Мы — молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate — Daemonhunters

Не существует ничего вечного. Кадия, как известно, пала. Не крепче овеянной легендами крепости оказалось проклятие игр по лицензии Games Workshop, — тоже в своем роде легендарное. После всех дешевых, трешовых и откровенно заурядных игр по Вселенной Warhammer 40,000, в 2018 году игроки всё-таки получили годную Warhammer 40,000: Mechanicus. Спустя четыре года, в 2022-ом, проклятие было попрано повторно. Более того, Warhammer 40,000: Chaos Gate — Daemonhunters подарили нам не только отличную пошаговую тактику, что круто, но после Механикус не прям с ума сойти, но тактику с хорошим сюжетом, — чего, кажется, во Вселенной Боевого Молота ещё не было.

  • Этот лонг написан в формате, который подразумевает, что после прочтения вы пойдёте и поиграете в игру — более того скажу, он ради этого и написан! — поэтому здесь не будет пережевывания механик, перечисления геймплейных ситуаций и пересказа сюжета сверх необходимого для раскрытия темы.
  • Содержит некоторые сюжетные спойлеры (скрытые) , о чём будет упомянуто заблаговременно.
  • Автор весьма поверхностно разбирается в лоре, не спешите звать Ордо Еретикус. Не надо!

музыка для создания нужного настроения:

побрутальней (рекомендую).
оригинальный игровой саундтрек.

Немного истории

Долг вынуждает меня уделить некоторое время общей информации, прежде чем начать наш разговор по существу.

Итак, Warhammer 40,000: Chaos Gate — Daemonhunters увидела свет 5 мая 2022 года. Её разработкой занималась канадская студия Complex Games, которая этим проектом дебютировала на ПК, но не в Вахе — в 2015-ом канадцы успели выпустить мобильную free-to-play стратегию The Horus Heresy: Drop Assault (что-то типа Clash of Clans; ныне закрыта) , каких-то иных проектов у них мне отыскать не удалось. Издательские обязанности взяла на себя британская Frontier Foundry, которая зарубила продажи своих игр для ру-региона (на разрабах греха нет).

Daemonhunters унаследует от мобильного предшественника некоторую гротескность.
Daemonhunters унаследует от мобильного предшественника некоторую гротескность.

По факту Daemonhunters – самостоятельная игра, однако в 1998 году уже выходила игра Warhammer 40,000: Chaos Gate — о противоборстве Ультрамаринов с хаоситам из Несущих Слово. В числе прочего, в игре впервые прозвучал гимн ордена Ультрамаринов, тот самый, легендарный, где «О, великий суп наварили!». В Daemonhunters есть его ремастеринговая версия, не знаю, на этом основании или ещё каком, но некоторые называют новый проект перезапуском старой игры. Так это или нет — решать вам, я просто информирую. Кроме «супа» Warhammer 40,000: Chaos Gate— Daemonhunters кажется ещё срисовали появление звездолёта из варпа.

Суп, суп, ешь суп!
Суп, суп, ешь суп!

Оригинальный Warhammer 40,000: Chaos Gate можно приобрести в GOG.

Геймплей

В далекой-далекой Галактике идёт бесконечная война! Уже уже более ста веков Император недвижим на Золотом Троне Терры. Он — Повелитель Человечества и властелин мириадов планет, завоеванных могуществом Его неисчислимых армий. Он — полутруп, неуловимую искру жизни в котором поддерживают древние технологии, ради чего ежедневно приносится в жертву тысяча душ. И поэтому Владыка Империума никогда не умирает по-настоящему.

любая история по Вахе

Как его предтеча обращался за вдохновением к первым играм серии ХСОМ, Warhammer 40,000: Chaos Gate — Daemonhunters представляет собой тактику в духе перезапуска, с возней вокруг укрытий, полных или половинчатых, несколькими ходами, которые можно потратить на стрельбу и перемещение, классами бойцов, снаряжением, исследованиями, даже постройкой отсеков для всяких-разных целей…

Всё же понятно?
Всё же понятно?

Так вот, что я вам рассказывать буду, и без меня прекрасно знаете (Лемана) Руса, не оригинал, так перезапуск. Но есть у Daemonhunters и одно — на самом деле, нет, не одно, но об остальных позже — существенное различие, которое, по мнению некоторых, начисто перечеркивает все вышеназванные — и те, что остались не упомянуты — сходства с ХСОМ, поскольку во Вратах нет процента попаданий, краеугольного и сакраментального, породившего столько мемов и катапультировавшего прямиком на околоземную орбиту стольких игроков. Нет, здесь всё иначе. Если врага видно и он находится в радиусе поражения, то избежать гнева Императора, воплощенного в реактивном снаряде калибра. 75 или струе прометия, не помогут и все демоны-принцы Хаоса! Однако, расстояния и укрытия уменьшают урон и могут вовсе его отменить (по логике игры это промах).

