Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Фильм «Виолетта Эвергарден» в каком-то роде является особенным произведением, так как находился в разработке в тот роковой момент, когда в июле 2019 года неизвестный мужчина в порыве ярости устроил пожар, унесший жизни более 30 сотрудников компании Kyoto Animation. Выжившие решили, что продолжение их нынешних проектов — лучший способ почтить память и наследие погибших коллег и друзей, таких как арт-директор Микито Ватанабэ. Возможно, это проливает свет на смысл невероятно красивой сцены фильма с торжественным благодарением моря.

- «Виолетта Эвергарден: Фильм» является продолжением сериала. Хотя первоначально режиссёр не собирался его создавать, полагая, что история исчерпала себя. В сериале не показано, жив Гилберт или мёртв, но даже если Виолетта никогда больше не встретится с ним, она будет жить. <…> Таким образом, я показал всю историю. Поэтому, когда заговорили о сиквеле, я сказал, что не собираюсь над ним работать. Но, прочитав сценарий, написанный Рейко Ёсидой, который показался мне крайне правдоподобным, я был вдохновлён на дело. (www. animenewsnetwork. com)

Повествование

Несмотря на освещение ситуации с Гилбертом, всё же фильм явно демонстрирует, что является в первую очередь историей о личностном росте Виолетта, что отражено в повествовательной структуре, которая сплетает три взаимосвязанных сюжета в двух временных линиях.

Однако, если бы все внимание было сосредоточено только на Виолетту и Гилберте, это превратилось бы в историю любви. Я создавал сериал не с таким намерением. Когда я размышлял о том, что делать, Хатта сказал мне: «Это действительно история о пути Виолетты». Хатта пояснил, что, по его мнению, история фильма должна быть о жизненном пути Виолетта , и о том, как она прокладывает путь будущим поколениям.

Первый сюжет происходит на несколько поколений в будущем и композиционно обрамляет историю Виолетта (рамочный сюжет) . Эта история рассказывает о девушке Дейзи (внучке Энн) , изучающей наследие самопишущей куклы Виолетта, которая сыграла важную роль в счастье её бабушки. Данный сюжет является продолжением 10-го эпизода сериала, в котором девочка Энн получала письма от матери каждый день рождения после смерти родителя от болезни. Это хороший сценарный ход в том плане, что делает, казалось бы, филлерную историю важной частью общего повествования о Виолетте, да ещё и даёт зрителю представление о плодах деятельности Виолетты. И хотя это самая короткая из трёх историй, она показывает непреходящую силу слов во времени — что даже спустя долгое время после того, как писатель был забыт, слова все ещё могут менять жизни.

Две другие истории связаны более тесно и происходят через четыре года после окончания сериала (через год после второй половины «Вечность и призрак пера») , поскольку послевоенный мир Виолетты находится на краю технической революции. Течение времени проявляется как в мелких деталях быта, вроде костюмов персонажей, так и в фоновых декорациях (недостроенная Эйфелева башня) . Изобретение телефона в настоящее время доступно только богатым и государственным учреждениям, но это означает, что пройдёт всего несколько лет, прежде чем профессии, вроде самопишущих кукол, устареют. Продуктивной комментарий на этот счёт и даёт первая история: профессии устаревают и выходят из обихода — обычное дело, но дела, совершённые деятелями этих профессий, сыграли значительную роль в жизни обычных людей. Об этом свидетельствует Музей почты на месте прежнего почтового отделения.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Начало фильма (в рамках второго сюжета) направлено на демонстрацию того состояния образа Виолетта, которое было достигнуто сюжетом сериала. У неё нет хобби или легкомысленных интересов. Она выполняет работу самопишущей куклы, а после пишет письма майору Гилберту — «письма без адресата», так как майор считается погибшим на войне. Конечно, написание писем майору согласуется с итогом её эмоционального развития в сериале: она хотела понять, что значит «я люблю тебя», а теперь пытается выразить свои чувства. Но, по мне, общее состояние Виолетта, которое демонстрируется в фильме, подрывает те результаты личностного роста, которые были достигнуты в последнем эпизоде сериала. Виолетта, вроде бы, научилась жить самостоятельно. Фильм даже показывает ретроспективную сцену: в первом эпизоде сериала Виолетта, ещё не освоившись с протезами, не могла разрезать бифштекс, в фильме же она делает это с изяществом леди.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Однако всё, что она сама решает делать, так это ходить на могилу матери Гилберта. Это больше похоже на долг. Да и сама Виолетта являет некое амплуа печальной вдовы, к которой не пришёл Дон Жуан. Печально видеть шаткое равновесие, которое Виолетта достигла за 4 года. Друзья и коллеги замечают её тоску, но не знают, как помочь. Что Виолетта нужно, так это кто-то, кто сможет понять её потерю и помочь заполнить пустоту. К счастью, такой человек существует. Как ни странно, это Дитфрид. Он провёл годы после войны, считая себя и Виолетта ответственными за смерть своего брата. Правда, момент его личной вины раскрывается лишь в этом фильме. Впоследствии у Виолетты появляется клиент — мальчик Юрис, который не может выразить истинные чувства семье, и что самое для него важное, другу, которого он обидел. Когда выясняется, что майор жив, Виолетта настаивает на том, чтобы увидеть его хотя бы раз. И именно в этом контексте яснее проявляется смысл сюжета с больным мальчиком: «Лучше донести свои чувства, когда это ещё можно сделать». Виолетта никогда не казалась особенно счастливой со своим прошлым. Она всегда была безразличной и отстраненной, даже с друзьями и коллегами. Влияние Гилберта на Виолетта было огромным, и она не могла смотреть в будущее без него.

