Почему никто не боится Графа Дракулы?

Краткая история готики в кино. С картинками!

В закладки
Слушать

Для тех, кто спешит — тут видео. Текст ниже.

В 17 веке слово «готика» было бранным. Для интеллектуальной элиты того времени «готический» означало «допотопный» и «варварский». Такая характеристика не удивляет. Люди тогда считали себя продвинутыми, а стиль готики обращался к Средневековью и лишний раз напоминал о еще недавно царившем мракобесии. Обращение к религиозным сюжетам и оккультизму для светского человека эпохи Ренессанса считалось дурным вкусом и пережитком прошлого.

В конце 18 века с приходом романтизма мнение о готике в обществе меняется. Большое внимание уделяется внутреннему миру человека, творческому мышлению. Мистицизм вновь популярен. Теперь обращение к готике — это попытка связаться с потусторонним миром.

В это же время появляются первые готические романы. В 1764 году выходит роман Горация Уолполла «Замок Отранто». Готическая литература дарит читателю чувство страха перед неизведанным и дает начало жанру ужасов. Со временем жанр трансформируется, появляются отдельные категории, а Джейн Эйр пишет сатиру на роман ужаса. Но интерес к таинственному по-прежнему силен. Мы сами с детства руководствуемся правилом «страшно, но интересно» и заглядываем к нашим монстрам под кровать. Именно интерес к тайне долгое был залогом популярности жанра готики.

В 1922 году выходит первое готическое кино - «Носферату» Фридриха Мурнау. Тогда образ древнего существа, пьющего человеческую кровь, казался пугающим. Однако, сегодня мы скорее посмеемся, увидев подобного персонажа в кино. Но что изменилось за сто лет? Почему мы больше не боимся графа Дракулы?

Символы

Если в длинный плащ укрывается бледная фигура с длинными зубами, дамы ходят в черных викторианских платьях, где-то рядом виднеется серебряный крест, а у гроба вьет паутину большой паук, то скорее всего вы смотрите готическое кино. Эти символы помогают создать мрачную таинственную атмосферу и погрузить в нее зрителя. В черно-белом кино символы выделяются контрастом цветов, а в более современных фильмах делают акцент на несовместимости вещей старого и нового мира.

Место действия

Важную роль играет место действия. В «Носферату» показан замок графа Орлока. Мрачный и таинственный, он стоит посреди леса. В нем есть башня с единственным окном, двери открываются сами по себе, а часы со скелетом будто отсчитывают время, которое осталось у протагониста. Вся обстановка говорит о сверхъестественной натуре его обитателя.

Ходит легенда, что Макса Шрэка, играющего роль графа Орлока, даже не хотели гримировать. Настолько он был похож на своего героя.

Теперь взглянем на жилище главного героя из фильма Тима Бертона «Эдвард Руки-ножницы». Тут тоже замок, но вместо темноты яркое солнце, а дремучий лес заменяют необычные клумбы. Хозяин превращает кусты в причудливые фигуры. Здесь окружение намекает на творческую натуру главного героя. Теперь заброшенный замок уже не пугает, а говорит об одиночестве его обитателя.

Герой-проводник

В готическом кино всегда есть проводник, вместе с которым мы узнаем о сверхъестественном. Такой персонаж выполняет несколько функций. Первая — познакомить зрителя с миром фильма и раскрыть тайну антагониста. В фильме Дарио Ардженто «Суспириа» Сюзи Бэннион приезжает учиться в балетную школу. Там пропадают студенты, животные ведут себя странно, но учителя ничего не предпринимают. По легенде, школа проклята. Сюзи не верит в мистику и пытается найти рациональное объяснение пропаже учеников. В попытках добиться правды девушка узнает, что академия основана ведьмой, а директор и учителя по-прежнему занимаются колдовством. Они пытаются избавиться от героини, но ей удается убить их предводительницу, после чего школа рушится.

Вторая функция проводника — изменить представление зрителя о чудовищах. Дину Корсо из фильма Романа Полански «Девятые врата» Дьявол в женском обличии помогает расшифровать гравюры. А Виктор Франкенштейн воскрешает верного друга и защищает его перед жителями города.

Даже в «Сумерках» можно найти элементы готического жанра. Белла Свон в первой части — каноничный проводник. Ее герой вводит зрителя в мир сверхъестественного. Сцена, где Белла читает о вампирах — наглядный пример нагнетания обстановки. Поведение Эдварда Каллена сопоставляется с образами других чудовищ, мрачные картинки передают страх девушки.

