Универсальная НРИ Genesys

На CrowdRepublic заканчивается кампания по предзаказу настольной ролевой игры Genesys. До полуночи 11 августа еще можно впрыгнуть в уходящий поезд и получить игру по сниженной цене и с дополнительными плюшками.

Но что это вообще такое — Genesys? Чем он интересен может быть интересен матерому ролевику, или робкому новичку, или тем, кто вообще поглядывает на настольные ролевые игры с опаской?

Рассказываем по порядку.

Универсальная НРИ Genesys

Добро пожаловать в Genesys!

Давайте же разберемся, что такое Genesys. Ответ на этот вопрос находится буквально в самом названии — это generic система, общая. Универсальная, если угодно.

И это, пожалуй, ключевой момент: FFG перенесли свою систему, которая изначально создавалась для ролевых игр по сеттингу Star Wars, на «универсальные» рельсы. Нет, это ни в коем случае не ровно та же самая система, в которой бластер переименовали в пистолет, а броню штурмовика в рыцарские доспехи. Но базовая механика для ветеранов Edge of the Empire сразу будет знакомой.

И да, мы не зря упомянули как пистолет, так и рыцарский доспех. Ведь Genesys сделан так, чтобы вы могли адаптировать систему под любой необходимый вам сеттинг.

Универсальная НРИ Genesys

Для тех же, кто не знаком с предыдущими проектами от FFG, система поначалу может показаться несколько необычной. Эта статья лишь первая, обзорная. В дальнейшем мы коснемся каждой из ключевых механик. Пока же отметим лишь некоторые характерные черты Genesys.

Повествовательные дайсы — шестигранные, восьмигранные и двенадцатигранные. Но вместо чисел на них особые символы, подсчет которых и влияет на результат. Основной бросок — дайспул.

Сама система подразумевает игры кинематографичные, в которых ситуации решаются быстро и буквально в пару бросков, а персонажи — главные герои боевика восьмидесятых, легендарные герои или бравые мушкетеры. Именно на этом фокусируется система. Не на суровом выживании и постоянных провалах. Более того, при прочих равных, персонаж на броске стандартной сложности скорее преуспеет, нежели провалится.

Универсальная НРИ Genesys

Система, с одной стороны, имеет «классы» (которые здесь называются карьерами), но, с другой стороны, прогрессия вашего персонажа ничем не ограничена. Вы тратите очки, чтобы набрать атрибуты, навыки и таланты. Карьера — это лишь изначальный набор, который определяет то, какие навыки вы будете прокачивать быстрее. Это скорее придает фокус вашему персонажу, нежели загоняет его в какие-то четкие рамки, заложником которых вы можете стать впоследствии.

Но и здесь всегда могут быть нюансы, ведь вы можете подстроить систему так, как вам угодно. И именно в этом суть Genesys.

Структурированная игра

Обычно системы для ролевых игр делают большой упор на боевое взаимодействие, совершенно забывая про остальные, не менее важные, моменты игры. Genesys уделяет одинаковое внимание всем навыкам персонажей: социальным, боевым и даже сеттингозависимым — таким, как хакинг или магия.

Genesys четко разделяет два типа игры в рамках одной игровой сессии – нарративная игра, где повествование идет свободно и система броска костей используется для простого определения успешности действий с последствиями; и структурированная игра, где каждый персонаж игрока действует согласно его инициативе, пытаясь добиться определенных вещей и целей. Это может быть и боевая сцена, например, сражение с армией техногоблинов и их темным киберповелителем, и социальная сцена, в которой персонажам нужно вступить в спор с несговорчивым сенатором, отказывающимся вводить войска межзвездной федерации. Общее между этими двумя подходами — это четкое деление на сцены, как в фильмах или сериалах. Это позволяет, во-первых, делать небольшие передышки между действиями, и, во-вторых, лучше структурировать свое приключение, на ходу меняя тон и настроение игры.

Универсальная НРИ Genesys

Структурированная игра — например, боевая сцена — часто начинается с определения инициативы, после которой игроки, обладая знанием последовательности действий, могут сами выбрать, кто и когда ходит в следующем раунде. Это не только позволяет четко определить тактику на сражение, но также помогает мастеру спланировать дальнейшее повествование с участием отдельных игроков. Так, персонаж, который вызвался действовать первым, может специально перевести весь гнев злодеев на себя или попытаться нанести максимальный урон, используя все доступные таланты и умения. А благодаря тонкой настройке персонажа в Genesys, последовательность ходов игроков может оказаться критичной для их взаимодействия и дальнейшего развития сюжета.

