Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Окунемся в середину 10-х

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Жанр интерактивного кино в последние десятилетие разрастался довольно бурными темпами. Я уже когда-то писал, что начало относительной массовости и популярности было положено работами Quantic Dream. Их пример вдохновил не только большое количество игровых студий, но и даже отдельно взятых людей. Уже к середине десятых годов на свет вышли и Until Dawn, и все те же пресловутые проекты Telltale Games. Примеры успеха, развитие технологий и увеличение возможностей для краундфайдинга позволили высунуть голову и одиночкам.

Таким одиночкой стал Сэм Барлоу – выходец из довольно малоизвестной Climax Studio. Не буду притворяться, что слежу за его деятельностью с пеленок и являюсь «настоящим олдом», но Википедия говорит, что он приложило руку к каким-то там частям Silent Hill (которые, вроде как, были не очень) и другим играм студии. Если посмотреть на их послужной список, то восторг испытать становится достаточно сложно.

"А вот тут игрок ищет видеофрагменты по ключевому слову "поехавший""
"А вот тут игрок ищет видеофрагменты по ключевому слову "поехавший""

На самом деле, подход Сэма к созданию своей собственной игры довольно предсказуем (на момент 2015 года). В одиночку сделать нечто большое – это задача достаточно сложная. Поэтому ему пришлось выезжать на уникальности реализации своих идей, что, как бы, вообще не получилось, ведь оцифровка снятого на камеру материала с последующим вшиванием его в геймплей – это вообще не что-то уникальное. Таким баловались и в 90-е, и в 00-е, и в 10-е. Да даже некоторые именитые российские студии служили вдохновителями для будущих проектов Сэма Барлоу:

Ладно, это шутка… наверно.

Так или иначе, Сэм уходит из Climax Studio в 2014 году и начинает работу над своим собственным проектом – Her Story. Игра повествует, как можно догадаться из названия, об истории девушки по имени Ханна Смит, муж которой таинственным образом был убит. Проект был создан за один год, финансировался самим Сэмом, вышел в Steam Greenlight и неожиданно стрельнул. Смотря из дня сегодняшнего в то время, я одновременно и удивлен, и не удивлен возникшему успеху.

С одной стороны, у нас имеется Steam Greenlight на начальных итерациях своего развития, который и в более поздние годы своей жизни выглядел не то, чтобы привлекательно: среди огромного количество однотипных поделок и откровенного мусора было достаточно сложно найти что-то стоящее. С другой стороны, такой подход к подаче информации на самом деле мало где использовался.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

У него, как мне кажется, есть три основы: фрагментарность, недостоверность и необычность. Фрагментарность проявляется в эпизодичности и непоследовательности появления у игрока информации; недостоверность – в отсутствии проверенной информации, на которую можно было бы опираться при попытке разобраться в происходящем; необычность – в использовании записи игры реального актера и способах нахождения необходимой информации.

Рабочий стол с поисковой строкой
Рабочий стол с поисковой строкой

Собственно, сам процесс нахождения видеороликов и составляет основу геймплея Her Story. По сути, игра сделана невероятно просто: всего есть 7 видеороликов с процессом допроса полицией Ханны Смит. В течении всего хронометража она рассказывает о своей жизни, о своем муже, а также пытается дать объяснение обстоятельствам его убийства. Каждый из семи видеороликов поделен на множество коротких фрагментов, которые разбросаны в файловой системе используемого компьютера. Нам как игроку предлагается использовать банальный встроенный поиск компьютера для нахождения необходимой информации. Что является этой самой информацией? Этого игра не объясняет, но дает множество крючков, подводящих игрока к некой странности всего происходящего.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Итак, поиск. Сам поиск работает достаточно примитивным образом: вы вбиваете любое слово в поисковую строку, игра выдает вам совпадающие видеофрагменты. К каждому из них прикреплены текстовые субтитры. Результат всегда ограничивается максимальным значением доступных фрагментов в количестве пяти штук. И вот тут Her Story начинает свое погружение.

Дело в том, что практически каждое ключевое слово приводит тебя к новому видеофрагменту, в котором ты, опять же, находишь новое ключевое слово. Ты действуешь по цепочке и сам не замечаешь, как наталкиваешься на ключевую информацию. Все это осуществляется с помощью банального поиска и просмотра видеофрагментов. Да, возможно для того, чтобы отсмотреть их все, придется приложить чуть большее количество усилий, но для понимания основной сути хватит порядка полутра-двух часов. Сама Her Story сделана так, чтобы ты натыкался на куски повествования в рандомном порядке, в результате чего главные твисты ты можешь узнать достаточно рано, а в игре оставаться только для того, чтобы узнать побольше ключевой информации.

Ах да, когда я говорю, что можно ввести «любое» слово в поиск, то я имею ввиду именно что любое. Я думаю, что игра работает с помощью банального метода поиска по ключевым словам, хотя, скорее всего, в ней и существует какие-то мелкие уловки и корректировки. Так, если вводить слово в единственном числе, то результат может оказаться нулевым, а если во множественном, то поиск неожиданно выдаст игроку пару-другую фрагментов.

