Посмотрел фильм "Андрей Рублёв" (1966) Тарковского
Пока современный кинематограф бастует и постепенно скатывается в помойку, классика выручает. Микрообзор фильма с гифками и небольшими спойлерами.
Просмотр многих картин Тарковского требует моральной подготовки, но этот фильм я откладывал до последнего. Кажется, что «Андрей Рублев» в силу своей тематики, эпохи повествования и черно-белой картинки с трудом сможет найти широкого зрителя в наше время, и как оказалось зря. Потому что именно в этом фильме почти нет привычного нам стиля режиссера с затянутыми визуальными планами и любованием «плавающими водорослями», который я не очень люблю, но есть то, что нравится многим — философская тематика, персонажи/игра актеров, проработка окружения, основательный и серьезный подход к съемкам, подготовке локаций и реквизита, много динамичных сцен быта и сражений.
Но в философию и смысл картины погружаться не буду. Здесь, как и в других произведениях Тарковского, поднимается слишком много вопросов и тем, каждый найдет для себя что-то свое.
Пока смотрел фильм, ловил огромное количество вайбов из современных игр и фильмов.
Вот, например, болотная ведьма из «Ведьмака». (18+)
Недавно дошел до третьей главы игры Pentiment, и во время просмотра фильма испытал дежавю. Оказалось, что геймдизайнер игры вдохновлялся фильмом «Андрей Рублёв». В игре, подобно иконописцу, нам придется расписывать храм. И только нам решать, каким он будет — изобразим ли мы все ужасы прошлого и гнев божий, или оставим подробные и унизительные моменты прошлого за скобками, показав Бога строгим, но справедливым, подобно отцу. Такой же выбор стоял перед реальным иконописцем Андреем Рублёвым.
Фильм, как и игра состоит из новелл, которые в хронологическом порядке следуют друг за другом. Но если произведение Тарковского скорее мрачное и глубокое, то в игре в основном мирный быт, который иногда сменяется жесткими событиями, требующими трудных решений.
Временами «Андрей Рублёв» напоминает «Иди и смотри» средневекового периода, так много в нем жестокости, насилия и несправедливости к обычному человеку. В фильме сцены нашествия монголо-татар, заливание раскаленного олова в горло, убийства и унижения.
Несмотря на все вышеперечисленное, фильм красивый. Большое количество панорамных кадров, огромная массовка, будто наблюдаешь за реальным бытом и жизнью людей 14-15 века.
Четкие выверенные кадры и движение камеры, во всем чувствуется щепетильный подход и рука Тарковского.
Глубоко философское искусство с жесткими сценами. А еще в нем снимается молодой Гослинг и Карл Урбан.
Гениальное отсылается к великому.
В фильме большое количество именитых актеров, приятным удивлением для меня было появление Юрия Никулина.
Обратите внимание на перспективу и задний план. Сейчас такое снимали бы на грин скрине.
Отдельно стоит сказать о концовке фильма с колоколом. Наверное, это лучший саспенс за последнее время (на уровне видео с «бесконечно врезающимся грузовиком»). Звук играет огромную роль, но в гифку вставить его нельзя, поэтому обязательно посмотрите оригинал.
Что в итоге
Хочется резюмировать плюсы и минусы фильма.
Плюсы:
+ фильм отреставрировали, он в хорошем качестве и бесплатен для просмотра на ютубе в двух частях Первая часть, Вторая часть
+ не так много классического визуального Тарковского, который любит затяжные планы
+ много интересных и глубоких персонажей, философские темы
+ концовка как настоящий катарсис
+ огромный масштаб — быт, сражения, массовка людей, лошадей
+ операторская работа — съемка одним кадром, панорамные виды
+ погружение — в моменте забываешь, что смотришь фильм
Минусы:
- повествование слишком резко прыгает, так как это отдельные новеллы. Иногда время переносится вперёд и сложно сразу понять, в каком городе находятся герои и чем они собственно занимаются сейчас. Возможно, этих недостатков лишена режиссерская версия, пришлось урезать многие моменты, но фильм и так идет почти 3 часа
- диалоги (некоторые) — именно их звучание, устаревшие слова и обороты, которые мешают восприятию
Может быть как плюсом, так и минусом:
+/- игра актеров больше похожа на театральную, местами слишком экспрессивно
+/- историчность — в картине многое из показанного является выдумкой, но это художественное произведение, а не документальное
Приятного просмотра. Делитесь вашими впечатлениями о фильме.
Спасибо за внимание.
Заходит в бар мужик. Садится за стойку.
Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча.
Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ. Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут.
Погружает палец в стакан и начинает им водить туда–сюда, помешивая воду. Это длится час.
После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ.
Уходит.
Бармен:
— Тарковский гений!
так база же
Так по факту, Тарковскому подобные сцены удавалось сделать интересными.
Внук подходит к бабушке и говорит:
— Бабушка, нас в школе учат говорить только правду, вот я и решил тебе сознаться. В прошлом году я случайно удалил с компьютера всю твою коллекцию Линча и Тарковского, а чтоб ты не заметила, что места стало больше, я залил в эти папки гей-порно с копро...
Дед резко вскакивает со стула, бабке дает по голове и орет:
— Я же тебе говорил что пи*оры и говно, а ты: "артхаус, ты не понимаешь, быдло".
Ну Линча всё-таки напрасно с Тарком через запятую.
Ахуй. Андрей Рублев: плюсы. минусы. ))))