Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Философская притча, политическая драма, история отцовской любви и рассказ об одиночестве во время зомби-апокалипсиса.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Чуть ли не каждые пару месяцев в кинотеатрах появляется хотя бы один фильм о зомби. Но, как обычно, количество часто идёт во вред качеству. Крупные и действительно интересные премьеры вроде «Войны миров Z» — явление редкое и скорее даже исключительное. Большая часть фильмов о зомби — банальный дешёвый трэш или слэшеры, где группа людей пытается выжить в условиях зомби-апокалипсиса.

И тем удивительнее обнаружить среди фильмов 2017-2018 годов сразу четыре картины, в которых зомби-апокалипсис показан нестандартно и очень интересно. Причём все они произведены не в США.

Сразу хочется оговориться: сняты эти фильмы довольно дёшево, в них почти нет глобальных экшен-сцен, а грим у зомби часто напоминает картины 90-х. Но эти истории всё-таки не про ходячих мертвецов, а про людей. Так что простота здесь иногда идёт даже на пользу.

«Голодные Z»

Этот канадский фильм (в оригинале он называется Les affamés — просто «Голодные») никак не может добраться до российского проката. А учитывая, что во всём мире он уже вышел и есть в сети — вряд ли кто-то пойдёт в кино на низкобюджетный зомби-хоррор. Однако эта история интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

«Голодные Z» — скорее фильм-притча без начала и конца. Не зря режиссёр картины говорил, что ориентировался скорее на творчество Тарковского и Робера Брессона, чем на мастеров ужасов. Идея вроде бы обычная: в небольшом канадском посёлке происходит вспышка зомби-вируса. Люди кусают и заражают друг друга. В итоге, образуется небольшая группа выживших, которые пытаются выбраться из зоны заражения.

Всё банально, но авторы постоянно стараются уйти от стереотипов. Здесь нет мелькания и рваного монтажа, нет грохота и шума. Наоборот, нередко показывают долгие и очень медленные планы, а на фоне — полная тишина. И главное — поведение зомби. Они могут просто подолгу замирать на месте. И при этом, словно повинуясь какому-то общему разуму, собирают огромный курган из мусора.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Фильм создаёт странную атмосферу обречённости. Странную — потому что достигается она не сценами убийств или массовым нашествием зомби, а пейзажами. Картины природы, где среди травы и деревьев валяются забытые или потерянные вещи, заброшенные дома и дороги — всё это ближе, понятнее и натуральнее, чем любой трэш. И здесь в очередной раз можно убедиться, что канадские пейзажи очень похожи на Россию, может поэтому фильм так цепляет.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Сюжетно «Голодные Z» — это простая история выживания. Но и здесь авторы рассказывают скорее о людях и о том, как встречаются совершенно непохожие друг на друга характеры. И даже перед смертью каждый следует своим принципам: кто-то дерётся до последнего, кто-то сдаётся, а кто-то шутит, даже зная, что умрёт.

«Третья волна зомби»

Фильм «Третья волна зомби» (в оригинале The Cured — «Исцелившиеся») пришёл из Ирландии. Вероятно, судьба этой беспокойной страны и определила подтекст картины. О самой вспышке вируса зомби здесь говорится мало.

К началу сюжета уже найдено лекарство, которое излечило 75% заражённых. Они восстановились и готовы вернуться домой. Проблема в том, что все исцелившиеся отлично помнят, что они сделали. Да и общество не спешит их принимать, даже зная, что они поступали не по своей воле.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Превратить зомби-апокалипсис в социально-политическую драму — идея не новая. Достаточно вспомнить классика историй об оживших мертвецах Джорджа Ромеро. Но в подобных сюжетах зомби чаще всего выступали как бездумная толпа. Здесь же авторы предлагают взглянуть на них с другой стороны. Исцелившихся в этом фильме можно ассоциировать с беженцами или бывшими сепаратистами. Но больше всего они похожи на заключённых, которых выпустили из тюрьмы.

