Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Каждый из нас сталкивался с вымышленными мирами, какие-то из них являются несколько подправленным (в лучшую или худшую сторону) отражением нашей реальности, какие-то полностью вымышлены.

Каким-то вымышленным вселенным везет, и они становятся медиа-франшизами, за примерами далеко ходить не надо – «Матрица» сестер Вачовски, «Легендариум» Толкина, «Мир Льда и Пламени» Мартина, серия Mass Effect от BioWare, или же самый заезженный пример – «Ведьмак» Сапковского. Все начиналось с одного фильма, книги или игры, а обросло спин-оффами, продолжениями, экранизациями, сериалами, комиксами, компьютерными играми по мотивам, которые расширяют и дополняют лор, иногда даже выходя за рамки приличия, рассказывая о совсем незначительных персонажах или событиях. После чего об этих мирах узнают все: от законченного гика, да бабушки на лавочке у вашего подъезда.

Кому-то же везет меньше, так к примеру «Песни Гипериона» Симмонса или «Мир-Кольцо» Нивена не получили такого масштабного расширения и бешеной популярности, как описанные выше произведения, но это не делает эти миры менее прекрасными и увлекательными. Особенно для их поклонников.

Для меня же таким миром стали произведения Энки Билала.

С кем бы я не заводил разговор про Никополя и мир Бессмертных, все либо в первый раз слышали об этом всем, либо вспоминали «странный и кринжовый фильм», который крутили по TV1000 лет 10-15 назад. Но возможно виновата неправильная выборка. Ведь «Трилогия Никополя» — это классическая антиутопия но при этом, приправленная мифами и абсурдом.

Созданный Билалом мир невероятно сумасбродный, грязный и отталкивающий, но при всем этом не лишенный шарма и поэтичности (а еще тут есть шахбокс!).

Я точно испытал, когда читал комикс в первый раз
Я точно испытал, когда читал комикс в первый раз

Всего в цикл входит пять произведений: комикс «Трилогия Никополя», фильм «Бессмертные. Война миров» (как же локализация режет слух, французский оригинал «Immortel (Ad Vitam)» звучит намного лучше, но в дальнейшем буду использовать прямой перевод), а также игра «Nikopol: Secrets of the Immortals».

Для меня началось все не в правильном порядке: игра — фильм — комикс. Но для лучшего понимания мира и погружения в него, я повторил путь в хронологически верной последовательности, а потом изменил ее по своему усмотрению, а почему так, расскажу чуточку ниже.

Давайте же окунемся в этот не самый приятный мир и узнаем почему пирамида с египетскими богами зависла над городом, а цитирующий Бодлера беглец пытается захватить власть в Париже, или не пытается, или даже не в Париже. А теперь обо всем этом по порядку.

В тексте будут спойлеры, да не просто, а пересказ сюжета, я конечно рекомендую ознакомиться с произведениями, но если вы как и я спокойны к спойлерам, то милости прошу. За скобками в любом случае останутся многие детали, интересные мелочи, так как особенно в третьем томе их количество просто зашкаливает.

Часть первая. Карнавал бессмертных.
Часть первая. Карнавал бессмертных.

Увидеть Париж и умереть — избитая фраза, но которая при этом идеально описывает Париж 2023 года. Не настоящий конечно, а автономный город Париж под властью фаллократичного фашистского режима.

Здешний Париж совсем не город любви, это пережившие две ядерные войны практически руины, населенные различными психами, фанатиками, пришельцами и мутантами. Метро давным-давно заброшено, улицы заполнены мусором и нечистотами, в универмаге расположилось кладбище (оно еще сыграет свою роль, но позднее), а Эйфелева башня захвачена космической медузой. Но такая разруха совершенно не мешает наличию летающего транспорта, и астропорта.

Жемчужина же города — первый округ, населяемый элитой, армией и правящей верхушкой, которая готовится к скорым выборам, на которых должны переизбрать действующего тирана и фашиста — губернатора Жана-Фердинана Коблана.

Сначала Коблан выглядит как отсылка к Муссолини, но потом главный герой подмечает, что Жан-Фердинан ворует лозунги и речи дуче.

