Основание (Foundation). Сезоны 1-2. Вкратце и без спойлеров

На днях завершился второй сезон сериала "Основание", и он чертяга хорош.

Дисклеймер: я (пока) не читал первоисточник (нет, не потому что необразованное быдло, просто слишком много книг, а читать быстро по диагонали не умею).

Посему отзыв на сериал - исключительно как на самостоятельное произведение.

Основание (Foundation). Сезоны 1-2. Вкратце и без спойлеров

Первый сезон - это, скорее, проба пера, что особенно заметно после второго. У него рваный темп. Он одновременно растянут по времени событий, но ощущается сумбурным. Он долго раскачивается. Между сериями, а иногда и между сценами, могут проходить годы. Или десятки лет. Из-за чего вроде бы следишь за общей конвой повествования, но оно чувствуется рваным. Как раз потому что скачки по времени такие неравномерные.

Повторюсь, я не знаком с первоисточником, но складывается ощущение, что сценаристы пробовали примерять разные концепты и подходы к задумке Азимова. Знаю, что линия Клеона - придумана, план Селдона - очень вольно интерпретирует оригинал, многие персонажи придуманы, какие-то "пересобраны" с нуля. И так далее, и тому подобное.

Сам сериал скачет то в одну сторону, то в другую. Три основных сюжетных линии очень разнородны: план Селдона по Основанию через призму Гаал, развитие Клеона как бесконечного потока клонов, и непосредственно первый кризис Основания после его, гхм, основания. Они разнятся по духу, атмосфере, стилистике, и слабо связаны.

Однако все равно сезон я посмотрел с интересом, а выхода последних серий прям ждал. Во-первых, конечно, даже самые лютые противники экранизации отмечают, как хорош Ли Пейс, да и вся линия с Клеоном в лице Рассвета, Дня и Заката (иронично, как самой сильной частью сериала стала самая далекая от оригинала сюжетка). Особенно арка с паломничеством. Во-вторых, пусть от оригинала и осталась только задумка в виде предсказанного падения Галактической Империи, задумка эта в своем основании (хе-хе) очень мощная. Концепция хитрого плана, внутри которого планы, в которых свои планы - работает всегда, ведь в ее корне всегда интрига: "Какой еще козырь у героев в рукаве?". Наконец, сам мир получился самобытным, с запоминающимся дизайном костюмов, кораблей, техники в целом. У сериала есть свое лицо.

По итогу первый сезон оставил впечатление: ну норм из 10, с проблесками "хм, а вот это было хорошо".

Хорош я или хорош?
Хорош я или хорош?

После первого сезона авторы взяли перерыв, переварили обратную связь, отсеяли зерна от плевел (читай: хейта), и выдали хорошее продолжение, где видна работа над ошибками.

Второй сезон ощущается куда более связным. В нем снова несколько сюжетных линий. Но, в отличие от первого сезона, где из одной точки ветви разъезжались и росли практически независимо, продолжение берет несколько параллельных линий и со временем их переплетает. Не все они заканчиваются прям в синергии, но оказывают влияние друг на друга.

Гаал и Сальвор при этом словно специально чуть отстранили от основной движухи, как наименее любимых зрителями героев (мягко говорят, при всей лояльности к первому сезону, они и меня раздражали), и пытались выправить отдельно. И, на мой взгляд, это даже получилось. Гаал стала бесить чуть меньше, а Сальвор даже вызывает небольшую симпатию своей адекватностью. При этом их дуэт хорошо балансирует Сэлдон.

Да, когда у вас в касте Джаред Харрис, всеми правдами и неправдами будешь оставлять его в сюжете. Получилось несколько роялисто, но бонусов от такого хода больше. По сравнению с первым сезоном ему даже накинули экранного времени.

Разумеется, один из главных фокусов сериала - Клеон. Рассвет, День и Закат снова в своем порочном круге, и эта же ветка несет один из главных смыслов второго сезона - попытка силой насадить изменения, ради того чтобы они просто произошли, и словно кому-то назло, а не для себя во благо, вряд ли хорошо закончится. В рамках этой истории замечательно раскрылась и Демерзель. Она, как по мне, вообще главная звезда второго сезона.