Формально они чисты перед законом и людьми. И многие из них действительно хотят просто жить спокойно. Но общество и даже родные не хотят принимать тех, кто ещё недавно заживо ел людей. В результате общество расслаивается, исцелившиеся объединяются и заявляют о своих правах, что в итоге приводит к новой трагедии.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Все события показаны через призму восприятия главного героя. Он, как и многие другие, исцелился, и его даже приняла семья погибшего брата. Ему дали работу в клинике, где один из врачей всё ещё ищет лекарство для «невосприимчивых». Но он оказывается заложником обстоятельств: большинство людей относятся к бывшим зомби негативно, а исцелившиеся объединяются в группы протеста, требуя принять их.

На этом примере очень хорошо показано общество с сильным классовым расслоением, где человек — это просто винтик в система, независимо от своих желаний. Главный герой хочет жить спокойно, но его отвергают обычные люди, а соратники почти силой заставляют протестовать. В итоге разрозненность и противостояние разных социальных групп неизбежно приводит к столкновениям.

«Бремя»

Австралийский фильм Cargo, который сняли малоизвестные режиссёры Бен Хоулинг и Иоланда Рамке на основе собственной короткометражки, вышел на Netflix. Исходник был жёстким и очень эмоциональным именно за счёт концентрированности: за семь минут авторы рассказали трагическую историю того, как отец спасает своего ребёнка. Это желание оказывается сильнее, чем даже вирус, превращающий его в зомби.

Короткометражку лучше не описывать, а посмотреть. Осторожно — в ней есть спойлеры к «большому» фильму.

В полнометражную версию на главную роль взяли Мартина Фримена, что, конечно, сразу привлекло внимание к проекту. Но увеличенный хронометраж во многом снизил градус напряжённости сюжета.

Предыстория всё так же не рассказана: просто появился какой-то вирус, который за двое суток превращает человека в зомби. У главного героя заражается и умирает жена, да и он сам уже укушен. Так что теперь у него всего 48 часов, чтобы найти новых родителей для своей малолетней дочери.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Сами зомби появляются на экране довольно редко, и дело тут не только в бюджете. Это история о людях, о том, как каждый реагирует на жуткие изменения в жизни. Кто-то старается помочь любому встречному, другие же сами становятся жестокими монстрами, значительно более страшными, чем зомби.

Любителям Мартина Фримана фильм точно понравится. Он снова играет «простого человека», целеустремлённого, но со страхами и сомнениями. В остальном же, «Бремя» — скорее просто грустный фильм об обречённости и желании спасти близкого человека даже ценой собственной жизни.

«Париж. Город Zомби»

Французская версия зомби-апокалипсиса (в оригинале фильм называется La nuit a dévoré le monde — «Ночь пожирает мир») выглядит, пожалуй, реалистичнее всех остальных. Здесь история показана глазами самого простого человека, оказавшегося среди нашествия живых мертвецов.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Главный герой Сэм приходит в гости на вечеринку к своей бывшей девушке, чтобы забрать вещи. Он уходит в комнату за коробкой и засыпает там. А утром обнаруживает, что все обитатели дома либо убиты, либо превратились в зомби. Почему это произошло — не объясняется, да это и неважно. Поняв, что на улице происходит то же самое, Сэм поступает самым очевидным образом. Он запирается в безопасной части дома и безвылазно живёт там.

По сути, почти весь фильм — театр одного актёра в одном доме. Сэм привыкает к новому образу жизни, собирает дождевую воду. Но главное — он пытается не сойти с ума. И тут в истории можно найти очень интересный подтекст: современный человек действительно вряд ли сможет слишком долго оставаться в здравом рассудке, если его оставить без общения и каких-либо средств связи.

Зомби разных стран: четыре нестандартных фильма об оживших мертвецах, которые вы могли не заметить

Большую часть времени герой занимается почти будничными вещами, решаясь покинуть безопасное место только в самых крайних случаях. Но при этом фильм совершенно не кажется скучным, ведь в истории о зомби наконец-то появился герой, который действительно ведёт себя как самые простые люди. К тому же, дальше будет как минимум один действительно сильный твист.