Последней же вводной, что нас интересует, является огромная пирамида, зависшая над Парижем. Почти сразу же мы узнаем кто ее населяет — древнеегипетские боги, возглавляемые Анубисом. Это те самые бессмертные, вынесенные в название фильма и игры. Богов мы застаем за игрой в монополию и обсуждении двух тем: у них кончилось топливо, получить которое они могут лишь выполнив неназванное «гнусное» требование Коблана, а также вторая их проблема — бог Гор, будучи униженным на последнем совете, исчез.

Что мы имеем на начало истории: есть огромный антиутопичный город, населенный сбродом, с фашистская правящей верхушкой, погрязшей в разврате, религиозном мистицизме и внутренней грызне, а также боги с двумя проблемами: нет топлива, психопат и маньяк Гор пропал.

И вот тут должно случиться нечто, что пошатнет систему, установившуюся на данный момент. Этим событием станет падение на грязные улицы Парижа космической капсулы, из которой не самым удачным способ вываливается замороженный астронавт. Неудача заключается в том, что его нога откалывается от тела. В этот же момент из одного из зевак вырывается огненная птица и вселяется в замороженного пришельца. Само же тело улетает от прибывшей милиции в метро.

Уже в метро карты и раскрываются: огненная птица — никто иной, как бог Гор, а замороженный астронавт — Альсид Никополь, дезертир, отказавшийся воевать с русско-китайской коалицией в 1993 году, за что был приговорен к пожизненному заключению в космосе в замороженном виде (чем-то напоминает фильм «Разрушитель», только в космосе) с надзирателем в лице робота ИКСБ2.

…А сейчас я проснулся 30 лет спустя, на станции Алезия, с оторванной ногой, заливающий тут все кровью, рядом с голым парнем с головой птицы, который знает всю мою жизнь и притворяется каким-то богом…

Альсид Никополь

Гор и Никополь оказываются идеально совместимы из-за того, что Альсид человек прошлого и не страдает болезнями или мутациями образца 2023 года. Ведь для плана мятежного божества — ему нужно человеческое тело, способное выносить его достаточно долго.

План невероятно просто — Никополь с помощью божественных сил становится губернатором Парижа, Гор же начинает шантаж своих соплеменников с помощью топлива, не хватающего кораблю.

Проблема ноги решается просто, из рельсы Гор делает металлический протез, который Никополь может использовать лишь в тогда, когда божественный маньяк этого захочет. Этакий взаимовыгодный союз.

Далее же следует один из самых известных приемов — герой знакомится с миром вместе с читателем, однако тут все идет немного наперекосяк, ведь мы уже все про этот мир знаем.

Здесь в первый раз и фигурирует кладбище в универмаге, именно рядом с ним Никополя путают с его сыном Альсидом Никополем, выглядящим также как и он, еще и такого же возраста (сказалась заморозка на 30 лет).

Тем временем мы узнаем, что же хочет получить Коблан взамен топлива — бессмертие, ну или хотя бы пару столетий. Боги ему отказывают и решают подождать выборов, и уже договориться с победителем.

План Гора — классическая многоходовочка — занять место одного из членов хоккейной команды Чехосоветов (явная аллюзия на Чехословакию, которая распалась в 1993 году, в этот самый год Никополя отправили в бессрочный отпуск в космос), стать лучшим игроком, а по итогам матча против «Черных стрел» запросить политического убежища в Париже.

Коблан не может поверить своей удаче: заговор против него раскрыт (я не стал это подробно расписывать), а лучший игрок вражеской команды переметнулся. Боги же, следившие за матчем начинают подозревать, что в теле хоккеиста сидит их старый знакомый, собирающийся попереть все законы мироздания.

Наконец-то разговор по душам
Наконец-то разговор по душам

Простейшим гипнозом Гор заставляет Коблана отречься от поста в пользу Никополя. Но все идет не совсем по плану: не все верят в добровольную отставку диктатора и появляется второй кандидат — подручный Жана-Фердинана Аврелий, кот телепат которого защищает его от гипноза (не спрашивайте).

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Но беда не приходит одна, следом за вторым кандидатом, появляется и третий, тот самый робот ИКСБ2, «нанятый» богами, чтобы противостоять Гору, а заодно получить своего карманного губернатора, который даст им так нужное топливо.

