DTF смотрит: фильмы, основанные на реальных событиях
Более или менее.
«Большая игра» (Molly's Game, 2017 год)
Режиссёрский дебют сценариста Аарона Соркина («Социальная сеть», «Человек, который изменил всё») — это яркая история, становления девушки с замечательным именем Молли Блум, организовавшей подпольный покерный клуб, куда приходили играть всякие шишки — от голливудских знаменитостей до криминальных авторитетов.
С присущей Соркину дотошностью «Большая игра» объясняет устройство нелегальных казино, а затем задвигает производственную драму на второй план, чтобы показать, как люди стараются решить собственные проблемы через работу. И всё это без излишнего морализаторства, жёстко, динамично и смешно.
Вообще, по динамике и манере объяснять сложные штуки простым языком «Большая игра» сильно походит на фильмы Адама Маккея (о котором речь пойдёт ниже). Здесь всё тоже сделано с лоском и каким-то пренебрежением к предмету — Аарон Соркин смотрит на индустрию подпольных казино будто бы свысока. Так матёрый специалист оценивает работу подмастерья.
Он не смеётся над индустрией как таковой, но заставляет её выглядеть мелкой и незначительной на фоне общечеловеческих проблем, какие бы деньги там ни крутились, сколь важные персоны не были в ней замешаны. А, ну и Джессика Честейн тут прекрасная, да.
«Тачка на миллион» (Driven, 2018 год)
Фильм об экс-президенте Pontiac Джоне ДеЛориане, всеми силами пытающемся создать автомобиль мечты — тот самый DMC-12 из «Назад в будущее». Амбициозный проект, разумеется, требует больших вложений, а поэтому инженеру приходится обращаться к весьма сомнительным источникам финансирования.
Собственно, сам ДеЛориан в исполнении Ли Пейса (он чертовски похож) здесь не главный герой. Повествование сосредоточено вокруг его соседа Джима Хоффмана — информатора ФБР, связанного с наркокартелями. Неловкий, непутёвый и откровенно глуповатый он, тем не менее, сыграл важную роль в появлении культовой машины.
Слово «культовый» тут ключевое — несмотря на холодный приём на старте продаж, DMC-12 стала этаким поп-культурным символом после выхода фильма Роберта Земекиса. Визионер ДеЛориан внёс огромный вклад не только в автомобилестроение, но и культуру, создав узнаваемый во всём мире образ.
Поэтому «Тачка на миллион» рисковала стать комплиментарным байопиком. Вот вам увлечённый мечтатель, которому сама судьба чинит препоны на пути, но он, такой светлый и возвышенный, всё равно добивается своего. К счастью, обошлось.
Да, ДеЛориан здесь по-началу кажется фигурой чуть ли не мифической, но на деле он — простой человек. Зазнавшийся, кое-где подлый и склонный к манипуляциям. «Тачка на миллион» не делает из него героя, а стремится показать в первую очередь человека, стоявшего за мечтой. Несколько наивной и изменившей мир — пусть и не так, как задумывалось.
Авторы «Тачки на миллион» отлично работают с материалом, с не самой увлекательной и известной историей. Это хороший байопик, который должен понравиться тем, кому по вкусу пришлись «Сделано в Америке» и «Парни со стволами».
«Джой» (Joy, 2015 год)
Ещё одна история о мечтателе, но на этот раз уже комплиментарная. Я безумно люблю фильмы Дэвида О. Рассела — дерзкие и хлёсткие. Он безжалостен как к своим героям, так и к зрителю, выставляя первых идиотами и подонками, и заставляя вторых чувствовать себя неуютно.
«Джой», однако, совсем не такой (no pun intended). Фильм рассказывает о Джой Мангано, изобретательнице чудо-швабры — той самой с устройством для отжима, которую со смаком показывали в теле-магазинах начала нулевых. Главной героине приходится и собственноручно заниматься продажами, и воевать за патенты, и решать семейные проблемы.
Строго говоря, сценарий фильма — вольная интерпретация реальных событий. Очень вольная. И это совсем не плохо, ведь даёт Расселу огромный простор для всякого веселья, диких сцен, не связанных с основным действием, и просто сумасшедших персонажей. Всё это формально в «Джой» есть, но вот подано как-то беззубо, что ли.
Создаётся ощущение, что Рассел пытается выставить Мангано своего рода святой: тут ей мешают, тут ей не верят, тут её угнетают, не дают развиваться, обманывают, обижают. Но она, разумеется, стойко сносит все удары судьбы и в конце всех уничтожает и переигрывает, оставаясь хорошим человеком и не забывая, с чего начинала. Ну куда уж без этого в духоподъёмном кино-то? Получается настолько идеальный персонаж, что аж тошно.
Лишившись злой иронии, присущей прошлым фильмам Рассела, «Джой» не приобрела ничего взамен. Порой кажется, что смотришь кино не Рассела, а какого-то эпигона, старательно скопировавшего режиссёрские приёмы любимого постановщика, но не сумевшего уловить главное.
Но Дженнифер Лоуренс в главной роли всё равно прекрасна. Хотя, вряд ли что-то переплюнет ту сцену из American Hustle.
«Власть» (Vice, 2018 год)
Байопик о бывшем вице-президенте США Дике Чейни — это совсем другое дело. Я уже упоминал чудесное свойство Адама Маккея доходчиво объяснять сложные вещи, когда писал об «Игре на понижение». Здесь он проделывает тот же трюк, но уже не с дефолтными свопами и CDO, а с политической системой Соединённых Штатов.
Вообще, «Власть» — это кино, в котором форма первична. Оно и выглядит стильно (уж не знаю, сколько там Кристиан Бэйл набрал для роли), и история рассказана с не меньшим изяществом. Вот, например, в один момент на экране появляется титр, мол, мы точно не знаем, как Дик Чейни обсуждал то и то со своей женой, но вряд ли шекспировским стихом. А в следующую секунду нам буквально показывают, как Дик Чейни разговаривает с супругой стихами.
Подобных эпизодов тут масса. Они остроумны и разбросаны по повествованию так, чтобы зритель не заскучал, два часа к ряду глядя, как старики обсуждают унылые штуки. Самое главное, что с помощью вот этих вот моментов Маккею удаётся не только удержать внимание, но и сделать политическую возню увлекательной, не жертвуя при этом глубиной и не упрощая историю.
Важно и то, что Маккей не делает из Чейни однозначного героя или злодея. Он не пытается залезть политику в голову и показать, чего он там себе думал, фактически захватывая власть в стране. Весь фильм — это скорее попытка отрефлексировать жизненный путь Чейни, отстранённо понаблюдать за ним и позволить зрителю самостоятельно сделать какой-то вывод. И ни один из них не будет однозначно верным.