…в рассказе непременно должен содержаться выраженный со всей подобающей ему вескостью и неумолимостью намек на чудовищнейшее измышление человеческого разума: возможность отмены тех незыблемых устоев бытия, что является единственной защитой от агрессии со стороны демонических запредельных сил.
Определить имеем ли мы дело с подлинно ужасным, довольно несложно: если читателя охватывает чувство запредельного страха и он с замиранием сердца прислушивается, не хлопают ли где черные крылья злобных демонов, не скребутся ли в окно богомерзкие пришельцы из расположенных за гранью вселенных миров, то перед нами рассказ ужасов, и чем полнее и цельнее передана в нем эта атмосфера, тем более высоким произведением искусства в своем жанре является.
В студенчестве зачитывался ГФЛ, есть по крайней мере 2 больших сборника рассказов и парочка антологий. Самые любимый из серии книг Гримуар и Литературные памятники (там часто дополнительные материалы по произведению добавляют, некий разбор). Также есть большие артбуки (по другому не назвать) по его знаковым работам: «Зов Ктулху», «Хребты Безумия».
Сверхъестественный ужас дал множество авторов для ознакомления.
Прочитал Метьюрина «Мельмот Скиталец» в студенчестве. Совет: кто захочет ознакомиться читайте перед «Монахиня» Дидро (крупная часть книги посвящена переложению той же истории. Также книга разнородная, состоящая по сути из миникнижек со своей законченной историей и соединенная лишь одной личностью дьяволом.
Также Ходжсона читал благодаря Лавкрафту и это реально один из самых интересных писателей на тему моря и все что с ним связано (советую прочитать его Шлюпки с Глен Кариг ( очень напоминает робинзона Круза если бы он был с мистическим подтекстом), «Дом на Краю» (некоторая психоделия и подобие Сумеречной зоны (сериала про паронормальщину).
Огромный пласт писателей в жанре Готический роман было мной прочитано благодаря этому эссе. Выделить могу лишь Монаха Льюиса, очень интересно рассказано о грехопадении священника (ярко выраженный протест и развенчания церковного уклада).
Итальянец Радклиф (детективный сюжет так же в склонный к развенчанию церкви).
Я тоже обратил внимание, сколько готической "классики" вышло в Литературных памятниках, - поистине это одно из лучших явлений в истории отечественного книгопечатания.
И ни слова про Чемберса, хотя помню в статье было о нем. Там заметка довольно интересная. У самого Чемберса работ много, и на всех, кроме " в квартале" он хорошо заработал, но только "король в жёлтом " остался в культуре. Лавкрафт очень сожалел, что Чемберс не продолжил развивать идеи сборника, ибо сам Чемберс писал просто то что было популярно
Чемберс упомянут в списке литературы. Пришлось оставить за скобками многих авторов, чтобы не растягивать повествование. Ту же Мэри Шелли я не упомянул, хотя Лавкрафт считает её важным автором.
Вообще статья обнажает невероятную эрудицию ГФЛ, поразительный охват темы!
Комментарий недоступен
Харош!!