Что делать после закрытия SteamSpy, или какие инструменты и ресурсы для оценки рынка игр есть ещё

Где и как получать данные и аналитику.

В этой статье я расскажу про инcтрументы, которые вы можете использовать для оценки рынка для своей игры и анализа конкурентов. Почему это нужно и важно делать, особенно, если вы ищете инвестиции, я описал вот здесь.

Оценка рынка для любого продукта никогда не была легкой задачей, а для игр она ещё сложнее так как помимо неопределённости надо работать с элементом творчества, оценка которого всегда очень субъективна.

С каждым годом задача становится немного проще, ведь появляется много источников информации, которые позволяют применять более традиционные способы оценки. Но с появлением всех этих ресурсов и источников, очень важно не только знать о них и иметь к ним доступ, но и научиться понимать и разбираться в них.

В этой статье я постараюсь описать сервисы и инструменты, которыми я когда-либо пользовался, тестировал или просто знаю. Если я упустил какой-то важный и полезный сервис, напишите его название в комментариях, я его обязательно посмотрю.

Что делать после закрытия SteamSpy, или какие инструменты и ресурсы для оценки рынка игр есть ещё

Самый сложный рынок с точки зрения внешних данных — консоли

Проблема с консолями (это в первую очередь касается Xbox и PS) заключается в том, что это очень закрытые системы. Они практически не выдают никакой информации, и аналитическим компаниям очень сложно зацепиться хоть за что-то.

Единственный вариант для аналитической компании — работать напрямую с издателями или ритейлерами и получать данные, которые потом можно продавать другим. Такой компанией на рынке косолей является NPD. NPD работает с Wallmart, BestBuy и другими ритейлерами и получает данные о продажах от них.

Самые точные консольные данные по продажам игр в ритейле вы сможете получить у них, но эти данные ограничиваются только ритейлом (могут давать оценку по цифровым продажам), рынком США (в основном) и они очень дорогие.

По похожей модели работает GfK (Европа) и Famitsu(Япония).

NPD также сотрудничает с некоторыми крупными издателями и имеет доступ к данным о ПК рынке, а после покупки EEDAR в 2016 году, покрывает и мобильный рынок.

Оценки по продажам консольных игр может продать вам Superdata. Я не зря написал слово «оценка». Это слово будет встречаться здесь ещё много раз так как большинство сервисов не дают вам реальных данных по продукту, а лишь оценку на основании данных, которые у них есть и моделей, которые они используют.

Superdata именно такой сервис. Они используют данные платёжных компаний (да-да, все эти данные продаются и покупаются) и опросы. Данные у них достаточно точные в плане финансовых показателей, но иногда они ошибаются в оценке аудитории. Большинство данных Superdata будут ограничиваться цифровыми продажами.

У них есть информация по мобильным, консольным и ПК-играм, данные по общей динамике рынка, по жанрам и довольно сильные аналитики, которые могут сделать кастомное исследование для вас. Здесь, конечно, всё упирается в ваши финансовые возможности.

Интерфейс Superdata Arcade
Интерфейс Superdata Arcade

Что касается данных по железу на консольном рынке и не только (активные пользователи, количество девайсов, продажи), то одним из лучших сервисов на рынке является IHS.

Есть бесплатные варианты получения консольных данных, например, Vgchartz. Этот сервис ошибается очень сильно, поэтому используйте его на свой страх и риск. Если в вашей презентации проекта будут данные с этого ресурса, хороший издатель отнесется к ним с большим подозрением.

Однако коллеги из Японии утверждают, что Vgchartz можно доверять при работе с продажами на Японском рынке, ведь они строят свои оценки на основе еженедельных публикаций Media Create, которая считается довольно авторитетной компанией в Японии.

Рынок ПК

С рынком ПК всё было намного проще до закрытия SteamSpy, но из-за новой политики Valve все стало намного сложнее. Знаю, что Сергей Галёнкин сейчас пытается найти способы решения проблемы. Надеюсь, у него получится. А вы можете поддержать его через Patreon.

Что делать после закрытия SteamSpy, или какие инструменты и ресурсы для оценки рынка игр есть ещё

Cервис был полезен, как для небольших, так и крупных компаний и давал много важной информации о том, как будет продаваться или скачиваться ваша игра, даже, если вы не планировали выходить на Steam.

Каждый месяц Valve публикует результаты ежемесячного опроса аудитории Steam, который будет очень полезен тем, кто не знает, какие минимальные системные требования нужно устанавливать для игры.

Нужно учитывать, что успех PUBG и огромный приток игроков из Китая на платформу (больше 60% от всей аудитории Steam) очень сильно «испортил» эти данные для тех, кто в первую очередь рассматривает рынки Европы и США.