После определения инициативы, в свой ход персонаж получает возможность подействовать и совершить проверку своего навыка. И в этом случае, в отличие от нарративной игры, выпавшие символы не просто буду трактовать исход проверки, но и предоставлять некоторые игромеханические преимущества и последствия. Даже провалившись игрок может добавить костей усиления к броску ходящего после него союзника, отключить защиту противника на один раунд, получить дополнительный маневр или, возможно, как-то изменить поле боя. Выстрелить в дверную панель и отрезать подкрепления противников, или отключить им тревогу, чтобы никто в комплексе не узнал об этой короткой перестрелке. Сердце Genesys — это не успех или провал действия, а те последствия, что идут вместе с ним, будут ли они положительные или отрицательные, и как группа будет решать возникающие кризисы.

Универсальная НРИ Genesys

В других подсистемах Genesys — таких как социальный конфликт, хакерство или магия — не обязательно использовать инициативу, если действие не происходит во время боя. Но как и в боевой сцене у игроков и мастера есть возможность тратить выпавшие символы на различные эффекты. Это поможет вам, например, догадаться о слабости или страхе персонажа игрока или попробовать отследить местоположение хакера, несмотря на успешный взлом.

Дальше дело за вами. Играйте, экспериментируйте и превращайте неудачи в триумфы, а провальные ситуации — в запоминающиеся истории!

Бесконечные миры, бесконечные возможности

Самое главное преимущество Genesys как системы для ролевых игр — это ее гибкость, возможность играть по одной системе в бесчисленном количестве миров и сеттингов. Это с равным успехом может быть фэнтези с могучими волшебниками и величественными драконами или темный киберпанк с мегакорпорациями и уличными самураями.

Основная книга правил не предоставляет готовых сеттингов, но дает необходимые инструменты, чтобы адаптировать любой из известных миров или придумать свой. В качестве примера и фундамента, в книге представлено шесть базовых сеттингов, которые можно взять в основу для написания своего собственного мира, а также шесть жанров-тем, позволяющих настроить систему под свои нужды. Супергерои в период мистической второй войны, шпионский боевик в современности или пальп фентези — все это возможно буквально «из коробки».

Универсальная НРИ Genesys

Итак, в разделе сеттингов вас ждет шесть заготовок: фэнтези, стимпанк, странные войны, современность, научная фантастика и космическая опера. Каждый раздел начинается с разбора основных тропов сеттинга, его аспектов, которые помогут лучше понять жанр и тон предстоящего приключения. Например, для космической оперы обычным делом являются пришельцы и андроиды, невозможные и необъяснимые технологии, которые не обязаны быть реалистичными, и высокие ставки для героев. Спасение галактики или государства, сражение с великим злом в шаге от пропасти — все, что типично для любых представителей жанра.

После тропов вы можете найти специфичные правила для подобных сеттингов: архетипы и расы, снаряжение и, конечно же, список противников, которые часто встречаются в подобных мирах. Эти дополнения можно использовать как есть или же составлять на их основе свои собственные решения.

В дополнение к сеттингам книга содержит жанры-тоны, которые позволяют еще лучше настроить систему под предстоящее приключение. Жанров шесть: это хоррор, интриги, мистика, детектив, драма и супергероика. В то время как сеттинг определяет декорации, персонажей и место действия приключения, эта настройка позволяет создать настроение и стиль вашей игры. Тона подходят любому сеттингу и, комбинируя их между собой даже в рамках одной игровой сессии, вы можете получить незабываемое приключение, которое надолго запомнится игрокам.

Универсальная НРИ Genesys

В книге также содержатся дополнительные правила и советы, которые помогут усилить тон, добавляя в повествование характерные элементы жанра. Например, в супергеройском тоне вы не просто можете сделать рукопашные атаки персонажа опаснее оружия, удваивая их урон, но и дополнительно защитить героя от атак простых подручных.

Благодаря этим инструментам создание своего приключения или мира покажется невероятно простым, а результат — эффектным. Игроки надолго запомнят эпический поход на дракона. Или это будет отряд спецназа, который отражает инопланетную угрозу? Может быть, ваш выбор — это команда небольшого корабля, которая скрывается от межзвездного государства на фронтире известных человечеству миров?

Теперь все зависит лишь от вашего воображения! Ведь с Genesys вам открыты бесконечные миры и бесконечные возможности.

Создание персонажа

Genesys — невероятно гибкая система, которая позволяет с легкостью создавать не только разнообразные миры, но и игровых персонажей. Вам доступны любые сеттинги, профессии и характеры — от следователя в мире, пережившем ядерную войну, до кибер-крестоносца в галактике, объятой огнем.

Любой из этих персонажей создается невероятно просто и быстро. Процесс создания можно логически разделить на несколько этапов.

Универсальная НРИ Genesys

Этап первый: Создайте предысторию персонажа

Как только в вашей голове созреет концепт персонажа, самое время его немного развить. Этот этап проходит в свободной форме. Книга вам в этом поможет — в ней вы найдете множество вопросов, которые подскажут, каким будет ваш герой. Откуда он родом? Есть ли у него родственники? Сколько ему лет? Что персонаж думает о мире, в котором он живет?