Мы —  молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate —  Daemonhunters

Другим отличие игры выступает шкала оглушения. У каждого противника существует определенный лимит ударов, которые он может пропустить, после чего в состоянии грогги завалится на коленочки, невзирая на количество здоровья. Если засандалить чем-нибудь из холодного оружия в такой момент, можно разделаться с ним одним ударом, более того, все союзники, вдохновленные настигшей еретика справедливой карой, тут же получат дополнительное очко действия. Отдаленно похожую механику мы видели в Gears Tactics — эх, где то время, когда Майкрософт выпускал годные игры? ! — но там она выглядела попроще в исполнении, просто рисковый финишер, позволяющий расширить окно возможностей для других юнитов. В Daemonhunters начиная со второй, т. е. «нормальной» сложности обычной ситуацией будет если Серые Рыцари сражаются с противником, который превосходит их на порядок. Надо ли говорить, насколько необходимым при таком раскладе является любой дополнительный ход?

Мы —  молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate —  Daemonhunters

Сюжет

Завязка истории по-вархаммерски проста и прямолинейна. Потрепанный ударный крейсер Серых Рыцарей возвращается с задания по изгнанию очередного демона-принца в Варп, когда его перехватывает челнок с Инквизитором Картой Вакир. Полномочий решительной блондинки Вакир хватает, чтобы реквизировать крейсер с охапкой квадратно-гнездовых сыновей Императора и отправиться на охоту за неизвестной заразой с поэтическим именем Цветение, которая грозит пожрать сектор при малейшем промедлении. Нет, никакого таймера в игре нет, это я ради вящей эпичности.

Ради неё же стоит сделать небольшой экскурс в лор и рассказать, кто же такие Серые Рыцари.

Знакомьтесь, лучшая девочка Империума.
Знакомьтесь, лучшая девочка Империума.

Я — молот Императора, инструмент Его воли, Его правая рука, латная перчатка на Его кулаке, острие Его копья, лезвие Его меча

Если говорить чуть менее образно и чуть более по-человечески, Серые Рыцари — тайный Орден Астартес, созданный для борьбы с демонами Хаоса, военное крыло Ордо Маллеус (поэтому Вакир так легко подчинила крейсер своей воле). Единственные среди всех Астартес обладают псайкерскими способностями всем Орденом поголовно и единственные среди всех Астартес, которые даже несмотря на это, не поддались Хаосу — ни единожды. Обладатели исправленного и улучшенного геносемени, вроде как Императорского.

Итак, Серые Рыцари под управлением игрока и Вакир переходят в режим раздачи коррекционных звездюлей встречным-поперечным хаоситам, — стандартная ситуация для игры по Вахе и не только по Вахе, редко кто ждёт от тактик каких-то потрясающих хитросплетений сюжета. Однако, Daemonhunters готовят игроку сюрприз, вначале погрузив его в рутину перемалывания противников и отстройки поломанного «Зловещего Эдикта», а потом, когда врата крепости распахнуты, а стражи погрязли в бездумстве, история начинает выделывать лихие кульбиты, чтобы обеспечить максимальный уровень так любимого — и «любимого» — аудиторией превозмогания… и пафоса, само собой. Гипертрофировано до полной ерунды, если честно, как обычно и бывает с Молотом Войны, и я бы никогда не сказал, что игра может поведать что-то по-настоящему интересное и захватывающее, если бы не один секретный ингредиент, столь редкий для проектов по лицензии Games Workshop… Впрочем, прежде чем Codex Aeternum будет распахнут и имя этого демона оживёт на трепетных устах, должен предупредить, ночь темна и полна спойлеров, а этот лонг создан не для того, чтобы вы прочитали и успокоились, а для того, чтобы всё-таки пошли и поиграли в игру (не знаю, заметили вы или нет уведомление в самом начале) , поэтому открывая скрытое, вы можете смазать себе впечатления, я предупредил.

