«Огненная чума» и «Ведьмина корча»: как зараженный хлеб сводил с ума средневековую Европу

Охота на ведьм, Крестовые походы, массовые помешательства и многочисленные эпидемии опустошали Европу прошлого тысячелетия, но мало кто знает, что большинство бедствий вызвано отравлением спорыньей.

Эрготизм, или Антониев огонь (от фр. ergot — спорынья) — отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зерен ржи, зараженных склероциями.

"Чёртовы рожки"-рожь, пораженная спорыньей.
"Чёртовы рожки"-рожь, пораженная спорыньей.

Медицина выделяет две формы эрготизма: гангренозная (огонь Святого Антония, огненная чума, священный огонь) и конвульсивная (ведьмина корча).В первом случае у человека возникали психические расстройства, сокращения мышц, сильные боли по всему телу, «сухая» гангрена- пальцы конечностей чернели и отпадали, руки и ноги выглядели обугленными, отсюда и название «священного огня». Во втором случае возникали похожие симптомы, сопровождающиеся сильными конвульсиями, тревогой, бредом, эйфорией и галлюцинациями.

Настоящие эпидемии эрготизма приходятся на Средние века. Из-за нетребовательности к почвам и уходу, устойчивости к сорнякам и вредителям рожь выращивалась в Европе повсеместно и практически все население питалось хлебом. Но нехватка знаний об уходе за сельскохозяйственными культурами сыграла злую шутку со жителями. Низкая температура и высокая влажность приводили к масштабному заражению посевов. Голод — нередкое явление для Средневековья, поэтому люди были вынуждены есть пораженные спорыньей посевы, что приводило к масштабным эпидемиям эрготизма.

Достоверные исторические сведения об эрготизме восходят к 10 в. во Франции. В «Хрониках» средневекового монаха Сигеберта из Жамблу встречается следующее описание эпидемии «огня святого Антония», которая охватила Западную Лотарингию в 1090 году:

«Там многие гнили, в то время священный огонь пожирал органы, и когда истерзанные члены чернели, словно уголь, они либо умирали жалкой смертью, либо вели еще более жалкую жизнь, после того как им отрезали сгнившие руки и ноги; а многие мучались, пораженные нервными спазмами»

Картина Маттиаса Грюнвальда, с изображением пациента, страдающего тяжёлым эрготизмом.
Картина Маттиаса Грюнвальда, с изображением пациента, страдающего тяжёлым эрготизмом.

Охота на ведьм

Средневековье питало особую неповторимую страсть к демонологии, бесноватым, описаниям встреч с нечистью и видениям Конца Света. И именно на Средние века приходится пик поедания спорыньи. Некоторые исследователи полагают, что спорынья повлияла на череду знаменитых исторических процессов: крестовые походы, религиозные войны, охота на ведьм. И так как психоделические эффекты спорыньи способны вызывать яркие галлюцинации и причудливые ощущения познания мира, некоторые историки высказывают версию, что в основе божественного экстаза лежит отравление спорыньей. Только можно представить, насколько опасная ситуация сложилась в те дни: чертовски отвратная жизнь большинства населения, развитая демонология, частый голод и вспышки заболеваний, религиозный фанатизм — этого уже достаточно, чтобы сойти с ума. В это же время попадает вещь, которая вызывает массовые галлюцинации, приступы агрессии, а в худшем случае гниение конечностей, судороги и смерть.

Согласно книге «Злые корчи» Абсентиса, количество смертей от эрготизма может быть сравнимо со смертями от чумы: сотни тысяч несчастных ели хлеб, от которого галлюцинировали, а затем и гнили заживо. Гонения на еретиков и ведьм в такой ситуации кажутся даже логичными: многие больные были убеждены в существовании демонов и ведьм — потому что видели их. Более того, многие отравившиеся сами клеветали на себя, уверенные в том, что лично общаются с дьяволом.

Орден Святого Антония

Люди не сразу смогли найти причину своих бедствий. Оказалось, во всем виновата рожь,вернее, её массовое возделывание в это время. Пшеница, до появления ржи царившая в хлебопечении, была подвержена заражению спорыньей в гораздо меньшей степени, но несравнимая с рожью урожайность, капризность и, как следствие, более затратное производство быстро сократили ее посевы, сделав пшеницу "зерном для избранных". Именно с того времени пшеничный белый хлеб, в отличие от черного ржаного, стал символом праздника и достатка. И еще достоянием монастырей. Последнее сыграло важную роль в истории эрготизма, надолго связав его с именем святого Антония.

Антоний Великий
Антоний Великий

Как полагают исследователи, появлению самой устойчивой связи больных «священным огнем» и монахов-антонитов способствовал француз Гастон де ла Валлуар. В 1039 г. им был построен госпиталь им. Святого Антония, медицинский штат которого составляли адепты одноименного ордена. Туда и препровождались пострадавшие от очередной эпидемии эрготизма, разразившейся в том же году. В дальнейшем больные,в том числе пережившие ампутацию пораженной конечности, нередко отправлялись доживать свой век в монастырь. А поскольку хлеб монастырских насельников пекся из пшеницы, а не зараженной спорыньей ржи, укрывшиеся за спасительными стенами переставали получать ежедневные порции яда. Этого было достаточно, чтобы больной эрготизмом получил реальный шанс на выздоровление. Слухи о том, что пребывание в монастыре Святого Антония способно спасти от огненной чумы, положило начало резкому увеличению числа его почитателей. И, разумеется, укреплению финансовой мощи ордена. Впрочем, нуждавшиеся в медицинской помощи от этого только выиграли: госпитали им. Святого Антония стали появляться повсеместно, ну а имя святого спасителя от страшной болезни вплелось в ее название - и эрготизм стал Антониевым огнем.

С конца XVII века по мере понимания, что содержащий спорынью хлеб является причиной эрготизма, и благодаря развитию сельского хозяйства частота и масштабы эпидемий эрготизма уменьшились. Также немаловажным фактором, повлиявшим на снижение заболеваемости эрготизмом, явилось повсеместное внедрение в рацион картофеля, снизившее потребление хлеба. В дальнейшем наблюдались лишь отдельные эпидемии эрготизма. Последней крупной эпидемией эрготизма считается случай на юге Франции, в городе Пон-Сент-Эспри в 1951 году: заболело 250 жителей, 4 из них умерли.

250250
78 комментариев
300 ₽
4
Ответить
150 ₽
4
Ответить

Комментарий недоступен

58
Ответить

ЗА МОЕГО ОТЦА

7
Ответить

 Судя по статье, спорынья действовала только на  средневековую Западную Европу. Ни античные государства, ни средневековые скандинавские и славянские она не трогала. Хлеб там, наверное, был другой системы. Более духовный.

8
Ответить

Спорынья начала активно появляться с изменением климата в 5-6 веке, до того это было более редкое явление.
В Российской Империи со спорыньей был пиздец, потому что крестьяне искренне считали что спорынья это хорошо, дети вообще жрали рожки как конфеты. Учитывая, что концентрация алкалоидов раз на раз не приходится, а по некоторым данным, спорынья с производными ещё и зависимость вызывают, переубедить их было крайне сложно аж до начала двадцатого века

48
Ответить

 Пшеница, до появления ржи царившая в хлебопечении, была подвержена заражению спорыньей в гораздо меньшей степени, но несравнимая с рожью урожайность, капризность и, как следствие, более затратное производство быстро сократили ее посевы, сделав пшеницу "зерном для избранных".

Ответить