Моё мнение о фильме Оппенгеймер

Третьего дня по совету проверенных комрадов с DTF решил я таки ознакомиться с опусом Кристофера Нолана под названием «Оппенгеймер» и вынести своё мнение на суд почтеннейшей публики.

disclaimer: Ни на что этим постом не претендую, высказываю исключительно своё мнение. Приложенные картинки честно спизжены с просторов Интернета. Фильм был просмотрен на языке оригинала.

TL DR: фильм неплохой, но никакого эстетического оргазма от просмотра я не ощутил. Никакой гениальностью тут и не пахнет. Кино из серии посмотрел и забыл. При всём при этом снято мастерски. Ниже я объясню подробнее, что я имею в виду, с разбором некоторых сцен. Так что кому интересно и кто не страшится спойлеров — милости прошу.

Располагайтесь поудобнее и давайте приступать
Располагайтесь поудобнее и давайте приступать

Fission or fusion

Этот заголовок, который мелькает в самом начале, на мой взгляд раскрывает главный конфликт, показанный в фильме. Хотя кого я обманываю — конфликт толком и не раскрыт. Как и не раскрыта тема Прометея, цитата о котором вынесена в эпиграф фильма. Впрочем, насчёт цитаты я не уверен. Может это просто референс на книгу, которая легла в основу сценария.

Собственно fission — или, говоря по-русски, деления ядра — это процесс распада ядра тяжёлого элемента (у которого номер в таблице Менделеева больше) на более лёгкие элементы (номер меньше). Эта реакция лежит в основе принципа работы ядрёной бомбы. Fusion — это реакция синтеза, когда из более лёгких элементов возникают более тяжёлые, являющаяся принципом работы термоядрёной бомбы. В обоих случаях выделяется огромное количество энергии и происходит бадабум.

Самый большой рукотворный бадабум в истории. Некоторые, правда, утверждают, что в XIX веке было жёщще
Самый большой рукотворный бадабум в истории. Некоторые, правда, утверждают, что в XIX веке было жёщще

Так вот, сначала все эти термины мелькают на фоне какого-то психоделического графения, а потом сюжет переходит к собственно Оппенгеймеру (в исполнении невозмутимого Киллиана Мёрфи). Точнее Оппенгеймера нам показывают буквально пару секунд и перескакивают к чёрно-белому адмиралу Штрауссу в исполнении Роберта Дауни-младшего. И сразу же возникает первая проблема просмотра в оригинале — на фоне шума нужно пытаться угадать, что же поседевший Тони Старк бубнит себе под нос. С трудом, но я понял, что он спешит на слушание сенатской комиссии, чтобы выступить по делу Оппенгеймера. Вообще при просмотре сцен с Дауни-младшим у меня было желание орать, чтобы он говорил чётче. Реально же ни фига не понятно и приходится напрягаться.

Но оставим на время бравого моряка и перенесёмся в двадцатые годы в город Кембридж, что располагался на территории правившей в те времена четвертью планеты Британской Империи. Там скромный американский студент еврейского происхождения Роберт Оппенгеймер изучает физику и страдает от бессонницы. Во время бессонных ночей он видит как устроена Вселенная. Ну или я так понял всю происходящую психоделику. Из-за бессонницы он ломает лабораторное оборудование, из-за чего перпод ставит его на горох и не даёт послушать лекцию физика-селебрити Нильса Бора (в честь него ещё борную кислоту назвали). Обиженный студент отравляет преподу яблоко и сбегает на лекцию, где задаёт вопросы, которые Бору понравились. Потом спокойно идёт спать и забывает об отраве в яблоке. Яблоко в итоге чуть не съедает Бор, но Оппенгеймер вовремя спасет его. Кстати, замечу, что яблоко, получается, пролежало на парте всю ночь. Может кто пояснить — это так принято в Англии на ночь оставлять продукты на столах, чтобы потом сожрать, или это уникальный авторский задумка, который понять могут лишь не все?