Дальше же следите за руками: Гор улетает, чтобы избавиться от остальных кандидатов и оставляет Никополя в одиночестве цитировать Бодлера. Аврелий оказывается защищен от гипноза, но не от разряда лазеров в голову, ИКСБ2 уже кем-то пущен на запчасти, а Альсид оказывается убит пришельцем, нанятым Аврелием.

Гор оказывается переигран в собственной игре, боги пленят его, воскрешенный Никополь должен стать новым Губернатором, но вот незадача, он больше ни на что не реагирует, а лишь читает Бодлера. Как же хорошо, что у нас есть чеховское ружье в лице его точной копии сына, который устраивает тотальный хеппи энд истории. Сверг фашизм, отменил странную моду, освободил женщин и вообще со всех сторон молодец и красавец.

Альсид Никополь — отец же отправляется в сумасшедший дом в соседнюю палату с Кобланом.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Карнавал бессмертных — самодостаточное, законченное произведение, неудивительно, что Билал приступил к продолжению лишь спустя шесть лет и оно сильно отличается по настроению от первого тома.

Комикс одновременно многое напоминает и сильно отличается ото всего, что я смотрел или читал до этого. Тут вам и отсылки на политическую обстановку в Европе и мире в конце 70-х начале 80-х годов, и литературное цитирование и штампы научной фантастики и антиутопии.

Чтобы я не хотел сравнить с историей, представленной в Карнавале, все на удивление вышло после него. Я ни в коем случае не заявляю что кто-то кем-то вдохновлялся, лишь подмечаю, что Билал собрал в своем мире огромное количество аспектов, которые в дальнейшем будут присущи другим известным произведениям: от «V — значит вендетта» до «Орды» Игоря Баранько. Последняя же после прочтения Никополя перестает казаться такой новаторской и необычной, какой ее описывали многие рецензенты.

Этим то история и цепляет, она необычна, наполнена харизматичными персонажами, а фоном для нее является больной и иррациональный мир, в котором мало кто из нас хотел бы оказаться.

Часть вторая. Nikopol: Secrets of the Immortals
Часть вторая. Nikopol: Secrets of the Immortals

Вот так вот да. Разговор теперь пойдет не о втором томе, как кто-то мог подумать, а о игре 2008 года «Nikopol: Secrets of the Immortals». Именно с нее я когда первый раз узнал об этой вселенной. Тогда игра меня поразила своей атмосферой упадка и разрухи, даже сильнее чем Half-life 2 в свое время.

Но при всем этом игра — простенький квест, где все прохождение (если не тормозить), займет от силы полтора часа, но наполненная концентрированным геймплеем, интересными загадками, некоторые из которых надо будет решить на время. За сценарий был ответственен сам Билал, а вот разработчиками выступила студия White Birds Productions великого (Syberia) и ужасного (Syberia 3) Бенуа Сокаля.

Игра нас сразу встречает знакомым пейзажем второго округа Парижа
Игра нас сразу встречает знакомым пейзажем второго округа Парижа

Все на месте: разруха, беднота, пирамида. Главным героем игры становится Альсид Никополь, но не тот, что в комиксе, а его сын. Сюжет же развернется параллельно первому тому и расскажет, как сын оказался в первом округе и пробился в итоге к отцу.

Какой красавец. О его картинах мы еще поговорим обязательно
Какой красавец. О его картинах мы еще поговорим обязательно

Основные действующие лица тоже на месте: семейство Никополей, боги, диктатор теперь стал пророком-диктатором, хотя в оригинале была официальная церковь, а папой был его брат, да еще и имя сменилось на Шубланка.

Но и тон вселенной сменился, он стал более приземлённым и реалистичным (не считая пришельцев и богов). Вычурные костюмы представителей закона сменились на хоть и цветастые, но более практичные наряды. Улицы помыли, мутантов убрали. Да даже Гор и Анубис прикрыли весь свой срам, в комиксе они по этому поводу не особенно переживали. Лишь на официальном приеме губернатора единожды надели набедренные повязки.