Приятно видеть, что идея зомби-апокалипсиса в последнее время возрождается в новых необычных формах. Тема живых мертвецов практически неисчерпаема и подходит буквально для любого жанра.

К сожалению, прокатчики зачастую неверно подают такие картины в трейлерах, создавая ощущение дешёвого трэша. К тому же, в русских локализациях везде пытаются добавить слово «Зомби» или букву Z, что искажает ожидания и отпугивает часть аудитории.

145145
106 комментариев

Очень жду, что кто-нибудь снимет реалистичный фильм про зомби-апокалипсис в России. Вот герой фильма «Париж. Город Zомби» делает всё правильно, запирается в комнате. Но что было бы у нас? Во всех домах железные двери, которые зомби просто не пробьют. Окна первых этажей с решётками. Ещё и заборы бывают вокруг домов. То есть, люди внутри в абсолютной безопасности.

Мне однажды приснилось, что случился зомбиапокалипсис, и в многоквартирных домах со временем стали образовываться независимые государства. Причём люди разделились по этажам: на одном этаже живут те, кто ходит на вылазки, на другом — повара, на третьем администрация, и так далее. Жители близстоящих домов-государств натягивали между домами канаты и таким образом торговали друг с другом.

Блин, снимите кино про это кто-нибудь)

59
Ответить

Во всех домах железные двери, которые зомби просто не пробьют. Окна первых этажей с решётками. Ещё и заборы бывают вокруг домов. То есть, люди внутри в абсолютной безопасности.

Люди сидят дома в безопасности, а потом помирают от голода, потому что в "Пятёрочке" рядом товар и так был просроченный, а тут уж совсем.

39
Ответить

Производственная драма в сеттинге зомби-апокалипсиса. Электрик Володя, влюбленный в молодую учительницу русского языка Веру, живет в подвале и поддерживает работоспособность небольшой атомной электростанции. Володя знает что агрегаты изношены и нужно отправляться в опасное путешествие на склад Энергамаша за запасными деталями. Учительница Вера влюбляется в загорелого крышного фермера Андрея, который недавно был выбран председателем домоуправления. Андрей считает проблему надуманной. Межу молодыми людьми назревает конфликт.

17
Ответить

Кстати, восставшие из могил мертвецы тоже дальше оградок у нас не уйдут. Возможно смысл оградок в этом, и наши предки знали больше чем мы, передав нам эту традицию.

9
Ответить

Причём люди разделились по этажам: на одном этаже живут те, кто ходит на вылазки, на другом — повара, на третьем администрация, и так далее.Ага, по Ленина живут коммунисты, по Карла Маркса - нацисты)

7
Ответить

Ну вот youtube уже собственные сериалы выпускает. Почему DTF не может?

1
Ответить

Кина нет, но есть довольно интересная книга на похожую тему - Беркель Аль Атоми, "Мародёр".

По сюжету, Россию продали Америке (как в своё время продали Аляску). При этом, американцы не особо заморачивались с простыми жителями страны - им нужны были ресурсы и промышленность, а значит после того как они выкачали всю нефть, разобрали все заводы и вывезли всех специалистов территория, а значит и люди, им будут совершенно не нужны.

Повествование книги ведется от лица одного из жителей закрытого города где-то за Уралом, причем этот человек - простой рабочий, а не капитан десанта, супермен или мультимиллионер. И главная ценность книги - реалистичное описание поведения человечества во время апокалипсиса - все сбиваются в небольшие "семейки", мародерствуют, продают на рынке, отбиваются от бандитов и цепляются за жизнь.

В итоге, мы получаем практически то же, что и в обсуждаемом фильме, но без зомби (вместо них тут люди). Почитайте, наверняка понравится.

P.S. У книги есть еще сиквел, "Каратель", но он, по моему мнению, получился гораздо слабее оригинала.

2
Ответить