Второй сезон, к тому же, лучше выглядит: экшен сцены богаче, миров больше и они разнообразнее. В повествовании четкий фокус и бодрый ритм. Сценаристы развивают и раскрывают всех персонажей, у каждого главного героя есть своя арка. Им сопереживаешь, а финал пробивает на эмоции.

З.Ы. Да, тут есть нетрадиционное для двух мужиков поведение, есть женщины, не подходящие под стандарты красоты с сайтов для взрослых, и, конечно же, люди с разным цветом кожи. Кого при таком хватает "приступ повестки" - не мучайте себя, идите с миром.

З.З.Ы. Да прочитаю я оригинал, прочитаю. В оригинале!

Основание (Foundation). Сезоны 1-2. Вкратце и без спойлеров
3434
119 комментариев

Одно из самых сильных разочарований за последнее десятилетие. До чего я люблю книги, до такой же степени я зол на этот сериал. Потому что он сначала показал охеренную картинку, а потом просто уничтожил всё абсолютно дебильнейшим переиначиванием сюжета.

Да, линия императора — это единственное достойное, что там есть. Она офигенная, и она целиком выдумана авторами сериала. Совершенно непонятно, почему авторы просто не сделали сериал про императора, а вместо этого сняли якобы основанное на книгах Азимова произведение и взяли имена героев, создав, таким образом, много ложных ожиданий.

В оригинале хитрый дипломат Сальвар Хардин с помощью практически одних только диалогов вытаскивает всю планету из кризиса. В сериале Сальвар это чернокожая девушка, с которой происходят странные магические вещи из-за того, что она рождена особенной.

В оригинале Демерзель это серый кардинал, направляющий развитие всего человечества. В сериале это девушка, которую император трахает (даром что сохранили факт её/его сущности, не буду спойлерить).

В оригинале Гари Селдон это умный, но добрый и человечный математик, осторожно постигающий ужасающую мощь собственной теории (книги "Прелюдия к Основанию" и дальше). В сериале это истеричный псих с какими-то невнятными магическими фокусами, который не раскрыт совершенно ни с какой стороны.

Азимов описывает холодную стальную неумолимость планеты, скрытой под куполами, предельно поляризованное общество с кучей суеверий и условностей, политические и экономические процессы в галактике на десятки миллионов миров. Повествование практически целиком построено на диалогах, второстепенные герои интересные и глубокие, нет ни абсурда, ни роялей в кустах. Сериал это просто какое-то издевательство, набор несвязанных сцен, который почему-то назвали сюжетом, и где просто заимствовали имена из великого произведения классика.

34
Ответить

Да это ожидаемо. Практически никто не будет дорого экранизировать научную фантастику близко к первоисточнику - мало кто это будет смотреть.
Историю переделывают (по мотивам), чтобы она была доступна и интересна современному зрителю.
Спасибо что хоть так, потому что научная фантастика сейчас не самый популярный жанр.

Ответить

Справедливости ради, оба приквела к Основанию целиком и полностью состоят из роялей в кустах.

1
Ответить

Когда-то, Азимова ругали за то, что "Основание" - это "История упадка и разрушения Римской империи" Гиббона, перенесенная в космос...
Ну что же, критики должны торжествовать, т.к. то что получилось у одной плодовоягодной компании - это не история падения римской империи, это сказки для снежинок. Я бы поискал не связаны ли генеалогически те критики Азимова и "сценаристы" этого недосериала.
Ну а без основной идеи Азимова о 3 законах робототехники, этот сериал вообще не имеет права хоть как-то ссылаться на Азимова.

1
Ответить

За редкими исключениями все очень плохо. Сценарная импотенция прикрывается всемогущими квантовыми технологиями с бородатым бессмертным богом-ученым.

Читай книги.

22
Ответить

Я готов поверить в силу, пронизывающую все сущее во вселенной. А уж во всемогущие квантовые технологии - и подавно)

4
Ответить

Книгу не читал, но второй сезон очень положительные впечатления оставил, особенно 9я серия.

4
Ответить