Вместе с Никополем-сыном нам предстоит пройти несколько уровней и решить на них загадки:

  • квартира главного героя, из которой его заставит убежать странного вида существо, с ордером на арест.
  • Кладбище. Тот самый универмаг, где полки заполнены коробками с останками, морозилка телами, а колумбарием служит бывший автомат с напитками. Здесь же с нами выйдет на связь Анубис и попросит помощи с Гором.
  • Блок-пост. Тут же у нас будет беготня от охраны первого округа, прогулка по заброшенному метро и мини игра с карточками, которая страшно мерцает белым на современных компьютерах, из-за чего начинают болеть голова и глаза.
  • Бункер Мон-Парнас. Место, где содержится Никополь отец и Гор, очередные охранники и мерцание с карточками.
  • Елисейский дворец. Вот тут момент, судя по всему ради которого вся игра и задумывалась: сын убивает робота-кандидата на выборах, того самого, которого Гор нашел в комиксе уже мертвым.

Тут происходит еще немного сюжета, отец мертв, Анубис его воскрешает, сын становится новым губернатором, а Никополь старший сидит и цитирует Бодлера.

Чисто геймплейно — это классический point & click от первого лица. Ничего выдающего в игровом процессе нет. Но вот атмосфера густая и вязкая, захватывающая. А задники, особенно в квартире и кладбище завораживают. Она хороша воспринималась в 2008, когда я даже не слышал о «Карнавале бессмертных». Теперь же состарилась, скажем так, не особо хорошо, точно не как Том Круз, но вот если прочитать комикс, после чего пройти квест, то в тандеме они работают даже лучше и воспринимаются как единое произведение.

Часть третья. Женщина западня
Часть третья. Женщина западня

«The Woman Trap» на английском, но не будем об этом.

История в которой невероятно мало Никополя, зато вводится новый невероятно важный для вселенной герой — синеволосая девушка Джилл. Настоящая la femme fatale, хотя если Билал вводит персонажа женщину, то она может быть только такой.

История трансформируется, Билалу больше не интересны революции и политические игры. На первый план выходят люди, их внутренний мир, желания и отношения. Конкретно главной троицы – Никополя, Джилл и, с оговоркой о его человечности, Гора. Хотя учитывая, что мятежный бог теперь пьет, носит одежду и водит транспорт его уже практически можно отнести к людям.

Именно в этом томе впервые становится понятно, что мир Бессмертных населен не только безумными мутантами и кучкой фашистов во власти, но и совершенно обычными людьми, живущими привычной нам жизнью (с поправкой на будущее), без излишней фантасмагории. В мире оказывается есть не только «дикие города Востока», но и вполне цивилизованные Лондон, Берлин. Причем последний находится на территории тех самых Чехосоветов (наследие Карнавала). Но без деконструкции концепции мира из первого тома не получилось бы пустить историю по новому нужному вектору.

Именно так я думал (об отсутствии фантасмагории) пока читал первые 45 страниц комикса, но обо всем по порядку.

В истории теперь у нас две основные сюжетные линии: Джилл и ее трип по Европе и параллельное убийство всех мужчин, что пытаются залезть к ней в постель, а также пришедший в себя Альсид Никополь, отправляющийся на встречу к Гору.

С момента Карнавала бессмертных прошло два года. Насупил 2025. Как я и сказал выше, история знакомит нас с Джилл, журналисткой, живущей в Лондоне в отеле Савой и пишущей свои статьи с помощью некоего устройства — скриптовика. И все бы ничего, но ее информатор/любовник Джон (судя по виду пришелец), который тоже та ещё загадочная фигура, погибает при попытке сообщить Джилл, что в газетах за 1993 год начинают появляться статьи полученные из 2025. Но договорить не успевает, так как гибнет в теракте.

Но а параллельно с этим по ту сторону Ла-Манша в себя приходит наш старый знакомый Альсид Никополь, но рано радоваться, сознание к нему возвращается лишь по одной причине: космическая экспедиция находит место заточения Гора и освобождает его. Бог оправдывает свое звание маньяка, убивает всех, кроме одного астронавта и в ее теле возвращается на землю.

Джилл же в свою очередь находит таблетки Джона, способные стирать любые воспоминания, но вот незадача, допустимых дозировок он не оставил. И что надо сделать в таком случае: в страшной скорби выпить случайное количество случайных таблеток и словить передоз. Все правильно.