Далее повествование начинает напоминать сшитое из лоскутов одеяло. Оппенгеймер выступает в университете на то ли на немецком, то ли на голландском языке. Вот он уже в поезде общается с соотечественником и тоже физиком Исидором Раби. Вот его допрашивает Джон Коннор из нелепого сиквела Терминатора, а вот он уже общается с автором принципа неопределённости Гейзенберга по фамилии, внезапно, Гейзенберг. Вот Штраусс предлагает ему новую работу и дом рядом с работой и тут же происходит краткий диалог с Альбертом Эйнштейном.

Эйнштейн после разговора выглядел как-то так
Эйнштейн после разговора выглядел как-то так

Кстати, здесь сделаю небольшое отступление. От такого обилия фамилий из школьного учебника физики я ощутил прям положительную эмоцию. Словно снова за партой очутился.

Так вот, во всём этом калейдоскопе важно заметить одну деталь. Штраусс заявляет на сенатских слушаниях, что он не выполнял проверку безопасности (security clearance procedure) для Оппенгеймера, так как тот уже был вроде как проверен.

Небольшая заметка по поводу нарезки сцен в фильме. Я прекрасно понимаю, что режиссёр пытался различными моментами из жизни Оппенгеймера подкрепить те вещи, которые говорит он или другие люди про него на допросе у Джона Коннора. Приём этот далеко не новый и прекрасно работает во многих фильмах ("Миллионер из трущоб" — отличный пример такого подхода к повествованию). Однако, на мой взгляд, тут Нолан перегнул палку. Непонятно, подкрепляют ли сцены из истории т, что происходит на допросе, или другие сцены из истории. В общем, на мой взгляд, всё это превращается в какую-то мешанину небольшую в итоге.

Коммунизм и сиськи

В фильме просто великолепная графика (щютка)
В фильме просто великолепная графика (щютка)

Как итог всего предыдущего чада кутежа наш герой решает вернуться в Америку, в университет Беркли, чтобы поднимать там квантовую механику (это где про корпускулярно-волновой дуализм и прочий матан) . На мой взгляд, Нолану очень хорошо удалось продемонстрировать скептическое вначале отношение к данной теории одной сценой. Единственный пришедший на лекцию студент пытается сразу же сбежать. А в итоге теория становится популярной и аудитория уже буквально в следующем кадре полна студентов. Элегантный монтаж не менее элегантно раскрывает задумку.

Там же Оппенгеймер знакомится с другим физиком Лоуренсом. Вместе с ним а также со своим братюней Майклом Оппенгеймер отправляется в пустыни Нью-Мексико, чтобы побухать. В процессе попойки Оппенгеймер начинает задвигать телеги про взрывающиеся звёзды и чёрные дыры. Здесь же Оппенгеймер говорит о желании соединить физику и Нью-Мексико.

Означенный братюня, кстати, и приводит Оппенгеймера на съезд (больше похожий на банкет) Коммунистической Партии США. Там Оппенгеймер знакомится с Джин Тэтлок (Флоренс Пью) — активисткой партии, которая почему-то разносит напитки. Томный вечер прямо перетекает в изучение физики трения в компании означенной активистки, которое прерывается обсуждением личной библиотеки будущего отца атомной бомбы. Видимо решив, что книги физика возбуждают больше сисек Джин прикрывает свои Бхвадагитой (книга на санскрите, где древние индусы излагают основы своей религии) и просит прочесть что-нибудь. Опенгеймер читает следующую фразу "Я стал смертью, разрушителем миров". Собственно, как вспоминал сам физик, это именно то, что пришло ему в голову во время первого ядерного взрыва в истории. Здесь я должен отметить, что эту сцену Мёрфи играет с абсолютно невозмутим покер-фейсом. Не знаю, в чём тут была идея. Реально показать, что ему ядра дороже сисек или что?

