…в рассказе непременно должен содержаться выраженный со всей подобающей ему вескостью и неумолимостью намек на чудовищнейшее измышление человеческого разума: возможность отмены тех незыблемых устоев бытия, что является единственной защитой от агрессии со стороны демонических запредельных сил.
Определить имеем ли мы дело с подлинно ужасным, довольно несложно: если читателя охватывает чувство запредельного страха и он с замиранием сердца прислушивается, не хлопают ли где черные крылья злобных демонов, не скребутся ли в окно богомерзкие пришельцы из расположенных за гранью вселенных миров, то перед нами рассказ ужасов, и чем полнее и цельнее передана в нем эта атмосфера, тем более высоким произведением искусства в своем жанре является.
В студенчестве зачитывался ГФЛ, есть по крайней мере 2 больших сборника рассказов и парочка антологий. Самые любимый из серии книг Гримуар и Литературные памятники (там часто дополнительные материалы по произведению добавляют, некий разбор). Также есть большие артбуки (по другому не назвать) по его знаковым работам: «Зов Ктулху», «Хребты Безумия».
Сверхъестественный ужас дал множество авторов для ознакомления.
Прочитал Метьюрина «Мельмот Скиталец» в студенчестве. Совет: кто захочет ознакомиться читайте перед «Монахиня» Дидро (крупная часть книги посвящена переложению той же истории. Также книга разнородная, состоящая по сути из миникнижек со своей законченной историей и соединенная лишь одной личностью дьяволом.
Также Ходжсона читал благодаря Лавкрафту и это реально один из самых интересных писателей на тему моря и все что с ним связано (советую прочитать его Шлюпки с Глен Кариг ( очень напоминает робинзона Круза если бы он был с мистическим подтекстом), «Дом на Краю» (некоторая психоделия и подобие Сумеречной зоны (сериала про паронормальщину).
Огромный пласт писателей в жанре Готический роман было мной прочитано благодаря этому эссе. Выделить могу лишь Монаха Льюиса, очень интересно рассказано о грехопадении священника (ярко выраженный протест и развенчания церковного уклада).
Итальянец Радклиф (детективный сюжет так же в склонный к развенчанию церкви).
Я тоже обратил внимание, сколько готической "классики" вышло в Литературных памятниках, - поистине это одно из лучших явлений в истории отечественного книгопечатания.
И ни слова про Чемберса, хотя помню в статье было о нем. Там заметка довольно интересная. У самого Чемберса работ много, и на всех, кроме " в квартале" он хорошо заработал, но только "король в жёлтом " остался в культуре. Лавкрафт очень сожалел, что Чемберс не продолжил развивать идеи сборника, ибо сам Чемберс писал просто то что было популярно
Чемберс упомянут в списке литературы. Пришлось оставить за скобками многих авторов, чтобы не растягивать повествование. Ту же Мэри Шелли я не упомянул, хотя Лавкрафт считает её важным автором.
Вообще статья обнажает невероятную эрудицию ГФЛ, поразительный охват темы!
«Так много работы мистера Чемберса раздражает, потому что мы чувствуем, что он мог бы так легко сделать её лучше»
Пытался полюбить Лавкравта из за всех сил. Но так и не получилось. Вообще ноль эмоций от книг и понимания автора