Первой жертвой Джилл становится коллега журналист Джефф.

Джефф не должен был произносить это последнее предложение, также как не должен был приходить в мою комнату этой ночью. Он потерял до безумия много крови, когда я проткнула ему сердце съемной антенной скриптовика… забавно, что смыть кровь с моих рук и тела оказалось намного сложнее, чем выпустить ее из его тела…

Джилл Биоскоп

А после убийства Джилл как ни в чем не бывало выпивает красную таблетку и засыпает. На этой же странице мы видим живого и здорового Джона, следующего за Джилл.

Утром Джилл отправляется в Берлин и с неудовольствием отмечает, что кровь с руки не отмылась. Вот уже здесь начинают закрадываться первые подозрения, что с историей что-то не так.

Следующей жертвой Джилл становится Ник, что вез ее в Берлин.

Этот ублюдок Ник, грязная скользкая змея, сумел пробраться под мое одеяло в мертвой ночи, чуть ли мне не под кожу, мразь! Я стерла его кровь (цвета Темзы) и потащила тело в окно. Я выпихнула его наружу. Нигде ни следа. Даже в моей голове.

Джилл Биоскоп
Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

В истории появляется очередной мужчина — Иван, у которого на лице написано, что ему суждено умереть от рук Джилл, но все планы спутывает Гор.

Бог вселяется в Ивана, а заодно объясняет, что повышенное головное давление способное убить смертного. Даже у идеального Никополя появлялись невероятные головные боли.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Иван же выдерживает недолго, неполный вечер. Тут же происходит и соединение всех сюжетных веток: Никополь добирается до Гора, Джилл окончательно слетает с катушек, а Джон находит их всех.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Гор, получивший заманчивое предложение от Альсида (стать телом для бога, а взамен испытать невероятное) соглашается, Джон дает Джилл правильную дозировку и выясняется, что все убийства, кровавые реки были лишь приходом.

Все сюжетные ветви в одной ванной 
Все сюжетные ветви в одной ванной 

Ниже бонусом небольшая подборка NSFW контента с Джилл.

Но рано радоваться над отелем зависает пирамида, боги недовольны тем, что Гор освобожден так рано. А это значит, что пора ретироваться в третий том истории.

Часть четвертая. Экватор холода
Часть четвертая. Экватор холода

Здесь будет уже не так много текста и сюжета, ибо история заканчивается, хвосты затираются, а чеховские ружья стреляют, некоторые даже по второму разу. Лучше прочитайте сами, визуально — это просто прекрасно.

Завершающий историю том, наполнен рефлексией, воспоминаниями, лирикой, шахбоксом и фокусируется на Нико, сыне Альсида Никополя, что ищет своего отца, чтобы найти что-то чего он сам еще не знает.

Шахбокс — гибридный вид спорта, комбинация шахмат и бокса в чередующихся раундах. Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года.

Идея прямой взаимосвязи шахмат и бокса в единой концепции шахбокс впервые появилась в графическом романе Энки Билала «Froid-Équateur». Голландский перформансист Ипе Рубинг, вдохновлённый этим комикс-романом, воплотил идею в жизнь.

Он уже осмотрел студию, где снимают фильм о отношениях Джилл и Никополя, но не получил ответов. Теперь его путь лежит туда, куда будет следовать первый поезд, что придет на станцию.

Забавно, что белых Никополя и Джилл играют чернокожие актеры, выкрашенные белой краской.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Октябрь 2034 года, действо окончательно покинуло Европу и переносит нас в Африку. В Экватор Сити. Город на экваторе, где температура держится в районе -6 градусов Цельсия, при том, что вокруг жаркая пустыня.

По пути Нико встречает очередную la femme fatale Елену. В которую слюбляется мгновенно и бесповоротно. Из разговора с ней читатель узнает, что Париж снова захвачен фашистами, Коблан по собственной глупости гибнет в драке с Нико, Никополь младший же объявлен в розыск за убийство.

