Почему никто не боится Графа Дракулы?

Краткая история готики в кино. С картинками!

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Для тех, кто спешит — тут видео. Текст ниже.

В 17 веке слово «готика» было бранным. Для интеллектуальной элиты того времени «готический» означало «допотопный» и «варварский». Такая характеристика не удивляет. Люди тогда считали себя продвинутыми, а стиль готики обращался к Средневековью и лишний раз напоминал о еще недавно царившем мракобесии. Обращение к религиозным сюжетам и оккультизму для светского человека эпохи Ренессанса считалось дурным вкусом и пережитком прошлого.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

В конце 18 века с приходом романтизма мнение о готике в обществе меняется. Большое внимание уделяется внутреннему миру человека, творческому мышлению. Мистицизм вновь популярен. Теперь обращение к готике — это попытка связаться с потусторонним миром.

В это же время появляются первые готические романы. В 1764 году выходит роман Горация Уолполла «Замок Отранто». Готическая литература дарит читателю чувство страха перед неизведанным и дает начало жанру ужасов. Со временем жанр трансформируется, появляются отдельные категории, а Джейн Эйр пишет сатиру на роман ужаса. Но интерес к таинственному по-прежнему силен. Мы сами с детства руководствуемся правилом «страшно, но интересно» и заглядываем к нашим монстрам под кровать. Именно интерес к тайне долгое был залогом популярности жанра готики.

В 1922 году выходит первое готическое кино - «Носферату» Фридриха Мурнау. Тогда образ древнего существа, пьющего человеческую кровь, казался пугающим. Однако, сегодня мы скорее посмеемся, увидев подобного персонажа в кино. Но что изменилось за сто лет? Почему мы больше не боимся графа Дракулы?

Символы

Если в длинный плащ укрывается бледная фигура с длинными зубами, дамы ходят в черных викторианских платьях, где-то рядом виднеется серебряный крест, а у гроба вьет паутину большой паук, то скорее всего вы смотрите готическое кино. Эти символы помогают создать мрачную таинственную атмосферу и погрузить в нее зрителя. В черно-белом кино символы выделяются контрастом цветов, а в более современных фильмах делают акцент на несовместимости вещей старого и нового мира.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Место действия

Важную роль играет место действия. В «Носферату» показан замок графа Орлока. Мрачный и таинственный, он стоит посреди леса. В нем есть башня с единственным окном, двери открываются сами по себе, а часы со скелетом будто отсчитывают время, которое осталось у протагониста. Вся обстановка говорит о сверхъестественной натуре его обитателя.

<i>Ходит легенда, что Макса Шрэка, играющего роль графа Орлока, даже не хотели гримировать. Настолько он был похож на своего героя.</i>
Ходит легенда, что Макса Шрэка, играющего роль графа Орлока, даже не хотели гримировать. Настолько он был похож на своего героя.

Теперь взглянем на жилище главного героя из фильма Тима Бертона «Эдвард Руки-ножницы». Тут тоже замок, но вместо темноты яркое солнце, а дремучий лес заменяют необычные клумбы. Хозяин превращает кусты в причудливые фигуры. Здесь окружение намекает на творческую натуру главного героя. Теперь заброшенный замок уже не пугает, а говорит об одиночестве его обитателя.

Герой-проводник

В готическом кино всегда есть проводник, вместе с которым мы узнаем о сверхъестественном. Такой персонаж выполняет несколько функций. Первая — познакомить зрителя с миром фильма и раскрыть тайну антагониста. В фильме Дарио Ардженто «Суспириа» Сюзи Бэннион приезжает учиться в балетную школу. Там пропадают студенты, животные ведут себя странно, но учителя ничего не предпринимают. По легенде, школа проклята. Сюзи не верит в мистику и пытается найти рациональное объяснение пропаже учеников. В попытках добиться правды девушка узнает, что академия основана ведьмой, а директор и учителя по-прежнему занимаются колдовством. Они пытаются избавиться от героини, но ей удается убить их предводительницу, после чего школа рушится.

Вторая функция проводника — изменить представление зрителя о чудовищах. Дину Корсо из фильма Романа Полански «Девятые врата» Дьявол в женском обличии помогает расшифровать гравюры. А Виктор Франкенштейн воскрешает верного друга и защищает его перед жителями города.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Даже в «Сумерках» можно найти элементы готического жанра. Белла Свон в первой части — каноничный проводник. Ее герой вводит зрителя в мир сверхъестественного. Сцена, где Белла читает о вампирах — наглядный пример нагнетания обстановки. Поведение Эдварда Каллена сопоставляется с образами других чудовищ, мрачные картинки передают страх девушки.

Образ чудовища

В отличие от проводника, образ которого за сто лет изменился несущественно, чудовища в готическом кино заметно эволюционировали. Вот перед нами Монстр из «Франкенштейна» Джеймса Уэла. Его внешность обезображена, а поведение не осмысленное. Мы не знаем, чего ожидать от такого существа. Оно вызывает ужас.