Как только вы будете удовлетворены результатом — время двигаться к следующему этапу.

Этап второй: Выберите архетип или происхождение

На этом этапе вы решаете, кем будет ваш персонаж. Будет ли он ловким эльфом, крепким рабочим или эмансипированным андроидом? Этот выбор не только определяет личность и его предысторию, но и многие игромеханические возможности. Архетип устанавливает стартовый уровень характеристик, стартовый опыт и навыки, особые возможности, позволяющие персонажу взаимодействовать с Жетонами Истории.

В основном разделе на выбор представлены четыре базовых архетипа. Первый из них, рабочий, построен вокруг концепта сильного персонажа, который может пережить большое количество повреждений, но у него намного меньше ментальной выносливости и силы воли. Интеллектуал, в противоположность рабочему, слаб физически, но его знания и превосходный интеллект компенсируют эти недостатки. Остальные два — это обычный человек и аристократ.

Универсальная НРИ Genesys

У каждого архетипа свои собственные преимущества и недостатки. Все зависит исключительно от выбранной вами роли. Но цель архетипов — подсказать, а не ограничить вас рамками, так что при желании вы сможете сделать физически сильного интеллектуала или же умного рабочего. Сделав свой выбор, вы можете двигаться дальше.

Этап третий: Выберите карьеру

Карьера определяет то, чем занимается ваш персонаж в мире игры. Это не значит, что он обречен делать только то, что ему приписывается карьерой, но это определит его стартовые навыки. Навыки персонажа вы сможете намного легче прокачивать, поскольку это потребует меньше опыта. А в будущем с помощью талантов вы сможете получить дополнительные карьерные навыки.

В Genesys вы найдете два типа карьер:

  • основанные на роли и задачах, которые подойдут для любого мира;
  • сеттиногозависимые, приванные придать персонажу необходимый колорит.

Но если ваш мастер будет не против, ничто не мешает вам выбрать капитана космического корабля для его фэнтези игры или волшебника для постапокалипсиса. Этот список далеко не всеобъемлющий, но он старается покрыть как можно больше интересных вариантов и предоставляет базу для создания своих собственных карьер. После этого вы готовы к тому, чтобы тратить ваши стартовые очки опыта.

Этап четвертый: Трата очков опыта

Каждый персонаж стартует с определенным количеством опыта, которое указано в его архетипе. На этом этапе вам предлагается приобрести характеристики, ранги навыков и таланты, которые завершат образ вашего персонажа.

Но даже здесь Genesys показывает свою гибкость. Будете ли вы на все руки мастером, понемногу умеющим все подряд? Или же вы выберете вложиться по максимуму в какие-то определенные характеристики?

Итак, вы потратили все очки опыта и посчитали все вторичные характеристики. Пришло время завершить создание вашего персонажа!

Этап пятый: Определите мотивацию персонажа

Мотивация — это важная часть личности персонажа. Не только потому, что это поможет вам отыгрывать его во время приключения. Мотивация также определяет бонусы и возможности персонажей во время социальных конфликтов. Например, разузнав цели и слабости неигровых и других персонажей, вы сможете обратиться к их мотивации и получить преимущество.

Есть четыре раздела мотивации: желание, страх, сила и изъян. Ваш персонаж может бояться высоты или иметь плохую привычку врать всем и обо всем. Но в то же время он может быть смелым и самоотверженным героем с сильным чувством справедливости. В книге вы обнаружите некоторые примеры мотиваций, но этим список не ограничивается. Если вы не нашли то, что вам подходит — придумайте свой вариант!

И, покончив с этим этапом и выбрав стартовое снаряжение, вы можете начинать играть. Ваш персонаж готов к приключениям!

Повествовательные дайсы

В Genesys используются особые кубики, на которых вместо чисел — символы. Это, с одной стороны, та вещь, которая иногда вводит новичков в ступор, но и, с другой стороны, это лучшая вещь, которая когда-либо была для них создана.

Всего существует шесть видов кубиков: три из них условно «хорошие» и другие три — «плохие». «Хорошие» кубики имеют символы успеха, преимущества и триумфа. «Плохие» кубики могут выдать неудачу, проблему и провал. Первые зависят от самого персонажа: его навыков, способностей, талантов, обстоятельств. Вторые зависят от сложностей и неблагоприятных условий.

Универсальная НРИ Genesys

Расскажем на примере. Вы набираете дайспул из обоих видов кубиков. Если персонаж хочет выбить дверь, он берет «хорошие» кубики своих навыков Атлетики, а затем берет «плохие» кубики в зависимости от сложности задачи. При этом, естественно, все зависит от ситуации, в зависимости от которой у вас может быть больше или меньше дайсов.

