Fake it untill you make it

В заголовке этой статьи вы видите «крылатую» фразу, о которой я и хочу поговорить. Что значит «Fake it untill you make it»?

Если вы обратитесь к Википедии, то увидите такое определение:

Fake it till you make it (с англ. — «Притворяйся этим, пока не сделаешь это правдой», «Веди себя, будто бы это так») — фраза, означающая имитацию уверенности с расчётом на то, что в случае успеха уверенность станет подлинной.

Почему я хочу об этом поговорить? Дело в том, что мы сейчас занимаемся разработкой курса. И в процессе изучения различных LMS (систем управления обучением) я натолкнулся на фразу, сказанную преподавателем студентам: «Fake it untill you make it, притворяйтесь, пока не получится».

И эта фраза заставила меня задуматься, так как я сам сталкивался с таким подходом на практике много раз. И будучи консультантом при общении с клиентами, и как работодатель, нанимая людей в команду, также наблюдал, как такой подход используют другие.

Например, на собеседовании мне человек уверенно заявляет «я справлюсь», а на практике оказывалось, что он просто прошел определенный обучающий курс. В связи с этим у меня появились определенные мысли, которыми я и решил поделиться.

Обещания и реальность

Первое, что нужно понять. Самая главная особенность подобных курсов, это утверждение, что вы пройдете эти курсы, потом придете на работу, и, притворившись маркетологом или программистом, вы уже сможете спокойно устроиться и работать.

Но давайте себе представим карьерную лестницу. И вы перед обучением находитесь даже не на первой ступеньке, а где-то в стороне. Вы изучаете обещания, смотрите на эту лестницу и думаете, что после завершения курса сможете пройти сразу даже не на первую, а на вторую ступеньку.

И в процессе обучения на курсе вам говорят: «Притворись, что вы владеешь знаниями даже не на первом уровне, а на втором». Также говорят: «Притворись опытным маркетологом, директологом, программистом и т.д.».

Получается, что вам советуют просто на просто соврать. Потом вы начнете работать, как-то справляться с задачами, наберетесь опыта и все будет хорошо.

Но на практике это так не работает!

Никогда люди не будут просто благодаря вашему вранью ставить на ту ступень, которая находится выше того уровня знаний, который вы сумели показать и доказать.

Подвох подхода «притворись»

Если вы сумели не просто сказать, а подтвердить каким-то образом, что достойны более высокой ступени карьерной лестницы, то проблем не будет. Вам не нужно врать, и без того вы пройдете собеседование и получите эту работу.

А если нет? Вот в этом и заключается подвох. Если вы утверждаете, что умеете то, что на самом деле не сможете сделать, потом вы с этой задачей и не справитесь.

Я это видел много раз. Человек приходит устраиваться на работу. И, вместо того, чтобы честно сказать, что он является начинающим специалистом, который может претендовать только на самую низкую ступеньку карьеры, или даже только прошел обучения, но готов претендовать на начальный уровень карьеры, он врет о несуществующем опыте и знаниях.

Лично у меня самая большая проблема была с маркетологами. Люди, которые только прошли какое-то обучение, и еще ничего практически не знают, не умеют, называли себя маркетологами с опытом и претендовали на зарплату опытного специалиста.

В некоторых случаях ваша ложь будет выявлена еще на собеседовании. В других вам поверят, но через несколько недель, максимум месяц или два, правда все равно выяснится. Вы не сможете справляться со своими обязанностями, и вас уволят.

Почему это плохо:

  • Вы не наберетесь опыта. Перед вами будут ставить задачи, с которыми вы не справитесь, а за помощью обратиться будет не к кому.
  • Вы получите негативный опыт. Результат – неуверенность в своих силах, разочарование, а, возможно, и проблемы с поиском новой работы.
  • Вы потеряете время. А это, как известно, самый ценный из ресурсов, возместить который невозможно.

Потому очень важно хорошо подумать, стоит ли при трудоустройстве лгать о своих знаниях и опыте.

Но как тогда быть? Как получить работу?

Расскажу немного о своем опыте. Я тогда только пришел из армии, не имел никаких особых знаний и опыта, но был увлечен компьютерами, и постоянно учился новому.