В самом же Экватор-Сити Гор чувствует, что его бегство от богов подходит к концу. Времени у него остается ровно до следующего снегопада. Альсид же принял имя Лупкина и борется за звание чемпиона мира по Шахбоксу, в чем ему помогают божественные силы Гора. Но вот незадача: те же самые божественные силы все же плохо влияют на тело Никополя: постоянные головные боли и почти полная потеря речи.

Все что у него осталось: это воспоминания о Джилл, которую они бросили в очередной попытке побега от пирамиды и желание стать чемпионом мира.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Последняя же непредставленная сила — это ККДЗО, могущественный преступный синдикат, состоящий из гениальных ученых в различных областях знаний и держащих весь Экватор Сити.

Гор, понимающий, что времени не осталось, Анубис уже идет за ним, принимает волевое решение и разрабатывает план: он обеспечивает Никополю титул чемпиона мира, стирает ему память и личность, делает бессмертным (так как считает, что главная слабость человечества — их малый срок жизни, за который они не успевают понять ничего по-настоящему важного), после чего покидает его и отдается на суд остальным богам.

Финальный бой Лупкина смотрит Нико и замечает в толпе Джилл, они знакомятся и мило беседуют, но понимают, что Никополя не спасти из власти Гора и лучше им его забыть. А у Джилл как раз есть средство для этого, последняя таблетка Джона, что сотрет Альсида из ее воспоминаний.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Тем временем божественный дует становится чемпионом мира, практически в тот самый момент, как Альсид перестает понимать что вообще происходит вокруг него.

Начинается развязка. Гор в теле Никополя встречается с Анубисом в теле Нико, выполняет все обещания: стирает личность Альсида и начинает перестройку его организма к бессмертию, после чего покидает его навсегда.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Боясь бессмертного существа, в которого перестраивается Никополь, ККДЗО планируют отправить его в заморозке в космос. Вот тут скрывается немного непонятный момент, какие новые криогенные технологии хочет испытать ККДЗО на жирафе и малыше бегимотике, если еще в 1993 году Никополя успешно заморозили на 30 лет, да еще так что при разморозке он оказался не просто жив, но еще и полностью здоров и дееспособен.

Но, как я думаю, уже все догадались в космос полетит не тот Никополь, что стал бессмертным, а Нико, которому предстоит провести в компании жирафенка ближайшие 30 лет. Да еще и запуск проходит не лучшим способом и роняет пирамиду богов прямо на штаб квартиру ККДЗО.

А что же остальные герои этой истории: Джилл забыла о Никополе и уезжает со своим необычным ребенком, сам Альсид продолжает перестраиваться в бессмертного, цитировать Бодлера и улетает с Еленой, которую любил его сын, в закат, Гор же, а что Гор, его судят по 999 пунктам, однако падение пирамиды нарушает суд, после чего побитые боги решают воскресить Хеопса и построить новый мировой порядок.

Увидеть Париж и умереть. Антиутопия Энки Билала

Вместо послесловия. Классическая история Никополя, как по мне, закончилась его забытьем в Парижской психлечебнице. История Джилл отлично воспринимается и без привязке к событиям первого тома. Третья же история создана для того, что рассказать как закончилась история трио, собравшегося в конце «Женщины западни».

Другим же минусом истории лично для меня является ее предсказуемость ближе к концу, как только появляется Нико, а это одна из первых страниц, сразу ясно, что его опять спутают с отцом в критичный момент, а когда читаешь новости при отправку криогенной капсулы в космос, два плюс два складываются в голове сами собой.

Но все это субъективно и нисколько не умаляет самобытности мира, харизмы персонажей, великолепных диалогов, а также самого сеттинга, который смешал в себе и фантастику, антиутопию, некоторые элементы киберпанка и даже в какой-то степени джалло.

Я настоятельно рекомендую к прочтению всю трилогию, а заодно и пройти игру. Главное берегите глаза, в моменте с карточками.

Египетский гигачад
Египетский гигачад

Отдельное место в моем сердце занимает Гор. Оригинальный бог неба и солнца из благородного превратился в мстительного социопата, не лишенного обаяния с просто невероятной харизмой. Но его характер развитие в похожем, но все же другом векторе в фильме. Кстати о нем…

Часть пятая. Бессмертен (пока жив)
Часть пятая. Бессмертен (пока жив)

Наверное самым известным проявлением феномена "Что если?" можно назвать одноименную серию комиксов Марвел. Но и фильм-экранизация Трилогии Никополя это именно такой вариант.