Спойлер первого уровня доступа (неконкретный) :

Так вот эта история не только и не столько о пафосе и превозмогании, сколько о падении и самопожертвовании. Я вижу, как ты хмуришь брови, любезный читатель и думаешь, мол, еретик-автор обманул тебя, это никакая не редкость в мире вечной войны. Однако, ответь сперва, и ответь себе, а не мне, на простой вопрос: трогает ли твое сердце гибель — возможно, мучительная! — очередного дуболома из Астартес? Этого перекаченного генномодифицированного монстра с двумя сердцами и тремя лёгкими, что в боевой броне поперек себя шире, и в котором самое глубокое что есть — его шрамы? Или ментально кастрированного рубаки из Имперской Гвардии?

Спойлер второго уровня (уже конкретно раскрывающий сюжет) :

Мы —  молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate —  Daemonhunters

Другое дело, миленькая Инквизиторша, вся такая решительная и самоуверенная до терния в заднице, при этом — обуреваемая страстями всё больше, чем дальше заходит погоня Серых Рыцарей за Цветением. В конечном итоге самоуверенность играет с ней дурную шутку, и Вакир своими действиями подставляет и свой спасательный крестовый поход, и одного болтающегося в Варпе гроссмейстера с легендарным мечом (имя Калдор Драйго вам о чём-нибудь говорит? Оказывается, легендарный чувак. А я вот был уверен, что они просто Мартина стебут). Чтобы совсем не похерить всё и хоть немножко реабилитироваться, Вакир едет соратникам по ушам, а сама разыгрывает гамбит Танатоса, обрекая свою душу на Хаос, но взамен открывая путь «Зловещему Эдикту» и Калдору Драйго в Сады Нургла — они буквально идут на маячок её души во Владениях Хаоса — где разыгрывается финальный акт драмы.

(и если игрок к этому времени не научился получать дополнительные ходы, драмы будет много, ибо на миссию, единственный раз за игру, идут сразу восемь Серых Рыцарей)

Для оптимальной эффективности юнита помимо прокачки необходимо правильное снаряжение (вот только с Титана вечно шлют всякую шляпу).
Для оптимальной эффективности юнита помимо прокачки необходимо правильное снаряжение (вот только с Титана вечно шлют всякую шляпу).

Сюжет малость напомнил мне «Кровь Кадии», и то только потому, что там тоже с Чумой Нургла бегали (я в Вахе не очень начитанный) . Уже по просмотру финальных титров выяснилось, что сценарий игры писал Адам Дембски-Боуден, ответственный в том числе и за «Кровь Кадии». Вторым наиболее логичным вайбом, достойным упоминания, следует назвать «Серых Рыцарей» Бена (эн)Каунтера — внезапно, про Серых Рыцарей. Книжку Каунтера я честно прочитал ради этого лонга, и в ней, внезапно, есть некоторые сходные с игрой мотивы, в том числе основные, которые я попрятал выше под спойлер, но в книге им, во-первых, такого внимания не уделяется, во-вторых, они показались мне крайне надуманными, не сколько вытекающими из логики произведения, столько из желания писателя выдать «вот это поворот!» и исполненными весьма прямолинейно, если не сказать примитивно.

В "Крови Кадии" этот парень тоже был.
В "Крови Кадии" этот парень тоже был.

Daemonhunters подобной промашки не допускают и показывают развитие персонажей. Да, полноценно проходит арку героя только Инквизитор Вакир, боевой брат Эктар и техножрец Лунет меняются незначительно, а игрок-командующий и вовсе остается позорно бестелесным всю игру (хотя есть один момент, который прямо криком кричит о его вмешательстве), но над характерами определенно работали, это видно и по диалогам, когда игрок может зайти в отсек и поболтать с ответственным за него персонажем про задания или на отвлечённые темы, и по анимационным роликам, которыми разрабы снабдили любое мало-мальски значимое для истории событие, и по озвучке, куда в числе прочих позвали заслуженного Голлума всея Средиземье Энди Сёркиса (он потешно хмурится, орёт и пучит глаза, но всё равно за Робин Эддисон Сёркису не угнаться, но у Эддисон это практически бенефис).

Инквизитор Вакир и английская актриса Робин Эддисон, её озвучившая 💖
Инквизитор Вакир и английская актриса Робин Эддисон, её озвучившая 💖

(и вообще, один это всё равно больше чем ноль, так-то, Бен)

Тут бы ещё покопать троп Demons are а girl's best friends с точки зрения христианской культуры, но хватит с нас библейских отсылок (см. потом), да и с раскрытием темы я затянул. Вот вам Powerwolf в качестве компенсации.