Когда я искал первую работу, и даже потом, я честно говорил: «Я не имею особого опыта, но я знаю, о чем идет речь». И претендовал я при этом не на должность старшего программиста (тогда я занимался 1С), и даже не на специалиста 1С в крупную компанию. Я начал с небольших компаний, где моего уровня знаний и способностей было достаточно.

Для начала я работал во франчайзе, потом в небольшой компании, где кроме всего прочего, лично развозил диски с «1С». И все это время я учился и набирался опыта. И так, шаг за шагом, я в итоге стал руководителем проектов «1С» в крупной компании. Успешно проработал там несколько лет, после чего ушел по своему желанию. Но это уже другая история.

Потому, возвращаясь к карьерной лестнице, вам не нужно лгать и претендовать на то, с чем вы не справитесь. Ищите работу на «первой ступеньке», и вас туда возьмут. Даже если вы только окончили курсы и на самом деле до первой ступеньки вам не хватает практических навыков, такую работу найти реально. А промежуток между вашим реальным уровнем и знаниями, которые нужны на этой ступени, лучше заполняйте приятным впечатлением о себе.

  • Покажите, что вы стараетесь и стремитесь достичь чего-то в выбранной сфере деятельности.
  • Готовьтесь к собеседованиям, я это делал всегда и знаю, что это заметно.
  • Продемонстрируйте, что вы – честный и надежный человек.

Работодатель будет понимать, кого он принимает на работу. К вам не будут предъявлять завышенные требования. Наоборот, вас будут обучать. Чаще всего на этой ступеньке нет ничего сложного, если у вас уже есть базовые знания и какое-то понимание, чем вы будете заниматься. Потому обучение пройдет быстро, вы получите необходимый вам опыт. И уже потом, сможете добраться по карьерной лестнице до той планки, о которой мечтали.

Желание сорвать куш

Очень многие обучающие курсы ловят учеников на желании сорвать куш. Представьте, что вы заинтересовались новой профессией, но пока даже не стоите у подножия карьерной лестницы. При этом вы знаете, что на первой ступени зарплата, например, 20 000 рублей, на второй – 45 000 рублей, а на третьей – 90 000 рублей и выше.

И вас убеждают, что после курса вы перепрыгните через первый этап и сразу сможете зарабатывать как минимум 45 000 рублей. И на этом желании «перепрыгнуть через ступеньку и сорвать куш» ловятся очень многие.

Таким образом, вы оплачиваете обучение, так как по итогу изучения рекламных материалов в вас проснулись азарт и жажда «халявы». Но на самом деле, в итоге вы получаете минимум знаний, чтобы начать с первой ступени, а по советам учителей, претендуете на большее, и только теряете время, уверенность, репутацию.

В то же время, если вы после обучения на курсах или самообразования пойдете по обычному пути, начиная с первой ступеньки, вы постепенно получите знания, опыт, вырастете по карьерной лестнице, начнете получать больше и больше.

Конечно, в любой профессии есть свой предел, например, программист, который занимается исключительно программным кодом, максимум может стать старшим программистом. А если вы начнете изучать что-то новое, расширять свои знания, то у вас появятся новые перспективы. Но это также отдельная тема.

Сейчас самое главное понять: Куш сорвать вам не дадут. Никогда.

Не считайте других глупее себя

Коммерческие организации всегда выявляют некомпетентных специалистов, пусть, не всегда сразу, но всегда сравнительно быстро. Везде есть люди, которые заинтересованы в собственной карьере. Никто не будет обучать с нуля человека, если видят, что он занимает не свое место.

Более того, скорей всего, вы даже не сумеете получить такую желанную работу, если пойдете по принципу «Fake it untill you make it». На собеседовании вас будут оценивать комплексно. Любой HR изучает не только вашу анкету, но и оценивает ваши личные качества.

Возможно, вы сумеете пройти тест на профессиональные знания, нередко этим занимаются HR, а не профильные специалисты, и на этом этапе вам может повезти. Но если в вашей искренности и надежности появятся сомнения, а опытные HR – это люди, которые провели собеседования с тысячами соискателей, то работу вы вряд ли получите.

