь процессом. Но помните: невозможно выиграть во всем.