Кроме того, в ходе развития истории, по мере нахождения игроком ключевых файлов, игра будет выдавать на заглавный экран какое-то подобие силуэтов людей. Зачем это сделано? Очевидно для создания атмосферы таинственности и напряженности, с целью давления на игрока. Если ли в этом какой-то практический смысл? Может быть и есть, но я его не нашел.

Силуэт
Силуэт

Окей, давайте проговорим то, что нужно проговорить: люди играют в Her Story только из-за сюжета. Да, в ней есть геймплей, он интересно реализован, но он вторичен. Главным же интересом служит история жизни и падения Ханны Смит, записи допроса которой и предстоит изучить игроку. Изначально создается ощущение, что это стандартная история про жену, которая любила своего мужа, но потом, по какой-то причине, решилась на его убийство. Абсолютно не важно, что послужило причиной принятия подобного решения: ревность, жадность или банальная ненависть. Главное, что подобный ход является, скажем так, клишированным и довольно читаемым.

И в самом начале Her Story, действительно, выдает себя за такую стандартную историю: Ханна постоянно путается в показаниях, изображает из себя незнающую женщину, иногда истерит и кричит на допрашивающих ее полицейских. Но понемногу нам становится понятно, что за историей этой на первой взгляд обычной девушки кроется что-то странное.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Первые подозрения закрадываются на моменте не состыковки показаний девушки на разных допросах: в один день она говорит, что делала одно, на другой день утверждает, что не делала этого вовсе. Не вооруженным взглядом можно увидеть разницу в поведении и эмоциональном спектре, а потом и вовсе подметить различие во внешних признаках.

Догадка игрока подтверждается чуть позже (или нет, ведь, по сути, вы в любой момент можете напороться на абсолютно любой фрагмент истории), когда в одном из последних допросов, Ханна утверждает, что она вовсе не та, за кого ее принимают.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Она представляется сестрой-близняшкой Ханны по имени Ева. Видеозапись последнего допроса девушки является, наверно, наиболее правдивым источником информации в игре, хотя в чистоте совести и намерений Евы можно сильно сомневаться. Если верить ей, то вся история началась следующим образом: обе девушки родились от одной матери, но в процессе родов возникли осложнения и второй ребенок (т.е. Ева) практически умер.

В это дело вмешалась принимавшая роды акушерка Флоренция: она убедила мать в смерти второго ребенка и благополучно забрала его себе. Так девушки были разлучены и росли порознь примерно до пяти лет. Мать Евы не выпускала ее из дома и учила ее всему самостоятельно, в то время как Ханна росла обычным ребенком с полноценной семьей.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Поворотным моментом считается факт нахождения Евой дневника ее матери, в котором та описывала всю правду о происхождении ребенка. И дальше начинаются действительно странные вещи: во-первых, после прочтения дневника Ева, как она сама утверждает, собственноручно его сжигает; во-вторых, вскоре после обнаружения дневника, неизвестным образом погибает мать Евы; в-третьих, в какой-то момент после этого, близняшки случайно встречаются взглядами где-то на улицу, поражаются идентичности друг друга, а также решают жить вместе (т.к. у Евы умерла мама, то она переехала на чердак в дом Ханны).

Почему родители Ханны этого не заметили? Как утверждает Ева, родители думали, что их дочь играет сама с собой, ведь у девушек была не только одинаковая внешность, но и одинаковый голос, подчерк и манера поведения. Доходило до абсурда: если одна получала синяк, то вторая тоже непременно должна была его получить, ведь они, как утверждает сама Ева, одно целое. Девушки постоянно делили обязанности и удовольствия между собой: если одна умела лучше водить машину, то она и сдавала на права и пр.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Через какое-то время следует встреча Ханны с виновником этой злополучной истории – мужчиной по имени Саймон. С ним действовало такое же правило, что и в детстве девушек: все должно быть поровну. Они по очереди ходили с ним на свидания, а бывало и такое, что могли меняться местами прямо в процессе. В конце концов, долго так продолжаться не могло и одна из сторон взяла больше положенного: Ханна забеременела от Саймона и они решили пожениться. Местом временного проживания был выбран дом родителей.

Далее следует трагическая смерть еще не родившегося ребенка, странная смерть родителей Ханны и последующие события, которые плавно переходят в финал трагичной истории. Видите ли, Ева не могла найти себя в этой жизни. Все ее существо держалось на ассоциации себя со своей собственной сестрой: что делает одна, то делает и другая; неудачи одной взваливались на плечи обеих. Ева болезненно перенесла сближение Ханны и Саймона, ведь, по своей сути, это было нарушением негласного договора (вопрос еще конечно в том, знала ли об этом сама Ханна, т.к. в разговорах с полицейскими она о таком не оговаривалась).