В то же время честность, надежность, демонстрация желания работать, учиться, набираться опыта привлекают людей, так как они видят – это специалист начинающий, но он уже показал, что оценивает себя реально, и готов работать старательно.

Маятник: очарование – разочарование

Но представим, что вы сумели пройти собеседование и получить должность, которой не соответствуете. И тогда начинает свой отсчет некий маятник.

Чем сильнее вы сумеете очаровать работодателя на собеседовании, тем больше будет разочарование, когда выяснится, что вы были неискренни.

А потому я не рекомендую притворяться тем, кем вы не являетесь на самом деле. Пытайтесь найти общий язык с теми, к кому нанимаетесь на работу. Скажите честно о своих недостатках, оценивайте себя как можно объективнее.

И если вы что-то недоговариваете по той или иной причине, то лучше просто недоговаривать. Это очень тонкий момент. И все же, если что-то не проговорили прямо на собеседовании, а потом это выявится и окажется не критичным, скорей всего, работодатель вас даже винить не станет. Но прямую ложь вам не забудут и не простят.

Никогда не считайте других людей глупее себя. Помните, что вас оценивают люди с опытом, знанием людей, а нередко и с высоким уровнем знаний в той сфере деятельности, на которую вы претендуете.

А потому – честность, объективность, старательность и только поступательное движение по карьерной лестнице приведут к успеху. Другого пути не существует.

Как добиваться результата

О том, как не надо делать, я рассказал уже много. Но у читателя, наверное, уже назрел вопрос, а как надо? Общие рекомендации – это хорошо. Но хочется чего-то более понятного, каких-то примеров или пояснений.

Я также предпочитаю учиться на примерах, на каком-то реальном опыте. А потому и для вас приведу два примера. В первом примере я расскажу о собственном опыте. Во втором будет рассказ о том, как строили карьеру практически все мои ассистенты.

Пример 1

Я уже рассказывал, что начал строить карьеру сразу после армии. На самом деле, вернулся я в село, пытался там найти себя. Но все мы понимаем, что в селе найти работу сложно, там могут реализовать себя только люди, увлеченные сельским хозяйством. А человеку, который стремится работать в IT, в селе делать нечего. А я увлекался компьютерами с 5 класса и видел себя именно в этой сфере.

Потому я поехал в Уфу. Зашел в самый крупный магазин автозапчастей. Узнал у сотрудников, где находится директор. Кстати, указали мне на его кабинет без проблем. И сам предложил взять меня на работу.

Директор уточнил, а что я знаю и могу предложить. Я был готов к такому вопросу, а потому пояснил, что знаю 1С, разбираюсь в автоматизации, хорошо знаком с автозапчастями. На что он спросил: “А АТОЛ ты знаешь? Мы пользуемся АТОЛ”. Я честно ответил, что не знаю. Услышал: Узнаешь, приходи”.

Ну, что ж. Далее так получилось, что я уехал в Тюмень. Там тогда жили мои братья, и они могли помочь мне на первое время. Я устроился в компанию, которая занималась 1С и выполняла обслуживание кассовых аппаратов и вычислительной техники в торговых организациях. Первая моя должность была – “Консультант 1С”. Люди им были нужны, зарплата была не самая высокая, и меня приняли на работу без проблем.

Естественно, что назвать эту работу пределом мечтаний было бы сложно. Но именно там я получил тот самый необходимый опыт, в том числе, изучил АТОЛ. В итоге, уже через 3 месяца я позвонил директору того самого магазина автозапчастей в Уфе. И сказал: “Я уже знаю АТОЛ, имею навыки работы с ним, могу приехать и хотел бы у вас работать”. Он ответил: “Приезжай”.

Так я получил стартовые навыки и устроился на работу, которая соответствовала тогда моему уровню знаний и амбиций. Конечно, это было только начало пути. А дальше при желании вы можете прочитать о моей карьере в автобиографической статье “Бизнес-консультант в малом и среднем-бизнесе. Кто это и зачем он нужен?

Пример 2

Теперь я расскажу о своих ассистентах, так как их пример я считаю наглядным, простым и достойным внимания.