В общем, связи Оппенгеймера с коммунистами продолжаются. Он даже переводит деньги тем, кто во время Гражданской войны в Испании сражался на стороне правительства. Это даёт повод Джону Коннору жёстко гнобить Оппенгеймера за связи с Компартией.

За связи с женщинами же Оппенгеймера должна гнобить уже собственная жена — Кэтрин "Китти" (Эмили Блант). В сцене из знакомство за стаканом вискаря Оппенгеймер через плечо будущей жены весьма недвусмысленно разглядывает проходящую мимо блондинку. Однако это не мешает персонажам красиво поцеловаться на фоне всё тех же пустынь после рассказа Китти о её нелёгкой судьбе. Она, кстати, тоже была членом Компартии, но когда Коннор стал гнобить и её, то она красиво загнобила самого Коннора.

Где-то между этими сценами Оппенгеймер и его студенты приходят к выводу, что реакция атомного распада может использоваться для создания бомбы.

Бомбуэ

Это сейчас он в музее, а в своё время этот самолётик познакомил жителей города Нагасаки с творчеством Роберта Оппенгеймера
Это сейчас он в музее, а в своё время этот самолётик познакомил жителей города Нагасаки с творчеством Роберта Оппенгеймера

Собственно начинается самая интересная часть фильма. В офис к Оппенгеймеру приходит куратор Манхэттенского проекта полковник, а впоследствии и генерал, Гровс (Мэтт Деймон) .

"Я полковник. Пойдём в Дом Офицеров. Там салют будет, пиво. Ты на белом коне и я на белом коне" - примерно так начал свой диалог с Оппенгеймером полковник Гровс
"Я полковник. Пойдём в Дом Офицеров. Там салют будет, пиво. Ты на белом коне и я на белом коне" - примерно так начал свой диалог с Оппенгеймером полковник Гровс

Хотя на самом деле нет. Вместе со своим крысоподобным то ли денщиком, то ли офицером по безопасности он явился к Оппенгеймеру, чтобы обсудить его участие в Манхэттенском проекте. В итоге после небольшой театральщины со стороны физика стороны приходят к согласию, что нужно возвести лабораторию в глуши Нью-Мексико, собрать там лучшие умы Америки и спокойно пилить бомбуэ.

Оппенгеймер собирает команду прямо-таки Мстителей. Не всех удаётся уговорить сразу, но в итоге команда собирается и работает. Как и в любом творческом коллективе возникают трения. Один чел постоянно талдычит, что надо работать над термоядерной бомбой. Тот самый спор между fusion и fission, упомянутый в начале. Остальные физики над ним шутят. У чувака пригорает и он хочет покинуть проект, но Оппенгеймеру удаётся убедить его остаться.

Куда более значительные трения по той же тематике, из которых и вырастает основной конфликт фильма, показаны, на мой взгляд, совсем мимоходом. Буквально одна сцена в ресторане, где возникает небольшой спор между Штрауссом и Оппенгеймером. Хотя я бы даже спором это не назвал. Оппенгеймер большую часть времени молчит с покер-фейсом. Штраусс пытается доказать, что нужно сосредоточиться на разработке термоядерного оружия ведь Советы, скорее всего, уже работают над этим (да эта сцена - флэшфорвард). Более того, Штраусс напоминает, что в лаборатории в Нью-Мексико завелась крыса, которая и слила СССР ядерные секреты. Оппенгеймер парирует, что бомбу в СССР сделали бы и без крысы, а термояд - фуфло. Мистер Нолан, are you fucking serious? Одна сценка в ресторане раскрывает весь конфликт фильма??? Пара фраз в процессе рабочей дискуссии? Не, я конечно знаю долбоёбов, которые начинали гадить своим коллегам из-за несогласия в подходах к проектам. Но... Впрочем, не буду забегать вперёд.