Мобильный рынок

Что делать после закрытия SteamSpy, или какие инструменты и ресурсы для оценки рынка игр есть ещё

Если говорить о данных по перфомансу мобильных игр (установки и доходы), то лидером на этом рынке является, конечно, AppAnnie. Они были одними из первых и смогли привлечь к себе много разработчиков, что критично не только с точки зрения бизнеса, но и качества данных. АppAnnie, как и большинство похожих сервисов, работает по примерно одной схеме:

  • договариваются с разработчиками, что те, на определённых условиях (изначально за бесплатный доступ к сервису, затем — за скидку на него) будут отдавать системе свои реальные данные (через доступ в «админку»);
  • соотносят эти данные с рейтингами/top charts iTunes и Google Play, при этом рандомизируя имеющиеся у них реальные данные;
  • прогнозируют показатели для позиций в рейтинге, по которым у них данных нет, на основе данных по другим позициям.

Например, если у AppAnnie, есть данные по играм, которые попадали в топ-5, они могут довольно точно предсказать показатели другой игры, которая попадает в топ-5. А если у них есть данные по топ-5 и топ-7, то они могут предсказать данные и для топ-6. Поэтому, чем популярнее сервис у разработчиков, тем точнее у него данные.

Сервисов, которые могут предоставить подобные данные довольно много (смотреть картинку ниже), все они разной ценовой категории. Недавно появился и российский аналог — DataMagic.

Что делать после закрытия SteamSpy, или какие инструменты и ресурсы для оценки рынка игр есть ещё

Изначально AppAnnie фокусировалась только на установках, доходах и некоторых метаданных (отзывы, описание и так далее), но затем начала наворачивать на свой сервис ASO, данные по Retention, активным пользователям, опросы (пол, возраст) и тому подобному.

Не забывайте, что AppAnnie, как и большинство подобных сервисов, показывают доход игры уже после комисси платформы.

Какие ресурсы ещё есть

Newzoo – известная компания в отрасли, которая строит свои отчёты на основании данных платформы Overwolf и опросах. Специализируются на общих данных по игровым рынкам в разбивке по странам, что бывает довольно полезно. Также специализуются на данных по киберспорту и стримингу. Совсем недавно у них появились данные по железу игроков определенных тайтлов.

Nielsen Games – довольно известное имя в неигровых отраслях. Не очень хорошо знаком с их сервисами по играм.

IDG– очень толковые ребята именно в сфере игрового консалтинга. Они также пишут неплохие отчёты по Steam и в целом, по игровому рынку. У них есть партнёры в Латинской Америке, что даёт им преимущество, если дело касается именно этого региона.

Niko Partners – известный провайдер данных по Китаю и SEA региону.

SimilarWeb, Google Trends, Baidu Index (для Китая) – хорошо подойдут для отслеживания трендов.

Alexa – WebTraffic.

Statista, GlobalWebindex, IDC – ресурсы, где можно найти информацию по демографии, продаже железа и ещё много чего.

Playliner– отличные ребята из СНГ, которые делают толковые отчёты по мобильному рынку.

Facebook Audience Insights – это отличный бесплатный сервис для оценки целевой аудитории вашей игры. Илья Еремеев написал хорошую статью с юскейсами из этого сервиса. Этот ресурс создавался Facebook для удобства настройки целевой аудитории рекламных кампаний, но никто не мешает использовать его для своих целей.

Если вы в США, идите в общественные библиотеки. Нет, это не шутка. В некоторых есть специалисты с MBA, которые могут совершенно бесплатно сделать для вас исследование рынка или дать доступ в платные базы данных, например, Lexisnexis.

Пара советов

Помимо платной информации, большинство сервисов публикует очень много бесплатной информации в своих блогах. Следите за этими компаниями, собирайте данные. Также подпишитесь на блоги DeltaDNA, GameAnalytics, SplitMetrics.

Не бойтесь просить помощи на Quora, Reddit, задавать вопросы в игровых сообществах в Facebook.

Будьте релевантны. Не надо пихать в вашу презентацию всё подряд и копировать всю возможную информацию.

Успехов!

Вы можете рассказать о своём опыте создания игр или о чём-то, что может быть полезно другим разработчикам, нажав кнопку «Написать», а мы, отредактировав текст (если это потребуется) перенесём его в Gamedev-раздел и расскажем о нём в соцсетях.

4848
77 комментариев
Комментарий удалён модератором

То есть допустим, работаю я программистом в хорошей IT компании, в свободное время решил замутить свой проект - и херакс - не имею права просить поддержку для работы над этим проектом? =D

9
Ответить

А почему он должен что-то делать бесплатно?

3
Ответить

А что случилось с SteamSpy?

Ответить

Жалко, что нет такой открытости, как в случае с кино... Сколько бюджет, сколько собрали в кинотеатрах...

2
Ответить

Наоборот, хорошо. Будут думать не только кошельком при разработке. :3

1
Ответить

SteamSpy работает, просто он теперь за paywall-ом в 30 баксов за месяц. Сергей нашел там какое-то решение.

1
Ответить