«Из фильмов пропала душа»: история о съёмках «Хоббита»

Исполнитель роли гнома Оина — о съёмочном процессе, изменениях в сценарии и о том, как энтузиазм может смениться разочарованием.

На канале видеоблогера Линдси Эллис вышла вторая часть документального фильма, посвящённого созданию трилогии «Хоббит», под названием «Хоббит: Битва пяти студий». Эллис взяла интервью у новозеландского актёра Джона Каллина, исполнившего в фильмах Питера Джексона роль гнома Оина. Каллин откровенно рассказал видеоблогеру о том, как проходили съёмки, как фильмы трилогии постепенно отходили от заданной траектории, и почему итоговый результат разочаровал актёра — так же, как и многих зрителей.

«Из фильмов пропала душа»: история о съёмках «Хоббита»

Мы начинали с невероятным энтузиазмом. Мы ощущали себя братством, группой друзей; мы работали cообща. Среди актёров, исполнявших ключевые роли, не было никого лишнего. Мы действительно чувствовали себя братством, состоящим из множества различных персонажей, которые собрались вместе ради единственной и очень важной цели. Мы, члены актёрского состава, были убеждены в том, что станем братьями.

Есть популярное выражение — в киноиндустрии всё подчинено девизу «поторопитесь и ждите». И на этих съёмках такого было гораздо больше, чем на любых из тех, в которых я принимал участие до этого.

На нас накладывали грим, мы одевались в костюмы, надевали искусственные части тела, готовились к съёмкам, а затем ждали, ждали и ждали. И случалось так, что некоторых из нас — не только тех, кому не везло, — вообще не использовали. В результате мы ждали целый день, ничего не происходило, и мы просто говорили себе: «Ладно, по крайней мере, нам за это платят». На следующий день мы получали бутылку хорошего вина со словами благодарности за то, что мы так спокойно к этому относимся — и мы были рады этим бутылкам. Через некоторое время мы перестали получать бутылки вина.

Джон Каллин в роли Оина
Джон Каллин в роли Оина

Время ожидания увеличилось ещё сильнее. На стене висело расписание съёмок, и мы делали ставки, сколько изменений в него успеют внести за эту неделю или месяц. Кто-то из нас выигрывал и получал бутылку «Мартини» или что-нибудь другое. Эти изменения в расписании были очень масштабными, но я не утверждаю, что они не были необходимы.

Всё это могло происходить, поскольку изначально планировалось, что фильм будет снимать режиссёр, который потратил время на то, чтобы всё это подготовить. А затем Питер Джексон подумал: «Что ж, если Гильермо дель Торо ушёл, чтобы заняться своими делами, я встану у руля». Другие изменения могли происходить по инициативе студий. Например, [студии] могли решить уделять меньше внимания истории гномов и хоббита, и сосредоточиться на драках и сражениях.

«Из фильмов пропала душа»: история о съёмках «Хоббита»

Когда мы начинали снимать фильм, который, как мы думали, должен был стать первым из двух, все персонажи отличались друг от друга, мы были сильно к ним привязаны. Но с течением времени у нас стало появляться чувство, что роль одного или двоих из нас вскоре существенно расширится, — потому что они были молодыми, красивыми, напористыми (речь, вероятно, идёт о молодых гномах Кили и Фили, получивших больше экранного времени в последующих фильмах — DTF). А остальные почувствовали себя брошенными.

Я не уверен, насколько всё это сочеталось с первоначальными планами — у нас не было полной версии сценария для трёх фильмов, потому что изначально их должно было быть два. Но я могу сказать точно, что у всего актёрского состава сложилось ощущение, что последнее слово было не за Питером [Джексоном].

«Из фильмов пропала душа»: история о съёмках «Хоббита»

Несмотря на то, что мы были основными актёрами, в какой-то момент у нас возникло ощущение, что мы превращаемся в самую высокооплачиваемую в мире массовку. Вероятно, это произошло потому, что студия решила: «С этими гномами всё в порядке, но наша главная история — она о битвах между Торином и злыми орками, о взаимоотношениях между Гэндальфом и Радагастом, и о том, как они находят Галадриэль». Если это то, за что выступала студия, то они явно добились того, чего хотели.

Но при этом [из фильмов] пропала душа, с которой мы начинали. У нас она была — мы были командой гномов, которые отправились в путь, чтобы вернуть наши сокровища — вместе с Гэндальфом и с нашим хоббитом. Это было тем, к чему мы стремились, как актёры — и тем, что, по моим ощущениям, постепенно сходило на нет. В результате, в финале мы получили просто масштабную драку между пятью огромными армиями, в которой во главе угла были технологии.

18K18K открытий
285 комментариев

Душа, ага, конечно. Зачем искать душу в экранизации детской сказки, из которой попытались раздуть эпик уровня ВК, плюс вставили в сюжет море отсебятины и позорных филлеров? Из Радагаста сделали клоуна с помётом, Гэндальфа превратили в нюню, который шаркает перед эльфийкой ножкой и говорит, что всего боится. Вставки с Леголасом, гномы без бород, лишнее отсылки на Саурона и прочее и прочее. Всё можно было уместить в два фильма, а может и в один (2 с половиной часа).

Даже если выключить фанатское брюзжание и рассматривать трилогию как отдельное произведение, то экранизацию «Хоббита» я воспринимаю как нечто стерильное и бездушное. Будто в каждом кадре строгий коммерческий расчёт, выполнение плана и больше ничего. После кинотеатра было ощущение, что я прочитал плохой и пыльный фанфик с форума Хеннет-Аннун.

Лучшая экранизация «Хоббита» — аниме 1977 года от Topcraft (будущая студия Ghibli).

Ответить

Выглядит это аниме прямо скажем отвратно.

По поводу бездушной экранизации согласен. Выглядит очень неприятно, не как история, а как аттракцион. К тому же набитый шутками невпопад, и с обязательной любовной линией.

Ответить

У тебя уже кажется на почве аниме начинается профессиональная деформация )

Ответить

Полностью согласен, как бы я не хотел, но тёплых чувств к экранизации нет. Единственное, что мне показалось прекрасным - Фримен а роли Бильбо.

Ответить

Отсылки к Саурону как раз не лишние, поскольку именно он прятался в Дол Гулдуре под видом Некроманта, и именно во время событий "Хоббита" его разоблачили и вынудили отступить. Сделать это параллельной линией сюжета было вполне здравой идеей. Реализация этой параллельной линии - отдельный вопрос. Плюс, при просмотре в некоторых эпизодах, помнится, весьма порадовали находки режиссера, которых в книге не было. Просто подумав, понимаешь, что если снять точно по книге - получится невнятная ерунда. То, что убедительно выглядело в тексте сказки будет плохо смотреться на экране. Правда примеров я сходу не приведу, слишком давно смотрел, но было такое.
Но в целом конечно да, многовато клоунады и ненужной отсебятины, вроде любовной линии (эльф и гном - это нормально! facepalm...) или гоняния бедняги Смауга по всей горе грязными носками. Причем концентрация отсебятины и бреда повышалась от начала к концу фильма.

Ответить

Каждое твое сообщение заканчивается упоминанием аниме :D

Можно сказать, что это авторский стиль.

Ответить

X1 на самом деле был очень неплох. Произвел положительное впечатление, а второй...а вот X2 через год оказался полным разочарованием, как буд-то другой фильм смотрел, на Х3 было уже совсем грустно.
Реально литературный "Хоббит" тянет максимум на дилогию, или даже в один фильм все можно запихнуть. И Х3 и Х2 действительно очень сильно отличаются от Х1

Ответить