Так вот, в процессе Оппенгеймер пару раз отлучается из секретной лаборатории. Один раз по работе и один раз, чтобы тесно пообщаться с бывшей подружкой Джин. Она, как оказалось, очень тяжело пережила расставание. Этот момент потом весьма интересно вывернули в сцене с допросом. Джон Коннор принялся давить на Оппенгеймера, чтобы тот объяснил, почему тот встречался с коммунисткой в процессе работы над секретным проектам. Уж не крыса ли он?

В этот момент, в момент, когда твою личную жизнь изучают под микроскопом, Оппенгеймер очевидно должен был чувствовать себя полностью голым. Поэтому он, собственно, голый в этой сцене. Ему приходится признать, что к Джин он ехал не за коммунизмом, а за сиськами. Тут уже неприятный момент для Кэтрин. Перед её мысленным взором вращается сценка тесного взаимодействия её мужа с мировым коммунистическим движением. Блант хорошо передала смесь некоторого презрения с чувством по-настоящему расстроенной женщины. Сильная сцена.

Дальнейшую судьбу Джин я так и не понял. То ли убийство, то ли самоубийство. Там не очень понятно показано. Видимо, изложили обе версии и оставили на суд зрителю.

Впрочем, в фильме есть сцена, которая однозначно показывает, что Оппенгеймер - не крыса. Причём показана довольно рано, что, на мой взгляд, сломало фильму интригу. Ну, интригу для тех, кто не знаком с биографией Оппенгеймера.

В любом случае переходим к самой главной сцене фильма.

Да, да. К той самой
Да, да. К той самой

Саму сцену описывать смысла нет. Испытание "Тринити" воспроизвели с достойными уважения стремлением к достоверности и вниманием к деталям. Дополнительное уважение за то, что не применялся графен. Шикарная сцена. 10 из 10 просто.

Потом идёт несколько сцен подготовки к бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Но опять же как-то странно вышло. Вроде идёт тщательное обсуждение, куда сбросить бомбу. Но в сцене встречи с Оппенгеймера с президентом Трумэном показано, что тот даже названия этих городов выговаривает с трудом. Такое ощущение, что ему вообще было пофиг куда бомбой пулять. А когда Оппенгеймер не может сдержать эмоций от понимания ужаса произошедшего выдаёт фразу в духе "Соберись тряпка".

Усиливает этот эффект предыдущая сцена, где Оппенгеймер толкает речь после бомбардировки Хиросимы. Эта сцена, на мой взгляд, самая эпичная в фильме. Учёный говорит речь потому, что должен хоть что-то сказать. Он поздравляет потому, что должен поздравить с успешно проделанной работой. Но внутри, глубоко внутри, он понимает, какую страшную силу он выпустил в этот мир. И эту сцену Мёрфи отыграл на все 150 процентов. Мне хорошо запомнилось его лицо, его глубокое погружение в себя, его видения атомного армагеддона на фоне пляшущих, совокупляющихся и истерически визжащих американских поцреотов. Он понимает, что даровал этим самым поцреотам и их циничным лидерам силу испепелить этот мир. В момент испытания бомбы мизерная вероятность уничтожить планету не остановила его, но сейчас, в этой вопящей толпе он увидел настоящую возможность. Стремящуюся к единице.

Суд да дело

Впрочем, не всё так мрачно оказалось. В целом, хоть учёные и протестуют против бомбы и даже предлагают закрыть проект бомбы, тот же Оппенгеймер резонно замечает, что наличие такого страшного оружия остановит страшные войны. Единственное, что он пытается добиться, это чтобы оружие это оказалось в ответственных руках. Возможно, он понимает, что добиться этого не получится. И это становится причиной, по которой он противится термоядерному проекту.

И в этот момент на него накатали заяву в ФБР. Некий товарищ получил доступ к секретным документам и на их основе уличил Оппенгеймера в связах с коммунистами. Против Оппенгеймера начинает расследование комиссия по атомной энергетике и Сенат. Джон Коннор лезет из кожи вон, чтобы его посадить. И за всем этим стоит коварный ум... адмирала Штраусса! Серьёзно блять?!!