Когда мне было 24 года, я уже жил в Москве и был руководителем проектов 1С Франчайзинг, а также вел уже собственный самостоятельный проект по автоматизации управления швейным предприятием. И в какой-то момент я понял, что без помощника мне уже не обойтись.

В то время ко мне обратилась одна девушка, она тогда была студенткой и попросила помочь с какими-то настройками 1С. Я ей помог, мы познакомились, стали общаться. Ее я и пригласил в Москву с предложением стать моим ассистентом. Она согласилась.

Опыта работы у нее не было совсем. Но было желание работать и учиться. Я понимал, кого я беру к себе помощником, она соглашалась на мои условия. Мы с ней прекрасно работали, она получила необходимый опыт. А когда ушла, то устроилась в крупную компанию уже руководителем подразделения, занимающегося доработками и обслуживанием 1С.

Таких помощников у меня было несколько. Каждый из них при знакомстве честно описывал уровень своих знаний, всем им необходим был первоначальный опыт, и все они были людьми, которые хотели учиться, хотели развиваться, двигаться вперед. Например, одна из моих помощниц приехала из поселка Зверево Ярославской области. Другая - из небольшого поселка, расположенного где-то на Байкале.

Тот факт, что они были выходцами из разных регионов не столь важен. Я не занимался благотворительностью. Для меня их готовность к переезду была только еще одним подтверждением, что человек обладает нужными мне качествами. Все эти люди готовы были развиваться, им нужен был опыт и навыки, и ради этого они готовы были работать всерьез.

Таким образом, я на примерах показал, как из “нулевого” уровня можно успешно начать карьеру. Ищите возможность устроиться там, где вы будете получать, в первую очередь, необходимые вам в будущем опыт и знания. Даже если вы будете там подмастерьем без красиво звучащей должности и солидной зарплаты. Это в любом случае – оптимальный для вас на начальном этапе вариант.

Так вы получите практический опыт, без которого все знания, полученные на курсах, в учебном заведении или по книгам стоят не так уж много. Поймете, каких знаний вам не хватает для того, чтобы пойти на следующую карьерную ступеньку. Возможно, вы даже получите обучение от наставника именно в нужном вам направлении, так как эти знания и навыки будут нужны и в текущей работе. В итоге, у вас будет хороший старт для построения дальнейшей карьеры.

Если у вас есть свои истории, которыми вы хотели бы поделиться, пишите. Я с удовольствием дополню ими эту статью.

77
7 комментариев

Я думаю, что эта фраза стала из частного примера применяться в областях, для которых не была предназначена.
Первоначально я эту фразу ( или ее аналог) я услышал одном из самых популярных TED talk "Your body language may shape who you are". Вкратце, озвученная там мысль сводилась к тому, что люди воспринимают не только и не столько инфу в речи, но и способ подачи этой самой инфы. В итоге, люди более уверенно излагающие свои идеи, получали и достигали больше "скромняшей" при условно одинаковых знаниях и умениях. А поскольку человек - тварюшка очень взаимосвязанная, то если вы имитировали более свободную, раскрытую позу при общении, то мозг реагировал на это позитивными изменениями вроде выравнивания пульса, давления, дыхания, что позволяло вам лучше излагать то, чем вы и так уже владеете. Отсюда для меня и пошла фраза про притворяться, пока не получится. Так что я никогда не воспринимал её как предлог поврать, скорее как быть спокойным и уверенным в изложении того, что ты знаешь, умеешь и НЕ знаешь и НЕ умеешь.
А то, о чем говорится в теме - это скорее продолжение тезиса в те области, где подобная стратегия не очень применима. Как-то так.

2

Типа НЛП - "отзеркаль позу?

Ясно.

Хм. Получается, я именно так и начал свою карьеру режиссера) Работал учителем. Начал копирайтить и рерайтить, стал админом варезника. Друг попросил написать сценарий для курсовой. Сняли короткий метр. Бросил школу, уехал в столицу, пришёл в продакшен, навешал лапши, взяли на работу, первый проект делал два месяца, в процессе прокачался. В итоге позвали в штат. Все. С тех пор я режиссёр. Работаю в IT. Но хочу быть сценаристом...

@Друг попросил написать сценарий для курсовой. Сняли короткий метр.@
Ключевое.