Образ чудовища

В отличие от проводника, образ которого за сто лет изменился несущественно, чудовища в готическом кино заметно эволюционировали. Вот перед нами Монстр из «Франкенштейна» Джеймса Уэла. Его внешность обезображена, а поведение не осмысленное. Мы не знаем, чего ожидать от такого существа. Оно вызывает ужас.

Актер, играющий Монстра, Борис Карлофф, предложил гримеру убрать из его рта боковой зубной протез. Это сделало его щеки впалыми, стали видны скулы. Сходство с мертвецом налицо!

А теперь вспомним Клэр из «Дома странных детей» Тима Бертона.У маленькой девочки огромный рот на затылке, но это не пугает зрителя. Напротив, девочка кажется невероятно милой. Клэр ведет себя безобидно и даже стесняется своей особенности.

Происходит романтизация чудовищ: у них появляется свой внутренний мир, желание найти свое место в обществе и завести друзей. Теперь сверхъестественные существа переживают и радуются вместе с нами. Дориан Грей из одноименного фильма Оливера Паркера понимает: вечная молодость оказалась проклятием. Он больше не может жить среди стареющих знакомых и скрывать свою тайну.

В последнее время монстры и вовсе изображаются пародийно. У них появляется чувство юмора, а элементы безобразного высмеиваются. Дракула уже не опасное чудовище, он хорошо приспособился к современному миру. В экранизации 2020 Марка Гэтисса и Стивена Моффата граф совершает покупки через интернет и знакомится с жертвами в Тиндере. А герои сериала «Что мы делаем в тени» фанатеют от баскетбола, учат юных вампиров лазать по стенам и получают американское гражданство.

Интересный факт. В 1968 году у режиссера Романа Полански выходит фильм «Ребенок Розмари». По сюжету, героиня беременна, а ее муж и соседи — члены религиозного культа. После родов муж забирает ребенка, для секты это дитя — воплощение антихриста. А через год беременную жену Романа Полански, Шерон Тейт, убивают люди из секты Чарльза Менсона. В этой истории много совпадений. Стал ли фильм Полански вдохновением для убийства Шерон Тейт? Ответ на этот вопрос может дать только сам Мэнсон, однако с тех пор фильм «Ребенок Розмари» обрастает легендами и загадками.

Сюжет

Все вышеперечисленные изменения привели к существенной трансформации жанра. В старой готике кульминацией сюжета является сцена ужаса. В такой момент раскрывается страшная тайна или чудовище показывает свое истинное обличье. По канонам все кончается смертью антагониста.

У Мурнау граф Орлок мог умереть, только если девушка с чистым сердцем пожертвует собой. Это и делает Эллен. Она призывает к себе вампира, и он забывает о наступлении рассвета.

С развитием кинематографа происходит смещение акцентов на личность чудовища, и ход повествования меняется. Теперь в кино чаще рассматриваются вопросы морали, а антагонист становится главным героем. Наглядно осветить нравственные проблемы помогают любовные линии. С их помощью в готическом кино поднимаются запретные темы. Жертва томно склоняет голову и закатывает глаза, пока вампир наслаждается ее кровью.

Оказывается, что насилие и причинение вреда можно сексуализировать. Граф Дракула в экранизации Фрэнсиса Копполы одновременно мучитель и возлюбленный. Мина Мюррей целует вампира, прежде чем всадить кол ему в грудь.

История любви также открывает перед зрителем область моральной двусмысленности, когда показывает положительные стороны сверхъестественных существ. Эдвард Руки-ножницы готов пойти на все ради Ким. Он берет на себя вину за кражу, а в конце фильма и вовсе убивает человека ради защиты девушки. Современный готический жанр уверяет: Призрака Оперы, цирюльника с Флит-стритт, и даже чудовище Франкенштейна можно полюбить.

Заключение

Изначально сверхъестественные существа вызывали ужас. Сейчас функция испуга ушла на второй план, но наблюдать за монстрами по-прежнему интересно. Кинематографисты поняли, что зрителю не обязательно испытывать страх, он лишь должен погрузиться в ту атмосферу, где мистика реальна. На протяжении всего повествования место действия, символы, герой-проводник и сам монстр изменяют восприятие зрителя и предлагают по-другому посмотреть на собственный мир. Со временем оборотни и вампиры из чудовищ превратились в соседей, коллег и секс-символов. Развитие готического кино помогло нам понять, что с графом Дракулой можно подружиться.

Спасибо за внимание, господа!

{ "author_name": "Григорий Марков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 42, "likes": 34, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 184594, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Aug 2020 12:29:17 +0300", "is_special": false }
0
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Судебный хичхакер

11

Зачем бояться мужика, который хочет у тебя отсосать?

Ответить
2

Это даже звучит стрёмно. Я не гомофоб, конечно, но всё равно фэ.