И после того, как нужные дайсы выбраны, вы просто кидаете их и смотрите, что произойдет. Как правильно разгадывать выпавшие символы? Запросто. Они парные, и каждый парный символ отменяет друг друга. Таким образом, полярные значения друг друга как бы уравновешивают, что сильно облегчает подсчет результата.

Универсальная НРИ Genesys

Следующий шаг — это интерпретация. Например, если при попытке выбить дверь вам выпадает два успеха, одно преимущество, и в то же время — одна неудача и один провал... И вот тут начинается самая интересная часть. Ведь результат в Genesys — не просто «у вас получилось» и «у вас не получилось». Вы можете получить успех, но в то же время провал (который эквивалентен классическому «критическому провалу»). И тут мачинается магия, а именно — пространство для сотворчества мастера и игроков.

Возможно, ваш выбивающий стену оперативник не заметил мину-ловушку? Враги услышали оперативников заранее и включили свет, поэтому теперь ваши приборы ночного виденья вам только мешают? Или же оказалось, что у вашего оружия все это время был плохо закреплен ремень, и вы драматически уронили пушку в самый неподходящий момент?

Ситуация может быть обратной. Вот ваш мушкетер атакует рапирой гвардейца кардинала. Ему не удалось попасть, но после отмены символов у вас остались преимущества. Это может означать как то, что вместо атаки вы сделали финт, так и то, что противник сейчас отвлечен на вас, и ваш друг теперь может атаковать гвардейца более эффективно! Вариантов бесконечное множество, и оно зависит только от вашей фантазии. И, что самое главное, оно влияет как на механику, так и на повествование.

Универсальная НРИ Genesys

Такая механика бросков отлично подходит не только тем игрокам, которые не любят считать модификаторы, но и мастерам, которые любят импровизировать во время игры. Кубики буквально помогают рассказывать историю, ваша задача лишь интерпретировать ее так, чтобы это было интересно.

Все это поначалу может показаться очень запутанным. Шесть символов, шесть видов кубиков... так как с этим всем разобраться? Как показывает опыт разных мастеров, даже абсолютный новичок в настольных ролевых играх обычно схватывает суть механики за одну или две игровые сессии. И дальше игрок уже прекрасно понимает, как это все работает, он уже готов вникать в специфические тонкости. Как это часто и бывает, играть — лучший способ понять и почувствовать систему.

И в этом огромный плюс Genesys: вам не нужно читать огромные талмуды, чтобы научиться играть. Нужно лишь сесть и начать кидать кубики!

Видео и отзывы

Genesys будет издан на русском языке в декабре 2020 года. Однако о ней уже снимают обзоры и стримы, а также пробуют систему в ролевых клубах.

Если вам хочется узнать о Genesys больше, вы можете посетить посмотреть кампанию по игре на CrowdRepublic, прочесть отзывы на систему, посмотреть видеоразбор правил или стрим приключения, созданного на базе шаблонов и советов, содержащихся в основной книге правил.

Где купить?

Если вас заинтересовала настольная ролевая игра Genesys, то вы можете купить ее на сайте CrowdRepublic по сниженной цене — за 2250 рублей (предзаказ закроется завтра, 11 августа, в полночь).

Если же оформить предзаказ вы не успеете, не огорчайтесь — ее все еще можно будет найти в магазинах настольных игр. Правда, в этом случае цена ее будет выше — 2790 рублей.

Универсальная НРИ Genesys
1919
19 комментариев

Самая большая проблема Genesys -  это сложность в освоении новыми игроками. Чтобы не говорили ее создатели запоминать необычные символы сложнее чем цифры. И восприятие в данном случае страдает , а игроки тупят) Проверенно на десятке игр по Звездным Войнам. Даже после 3х сессий игроки продолжают путаться в значениях и в составлении дайспула. 
Еще очень многое в играх с такими кубиками зависит от мастера и у неопытного мастера вызывает сложности. 

1
Ответить

в генезис символы гораздо проще чем в ЗВ

Ответить

Это типа перевод?
У меня куплены кубы но никак не дойдут руки нормально проработать сюжетку.
Сводил разок людей по сталкеру, вроде довольны остались. Мне и самому система нравиться. В целом по "этой" системе была моя первая ролевка (тогда это было warhammer fantasy roleplay), ну и учитывая сеттинг мы играли с моделями на террейне, поэтому может быть у меня еще и синдром утёнке.
https://m.vk.com/album-5852490_227540072
эхх были времена

1
Ответить

Да, это русская версия.

Ответить

Что из прикольных настолок можно поиграть в тейблтоп? Человека на 4.
Играл коднеймс, про ковбоев еще классная, котят атомных и цианид.
Чтоб не сильно разбираться в правилах, но фановая.

Ответить

Манчкин

Вообще блин ГУРПС и ДНД :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить