С MOBA по нитке: что Gigantic привносит нового в жанр

Gigantic идёт логичным путём, каким шла достаточно успешная Smite: собирает удачные находки конкурентов и осторожно добавляет собственные механики. Так, чтобы ничего не сломать, но и привлечь аудиторию чем-то новым. Редакция DTF разбирается, чем именно.

Основы и условия победы

Gigantic — это MOBA с элементами шутера от третьего лица (или шутер от третьего лица с элементами MOBA — сложно сказать, чего здесь больше). По классическим негласным законам жанра, каждая партия сталкивает между собой две команды, по пять героев в каждой. Основная цель — повергнуть вражеского Стража, при этом защитив своего.

В зависимости от выбранной стороны Стражем может стать благородный Грифон или хитрый Нага. Они расположены в разных концах продолговатой карты, около места возрождения героев, и аналогичны базам из других подобных игр (с некоторыми оговорками). Сами по себе они не могут двигаться, но активно атакуют пробегающих рядом героев.

С MOBA по нитке: что Gigantic привносит нового в жанр

Атаковать в ответ можно, только если набрать 100 очков энергии, основного ресурса игры. Энергия копится за убийства игроков и существ, а также сбор особых сфер. При этом убийство героев приносит в два раза меньше очков, чем всё остальное, так что правильная позиционная борьба в Gigantic важнее, чем кровавая жатва.

Как только энергия набрана, Страж перелетает в другой конец карты и атакует своего соперника, обездвиживая его примерно на 30 секунд. Это временное окно — единственное, когда герои могут нанести урон гигантам. Пока противник обезврежен, вся команда получает кратковременное ускорение, чтобы быстрее добраться до вражеского Стража. В свою очередь, вся энергия, которую успела набрать вторая команда, во время атаки преобразуется в щит.

У Стражей есть по три жизни и запас здоровья в каждой из них. Если за время атаки команда смогла уничтожить щит и полностью обнулить полоску здоровья, одна из жизней отнимается, а Страж вырывается на свободу. В противном случае считается, что команда нанесла частичный урон — при этом количество здоровья сохраняется, поэтому при следующей атаке будет проще. Та команда, которая первой смогла отнять три жизни у вражеского Стража, побеждает.

С MOBA по нитке: что Gigantic привносит нового в жанр

Когда у одного из гигантов осталась последняя жизнь (или после восьми попыток атак), включается режим схватки. Стражи становятся ближе друг к другу, а награда за каждое убийство игроков удваивается. Таким образом, карта становится намного теснее, а игроков буквально вынуждают сражаться друг с другом. В игре Battlerite используется похожая механика — при убийстве одного из игроков края арены стремительно сближаются.

После нескольких матчей в Gigantic становится видно, насколько много она взяла из других MOBA. Вид от третьего лица уже был в Smite и Paragon, отсутствие мобов и нейтральных существ («джангла») — в Bloodline Champions и её духовной наследнице, все той же Battlerite. Магазина и предметов нет, прямо как в Heroes of the Storm, и на неё же похожа система прокачки с разными ветками умений. За отсутствием магазина отпала необходимость в курьере и возвращениях на базу.

Карта и особые объекты

Во время бета-тестирования была доступна только одна карта, Призрачный Риф (или Каньон, как она называлась раньше).

Главные тактические объекты на карте — контрольные точки, где каждые полминуты образуются сферы энергии. Так как последовательность появления сфер повторяется, то достаточно просто предсказать, где и когда искать их в следующий раз. Появившуюся сферу можно собрать самостоятельно или же оставить на контрольной точке особое существо, которое соберёт её автоматически.

В правом верхнем углу та самая вытянутая карта. Шестиугольниками на ней обозначены контрольные точки
В правом верхнем углу та самая вытянутая карта. Шестиугольниками на ней обозначены контрольные точки

Существа — самая оригинальная составляющая Gigantic, и по механике она отдалённо напоминает игры жанра tower defence. Существа бывают четырёх типов: растения лечат союзников, церберы раскрывают местоположение вражеских героев, циклопы возводят стены и имеют самый большой запас здоровья, а драконы наносят значительный урон героям противника.

Перед началом битвы каждый герой выбирает, существ каких трёх типов он сможет вызывать на контрольных точках. Создание существа состоит из двух этапов — призыв и «строительство». Во время призыва герой должен находиться около контрольной точки, на которой вызывает существо, а вот строиться оно может и само, без человеческого присутствия. Правда, наличие героев в непосредственной близости очень ускоряет процесс, к тому же защищает от возможных атак противника.

Так что зачастую лучше дождаться, пока существо полностью появится на свет. Это, с одной стороны, заставляет нервно озираться по сторонам и внимательно следить за окружением, а с другой — создаёт регулярные передышки от сражений, во время которых можно обдумать дальнейшую тактику. Неплохой ход для изменения динамики матча.

Кроме того, существа не прикреплены к контрольной точке, а скорее находятся в некотором радиусе от неё. Другими словами, противники могут оттолкнуть их своими способностями прямо перед появлением сферы и украсть её. Поэтому в такие моменты полезно находиться около своих существ, особенно вяло атакующих (типа растений или циклопов).

Существо слева, похожее на лук-порей — версия растения, которая призывается по умолчанию. Добродушное дерево справа — улучшенный вариант
Существо слева, похожее на лук-порей — версия растения, которая призывается по умолчанию. Добродушное дерево справа — улучшенный вариант

Впоследствии существ можно эволюционировать во взрослую особь с помощью очков концентрации (в оригинале Focus). Разные существа требуют разное количество очков, а накапливается концентрация благодаря убийствам и просто нанесению урона. Улучшенное существо полностью раскрывает свой потенциал — к примеру, растения создают лечебные области с временной невидимостью, а драконы и вовсе превращаются в стационарное оружие смерти (но для их апгрейда требуется больше очков).

Наконец, чуть ли не главное преимущество взрослых существ — их практически невозможно сдвинуть с места атаками, к тому же у них ощутимый запас здоровья. Поэтому герои противника не смогут так просто украсть сферы, да и для освобождения точки понадобится явно больше одного игрока.

Герои и способности

Три основных вопроса, которые нужно задавать о героях в любой игре жанра MOBA — как они управляются, прокачиваются и что умеют.

Так как перед нами игра от третьего лица, то управление передвижением отдано не мышке, а клавиатуре, включая прыжок по нажатию пробела и ускорение на «шифт». Кроме того, герои умеют делать рывки, что помогает уходить от атак. Некоторые способности активируются в связке из уклонения и умения, так что освоить рывки нужно первым делом.

Под способности отведены обе кнопки мыши, а также три клавиши — Q, E и F. Первые две вполне стандартны для большинства MOBA, а вот третья кнопка неожиданна, тем более что она отвечает за ультимативную способность — ту самую Концентрацию. Стоит отметить, что все способности (в том числе «ульта») доступны с самого начала, но вот применять их сразу не получится.

У каждого героя кроме запаса здоровья есть запас воли (или энергии), который расходуется на быстрое передвижение или любые способности. Естественно, у способностей также есть время перезарядки, поэтому возможность применения конкретного умения зависит не только от его кулдауна, но ещё и наличия силы воли.

В League of Legends и Dota 2 у большинства героев тоже есть запас воли или энергии, но он не привязан к передвижению, поэтому за ним проще следить. В Gigantic же на первых порах такая механика немного сбивает с толку: ты только пробежался из одного конца карты в другой и применил одну способность, а герой уже медленно ковыляет и отказывается делать что-то ещё.

С ультимативными способностями всё ещё интереснее. Для их применения требуются те же очки концентрации, что нужны для улучшения существ. Поэтому зачастую игроки стоят перед выбором: использовать концентрацию здесь и сейчас, чтобы выиграть сражение, или приберечь её для эволюции. В зависимости от количества зарядов меняется сила «ульты» и некоторые особенности.

Способности имеют по два улучшения, и каждый раз можно выбирать из двух разных направлений апгрейда. Кроме того, с пятого уровня нужно взять одну из трёх специализаций, которые помогут подстроить персонажа под ваш стиль игры. К примеру, атакующая издали Бекетт в зависимости от специализации может как практически безостановочно поливать противников пулями, так и стать заправским гренадёром, раскидывая гранаты после каждого использования ракетного ранца. Нечто похожее было в Heroes of the Storm, только там специализация во многом определялась первым апгрейдом и выбранным типом «ульты».

Вот так, к примеру, выглядит набор способностей и специализации Лорда Кноссоса. Улучшить можно любую из способностей по желанию
Вот так, к примеру, выглядит набор способностей и специализации Лорда Кноссоса. Улучшить можно любую из способностей по желанию

Увы, но из-за явной перенасыщенности жанра придумать действительно уникальных героев с необычными умениями крайне тяжело. Тут Gigantic не пытается изобрести велосипед и эксплуатирует вполне предсказуемые образы: огромный бык с тараном и мощной ближней атакой (Лорд Кноссос), юркая девушка-убийца, так и норовящая ударить из тени (Трипп), лучник-снайпер с ядовитыми ловушками (Воден) и так дальше.

Чёткое разделение на классы практически отсутствует, хотя некоторых персонажей можно формально отнести к «танкам» или «саппортам». Впрочем, учитывая особенности игры от третьего лица, правильнее было бы делить персонажей на героев ближнего, среднего и дальнего боя, в зависимости от радиуса действий умений.

Тактика и события во время матча

Хотя Gigantic и находится пока на стадии закрытого бета-тестирования (возможно, к моменту выпуска игры что-то изменится), уже можно выделить несколько советов, соблюдение которых значительно повышает шансы команды на победу.

Во-первых, как бы банально это ни звучало, перед выбором нового для себя героя его стоит опробовать на тренировочной арене. В Gigantic это особенно важно, так как конкретные выбранные улучшения для умений значительно меняют стиль игры. А ведь ещё есть специализации!

Кроме того, в Gigantic очень высокий темп игры. Автоматически наводящихся способностей нет, и для хорошего результата придётся постоянно крутиться и ловить врага в перекрестие прицела, что непросто в пылу сражения.

С MOBA по нитке: что Gigantic привносит нового в жанр

Во-вторых, лучше передвигаться группой из двух-трёх человек. Это важно как для призыва существ, так и для нападения на существ противника (один на один сложно победить даже неулучшенных созданий). В Gigantic нет классических линий («бот», «мид», «топ»), поэтому конкретный маршрут будет зависеть от того, какие точки ваша группа захочет занять.

Вдвойне это правило работает для центра арены, где происходят основные схватки, и контрольная точка регулярно переходит из рук в руки. Возрождение героя занимает 15 секунд, но при смерти любого члена команды таймер для уже умерших перезапускается. Так что если вы видите, что большая часть команды умерла — отступайте.

Много внимания стоит уделять линии защиты контрольных точек, двигаясь от краёв к центру. Ближе к Стражу лучше ставить драконов или церберов, а по бокам от центра — растения, так как там будут самые жаркие схватки, и вам с союзниками наверняка потребуется лечение. Кроме того, у растений достаточно здоровья, чтобы выдержать вражеский натиск какое-то время.

С MOBA по нитке: что Gigantic привносит нового в жанр

Призывайте существ только на тех контрольных точках, которые вы сможете защитить, желательно на своей половине карты. Внезапный соло-прорыв на территорию противника может увенчаться призывом существа в тылу врага, но скорее всего вы очень быстро погибните, а ваше существо станет хорошей грушей для набивания концентрации.

Вначале старайтесь экономить концентрацию и тратить её не на ультимативные умения, а на улучшение существ. Эволюционировать их, кстати говоря, тоже лучше от краёв к центру — так ваши позиции будут крепко защищены. Улучшенные существа на ранних стадиях игры могут принести намного больше энергии, чем несколько забранных вражеских жизней.

Наконец, обязательно следите за Стражами. При появлении таймера атаки будьте готовы к ускоренному рывку всей командой по одному из флангов. Не отвлекайтесь на существ противника или даже на самих героев. Да, кто-то из вашей команды умрёт, но нанесённая рана стоит того — а к моменту контратаки союзники уже успеют возродиться. Также учитывайте, что при атаке Стражи сами наносят друг другу урон, поэтому если вы видите, что от полоски здоровья противника осталось всего ничего, не бегите сломя голову к врагу. Атаки вашего Стража будет достаточно для нанесения раны.

Монетизация и внутриигровая валюта

Как написано на официальном сайте игры, Gigantic придерживается модели free-to-play: у игроков будет возможность потратить реальные деньги на покупку новых героев и образов к ним. На текущий момент в игре есть две валюты — рубины, которые можно купить только за реальные деньги, и золотые, которые также можно заработать внутри игры. Последние выдаются по окончанию сражения (вне зависимости от его исхода), а также за выполнение регулярных заданий. Задания типичны («Выиграй 10 игр за Бекетт», «Призови 15 существ за Лорда Кноссоса» и так далее), и ежедневно у игроков будет возможность выбрать из трёх предложенных заданий то, которое нравится им больше.

Образы существ не только меняют их визуально, но и порой как-то модифицируют их способности. К примеру, улучшенное снежное Растение генерирует ледяные сферы, которые замораживают ближайших врагов
Образы существ не только меняют их визуально, но и порой как-то модифицируют их способности. К примеру, улучшенное снежное Растение генерирует ледяные сферы, которые замораживают ближайших врагов
22
2 комментария

Главный вопрос относительно персонажей в мобе - их количество, так как от него напрямую зависит лайфтайм игры. Все помнят историю демигод...

1

насколько много она взяла из других MOBA. Вид от третьего лица уже был в Smite и Paragon

ЕМНИП вид от 3-го лица появился в Гигантике задолго до публичных упоминаний Парагона. Причем скорее не появился, а сразу был нативным.