Ответить
9

У тебя просто мужика нормального не было

Ответить
1

Он хочет отсосать в крысу, и ты не ожидаешь атаки

Ответить
1

С такими-то зубами?!

Ответить
0

Хотя бы не с палеодонтией, вот там вообще стрём.

Ответить
0
Ответить
7

У маленькой девочки огромный рот на затылке, но это не пугает зрителя

Мне конечно не страшно было, но чувствовал себя некомфортно

Ответить
1

Ладно хоть он позаимствовал японскую Футакучи-онну, а не Сиримэ)

Ответить
6

Не увидел ответа на вопрос из заголовка. "Дракула" Брэма Стокера и сейчас криповенький роман.

Но к чему тут Вайтити с его шутеечками? Если ты не хочешь пугать и снимаешь комедию, то люди будут смеяться и шутить, а не пугаться.  Ваш Кэп.

Ответить
0

Все верно, Дракула Брэма Стокера не слишком симпатичен, однако он все равно не способен напугать. На заре жанра чудовища имели мало общего с человеком. Примерно с 80-х они гораздо сильнее стали походить на людей. Человек боится неконтролируемого, а с большинством современных готических злодеев можно вести вполне интересную беседу.

Ответить
0

Чудовища перестали быть поверхностными символами примитивного страха перед неизведанным, потому что неизведанного на планете почти не осталось. А вот страх, например, перед красивым социопатичным соседом по улице, который может оказаться серийным убийцей, никуда не делся.
К слову, такие тенденции кинематографа не рождаются в вакууме - на них влиют тенденции в литературе. Очень плохо, что этот аспект вы полностью опустили.

Ответить
0

Способен он напугать, да и фильмы с вампирами тоже. Просто тему заездили слишком сильно. Как и с зомби на самом деле. Последний достаточно криповые дракула был в английском сериале кстати. Который в целом не совсем удачный, а третий сезон в нем и вовсе слитый. Но вот в первых двух сезонах крипоты хватает.

Ответить
5

Самый криповый как раз граф Орлок из "Носферату" 1922 года.

Ответить
0

Это правда. Заключительные сцены фильма и игра с тенями до сих пор смотрятся жутко

Ответить
0

Лысый дед, обычная картина так-то

Ответить
2

Потому что графство уже давно не дает особого статуса и привилегий.

Ответить
9

Вампиры - это страх аристократии, которая может безнаказанно творить всякие ужасы.
Зомби - это страх нижнего сословия, толпы и бунта.
Оборотни - это страх воинов, которые выглядят нормальными людьми, но могут быть очень опасными в гневе или с перепоя.

Всё это не очень актуально сегодня. Может быть, пора создать монстра-бюрократа, или еще что-то в этом роде.

Ответить
2

Вон кто-то уже невидимого сексиста придумал. Сечёт тренд.

Ответить
0

Оборотни - это страх воинов, которые выглядят нормальными людьми, но могут быть очень опасными в гневе или с перепоя.

Скорее перед людьми с посттравматическими синдромами. Я вообще удивляюсь как "Первую Кровь" Морелла не адаптировали в фильм про оборотня.

Ответить
0

монстра-бюрократа

Или монстра-бухгалтера. В этом контексте подойдет, например, гг Аффлека из фильма "Аудитор". 

А лично меня сильно впечатлил герой Скасгарда в "Hold the dark". Причем в первой половине фильма, где он еще без маски шастал. Я тогда крепко задумался, что среди нас могут жить люди с настолько смещенным мировоззрением, воспитанием, что для них единственным нормальным и правильным решением конфликта может быть только убийство человека. И никто и не поймет за что.

Ответить
0

звонок в  дверь  - откройте, милиция.

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Ужасам в кино сейчас уже сложно пугать. Зритель присытился, все приёмы уже тысячи раз показаны. Скримеры вызывают раздражение, а "неожиданные повороты" читаются с первых кадров.
Нужна или полная деконструкция жанра или очень тонкая работа с атмосферой, саспенс, чувство тревоги - это ещё можно найти в коротком метре, но сохранить такой настрой в большом кино задача не простая. 
Что касается конкретно вампиров, то тут дело, как мне кажется, в том что образ уже далеко не нов. Каких только вампиров не было: от мистики по канону до мутаций и тп. Чтобы Вампир на экране работал нужно очень много работать с атмосферой, сюжетом и всякими микроштуками вроде невозможности вампира зайти без приглашения или необходимости считать рассыпаное зерно. А мужыка с клыками зритель уже знает как облупленного. 
А ну и очень странные сравнения с фильмами Бертана, которые как бы френдли семейные Ужастики и они не призваны пугать зрителя, они больше про погружение в мистику. 