<i>Актер, играющий Монстра, Борис Карлофф, предложил гримеру убрать из его рта боковой зубной протез. Это сделало его щеки впалыми, стали видны скулы. Сходство с мертвецом налицо!</i>
Актер, играющий Монстра, Борис Карлофф, предложил гримеру убрать из его рта боковой зубной протез. Это сделало его щеки впалыми, стали видны скулы. Сходство с мертвецом налицо!

А теперь вспомним Клэр из «Дома странных детей» Тима Бертона.У маленькой девочки огромный рот на затылке, но это не пугает зрителя. Напротив, девочка кажется невероятно милой. Клэр ведет себя безобидно и даже стесняется своей особенности.

Происходит романтизация чудовищ: у них появляется свой внутренний мир, желание найти свое место в обществе и завести друзей. Теперь сверхъестественные существа переживают и радуются вместе с нами. Дориан Грей из одноименного фильма Оливера Паркера понимает: вечная молодость оказалась проклятием. Он больше не может жить среди стареющих знакомых и скрывать свою тайну.

В последнее время монстры и вовсе изображаются пародийно. У них появляется чувство юмора, а элементы безобразного высмеиваются. Дракула уже не опасное чудовище, он хорошо приспособился к современному миру. В экранизации 2020 Марка Гэтисса и Стивена Моффата граф совершает покупки через интернет и знакомится с жертвами в Тиндере. А герои сериала «Что мы делаем в тени» фанатеют от баскетбола, учат юных вампиров лазать по стенам и получают американское гражданство.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Интересный факт. В 1968 году у режиссера Романа Полански выходит фильм «Ребенок Розмари». По сюжету, героиня беременна, а ее муж и соседи — члены религиозного культа. После родов муж забирает ребенка, для секты это дитя — воплощение антихриста. А через год беременную жену Романа Полански, Шерон Тейт, убивают люди из секты Чарльза Менсона. В этой истории много совпадений. Стал ли фильм Полански вдохновением для убийства Шерон Тейт? Ответ на этот вопрос может дать только сам Мэнсон, однако с тех пор фильм «Ребенок Розмари» обрастает легендами и загадками.

Сюжет

Все вышеперечисленные изменения привели к существенной трансформации жанра. В старой готике кульминацией сюжета является сцена ужаса. В такой момент раскрывается страшная тайна или чудовище показывает свое истинное обличье. По канонам все кончается смертью антагониста.

У Мурнау граф Орлок мог умереть, только если девушка с чистым сердцем пожертвует собой. Это и делает Эллен. Она призывает к себе вампира, и он забывает о наступлении рассвета.

С развитием кинематографа происходит смещение акцентов на личность чудовища, и ход повествования меняется. Теперь в кино чаще рассматриваются вопросы морали, а антагонист становится главным героем. Наглядно осветить нравственные проблемы помогают любовные линии. С их помощью в готическом кино поднимаются запретные темы. Жертва томно склоняет голову и закатывает глаза, пока вампир наслаждается ее кровью.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Оказывается, что насилие и причинение вреда можно сексуализировать. Граф Дракула в экранизации Фрэнсиса Копполы одновременно мучитель и возлюбленный. Мина Мюррей целует вампира, прежде чем всадить кол ему в грудь.

История любви также открывает перед зрителем область моральной двусмысленности, когда показывает положительные стороны сверхъестественных существ. Эдвард Руки-ножницы готов пойти на все ради Ким. Он берет на себя вину за кражу, а в конце фильма и вовсе убивает человека ради защиты девушки. Современный готический жанр уверяет: Призрака Оперы, цирюльника с Флит-стритт, и даже чудовище Франкенштейна можно полюбить.

Заключение

Изначально сверхъестественные существа вызывали ужас. Сейчас функция испуга ушла на второй план, но наблюдать за монстрами по-прежнему интересно. Кинематографисты поняли, что зрителю не обязательно испытывать страх, он лишь должен погрузиться в ту атмосферу, где мистика реальна. На протяжении всего повествования место действия, символы, герой-проводник и сам монстр изменяют восприятие зрителя и предлагают по-другому посмотреть на собственный мир. Со временем оборотни и вампиры из чудовищ превратились в соседей, коллег и секс-символов. Развитие готического кино помогло нам понять, что с графом Дракулой можно подружиться.

Почему никто не боится Графа Дракулы?

Спасибо за внимание, господа!

4040
42 комментария

Зачем бояться мужика, который хочет у тебя отсосать?

11
Ответить

Это даже звучит стрёмно. Я не гомофоб, конечно, но всё равно фэ.

2
Ответить

Он хочет отсосать в крысу, и ты не ожидаешь атаки

1
Ответить

С такими-то зубами?!

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не увидел ответа на вопрос из заголовка. "Дракула" Брэма Стокера и сейчас криповенький роман.

Но к чему тут Вайтити с его шутеечками? Если ты не хочешь пугать и снимаешь комедию, то люди будут смеяться и шутить, а не пугаться.  Ваш Кэп.

6
Ответить