Странности фильма.

Фильм в некотором роде латает недостаток сценария сериала относительно изображения образа Гилберта. Напомню, в сериале образы Гилберта и Дитфрида противопоставляются на основе схожести с отцом и отношению к нему.

И всё. Казалось бы, характерная сцена, которая однако никак толком не работает на характеристику персонажа (Дитфрида).В фильме, наконец-то, нам показывают предысторию Гилберта и Дитфрида. Мы узнаём, что Гилберт стал военным, дабы освободить от фамильной традиции бунтующего старшего брата Дитфрида. Т.е. он всегда жертвовал собой ради других. Однако не хватает моментов военной предыстории до Виолетта. Образ Гилберта всегда был призрачным, и даже после введения предыстории он остаётся во многом загадкой для зрителя, что выливается в закономерную проблему понять Гилберта в настоящем.Думаю, у многих вызвало трудности решение Гилберта не видеть Виолетту. На первый взгляд это может показаться надуманным конфликтом, нужным для того, чтобы затянуть мелодраму. Но это не так. Фильм использует наработки сериала (прежде всего 8-го и 9-го эпизодов) в плане изображения отношений Гилберта к Виолетте.После того, как Дитфрид передал Виолетты на попечение Гилберта, она воевала под командованием второго как солдат. Я уже упоминал нелепость этой художественной условности в рецензии на сериал. Но показанное тогда даёт две вещи:

  • Виолетта привязалась к Гилберту и выполняет только его команды (это к вопросу о том, почему она отдана именно под его командование);
  • Гилберт не мог оставлять Виолетта в лагере во время операций, так как без него она паниковала (сцена в усадьбе Бугенвилийя).

Хотя, мне кажется, вопрос Ходжинса в 8-й серии вполне справедлив.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!
Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Гилберт мог бы давать Виолетта задания в духе «напиши к моему возвращению, что нового ты прочитала». Хотя, как мы знаем, Виолетта имела склонность вести себя очень импульсивно без майора. А значит Гилберту не оставалось другого выбора, как воевать вместе с ней. Однако чуть ли не каждая ретроспективная боевая сцена фиксирует боль Гилберта относительно действий Виолетта.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Не меньшую боль Гилберт испытывал в мирных сценах, когда замечал шрамы на её теле. И явно записывал это на свой счёт, так именно он вёл её в бой.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

А уж когда у Виолетты отваливались руки у него на глазах, сложно представить, какая душевная мясорубка была у Гилберта в этот момент. И это после того, как он договорился с Ходжинсом о её будущем

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Причём, фильм опять подхватывает материал сериала. Снимаю шляпу перед великой памятью сценариста.

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

И когда Гилберт говорит, что «ей же лучше, если меня не будет рядом», в этом есть смысл. Достигла бы она такой самостоятельности с ним? Казалось бы, он не учитывает, что по этому поводу думает сама Виолетта. Но когда этот момент поднимает в разговоре Ходжинс, Гилберт прямо заявляет, что не хочет её видеть. На самом деле, проблема не в том, что он «не хочет» её видеть, а в том, что он боится той боли и сожалений, которые принесёт ему эта встреча. Это напоминает классические ситуации остросюжетных сериалов, когда один винит себя в трагедии, случившейся с другим, так как первый втянул второго в авантюру. Только в этом фильме не изображаются страдания «виноватого» несколько серий (или десятков серий) подряд («в лоб», по терминологии пользователей Шикимори), а сама ситуация подаётся психологически тонко, ретроспективно задействуя материал сериала. Таким образом, дело не в том, что из-за данной ситуации драма затягивается, а в том, что базовых данных изображения отношений Виолетты и Гилберта не так уж и много, и фильм пытается работать с тем, что имеется. И момент того, что Гилберт не давал о себе знать (по сериалу предполагалось, что он погиб) один из них. Радостный от встречи с Виолеттой, Гилберт противоречит тому образу, который развивал сериал. Да и такой ход слишком примитивен для мелодрамы. Потеря памяти — банально. Вот и получается, что фильм развивает максимально аутентичную для подобной мелодрамы версию развития образа Гилберта. Далее… Почему он не вернулся домой? Ответ на этот вопрос коррелирует с ответом на другие: почему в своих скитаниях он остался именно на этом острове и чем там занимается. У Гилберта, как и у Виолетты, развивается комплекс «вины выжившего».