Вот такая у меня была реакция
Вот такая у меня была реакция

Более того, на такую реакцию, видимо, и был расчёт. Сначала идёт сцена где Китти заявляет это прямым текстом а прямо в следующей сцене камера пафосно наезжает на Штраусса, который передаёт секретные документы товарищу, который и накатал заяву.

Моё мнение такое. В хорошем триллере режиссёр и сценарист раскидывают небольшие зацепки, чтобы когда происходит "вот это поворот" зритель хлопал бы себя по лбу и говорил "Блин, как же я не догадался". Хороший пример - это "Очень страшное кино", где убийцей оказался Дуффи. Авторам в конце было достаточно немного раскрыть уже показанные сцены и всё. Паззл складывался. В "Оппенгеймере", как я уже сказал, никаких зацепок особо не было. Все одна сцена, да бубнёж Дауни-младшего на тему того, что "таковы правила игры в Вашингтоне". Это не драматический поворот в биографическом триллере, а какой-то топ-10 аниме предательств.

Вообще ничего не предвещало, вот серьёзно. Почему Штраусс так поступил? Хотел прикрыть свою жопу из-за того, что в период Маккартизма нанял человека, связанного (пусть и опосредованно) с Компартией? Был недоволен, что Оппенгеймер критиковал термоядерный проект? Да даже у пригоревшего физика была лучше мотивация топить Оппенгеймера, ведь в команде его стебали. Но этот физик лишь пешка Штраусса, который буквально в одной сцене имел типа конфликт с Оппенгеймером. Вот это меня прямо разочаровало.

Конечно, в итоге все получили по заслугам. Персонаж Реми Малека красиво обосрал антагониста во время слушаний в Сенате несмотря на то, что тот был на 100% уверен в успехе своих козней. Оппенгеймеру выдали награду, Штраусс не получил должность, которую хотел.

В итоге после просмотра фильма у меня остался лишь один вопрос

А в чём смысол-то?

Нет, правда? Что хотели в этом фильме показать-то? Причём здесь Прометей? Да, Оппенгеймер страдает из-за того, что принёс людям бомбуэ. Но страдания эти чисто моральные и за пределы личности Оппенгеймера не выходят. На бутылку его пытаются посадить не из-за бомбы, а потому что он чем-то не понравился могущественному бюрократу. По сути он просто работал над проектом с секретной информацией и имел связи с вероятным противником. Вот и всё. Никакой глубокой драмы за этим нет. Обычная история о том, как государственная машина мелет невиновного человека.

Другое дело, что человек неординарный. И вот это худо-бедно показали. Мёрфи отыграл с минимумом эмоций но очень круто. Остальные актёры тоже на мой взгляд справились отлично.

Монтаж мне не понравился. Какая-то мешанина из флэшбеков и флэшфорвардов. Видимо, решение сделать часть фильма чёрно-белым нужно, чтобы помочь зрителю не запутаться.

Картинка и спецэффекты, постановка сцен - да, ничего нового в кино не привносят. Всё это мы уже десятки раз видели в других фильмах. Но то, насколько всё профессионально и с каким вниманием к деталям сделано заслуживает уважения.

Вывод

В общем, кино у меня вызвало смешанные эмоции.

По сути это история о невиновном, которого завистники пытаются протащить через жернова системы и куда сценаристы пытаются протащить связь с атомной бомбой. Бомба тут на уровне вещдока в деле, и попытки сделать из неё нечто большее не работают.

Как биография фильм, думаю, хорош. Персонаж показан живо и интересно.

Итого имеем:

+ отличная актёрская игра и работа оператора

+ атмосфера

+ смогли без нудятины подать споры о физике

+ БОМБУЭ!

+ сиськи Флоренс Пью (если они и правда её)

- перебор с флэшбеками и флэшфорвардами из-за чего фильм превращается в калейдоскоп

- нелепый "вот это поворот" в сюжете - не надо так

- непонятно, что хотели сказать, но очевидно, что сказать что-то хотели

Как итог плюсы перевешивают минусы. Кино хорошее - смело рекомендую. Но больше одного раза лично смотреть не буду.