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

После этого она скиталась по улицам города, искала случайные половые связи, чтобы забеременеть на манер своей сестры, и зарабатывала тем, что иногда пела в местном баре (выступала она, конечно же, в парике, чтобы никто не узнал в ней Ханну). В один обыкновенный вечер в этот бар зашел муж Ханны Саймон и обратил свое внимание на девушку. Его привлекла, как утверждает Ева, не сама девушка, а ее поразительное сходство с его собственной женой. После слов последовало действие, и вот уже Ева оказалась в ситуации, когда она беременна от мужа собственной же сестры. Скажем так, ситуация не из стандартных.

Итогом всего этого стал напряженный разговор сестер друг с другом. Следом последовал разговор переодетой в парик Евы Ханны с Саймоном. Насколько можно судить, таким действием она хотела проверить своего мужа, поэтому в разговоре с ним притворилась своей сестрой. Эффект превзошел все ожидания: Саймон признался переодетой в Еву Ханне в любви, пообещал быть с ней до конца и подарил ей зеркало ручной работы, которое было как две капли воды похоже на подаренное ранее Ханне зеркало. Девушка пришла в ярость от такого поворота событий и в ходе ссоры разбила зеркало, а после полоснула парня его осколком в районе шейной артерии. Саймон умер достаточно быстро. Специально ли Ханна сделала это или же случайно? Доподлинно не известно, но труп несчастного прятали в подвал уже обе сестры.

После всех этих махинаций, близняшки составили план и отправились в полицию. На допросы они приходили чередуясь, попутно обсуждая сказанное и услышанное. Их план был обречен на успех: одна из них фактически не существовала, в то время как другая могла находится в разных местах в одно время и иметь железное алиби. Так или иначе, именно Ева первой сдала позиции и поведала следователям правду о случившемся.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

В конечном итоге, у игры нет концовки. Нет, мы, конечно, можем закончить сеанс просмотра видеофайлов (мы, кстати, как бы играем за дочь Евы, которая, видимо, пытается разобраться в прошлом своей матери), но конечной заставки или какого-либо объяснения нам никто не даст. Это даже не открытая концовка, ведь ее тут просто нет.

И это отлично: игра дает огромный простор для спекуляций и выработки версий происходящего. Например, одна из самых популярных теорий утверждает, что близняшек как таковых не существует, это просто один человек с раздвоением личности и еще с парой-другой психических заболеваний. С одной стороны, на это может намекать пара-другая диалоговых строчек, но с другой – эта теория разбивается о фактические доказательства разницы девушек, вроде отпечатков пальцев и татуировок.

Концовка
Концовка

Но игра все равно оставляет за собой много необрезанных концов. Например, вам не кажется странным, что практически все люди, контактировавшие с Евой, в конечном итоге заканчивают плохо. Сначала мать девушки, потом родители ее сестры, которые отравились грибами, хотя отец Ханны был заядлым грибником. Потом смерть не родившегося ребенка, и, наконец, гибель Саймона.

Возле Евы витает странный ореол напряженности: внешне она кажется мягкой и податливой, но ее поступки говорят об обратном. Финальный диалог вообще намекает на то, что Ханны больше нет в живых, и единственный возможный виновник случившегося находится прямо перед камерой. Сама Ева была помешана на сказках и постоянно сравнивала себя и сестру с их героинями, например, с Рапунцель. В общем, вполне возможно, что пошатнувшийся разум одного человека смог увлечь за собой на дно не одну невинную душу.

Поиграл в Her Story, чтобы вам тоже пришлось

Я не хочу сказать многого. Her Story – это емкий, но насыщенный проект, который держит в напряжении и легком страхе. Ты по-настоящему проникаешься этой странной историей и хочешь докопаться до истины, во что бы то ни стало. Просто купите и поиграйте в Her Story: она стоит копейки (особенно на распродажах), проходиться буквально за один-два вечера, но дает свой кайф от прохождения.

3737
21 комментарий
Комментарий удалён модератором

Да нет, на один раз вполне себе

1
Ответить

Игру прошел давно, нихера не понял, почитал объяснение в интернете, короче какая-то шляпа, а не история, а этот лонг по-моему содержит больше текста чем вся игра :))

2
Ответить

Да не, там нормально так текста, зря ругаешь

Ответить

А можешь напомнить, откуда эти скрины с метроном и пацаном, идущим в ларёк?

1
Ответить

А, ну собственно это игра "Метрон" и есть, про неё даже статья на википедии имеется.

1
Ответить

Благодарю за Лонг.
В своё время игра очень понравилась своим подходом и самой идеей "мозаики".

Соглашусь, что многим проект может показаться скучным, однако тут скорее проблема в том, что игра невольно требует постоянной концентрации и анализа происходящего на экране.

Было бы интересно увидеть ваше мнение насчёт других работ автора, т.к руки до них самостоятельно пока не дошли.

1
Ответить