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!
Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

У Виолетты он проявлялся в дилемме: «Как я могу писать письма руками, отнявшими столько жизней». Гилберт же считает, что должен хоть как-то помочь людям, пострадавшим от войны. Не случайно он останавливается на острове того государства, против которого воевал.

Кульминация и развязка

Аниме-история Виолетты началась с того, что она пыталась написать майору Гилберту рапорт, но из-за механических протезов у неё это не получалось. В конце сериала Виолетта пишет письмо Гилберту как знак того, что она научилась выражать себя. Но по содержанию это письмо воображаемому адресату, письмо-самовыражение, отчёт о пройденном пути. И вполне закономерно, что в кульминации фильма должно быть письмо Виолетты к Гилберту. Только теперь ей надо не просто выразить свои чувства, но сказать ему самое необходимое, необходимое прежде всего ему. Гилберт считает себя виноватым в том, что его подопечная потеряла руки и сожалеет об их встрече. Именно это и поняла Виолетта при их первом за долгое время разговоре — так сериал использует отработанную героиней за сериал эмпатию. Подтверждением того, что Виолетта понятны чувства Гилберта, являются параллельные кадры (визуальное подкрепление).

Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!
Виолетта Эвергарден. Фильм - спойлеры!

Нынешнее письмо является благодарностью Гилберту за всё, что он сделал по отношению к ней. «То, что я до сих пор жива, и научилась любить других — всё это благодаря вам… Ваши слова “Я люблю тебя” стали путеводной звездой моей жизни». Само письмо Виолетты шикарно.

Обратим внимание на переход к любовной теме в этом письме: «Как только я узнала, что они означают, я захотела сказать. Что тоже люблю вас». Она всё-таки призналась ему. Её чувства понятны, их развитие хорошо показано ещё в сериале. Однако откуда вот это взялось, понять куда сложнее.

«Виолетта Эвергарден. Фильм» - это трогательный happy end истории "самопишущей куклы" Виолетта Эвергарден, который доказывает, что даже после трагедии Kyoto Animation готова продолжать делать красивое аниме для своих зрителей. Но что мы имеем в плане содержания? Аниме-франшиза Виолетта Эвергарден выражает идею о силе слов, способной изменить жизнь человека. При этом недостаточно иметь врождённую способность говорить, быть социальным существом для того, чтобы уметь правильно себя выразить. Что сериал, что фильм постулируют следующее: порой для искренности требуется мужество обнажить своё сердце другому. И сколько новых инструментов для облегчения общения не было бы изобретено, если мы не наберёмся смелости, дабы выразить наши подлинные мысли и чувства, они никогда не достигнут своих адресатов. Это определённо отличный фильм. Его исполнение вызывает восторг. Графика радует глаз, содержание - душу (у любителей слезодавилок).

Кроме того, «Виолетта Эвергарден. Фильм» - это хороший непреднамеренный финал. Данное произведение отлично использует наработки сериала и остаётся ему верным в плане развития образов. Да, отношение Гилберта к Виолетта кажется неубедительным, но это погрешность корректировки общей линии отношений между персонажами, показанной в сериале. Из минусов плохое распределение хронометража:

  • Слишком много флешбэков в начале фильма;
  • Из старых второстепенных персонажей так толком никто и не раскрыт, кроме Дитфрида с Гилбертом. Намёк на отношения Эрики и Бенедикта в последней серии сериала был напрочь забыт;
  • Кульминационная сцена несколько затянута, а переход от неё к рамочному сюжету выполнен избитым способом, да ещё и визуально подчистую содранным у сериала.
2525
5 комментариев

Не мог бы ты нахуй сходить, ставь сука плашку про спойлеры

2
Ответить

Все кто хотели - уже посмотрели

2
Ответить

поставил🥺
забыл про нее🔫🔫🔫

Ответить

Фильм слабый, как по мне на моменте последнего разговора Дитфрида и Виолетты можно было заканчивать сериал

1
Ответить

Унылая фигня, чесслово

Ответить