Спасибо за внимание!

Моё мнение о фильме Оппенгеймер
77
7 комментариев

Не могу читать иначе как «Открытый игрок».
З.Ы. В Японии фильм показывали?

1

Ёпрст, а ещё позже можно было выложить, чтобы точно никто не увидел?
Пока отложу в закладки, после просмотра прочитаю

Пока читал фильм посмотрел. Но, энивэй спасибо за обзор.

Эх,в сети пока только TS звук при ещё худшем изображении((
Ждём цифру

"И за всем этим стоит коварный ум... адмирала Штраусса! Серьёзно блять?!!"
Самое смешное, что в реальности всё так и было. Вотэтоповорот!))
"В "Оппенгеймере", как я уже сказал, никаких зацепок особо не было"
"Вообще ничего не предвещало, вот серьёзно. Почему Штраусс так поступил?"
Да что Вы говорите? Пренебрежительное отношение к предлагаемой Штрауссом должности с первых же минут фильма, называние "обычным продавцом обуви", публичное унижение "экспертного" мнения Штраусса по поводу экспорта изотопов, при всех политиканах, конфликт с ним по поводу создания водородной бомбы и попытки Оппенгеймера влияния на политику. Естественно, ничего в фильме это не было показано, и ничего не предвещало, да-да-да. И потом впрямую это всё не было озвучено в фильме текстом, угу.
"Никакой глубокой драмы за этим нет"
Хм, дальше не стал читать, это как надо смотреть кино, чтобы не в упор не видеть даже ярких эмоции Мёрфи в роли Оппенгеймера в каждый момент времени при всех выборах, стоящих перед ним в фильме: и во время создания, и сразу после применения, и по прошествии нескольких лет.
"Хороший пример - это "Очень страшное кино", где убийцей оказался Дуффи"
Спасибо, вопросов больше нет
" Фильм был просмотрен на языке оригинала"
Видимо, из копии интернетовской экранки был вырезан где-то час-полтор :D

Спасибо за более развёрнутый коммент!
"В реальности всё так и было" - да, именно так и было в реальности, но я всё же про кино говорю, а не про реальность.
По поводу сцены, где Штраусс показывает Оппенгеймеру кабинет - ну да, там Оппенгеймер выпендривается, согласен. Примерно как в диалоге с Гровсом. Ну допустим, эту сцену можно считать зацепкой. Хотя когда они на выходе обсуждали как удобно Оппенгеймеру будет добираться до работы, вроде Штраусс не выглядел расстроенным.
По поводу сцены в ресторане - ну там было спокойное обсуждение деловых вопросов. Какого-то прям активного участия со стороны Оппенгеймера в обсуждении я не заметил. Там больше Штраусс бухтел. Прямо что конфликта я не заметил. Именно в игре актёров, наверное. Мёрфи, на мой взгляд, сидел там с таким себе покер-фейсом. Дауни да, был более активным. Видео было, что то, что он говорил было ему важно. Но для меня эта сцена не так ярко раскрывала конфликт, как, скажем, сцена с недовольным сторонником синтеза. В любом случае сцену в ресторане я указал как пример конфликта между Штрауссом и Оппенгеймером.
По поводу "вот это поворот". Это даже не моё мнение. Это Нолан так построил сцену. Сначала Китти говорит, что за всем стоит Штраусс, а затем камера делает драматичный разворот именно на Штраусса. Как правило, такой приём и используется в сцене, когда нужно показать "это поворот".
Мёрфи довольно часто играл с покер-фейсом в фильме. Но на мой взгляд это стиль актёра, так как в паре сцен он в этот фейс умел классно вплести эмоцию.
Дауни бубнит себе под нос в независимости от качества видеопотока)))
И да, "Очень Страшное Кино" - хороший фильм с интересным твистом. Не понял, что с ним не так по Вашему мнению