Но перед тем, как перейти к обсуждению фильма, включайте плейлист с саундтреком, настройтесь на правильный лад.

Что если Никополь будет не дезертиром, а революционером, борющемся за права мутантов и пришельцев? Джилл сама будет инопланетянином, женщиной способной забеременеть от бога? Париж 2023 станет Нью-Йорком 2095 года? Коблан превратится в чуть менее одиозного сенатора Оллгуда? Мутации и болезни заменят искусственные органы? А что же тогда останется как было? Да в принципе ничего, но и почти все.

Типичный диалог на DTF 

Все остальные составляющие истории на месте. За основу взяты первые два тома. Как и в комиксе у нас есть огромный город, поделенный не на округа, но на уровни, где жизнь разительно отличается: чем ниже уровень, тем больше он похож второй округ Парижа. Центральный парк же превратился в «зону вторжения», а любые попытки человека проникнуть туда, заканчиваются страшной смертью. Местная же полиция пытается идти по следу серийного убийцы, который взрывает тела своих жертв изнутри.

Над Нью-Йорком все также висит пирамида, вот только топливо ей совсем не надо, боги выполняют последнее желание Гора и выпускают его в мир на 7 дней, по истечении которых его вечность закончится.

Планы Гора в фильма также поменялись, он не собирается никому мстить, он знает, что на Земле появилась женщина, которая может забеременеть и родить ребенка от бога.

Теперь у него две цели: найти подходящее тело, женщину с синими волосами и оплодотворить ее.

Знаковая сцена в метро, повторена кадр в кадр

Но спотыкается бог уже на первом этапе своего плана. Компания Евгеника, занимающаяся пересадкой искусственных органов, а заодно и незаконных опытах на людях, сделала мужчин города непригодными для духа Гора. Очень быстро их тела взрываются.

К счастью в тюрьме, расположенной высоко над Нью-Йорком, происходит авария, и капсула с замороженным революционером и борцом за права угнетенных Альсидом Никополем срывается вниз.

Следующие сцены повторяют комикс: Гор делает Никополю ногу из рельсы, вселяется в него и пара отправляется на улицы города в поисках женщины, способной зачать от бога.

Sutando Horusu-shin

Ни о ком не забыли? Ах точно, Джилл. Забудьте о роковой женщине репортере из Лондона. Теперь она, не помнящая своего прошлого подопытная в Евгенике. И при этом поразительно похожа на портреты Никополя младшего из игры. Она ничего не помнит о своем прошлом, пьет синие таблетки, чтобы забыть все, что было до ее попадания на Землю и доверяет только некоему таинственному Джону.

Ее органы не на месте, а телу будто 3 месяца от роду. Вот это я понимаю изменение ориджина.

После такого, я бы тоже захотел выпить синих таблеток

Следующей же проблемой становится сенатор Оллгуд, про махинации его отца и незаконные опыты над людьми, которого знает Никополь. Да и сам Альсид является лицом вялотекущей революции, которая при наличии лидера может легко перейти в горячую фазу, чего Оллгуд перед выборами ой как не хочет.

Довольно быстро Никополь выходит на нужную женщину, после чего Гор захватает контроль над телом и насилует Джилл, благо на утро она ничего не помнит. В дуэте же намечается раскол Альсиду не нравится подход бога, на что тот обещает учесть замечания. Никополю противно не только о мысли о насилии, но и о том, что он стал лишь доставщиком божественного семени по назначению.

Оллгуд вооружившись ногой Никополя, отправляет даяка-ищейку, который должен найти беглеца и лишить сенатора всех проблем. Благо в самый нужный момент появляется Джон и спасает всю троицу, хотя зачем спасать бога не совсем понятно. Особенно учитывая, что Гор сделал с даяком в последующем.

Джон отвозит всех собравшихся в зону вторжения, чтобы дать Джилл последнюю таблетку, стереть остатки ее воспоминаний и сделать человеком. В эпицентре зоны и встречаются все сюжетные линии: Джилл теперь человек, 7 дней Гора закончились, он передает Никополю частичку божественной силы, и возвращается на корабль, чтобы умереть. Но кто вообще верит, что этот чертяка может так просто умереть? Лично я нет. Да и фильм на это намекает.