Ответить
1

Не революция, но вполне интересная эволюция жанра - это фильмы Ари Астера

Ответить
0

Реинкарнацию я смотрел 3 раза именно с целью понять, почему фильм получил такой позитивный фитбек и если честно не понял. Очень хорошее липкое кино, но переворота в жанре (слова критиков) я не увидел 

Ответить
1

Переворота нет, полностью согласен. Но в отличие от других современных хорроров, его смотреть приятно (и местами даже страшно).

Ответить
0

фильмы Бертана, которые семейные ужастики и не призваны пугать зрителя, они больше про погружение в мистику

Они не про ужас, и уж тем более не про мистику. Бёртон буквально застрял в детстве, поэтому все его самостоятельные проекты - несерьёзные фрикшоу с налётом социопатической крипоты.

Ответить
–1

Мы с вами с разных углов смотрим на творчество Бертана, но в любом случаи сравнения из статьи не уместны как по мне

Ответить
2

Кто еще не видел спинофф What we do in the shadows от Вайтити, обязательно смотрите, это самое смешное, что я палил за последнее время)

Ответить
0

Полностью поддерживаю. Сериал понравился больше фильма. В некоторых местах ставил на паузу потому, что смеялся до слез. Там специфичный юмор и не всем зайдёт, мне очень вкатило)
А ещё там очень круто раскрыта Вампирская тема. 

Ответить
2

Почему никто не боится Графа Дракулы? 

Потому что все боятся Dr.Acula

Ответить
2

Почему Дракула Копполы не пугает? Хехе, меня пугает, недавно пересматривал, и сцена в саду действительно жуткая. Вообще, Дракула Стокера - герой в первую очередь драматический. Роман не читал, поэтому больше по фильму скажу - в фильме главный герой - это он. Показана его предыстория, падение, мотивация и путь к искуплению. Знатоку наверное смогут провести параллели с Крестным отцом. 

А так, по статье - все фильмы собраны по непонятной логике. Если тема вампирская, то что тут делают Руки-ножницы и Дом странных детей? Непонятно, хотя вампиры сейчас отнесены даже к отдельному жанру. Упущено из виду Интервью с вампиром - да, книга и фильм довольно попсовые, но именно они задали тренд, который длится сейчас. Это поставить себя на место вампира, осознать, какого это - жить вечно, в соц. дистанции от человечества. 

Если рассматривать само понятие "вампира, каким понимаем его сейчас, то это опять же Стокер сам придумал. Он отталкивался от гулей и легенде про Цепеша, но на этом все. А так, если рассматривать его как - гуля, то в Европе и Азии достаточно много пугающих фильмов - Ригор Мортис, Тумбад, Жажда, Впусти меня. Там скорее саспенс, а не хоррор, но все же.

Вот, думаю, когда тренд Сумерек закончится и киношники обратятся к первостепенной идее вампира, как неупокоенного мертвеца, то вернутся и стоящие хорроры

Ответить
1

Для меня проблема образа Дракулы в том, что его пытаются очеловечить и осовременить. А мне хочется увидеть такого инфернального человека, прожившего столько веков, что уже потерял интерес к происходящему, десоциолизированный, но при этом умный и мудрый. 
В общем что бы бояться я должен видеть в нем страх столетий, а чаще всего нас пытаются запугать клыками и кровью.

Ответить
0

Его пытаются осовременить по одной простой причине - интересно же, как бы вампиры жили сейчас.

Ответить
0

Согласен, вот только чаще всего нам показывают их не в том ключе, как лично мне хотелось бы, а это либо какие-то сопли про молодняк, который только и думает о том правильно ли они поступают или нет высасывая кровь, либо артхаус в стиле Джармуша (который еще кстати более-менее интересно выглядит).

Ответить
0

Лично я не боюсь, потому что я не турок. Вот им бы он шапки к голове гвоздями поприбивал.

Ответить
0

В дерьмаке высшие вампиры стремные, особенно этот детлаф ебучий

Ответить
0

Почему никто не боится Графа Дракулы?
Патамучта он сосёт!

Ответить

Архитектурный торшер

D-Lain
0

Но он же не Аквамен. 

Ответить
0

Ну так и Дракула в прямом смысле сосёт, а не как Аквамен.

Ответить
–3

Всё как обычно. Были интересные фильмы, которые держат тебя в напряжении, повсюду тайны и загадки, которые раскрываются только к концу. Стали туповатые комедии, где уже не монстров, ни загадок нет, ни даже напряжения.

Именно поэтому аниме лучше!

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }
null