Космос — главный враг

Мы —  молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate —  Daemonhunters

А теперь, тот момент, который позволяет говорить о Daemonhunters в контексте конкурса, не совершая натяжек размером с Око Ужаса. Обычно пошаговые тактики и космос не принято упоминать рядом, если только это не Звёздные волки (да, я помню, там была активная пауза) или Deep Sky Derelict (а этот НФ-клон Darkest Dungeon давно позабыт). Для созерцания космической беспредельности, где рождаются и умирают галактики, солнца выжигают планеты беспощадной радиацией и медленно ползёт по поверхности терминатор (не тот) , поглощая свет тьмой, а тьму — светом, больше подходят Mass Effect, No Mans Sky или Dead Space, игры, где космос мелькает не только мутной блямбой очередного Магелланова облака в иллюминаторе. У Daemonhunters космос на первый взгляд фигурирует также, кислотного цвета задниками, но по сути, по сути, космос здесь — главный враг. Не орды порождений дедушки Нургла, не циклопические боссы-Жнецы, даже не само Цветение — с ними вы играете практически на равных, а космос игроку никак не одолеть. Я говорю сейчас о расстоянии между планетами. Игра предлагает на выбор три, реже — четыре, точки для выполнения миссий, раскиданных по сектору. Даже с полностью прокаченными двигателями «Зловещий Эдикт» не сможет успеть везде, иногда, если Бог-Машина Рандома будет к вам неблагосклонна, успеть можно только на одно задание.

особенно после, когда границы сектора расширяются по сюжету. Прокачайте движки хотя бы на раз до посещения корабля альдари!

Полностью открытый сектор Тиртаус cо всеми прелестями поздней игры: слева облако варп-шторма, рядом крейсер Гвардии Смерти, как минимум половину миров уже потрогал за мягкое Хаос.
Полностью открытый сектор Тиртаус cо всеми прелестями поздней игры: слева облако варп-шторма, рядом крейсер Гвардии Смерти, как минимум половину миров уже потрогал за мягкое Хаос.

А что это означает? Что Хаос начнёт захват других планет, тех, куда Серые Рыцари не успели добраться вовремя. «Запас прочности» у миров небольшой — пять единиц, Хаос, в зависимости от силы, за раз может оттяпать одно-два деления. С потерей первой планеты появляется Морбус (почти Морбиус — шуточки за 200), сиречь, счётчик геймовера. Морбус показывает количество пораженных Хаосом миров, и как только это количество достигнет пяти — всё, дедушкина зараза победила.

(вообще, число Дедушки вроде как семь, но разрабы решили игрока не баловать)

Не одной беспредельность опасно звёздное пространство. Также там обитают корабли Гвардии Смерти, что перекрывают трассы между мирами и штормы варпа, накрывающие своей непредсказуемостью, стоит только «Зловещему Эдикту» оказаться внутри (непредсказуемость предсказуема — у крейсерам обязательно что-то отвалится) и другие события, где игроку как выполняющему обязанности командующего придется делать выбор. И если гвардейцев и варп-возмущения возможно предсказать астропатам и, благодаря этому, избежать опасности, скорректировав курс, то вот текстовые ивенты возникают буквально из ниоткуда и подстроены с честностью садистской головоломки — в смысле, никакой «честностью» там дух не пах, а выбор решения основан на всё том же рандоме из ХСОМ, который нашёл способ пробраться на борт, и мстит теперь, подлюка, за часы отсутствия, запуская зараженных сервиторов.

Так-то оно так. Или нет?
Так-то оно так. Или нет?

Именно здесь, на стратегическом уровне, игра не теряет сложности. Тактические бои на планетах после самых первых становятся проще — юниты прокачиваются, к игроку приходит понимание механик. Стратегический космос до самого конца будет вынуждать игрока решать уравнения со всеми неизвестными и менеджерить дюжину видов ресурсов по схеме «вин» — «луз» (тот же сервитор мог оказаться и незараженным, но вы его расстреляли и теперь вам не хватает на постройку нужного отсека, а мог оказаться захваченным Хаосом, а вы его пощадили — и он теперь вывел из строя другой отсек, и хорошо если это был апотекарион или пустотные щиты, а не движок). Вызов? О, да. Нечестный? Ещё как! Но кто сказал, что демоны будут играть по правилам? Рискнете с ними сыграть?

Мы —  молот (в руках лучшей девочки Империума). Мини-лонг Warhammer 40,000: Chaos Gate —  Daemonhunters
Да
Конечно!
DRIVE ME CLOSER! I WANT TO HIT THEM WITH MY SWORD
154154
90 комментариев