Сенатор погибает, так как не надо трогать предметы, которые трогать явно не надо, например огромную летающую пирамиду. А Никополь отправляется еще на год в заморозку, чтобы отсидеть свой срок до конца.

Концовка — истинный хеппи энд, который история заслужила еще в 80-е. Никополь через год заново знакомится с Джилл в Париже, а заодно со своим ребенком и охраняющей его хищной голубой птицей.

Что же хочется сказать в конце? Фильм неплохо дополняет вселенную и смотрит на нее с другого ракурса. Выкидывает из нее все то, что будет лишним на взгляд режиссера, которым выступил сам Билал, поэтому мог крутить свой сюжет как душе угодно.

Интересным решением было отличить модифицированных людей от обычных и заменить их компьютерной графикой, на ком-то частично, а тех, у кого из человеческого лишь пара органов, целиком нарисовать на компьютере. Но эти решения не спасают фильм от невероятно посредственной графики даже для 2004 года, зеленый экран лезет из всех щелей, а модельки ранжируются от высокой детализации и стилизации, до откровенных трех полигонов. Количество же богов сжалось до трех: Гора, Баст и Анубиса, что скорее вызвано ограниченным бюджетом.

Но главным открытием для меня стал саундтрек, именно благодаря нему я познакомился с творчеством Sigur Rós и понял, что в Исландии есть невероятно прекрасная музыка.

История потеряла сына Нико, мужчин, которых якобы убила Джилл, кота Гоголя, да и еще много чего. Но все это бы и не вписалось в новый мир биопанк Нью-Йорка.

А также нельзя не отметить пасхалки: в одной из сцен Никополя ранят точно также как ранили Джона во втором томе, и также как и с замотанным в бинты пришельцем, не произвело никакого эффекта; Оллгуд же показан с боевой раскраской, отдаленно напоминающую макияж Коблана; Расставание Гора и Никополя больше похоже на завершение третьего тома романа, хоть и без бессмертия.

Энки Билал в далеком 1980 году придумал мир, который интригует и вызывает интерес своей самобытностью даже спустя 40 лет.

Центральными темами, проходящими через все произведения становятся побег, забытье и попытки начать все с начала с чистого лица. Что все люди, и даже боги, способны меняться, и имеют право на второй шанс, главное, чтобы они сами этого захотели и поверили в это.

Стабильно в несколько лет я пересматриваю фильм, перечитываю роман, слушаю саундтрек и немного погружаюсь в эту сумасбродную вселенную, наполненную Бодлером и египетскими богами. Надеюсь, что хоть немного побудил вас найти томик «Карнавала бессмертных» и ознакомиться.

Если вы дочитали до сюда, то снимаю перед вами шляпу
Если вы дочитали до сюда, то снимаю перед вами шляпу
3737
12 комментариев

Хорошая статья, только в конце фильма синеволосый ребенок в коляске и есть хищная птица - он умеет изменяться, демонстрируя частицу бога в себе. И потом разговор именно о ребенке, а не о птице. По крайней мере, так видится при пересмотре эпизода.

3
Ответить

Пересмотрел, и правда, тогда концовка ещё ближе к книжному оригиналу, там ребенок Джилл тоже был «необычным»

Ответить

Я рад, что «Трилогия Никополя» не стала мейнстримовой, также буду рад, если по ней больше ничего выходить не будет, пусть хоть что-то останется прекрасным и не испорченным современными деятелями и видением.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я думал разбить на несколько небольших статей, но пока писал это полотно забыл об этом

Ответить

Билал в принципе отличный режиссёр, жаль, что перестал снимать. В своё время после "Бессмертных" отсмотрел "Бункер Палас Отель" и "Тико Муна" - прекрасные образцы фантастики, которые, к сожалению, практически не известны.

1
Ответить

показывали недавно по тв, графон, конечно, знатно всратый от старости. а ведь этот фильм мне купили в детстве на СД диске (VCD формат) вместе с СД плеером ВВК, который подключался к тв. эх круто было

1
Ответить